Повышение эффективности мясного скотоводства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 11:05, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Эффективное развитие сельского хозяйства предполагает удовлетворение потребности населения в собственных продуктах питания. Однако, производство продукции сельского хозяйства не соответствует необходимым требованиям сложившегося уровня потребности, не говоря уже о научно-обоснованных нормах питания. Особенно это относится к продукции животноводства, в частности, к обеспеченности населения мясом и мясопродуктами.

Вложенные файлы: 1 файл

Калинина повыш эф скотоводства.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

114742 

89773 

78,2 

Прибыль (убыток) от продажи мяса КРС, тыс. руб. 

-1512 

8263 

+9775 

Уровень рентабельности (убыточности) мяса КРС, % 

-1,3 

8,4 

+9,7 п. 
 

  

Из анализа данных таблицы 4 и других материалов хозяйства следует, что размер прямых затрат в 2008г. увеличился на 10% в результате подорожания ветеринарных средств и других медикаментов на 74%, значительно возросли затраты на запчасти, на стройматериалы и водоснабжение. Валовой прирост мяса уменьшился за счет сокращения поголовья животных на 30%. Себестоимость производства 1кг говядины увеличилась на 33% и составила в 2008г – 72,1 руб., в то время как в среднем по Московской области этот показатель в 2007 году был 102,14 руб. 

В 2007 году производство мяса КРС принесло убыток в размере 1512 тыс. руб., но уже в 2008 году ОАО  «Совхоз им. Кирова» сработало  с прибылью, уровень рентабельности составил 8,4%. Организация реализовала  мясо в меньшем количестве по сравнению  с 2007 годом, но по более высоким ценам. 

Важнейшей проблемой  в развитии животноводства является обеспеченность скота в кормах. Потребность  в кормах можно определить на основе рационов кормления скота. Основными  видами кормов в совхозе являются концентрированные и грубые корма. Так же в рацион кормления ежедневно добавляется соль и мел из расчета 40г на голову скота. Бычкам и телкам 2008года рождения в рацион кормления входит по 6 кг молока. Выбракованным коровам на откорме кроме концентратов, силоса и сенажа дают свекловичную патоку и жом (1,5 – 2,0 кг). Такие рационы кормления позволяют получать высокие приросты животных, при относительно невысокой стоимости кормов. 

В целом по совхозу  в 2008г. по дойному стаду было скормлено  на одну условную голову КРС 33,7ц кормовых единиц, что в расчете на 1кг молока составило 0,8 кормовых единиц (к.ед.), в т.ч. 0,36 к.ед. концентратов. Себестоимость 1кг молока составляла 9,74 руб., при надое на 1 фуражную корову 7665кг молока. 

При откорме скота  израсходовано 208638 к.ед., из них концентраты составили 54,6%, грубые корма – 19,2% и сочные – 24,6%. На 1кг прироста было израсходовано 8,0 к.ед. 

Для эффективной  работы в мясном скотоводстве необходимы следующие условия: 

- наличие кормовых  угодий, особенно пастбищ, обеспечивающих  скот дешевыми кормами во все сезоны года; 

- использование обоснованных  технологий производства мяса  КРС, учитывающих его продуктивные  особенности, природно-климатические  условия зон размещения; 

- увеличение маточного  поголовья; 

- создание племенной  базы; 

- оказание экономической  поддержки отрасли. 

Хочется отметить, что  в исследуемом совхозе высокая  плотность голов КРС в расчете  на 100га сельскохозяйственных угодий, которая по данным 2008г составила 60,5 голов на 100га сельскохозяйственных угодий. Из анализа деятельности конкретного передового хозяйства – ОАО «Совхоза им. Кирова» можно сделать следующие выводы: 

1. Специализация  и интенсификация откорма молодняка  КРС способствует увеличению  производства мяса, повышению массы туши и улучшению производственных и экономических показателей деятельности. 

2. На основе интенсивного  откорма молодняк молочных и  комбинированных пород КРС способен  на выращивании и откорме достигать  к 15-20 месячному возрасту живой массы 400-450 кг, а мясных пород – до 600 кг. 

  

4. Предложена система  мер по совершенствованию государственной  поддержки сельскохозяйственных  организаций с учетом их финансового  положения, направленная на создание  технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития отрасли мясного скотоводства и увеличения производства высококачественной говядины. 

Государственная поддержка  является составной частью аграрной политики, системы государственного регулирования и позволяет существенным образом смягчить последствия неэквивалентности в товарообмене сельского хозяйства с другими отраслями экономики, обеспечить эффективное функционирование агропромышленного производства России в целом.  

В новых условиях хозяйствования в России не был создан эффективный механизм государственного регулирования АПК и, прежде всего, его государственной поддержки, поэтому аграрная сфера оказалась в глубоком кризисе. Лишенные единой концепции принимавшиеся на федеральном уровне программы и организационные меры по стабилизации и развитию аграрного сектора без необходимой государственной поддержки, оказывали малое влияние на его состояние, не позволили последовательно решать узловые проблемы для достижения намеченных целей.  

Несмотря на предоставленные  дотации, существенного изменения финансового положения сельскохозяйственных организаций не произошло. 
 
