Политика занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение политики занятости в переходной экономике. Цель позволяет сформулировать следующие задачи:
изучение политики занятости, ее форм и проявлений;
изучение понятия безработицы как социально-экономического явления;
определение основных направлений политики занятости в переходной экономике;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ
1.1. Понятие занятости, ее формы и структура
1.2. Безработица, как социально-экономическое явление на рынке труда
1.3. Эффективность политики занятости
2. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Правовое регулирование и направления политики занятости в Республике Беларусь
2.2. Анализ состояния рынка труда Республики Беларусь
3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая поилитика занятости.doc

— 345.00 Кб (Скачать файл)

 

Существенное влияние на ситуацию на республиканском и региональном рынках труда оказывает своевременное  решение проблем подготовки и переподготовки кадров. На данном этапе перехода к рыночной экономике следует акцентировать внимание на двух взаимосвязанных вопросах: что изменится в профессиональном образовании в новых условиях и как защитить профессиональное образование от влияния сиюминутных интересов. Поскольку возникает очередное противоречие между формальным и реальным образованием. Учебные заведения готовят кадры, практически не интересуясь ситуацией на рынке труда, касающейся тех или иных профессий и специальностей. В то же время работодателя в первую очередь интересует вопрос, не какой у нанимаемого работника диплом, а что конкретно он умеет делать. Разрешение указанного противоречия во многом будет способствовать стабилизации ситуации на рынке труда.

 

Особую актуальность приобретают в настоящее время вопросы совершенствования государственной статистики в области занятости населения, формирования и регулирования рынка труда. Остро ощущается отсутствие статистической информации по вопросам использования рабочей силы на негосударственных (коммерческих) предприятиях и в организациях, развития на них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и оплаты труда и т.д. В работе статистических органов в области занятости населения наблюдается уделение наибольшего внимания изучению проблем безработицы и социальной защиты лиц, нуждающихся в трудоустройстве. В то же время не уделено внимание вопросам эффективности использования рабочей силы на предприятиях и в организациях различных форм собственности, движения рабочих мест, подготовки и переподготовки кадров на региональном уровне и т.д.. Подобные статистические исследования помогут, в частности, выявить, как развитие новых форм собственности будет влиять на изменение отраслевой структуры занятости, на многообразие различных видов деятельности населения.

 

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости как важной социальной гарантии для экономически активного  населения является важнейшим аспектом государственной политики занятости, механизм формирования которой будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Конституция Республики Беларусь  от 15.03.1994г.

 

2. Закон Республики Беларусь  от 30.05.1991г. № 828-XII «О занятости  населения Республики Беларусь».

 

3. Ванкевич Е.В. Экономические  проблемы становления рынка труда.  Мн.: Мисанта, 1996. - 68 с.

 

4. Лебедева С.Н. Экономика и  организация труда. Мн.: Мисанта, 2002. - 165 с.

 

5. Лобкович Э.И. Переходная экономика:  сущность, проблемы, особенности в  Беларуси. Мн.: БГЭУ, 2000.--70 с.

 

6. Социально-экономическая статистика. Учебное пособие. Под общ.ред. Нестерович С.Р. - Мн.: БГЭУ, 2000г. - 231с.

 

7. Антосенков Е.Г. От обслуживания  безработицы - к активной государственной  политике занятости // ЭКО. - 1999. - №  2. - с. 123-125.

 

8. Боровик Л.С. Политика занятости:  направления развития // Белорусский экономический журнал. - 1999. - № 1. - с. 34-45.

 

9. Ванкевич Е.. Градообразующие  предприятия: напряжение на рынке  труда не падает // Национальная  экономическая газета. - 2004. - 26 ноябр. (№ 91). - с. 22.

 

10. Ванкевич Е.В. Безработица  в Беларуси: особенности изучения и управления // Белорусский экономический журнал. - 2001. - № 4. - с. 81-90.

 

11. Вешторт В. Безработных станет  меньше: однако это будет иметь  и негативные последствия // Национальная  экономическая газета. - 2005. - 28 янв. (№  6). - с. 1.

