Платежная система как инструмент повышения эффективности сбытовой деятельности электронного магазина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 04:53, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является количественная оценка влияния введения оплаты с помощью платежных систем на эффективность сбытовой деятельности электронного магазина. Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Определить понятия электронной коммерции и электронного магазина.
Определить понятия платежных систем, платежных систем в сети Интернет.
Определить состояние электронной коммерции в России в настоящее время и состояние платежных систем.
Разъяснить теоретические несоответствия в терминологии платежных систем.
Выявить спектр тендеций в секторе электронной торговли.
Определить основные направления развития для Интернет-магазинов
Рассмотреть показатели эффективности сбытовой деятельности электронного магазина.
Выявить взаимосвязи между внедрением электронных способов оплаты и эффективностью сбытовой деятельности электронного магазина.
Оценить эффективность деятельности электронного магазина.
Выявить проблемы и недостатки деятельности электронного магазина.
Рассмотреть возможность увеличения эффективности сбытовой деятельности с помощью внедрения новых способов оплаты.
Найти пути улучшения эффективности сбытовой деятельности электронного магазина.

Вложенные файлы: 1 файл

dplm.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

Электронный магазин  позволяет покупателю:

    • совершить сделку купли-продажи в любое удобное время,
    • выбрать товар по каталогу и заказать его on-line,
    • произвести оплату одним из доступных в данный момент способов,
    • получить подтверждение о размещении заказа на свою электронную почту,
    • постоянно отслеживать состояние размещенного заказа.

1.3 Классификация электронных  магазинов

В зависимости от предлагаемой номенклатуры товаров электронные  магазины делятся на:

    • узкоспециализированные, осуществляющие продажи лишь подгруппы некоторой товарной группы (например, мужские пальто, mp3-файлы российских исполнителей и т. д.),
    • специализированные, имеющие в своем ассортименте лишь товары одной товарной группы (например, мебель, косметику и т. д.),
    • комбинированные, предлагающие к продаже родственные группы товаров (например, музыкальные инструменты и аппаратуру и т. д.),
    • универсальные, продающие товары различных групп.

Среди электронных магазинов  выделяют следующие три типа в  зависимости от уровня применяемых  технологий  и выполняемых функций:

    • электронную витрину,
    • автоматизированный магазин,
    • торговую интернет-систему.

Электронная витрина  – специализированный сайт, содержащий подробную информацию о продающихся  товарах и предлагающий разместить заказ, который затем поступает  в офис компании по электронной почте. При этом организация обеспечивает гарантии поставки товара, связывается с потребителем, разместившим заказ, осуществляет необходимые платежи традиционным способом, без использования Интернета. Основным элементом электронной витрины является электронный каталог, структурированный различными способами.

Электронный каталог  существенно отличается от традиционного  физического каталога. Электронный  каталог также выполняет функции  навигации по магазину. Каталог электронного магазина должен содержать полную информацию о потребительских свойствах каждого из представленных в магазине товаров. Покупателями приветствуется использование технологий 3D, позволяющих осмотреть товар со всех сторон, вращая посредством манипулятора «мышь» его виртуальную объемную модель.

Однако, покупателю неудобен данный вид электронного магазина, поскольку его использование предполагает совершение ряда дополнительных действий, выходящих за пределы электронной коммерции.

В отличие от электронной  витрины, автоматизированный магазин  взаимодействует с различными базами данных, не ограничиваясь простой поставкой информации о товаре. Автоматизированный магазин предполагает регистрацию покупателя и автоматическую передачу информации о заказе в торговую систему. После регистрации каждый покупатель автоматически получает электронную корзину, являющуюся электронным аналогом корзины, используемой в супермаркетах. Каждый товар, который покупатель намерен приобрести, может быть добавлен в электронную корзину. Покупатель может изменять количество каждого из добавленных в электронную корзину товаров, удалять и добавлять некоторые товары, а также изменять некоторые дополнительные параметры (например, размер вещи или цвет ноутбука). Также корзина содержит список добавленных в неё товаров, информация из которого используется для оформления заказа, включающего в себя также выбор способов оплаты и доставки.

Также, для того, чтобы  деятельность автоматизированного  магазина была эффективной необходимо введение системы поиска товара по ключевым словам и названиям, а также  системы предоставления интерактивной помощи покупателю.

Также, любой интернет-магазин  обязан обеспечивать безопасность личной информации покупателя, сообщаемой при  регистрации или при оформлении заказа.

