Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 15:29, курсовая работа
Целью данной работы является изучение политики занятости в переходной экономике. Цель позволяет сформулировать следующие задачи:
изучение политики занятости, ее форм и проявлений;
изучение понятия безработицы как социально-экономического явления;
определение основных направлений политики занятости в переходной экономике;
ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ
1.1. Понятие занятости, ее формы и структура
1.2. Безработица, как социально-экономическое явление на рынке труда
1.3. Эффективность политики занятости
2. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Правовое регулирование и направления политики занятости в Республике Беларусь
2.2. Анализ состояния рынка труда Республики Беларусь
3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Среди потерь рабочего времени наибольший удельный вес занимали отпуска, предоставляемые по договоренности между работником и нанимателем, - 51 %, на целодневные простои приходился 21 %, на работу в режиме неполного рабочего времени - 13 %, отпуска по инициативе нанимателя - 11 %, прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины - 4 %.
Прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины в указанных выше отраслях совершили 73 тыс. человек (в I полугодии 2004 г. - 75 тыс. человек), в том числе в сельскохозяйственном производстве - 32 тыс., промышленности - 19 тыс., строительстве - 12 тыс. человек. На 1000 работающих в сельскохозяйственном производстве приходилось 76 нарушителей трудовой дисциплины, в строительстве - 50, на транспорте, в жилищно-коммунальном хозяйстве и непроизводственных видах бытового обслуживания населения - по 20 нарушителей трудовой дисциплины, в промышленности - 19.
В связи с усилением мер по
укреплению трудовой дисциплины в организациях
увеличилась численность
Численность безработных, зарегистрированных
в органах государственной
Среди безработных женщины составляли 67,5%, молодежь в возрасте до 30 лет - 46 %. Средний возраст безработных - 33 года.
В структуре безработных лица, имеющие
общее среднее образование, составляли
36%, высшее и среднее специальное
- 28 %, профессионально-техническое
Каждый четвертый безработный был уволен по собственному желанию или соглашению сторон, 10 % - высвобождены при ликвидации организаций или по сокращению численности, на долю выпускников общеобразовательных школ приходилось 8 %, выпускников учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, - 3 %.
В общей численности безработных лица с продолжительностью безработицы от 3 до 6 месяцев и от 6 месяцев до одного года составляли по 27 %, более одного года - 14 %. Средняя продолжительность безработицы уменьшилась с 7,8 месяца в июле 2004 г. до 6,7 месяца в июле 2005 г.
В январе-июле 2005 г. в органы государственной службы занятости за помощью в трудоустройстве обратились 173 тыс. граждан, из них признаны безработными 119 тыс. человек, или 69 % от числа обратившихся. Трудоустроено за этот период 115 тыс. человек, в том числе 85 тыс. безработных.
В основном безработные трудоустраивались
в организации промышленности (30
% от общей численности
На одну заявленную в органы государственной
службы занятости вакансию условно
приходилось 1,7 безработного (на конец
июля 2004 г. - 2,3 человека). Из общего числа
вакансий 83 % предназначено для
Для временного трудоустройства граждан используются общественные работы. В январе-июле 2005 г. на них было привлечено 60 тыс. человек, из них 42 тыс. безработных. На профессиональное обучение за это время было направлено 14 тыс. безработных.
Пособие по безработице в июле 2005 г. было начислено 34 тыс. безработным, и на их выплату израсходовано 1,2 млрд. BYR. Средний размер пособия на одного безработного в июле составил 36,3 тыс. BYR, или 25 % от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.[16, c. B21].
Численность безработных, зарегистрированных в целом по республике и по ее отдельным областям, приведена в таблице 1.[18, c. 40].
На белорусском рынке труда
сложилась такая ситуация, при
которой официальная
Представителям вторичного рынка труда привлекательно регистрироваться в службе занятости, так как: 1) это легализация их бездеятельности; 2) статус безработного обеспечивает ряд социальных льгот.
