Поведение фирмы в условиях конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 15:05, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Конкуренция - это тип структуры рынка, обусловленный количеством независимо действующих на нём экономических агентов. К наиболее важным критериям выделения разных видов конкуренции относят:
1) степень концентрации продавцов (покупателей) в отрасли;
2) степень дифференциации продукта;
3) степень вхождения новых производителей в отрасль;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СПРОС И ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ 5
1.1 Понятие спроса и эластичности спроса 5
1.2 Практическое применение спроса и эластичности спроса по цене 7
2 ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА 10
2.1 Основные понятия издержек производства 10
2.2 Расчет издержек производства 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14

Вложенные файлы: 1 файл

Микроэкономика_7.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

 

Негосударственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

МОСКОВСКАЯ  АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

при Правительстве  Москвы

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

 

Дисциплина: Микроэкономика

 

 

Тема: Поведение фирмы в условиях конкуренции

 

 

 

Выполнил:

 

Специальность: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

 

Группа: 

 

Зачетная книжка

 

Проверил – 

 

Дата:  «   » _____________  2012 г.

 

Оценка:  _________________

 

 

 

 

2012 г


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее  время ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Конкуренция - это тип структуры рынка, обусловленный количеством независимо действующих на нём экономических агентов. К наиболее важным критериям выделения разных видов конкуренции относят:

1) степень концентрации  продавцов (покупателей) в отрасли;

2) степень дифференциации продукта;

3) степень вхождения новых производителей в отрасль;

4) степень влияния  отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену.

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы определить поведение фирмы в условиях совершенной  и несовершенной конкуренции. Для  достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. определить спрос и эластичность спроса по цене;
  2. рассчитать издержки производства;
  3. сделать выводы по проделанной работе.

На любом рынке субъект действует в соответствии с правилами этого рынка. Они в свою очередь зависят от таких факторов, как количество участников, наличие барьеров входа и выхода с этого рынка, степени влиятельности каждого из субъектов на весь рынок, их доли рынка. Это и определяет условную принадлежность рынка к одному из видов.

Различают два основных вида конкуренции - совершенную и  несовершенную. Совершенная конкуренция представляет собой рынок, на котором работает большое количество фирм, производящих приблизительно схожие товары, и продающие их по приблизительно одинаковой цене. В свою очередь рынок несовершенной конкуренции включает несколько вариантов, при которых конкуренция ограничена теми или иными факторами: при монополии существует лишь один крупный производитель, продающий свои товары по сравнительно высоким ценам, причём вход на рынок и выход из него практически не возможен; при олигополии существует несколько сравнительно крупных производителей, которые часто пребывают в сговоре, из-за чего барьеры входа достаточно высоки и т.п.

Совершенная конкуренция преобладает на большинстве рынков, и является наиболее желательной для государства, стремящегося обеспечить рыночные принципы ведения хозяйствования, и меньше вмешиваться в деятельность фирм, как это необходимо при несовершенной конкуренции, в особенности для монополии.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух основных разделов, которые представлены изложением теоретической части и результатами решения некоторых практических задач, заключения и списка использованных источников. Общий объём работы составляет 28 страниц, в том числе 9 рисунков.  Основной текст изложен на 22 станицах. Список использованных источников состоит из 3 наименований.

 

1 СПРОС И ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ

1.1 Понятие спроса и  эластичности спроса

 

Спрос – это желание  и платежеспособность потребителей приобретать товары на рынке. Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам, Цена спроса – максимальная цена, по которой потребитель готов купить данную продукцию. Линия спроса имеет отрицательный наклон, т.к. соблюдается закон спроса: чем выше цена товара, тем в меньшем объеме его желают приобрести.

Эластичность спроса по цене – это изменение объема спроса в результате одного процентного  изменения цены товара.

Из закона спроса мы знаем, что между ценой данного товара и объемом спроса обычно существует обратная зависимость, то есть при увеличении цены количество товара, которое потребители хотят и могут купить, сокращается, и наоборот. Следовательно, прямая эластичность спроса обычно отрицательна: . Обычно производят сравнение коэффициентов ценовой эластичности спроса по абсолютной величине.

В зависимости от степени эластичности выделяют следующие типы ценовой  эластичности спроса:

1) Неэластичный спрос – коэффициент эластичности , то есть,  темп изменения цены будет больше темпа изменения объема спроса. Покупатели слабо реагируют на изменение цены товара.

2) Эластичный спрос – коэффициент эластичности то есть, темп изменения объема спроса больше темпа изменения цены,  потребители чутко реагируют на изменение цены товара.

3) Спрос единичной эластичности – коэффициент эластичности , то есть объем спроса на товар изменяется в той же пропорции, что и цена этого товара.

Кроме этого рассматривают  еще два крайних случая.

4) Абсолютно неэластичный спрос, когда В этом случае изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции,  и покупатели согласны купить товар или услугу по любой возможной цене. Кривая абсолютно неэластичного спроса вертикальна.  На практике не существует кривых спроса абсолютно неэластичных для всех цен.

5) Абсолютно эластичный спрос.  Кривая абсолютно эластичного спроса горизонтальная линия. Такой тип эластичности практически не встречается в реальной жизни. Этот случай возможен при наличии на рынке совершенной конкуренции, т.е. идеальных рыночных условий.

По способу расчетов эластичности спроса по цене различают точечную и дуговую эластичность.

 

Эта формула применяется  при незначительных изменениях (до 10%) объема спроса и цены. Точечный коэффициент  обычно применяют в случаях вычисления эластичности в определенной точке  или некоторой окрестности точки. Именно об этом свидетельствует и  его название. Если необходимо вычислить коэффициент в определенной точке, то это означает, что изменение аргумента практически отсутствовало.