 

12. Карякина О. Безработица и  политика занятости: изменения  в занятости населения в РБ // Беларуская думка. - 1997. - № 3. - с. 78-84.

 

13. Мановская Н.В. Эффективная  занятость населения: методологический  аспект // Веснік БДЭУ. - 2003. - № 6. - с. 9-13.

 

14. Пилуй М. Скрытая и частичная  безработица: сущность, причины и  масштабы // Белорусский банковский  бюллетень. - 2003. - 7 июля (Вып. № 25). - с. 46-54.

 

15. Сверж А. Финансовые вопросы  социальной политики // Финансы, учет, аудит. - 2003. - № 5 - с. 13-19.

 

16. Скуратович К. Средний возраст  - как у Христа // Белорусский рынок. - 2005. - 5 сент. (№ 34). - с. В21.

 

17. Ткаченко С. Формирование, использование  и прогноз развития трудовых  ресурсов Беларуси // Белорусский  банковский бюллетень. - 2003. - 27 янв. (Вып. № 3). - с. 47-54.

 

18. Труд и занятость в Республике  Беларусь: стат. сб./ М-во статистики  и анализа РБ; редкол.: В. Г. Михно  [и др.]. - Мн.: Минстат РБ, 2004. - 407 с.

 

19. Экономика Беларуси: тенденции  и проблемы развития// Белорусская  экономика: анализ, прогноз, регулирование. - 2000. - № 8. - с.2-55.

 

 

 

 

 

 

 

Динамика численности  экономически активного населения

(в среднем за период)

 

 

Экономически

 активное население

В том числе

занятые 

безработные, зарегистрированные в органах по труду, занятости и социальной защите

тыс.

 человек

в % к соот

ветствую-

 щему

 периоду 

 преды-

 дущего

 года

тыс.

 человек 

в % к соот-

 ветствую-

 щему

 периоду 

 преды-

 дущего

 года

тыс.

 человек 

в % к соот-

 ветствую-

 щему

 периоду 

 преды-

 дущего

 года

2011

Январь 

4691,9 

99,9 

4658,1 

100,1 

33,8 

81,6

Февраль 

4701,4 

100,1 

4667,2 

100,3 

34,2 

79,5

Март 

4708,1 

100,01 

4674,3 

100,2 

33,8 

77,5

Апрель 

4703,5 

100,1 

4670,4 

100,3 

33,1 

76,3 

Май 

4690,6 

99,9 

4658,6 

100,1 

32,0 

76,4

Июнь 

4673,4 

99,5 

4642,4 

99,7 

31,0 

77,7

Июль 

4673,9 

99,2 

4643,4 

99,4 

30,5 

79,6

Август 

4671,4 

99,1 

4640,4 

99,3 

31,0 

81,2

Сентябрь 

4650,1 

98,8 

4619,3 

98,9 

30,8 

82,6

Октябрь 

4643,6 

98,5 

4613,7 

98,6 

29,9 

84,0

Ноябрь 

4631,1 

98,2 

4601,4 

98,3 

29,7 

85,8

Декабрь 

4609,7 

97,9 

4580,8 

98,0 

28,9 

86,0

2012

Январь 

4586,4 

97,8 

4557,0 

97,8 

29,4 

87,0

Февраль 

4588,7 

97,6 

4557,7 

97,7 

31,0 

90,6

Март 

4596,5 

97,6 

4565,2 

97,7 

31,3 

92,6

Апрель 

4582,1 

97,4 

4551,3 

97,4 

30,8 

93,1

             

 

 

 

"Государственная  политика занятости в Республике  Беларусь"

 

 

 

Введение

Новые условия хозяйствования, обусловленные  началом экономического роста в  РБ, поставили перед экономической  наукой и практикой много сложных  и принципиально новых проблем, требующих своего осмысления и решения. К числу таких проблем надо отнести проблему занятости населения, решение которой является не только необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основой для социальной стабильности в обществе.

 

Интенсивность высвобождения и  перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные  из которых – изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных  предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований. Политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.