Представителям же первичного рынка нет стимула регистрироваться в службе занятости, поскольку:
1) невысокий размер пособия не дает возможности существовать без дополнительного приработка, но в случае его появления пособие не выплачивается;
2) организуемые общественные
3) службы занятости располагают сведениями о вакансиях в основном по непрестижным рабочим местам;
4) в период безработицы
Исследуя динамику безработицы можно сделать вывод, что политика занятости в Беларуси еще не проработана до конца. Это объясняет выпадение из поля зрения службы занятости нанимателя (как важнейшего субъекта экономических отношений занятости), регионального и микроуровней в вопросах регулирования занятости и безработицы. Практика регулирования занятости сводится к контролю за показателем официально регистрируемой безработицы на макроуровне, что приводит к расхождению фактического уровня безработицы с официальным (на который ориентируются при разработке государственных программ занятости).
Искусственное, административное снижение официального уровня безработицы приводит к росту ее теневых видов, размеры которых невозможно точно определить и, следовательно, управлять ими (скрытая безработица, структурная, носящая регрессивный характер).
Методологическая
Административный запрет на массовые высвобождения обусловил снижение доли безработных по причине высвобождения, ликвидации предприятий и увеличение доли безработных, уволившихся по собственному желанию. Поверхностный характер регулирования занятости и безработицы в Беларуси, затрагивающий только официальную часть открытого рынка труда, способствует сохранению неэффективной занятости. [8, c. 40].
3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
За время своей деятельности государственная служба занятости накопила огромный опыт борьбы в области занятости, который целесообразно продолжить и распространить на возрастающие объемы безработицы в связи с возможным высвобождением работников из производства.
Чтобы не произошло взрыва социальной напряженности в стране в случае роста открытой безработицы, необходимо начать работу по высвобождению с предприятий и трудоустройству избыточных работников совместными усилиями нанимателей, органов государственной службы занятости, участников института социального партнерства. На уровне предприятий это означает активную кадровую работу по проведению анализа внутренних рынков труда предприятий, сегментации персонала предприятия, определению размера и структуры избыточной численности персонала, размера вакансий и качественных характеристик персонала на их замещение, по составлению заявки в службу занятости о наличии свободных мест и вакансий.
Наиболее сложным является вопрос о разработке мероприятий в трудоизбыточном сегменте (предприятии). Здесь необходимо сделать оптимальный выбор из возможных альтернатив: высвобождение персонала; сохранение персонала и финансовая поддержка предприятия; развитие самозанятости вне предприятия.
Важным элементом
Наиболее актуальными для
- разработка комплекса
- разработка взаимоувязанного
комплекса мероприятий по
- разработка мероприятий по
кадровому обеспечению
- разработка комплекса мер
- разработка комплекса мер
Комитету по занятости населения Республики Беларусь можно предложить следующие меры для регулирования эффективной занятости:
- повысить размер пособия по безработице;
- ввести систему страхования риска безработицы;
- ввести систему профилирования
безработных, особенно маргинал
Для реализации указанных мероприятий недостаточно существующей нормативно-правовой базы. Необходимо принятие новых документов:
на макроуровне - внесение дополнений
в закон о банкротстве
на региональном уровне - разработка положения о взаимодействии органов государственной службы занятости с предприятиями, участниками института социального партнерства, органами исполнительной власти при проведении сокращений работников и при банкротстве предприятий; внесение дополнений в Положение о городских (региональных) центрах занятости населения, в должностные инструкции их сотрудников;
на уровне предприятий - изменение положения об отделе кадров, внесение дополнений в должностные инструкции его сотрудников, принятие методических указаний для выполнения аналитической работы. Традиционные отделы кадров отечественных предприятий такую политику регулирования занятости разработать и реализовать пока не в силах. Поэтому важными являются соответствующая организация кадровой функции на предприятии, внесение необходимых изменений в организационную структуру управления предприятием и отдела кадров, а также подготовка руководителя и сотрудников службы управления персоналом.
Реализация указанных
К числу таких факторов в Республике Беларусь можно отнести:
трансформацию отношений собственности путем разгосударствления и приватизации, развития малого и среднего частного бизнеса;
равноправие всех форм собственности и условий хозяйствования для всех субъектов хозяйствования;
облегчение правил и процедуры
регистрации субъектов
образование и обучение;
участие в международном разделении и кооперации труда;
инвестиционно-структурную и
Совокупность указанных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики, поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.).
Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В этой связи следует выделить два блока проблем:
оживление экономической
совершенствование системы
оплаты труда, расширение