Торговая интернет-система  представляет собой интегрированную  систему, сочетающую как электронную коммерцию, так и традиционную и предполагающую полную и автоматическую синхронизацию между ними.

В данной работе преимущественно  речь идет о последних двух типах  электронных магазинов, соответственно, более сложных организационно, однако, именно к этим типам магазинов в большей степени применима электронная оплата товара.

1.4 Преимущества и недостатки  электронных магазинов

Интернет-торговля обладает рядом преимуществ и недостатков  как для продавца, так и для  покупателя.

Покупатели в сети Интернет имеют возможность сэкономить огромное количество времени – всего один поисковый запрос может успешно заменить многочасовые перемещения по традиционным магазинам, которые вполне могут оказаться бесплодными. Следующим преимуществом является факт возможности круглосуточного совершения покупки. Также необходимо отметить возможность сделать заказ из любой точки мира (вполне естественно, что в расчет не берутся страны с высоким уровнем интернет-цензуры или закрытой экономикой, такие, например, как КНДР). И, наконец, удобство совершения покупки, а также сравнения цен и возможных альтернатив.

Круглосуточный режим  работы является также существенным преимуществом и для продавца, так как большее время работы привлекает большее число потребителей, оставляя издержки на прежнем уровне, что недостижимо в традиционной коммерции. Вообще, при использовании электронной коммерции существенно снижаются издержки (преимущественно за счет снижения затрат на аренду торговых помещений, наружную рекламу, охрану и персонал). Дополнительным преимуществом является возможность дифференцирования потребителей и персонализации обслуживания. И, самое главное, возможность постоянного расширения бизнеса путем распространения деятельности на новые рынки, сочетающееся с высокой гибкостью бизнеса позволяет интернет-магазину неограниченно расширять своё влияние.

Однако, существуют и  недостатки интернет-магазинов, прежде всего они связаны со сложностью организации процесса доставки, где  интернет-магазину приходится во многом зависеть от третьих лиц (в случае почтовых доставок) или от человеческого фактора (в случае курьерской доставки). Если во время транспортировки товар будет поврежден или курьер окажется преступником или сам будет ограблен, электронный магазин не только понесет денежные издержки, но и получит удар по своей репутации и, возможно, потеряет не одного клиента. Следующим недостаком является тот факт, что очень часто покупка в сети Интернет является плодом  не осознанного выбора, а сиюминутного желания, ввиду чего в электронной коммерции достаточно высок процент отказов от покупки. Также, существенен фактор невозможности реального осязания товара. Несмотря на применение 3D-технологий, позволяющих виртуально вращать товар, клиент не может повертеть его в руках.

Однако многие покупатели сначала выбирают товар в реальном магазине, а затем покупают в интернет-магазине по более низкой цене. Особенно часто это происходит при покупке таких товаров как электроника и одежда. Но также встречаются и обратные случаи. Согласно данным исследовательского центра ROMIR, полученным в результате опроса посетителей российских электронных магазинов, в 2011-м г. лишь 70% посетителей электронных магазинов совершили в них покупки, прочие же 30% используют интернет-магазины лишь как информационный ресурс, а затем совершают покупки в реальных магазинах. Однако, доля подобных посетителей снижается – в 2010-м г. их доля составляла 38%.

Вообще же, по данным того же опроса, 90% покупателей намерены и в дальнейшем пользоваться услугами электронных  магазинов. Лишь 10% опрошенных ответили отрицательно либо затруднились дать ответ. Данные опроса представлены на рисунке 1.

Для сравнения, в 2008-м г. отрицательно ответили 12% граждан, то есть их число  за прошедший год уменьшилось  втрое, что позволяет сделать вывод о том, что в ближайшие годы электронная коммерция будет занимать все большее место в отношениях между продавцами и покупателями. Этому также в большой степени должен поспособствовать лавинообразный рост числа пользователей Интернета.

Рис. 1 Желание покупателей  электронных магазинов совершать  в дальнейшем покупки в интернете 

Вообще же, согласно оценкам  специалистов, рост сетевой экономики подчиняется экспоненциальному закону, в то время как рост традиционной – линейному.