 

Рис.3. Уровень рентабельности отрасли животноводства Московской области, всего, % 

  

В 2001 году была предпринята  попытка помочь сельскохозяйственным производителям выйти из финансового кризиса с помощью разработанных условий и порядка реструктуризации задолженности сельскохозяйственных организаций в бюджет и внебюджетные фонды. Они определялись статьей 130 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. № 150-ФЗ “О федеральном бюджете на 2001 г.»; Постановлением Правительства РФ от 8 июня 2001г. № 458 “О порядке и условиях проведения в 2001г. реструктуризации просроченной задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) сельскохозяйственных предприятий и организаций по федеральным налогам и сборам, по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов», Федеральным законом от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ “О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей“. 

Условия реструктуризации долгов, предусмотренные этими нормативными правовыми актами, не внесли ощутимого вклада в решение проблемы задолженности. 

В 2005 году был разработан приоритетный национальный проект «Развитие  АПК», одной из центральных задач  которого явилось увеличение производства мяса и молока в России.  

Основные мероприятия  Национального проекта в 2006-2007 годах  предусматривали по данному направлению: 

- создание условий  для привлечения инвестиционных  ресурсов, необходимых для развития  животноводства, за счет выделения дополнительных бюджетных средств на субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам на срок до 8 лет, направленным на строительство и модернизацию животноводческих комплексов, а также по кредитам на срок до 5 лет на приобретение племенного скота, техники и оборудования для животноводческих комплексов (ферм). Кроме того, начиная с 2007 года, предусматривалось субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам на срок до 1 года; 

- развитие лизинга  племенного скота и оборудования  для животноводства; 

- повышение эффективности  таможенно - тарифной политики; 

- субсидирование  расходов на поддержку племенного  животноводства. 

Реализация проекта  должна была обеспечить переключение растущей части спроса населения  на продукцию отечественных производителей, рост эффективности производства и повышение уровня конкурентоспособности. 

Проектом предусматривалось  увеличение объемов производства мяса на 7% по сравнению с уровнем 2005 года, молока – на 4,5% при стабилизации поголовья крупного рогатого скота не ниже уровня 2005 года. 

                                                                                                                 Таблица 5 

Производственные  показатели скотоводства за период 2005-2007 годов

Показатели 

Предусмотрено национальным проектом 

2005г. 

2006г. 

2007г. 

2007г. в % к 2005г. 

Российская Федерация 

  

Поголовье КРС, тыс. гол. 

21473,9 

21473,9 

21466,2 

21424,6 

99,8 

в т.ч. коров 

9546,5 

9546,5 

9405 

9351,9 

98,0 

Производство мяса КРС (ж.в.), тыс. тонн 

10215 

7600,0 

8000,0 

10215* 

107,0 

Производство молока, тыс. тонн 

32550 

31148,5 

31440,8 

32180,6 

103,3 

Центральный федеральный  округ 

  

Поголовье КРС, тыс. гол. 

3734,5 

3734,4 

3539 

3378 

90,5 

в т.ч. коров 

1703,8 

1703,8 

1577 

1494,8 

87,7 

Производство мяса КРС (ж.в.), тыс. тонн 

1780,9 

1664,4 

1820,4 

1780,9* 

107,0 

Производство молока, тыс. тонн 

6731,8 

6441,9 

6355,6 

6255,9 

97,1 

Московская область 

  

Поголовье КРС, тыс. гол. 

363,4 

363,4 

347,1 

332,0 

91,4 

в т.ч. коров 

167,5 

167,5 

159,1 

151,8 

90,6 

Производство мяса КРС (ж.в.), тыс. тонн 

  

217,3 

  

203,1 

  

211,7 

  

249,1 

  

122,6 

Производство молока, тыс. тонн 

993,0 

950,2 

942,6 

916,3 

96,4 
 

* - предусмотрено  приоритетным национальным проектом  «Развитие АПК» 

  

Из данных таблицы 5 можно сделать вывод, что производство мяса в Московской области в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличилось на 17,7%, а по сравнению с 2005 годом - на 22,6%. Производство молока увеличилось в целом по РФ только на 3,3% (предусмотрено национальным проектом – 4,5%), причем в ЦФО и Московской области производство молока сократилось. Национальным проектом предусматривалось повышение производственных показателей при сохранении численности поголовья КРС на уровне 2005 года, но, как следует из таблицы 5, поголовье КРС, в том числе и коров сократилось. 

Однако для сельскохозяйственных организаций, имеющих низкий уровень  доходности, а для многих – убыточность, эти механизмы государственной  поддержки недоступны. Для того чтобы  настоящие механизмы заработали, необходимо направить меры на оздоровление сельскохозяйственных организаций, создание условий инвестирования в приоритетные отрасли и качественное преобразование сельскохозяйственного производства. 

Для решения этих задач необходимо разработать реализуемые на практике направления (рис. 4). 
 
 
 
 

  

  

  

  

  

  

  
 

Рис. 4. Основные направления  государственной поддержки скотоводства 

  

Правительством Московской области утверждена долгосрочная целевая  программа «Развитие сельского  хозяйства Московской области на период 2009-2012 годов», которой предусмотрен комплекс мер по поддержке мясного скотоводства, молочного и племенного животноводства. Программой предусмотрен механизм реализации программных мероприятий (табл. 6). Меры поддержки на данный период направлены на развитие специализированного мясного скотоводства как объективно необходимого фактора увеличения производства говядины и улучшения ее качества и стимулирование производства молока. 

Информация о работе Повышение эффективности мясного скотоводства