Если известна цена и объем спроса для двух точек, а вид кривой спроса неизвестен, то чаще применяют для расчета дуговую эластичность:


Формулу дуговой эластичности можно применять независимо от того на сколько процентов меняется значение функции и аргумент.

 

1.2 Практическое применение спроса  и эластичности спроса по цене

 

Рассмотрим некую фирму, для которой задана следующая функция спроса: Для данной функции найдем цену для каждого объема спроса и ценовую эластичность спроса.

Из функции спроса выразим значение цены:

.

Объем спроса по условию  изменяется в диапазоне от 1 до 12 тыс. единиц. Найдем значения цены для каждого значения спроса. Для этого подставим в функцию значение спроса.

Для

Для определения ценовой  эластичности спроса по цене будем  использовать формулу для дуговой эластичности

Полученные данные занесем  в таблицу 1.

Таблица 1 – Определение  показателей спроса

Объем спроса,

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Цена,

18,00

15,52

13,22

11,11

9,18

7,44

5,88

4,50

3,31

2,30

1,47

0,83

Середина интервала

 

1,5

2,5

3,5

4,5

5,5

6,5

7,5

8,5

9,5

10,5

11,5

Ценовая эластичность,

 

4,51

2,50

1,65

1,17

0,87

0,66

0,50

0,38

0,29

0,22

0,16


 

Из результатов вычисления видим, что спрос эластичный (спрос изменяется гораздо более высокими темпами, чем цена), когда объем продукции равен от 1 до 5тыс. единиц. При спросе от 6 тыс. единиц видим, что спрос не является эластичным, т.е. изменяется меньшими темпами, чем цена.

На основании полученных результатов построим график функции спроса и функции дуговой эластичности. Согласно законам спроса линия имеет отрицательный наклон, что мы и видим на рисунке 1. Для построения функции дуговой эластичности на оси абсцисс откладывали середины интервалов спроса.

Рисунок 1 – График функции  спроса

Рисунок 2 – График функции дуговой эластичности

 

На основании построенных  графиков можем найти равновесную  цену для заданного показателя эластичности. В данном случае необходимо найти  равновесную цену для . Для этого на графике функции дуговой эластичности по оси ординат найти значение 1,6 и параллельно оси абсцисс провести прямую до пересечения с графиком. В точке пересечения опустить перпендикуляр к оси и получим значение спроса при заданной эластичности ( ). Далее на графике функции спроса по оси абсцисс находим значение и проводим перпендикулярную прямую до пересечения с графиком. От точки пересечения, параллельно оси абсцисс, до оси ординат протягиваем прямую – эта точка и будет значением равновесной цены ( ).

Также можем найти  равновесную цену аналитически. Для  этого используем формулу эластичности в точке  , где – это значение производной функции спроса. Для данной функции производная будет равна . Т.к. по условию , то получаем следующее уравнение, из которого и найдем равновесную цену.

Таким образом, мы рассмотрели вопрос о спросе и эластичности спроса по цене. В результате выполненных заданий мы определили, что спрос эластичен при объеме продукции от 1 до 5 тыс. единиц. Равновесная цена для показателя эластичности равна .

 

2 ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА

2.1 Основные понятия  издержек производства

 

Издержки производства представляют собой расходы на производство, которые должны понести организаторы предприятия с целью создания товаров и последующего получения прибыли в течение определенного периода времени. В стоимости единицы товара, издержки производства составляют одну из двух ее частей. Издержки производства меньше стоимости товара на величину прибыли.

Различают следующие  виды издержек:

Постоянные — это  издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с изменением объема производства. К постоянным относятся издержки, связанные с использованием зданий и сооружений, машин и производственного оборудования, арендой, капитальным ремонтом, а также административные расходы.

Прямая постоянных издержек, представляющая линию, параллельную оси  абсцисс. Она обычно обозначается . Поскольку с увеличением объема производства растет общая выручка, то средние постоянные издержки представляют собой все меньшую и меньшую величину, приходящуюся на единицу изделий.

Средние постоянные издержки обозначаются .

,

где — общие постоянные издержки;

 — объем производства продукции.

Переменные — это  издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или  уменьшения объема производства. К  переменным издержкам относятся  затраты на сырье, электроэнергию, вспомогательные  материалы, оплату труда. Они обозначаются . В отличие от постоянных издержек, величина которых не зависит от изменения производства, переменные издержки увеличиваются или уменьшаются пропорционально выпуску продукции. В начальный период организации производства переменные издержки растут более быстрыми темпами, чем произведенная продукция. По мере достижения оптимальных размеров производства (в точке ) происходит относительная экономия переменных издержек. Однако дальнейшее расширение производства приводит к новому росту переменных издержек, когда увеличение выпуска требует более быстрого роста издержек по сравнению с ростом производства.

Средние переменные издержки определяются путем деления переменных издержек на объем продукции:

,

где — общие переменные издержки;

 — объем производства продукции.

Точка минимума соответствует  технологически оптимальному размеру  предприятия.

Понятие средних переменных издержек необходимо для определения эффективности хозяйствования фирмы, положения равновесия и определения ближайших перспектив развития — расширения, сокращения производства или ухода из отрасли. Разграничение постоянных и переменных издержек имеет большое значение для анализа процесса производства и поведения фирмы в условиях разных рыночных структур.

Общие издержки — совокупность постоянных и переменных издержек фирмы  в связи с производством продукции  в краткосрочный период. Они обозначаются .

Информация о работе Поведение фирмы в условиях конкуренции