 

Глава 2. Платежные системы в  сети Интернет

 

2.1 Определение и классификация платежных систем

Как и у многих понятий, связанных  с Интернетом, у платежных систем отсутствует общепринятое научное определение, об этом ведутся дискуссии, однако, к определенным результатам они не привели. Сейчас значительная часть людей воспринимает платежные системы и их признаки на интуитивном уровне, в связи с чем возникает путаница и подмена понятий. Часто под платежными системами понимаются просто «электронные деньги» - в нашей стране, например, Яндекс.Деньги, Web Money. Нередко под определение платежных систем попадают также банковские карты, системы, позволяющие оплатить товары и услуги с помощью перечисления денежных средств со счета мобильного телефона и даже терминалы оплаты. Совершенно очевидно, что все эти явления в целом являются родственными друг другу и вместе их можно объединить как «новые способы оплаты» поскольку появились они сравнительно недавно и лишь с развитием коммуникационных технологий. Однако, также совершенно очевидно, что каждый из новых способов оплаты обладает различными характеристиками и не все они попадают под понятие платежных систем. Соответственно совершенно необходимо введение понятия «платежная система», определение некоторых рамок данного понятия и наличие классификации внутри самого определения.

Итак, среди множества  просмотрены мною определений платежных  систем наиболее часто втречается , что не маловажно, кажется мне наиболее правильным, следующее, данное И. Успенским:  платежная система в Интернете — это система проведения расчетов между финансовыми, коммерческими организациями и пользователями в процессе покупки/продажи товаров и услуг через Интернет. Данное определение обладает несколькими преимуществами. Во-первых, оно более близко к теме нашей работы, поскольку в работе рассматривается работа электронного магазина и, следовательно, в рамках рассмотрения темы необходимо ограничиться только платежными системами, с помощью которых можно осуществлять платежи, доступные для получения электронными магазинами. Вторым преимуществом является возможность введения уточняющей классификации платежных систем. Соответственно необходимо указать на тот факт, что электронные деньги не тождественны платежным системам в Интернете. Электронные деньги являются лишь одним из видов платежных систем, что мы и увидим в классификации платежных систем Интернета.

Итак, платежные системы в Интернете по своей природе делатся на:

  • кредитные,
  • дебетовые.

Первый тип платежных  систем, кредитные платежные системы, связан с Интернет-банкингом. Кредитные  платежные системы, по своей сути, представляют собой системы управления своим банковским счетом через сеть Интернет. Сами системы делятся на собственно системы Интернет-банкинга и на системы управления кредитной картой через Интернет, что будет рассмотрено более подробно в следующем параграфе настоящей главы.

Дебетовые системы делятся  на электронные чеки и электронные  деньги. Электронные чеки мало распространены в России и, конечно, основной акцент при рассмотрении дебетовых систем будет сделан на электронных деньгах, однако, опять же, в соответствующем параграфе.

 

2.2 Показатели использования  новых способов оплаты

Теперь, устранив путаницу в определениях, рассмотрим основные показатели использования, популярности и известности среди населения России новых способов оплаты. Здесь нам помогут данные исследования агенства ТНС, выполненного по заказу платежной системы Яндекс.Деньги. По данным исследования ТНС, самым известным из этих способов оплаты предсказуемо становятся терминалы оплаты, которые обычно бывают установлены в торговых зонах и местах большого скопления людей. О возможности оплаты услуг с помощью терминалов знают 93% россиян. Электронные деньги удерживают второе место: о них знают 88% процентов россиян, что даже на 3% больше знания о банковских картах. О возможностях приема платежей через СМС и Интернет-банкинге знают 79% и 78% россиян соответственно.

Однако несколько иная ситуация складывается когда речь заходит об использовании современных способов оплаты. Наиболее востребованы здесь опять же офлайн-терминалы – их услугами пользуются 78% россиян, что достаточно близко к количеству россиян, которые знают о возможности оплаты таким образом.

Далее, однако, идет серьезный  разрыв между знанием и использованием – на втором месте по частоте  использования расположились банковские карты – ими пользуются 35% россиян. Электронными деньгами пользуются 27 % россиян. 22% оплачивали услуги посредством СМС и 17% использовали Интернет-банкинг.

Следует заметить, что  электронные деньги являются более  известным способом оплаты нежели банковские карты, однако, менее используемым. Очевидно, что при определенной привлекательности  этого способа оплаты россияне имеют некие барьеры, не дающие им часто пользоваться данным способом. Встает вопрос – какие же именно? Ответ можно увидеть на рисунке ниже:

Информация о работе Платежная система как инструмент повышения эффективности сбытовой деятельности электронного магазина