 

Исследование государственной  политики занятости актуально в  силу важности достижения наиболее полного  использования трудовых ресурсов общества. Таким образом, цель курсовой работы: определить основные тенденции и направления государственной политики занятости населения, исследовать рынок труда в Республике Беларусь, а также рассмотреть пути повышения занятости и сокращения безработицы.

 

Поставленная цель предопределяет необходимость решение следующих задач:

 

– определить сущность понятия занятости;

 

– рассмотреть важнейшие показатели занятости;

 

– выявить специфику динамики уровня и структуры занятости населения  в РБ;

 

– исследовать роль государства  на рынке труда;

 

– проанализировать содержание Государственных  программ занятости в РБ на 2006, 2007, 2008, 2009–2010 гг.;

 

Методологической и теоретической  основой исследования послужили: работы белорусских и зарубежных авторов, периодические издания, статистические сборники Республики Беларусь, Государственные программы занятости на 2006, 2007, 2008 и 2009–2010 годы.

 

Работа включает три главы, 6 приложений и 21 источник.

 

 

1. Занятость как экономическое  явление

1.1 Понятие занятости и факторы  ее определяющие

 

Занятость – важнейшая характеристика экономики, благосостояния народа; уровень занятости – важнейший макроэкономический показатель. Как экономическая категория занятость – это совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей и интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. С этих позиций занятость выступает важнейшей характеристикой рынка труда.

 

Согласно Закону о занятости населения Республики Беларусь понятие занятости трактуется, как деятельность граждан Республики Беларусь, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу[21].

 

Занятость в общественном производстве не исчерпывает всех видов полезной занятости, таких как учеба в  общеобразовательных и высших учебных  заведениях, служба в армии, занятость  в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за больными и престарелыми, участие в работе общественных организаций (не по найму) и др. Однако с точки зрения развития самого общества, решающее значение имеет занятость в общественном производстве, которая определяет как экономический потенциал общества, так и уровень качества жизни населения в целом и благосостояние отдельных граждан [9, с 5–6].

 

В занятости, как экономическом  явлении, выделяют два аспекта: количественный и качественный. По своему содержанию они соответствуют

 

понятиям полной и эффективной занятости. Полная занятость – это такое состояние экономики, при котором все желающие работать при сложившемся уровне реальной заработной платы имеют работу. Если спрос на экономически целесообразные места будет удовлетворяться соответствующим по профессионально-квалификационной структуре предложением рабочей силы, это и будет означать полную занятость. Эффективная же занятость – это занятость населения, обеспечивающая достойный доход, здоровье, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда [5, с 8].

 

Дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда всегда означает отступление  от условий полной и эффективной  занятости. Если предложение превышает  спрос, то имеет место явная безработица, при превышении спроса над предложением и реальной потребностью – скрытая безработица.

 

Помимо традиционной формы занятости  различают и нетипичную (нетрадиционную) занятость, которая имеет следующие  виды:

 

а) сезонная занятость – занятость на основе сезонного контракта при условиях полного рабочего дня;

 

б) поденная занятость, связана с  работой на условиях определенного  количества рабочих дней при поденной форме оплаты труда;

 

в) периодическая занятость –  чередующиеся занятость и незанятость, независимо от сроков той или другой в течение года;

 

г) временная занятость, характеризующаяся  тем, что работник занят деятельностью  лишь в течение некоторого периода  времени, но этот период не предопределен  сезонностью работ;

 

д) занятость по вызову – нетрадиционная занятость, которая не предполагает никаких гарантий занятости и складывается под влиянием стечения обстоятельств;

 

е) самозанятость – занятость, которая  осуществляется по собственной инициативе, самоуправляема и не имеет общепринятых форм оплаты труда [5, с 11].

 

Экономические факторы занятости  связаны с особенностями размещения и развития производительных сил. В  их число входят: размещение производительных сил, отраслевая структура народного хозяйства, экономическое стимулирование и др.

 

Размещение производительных сил  по территории предопределяет возможности  населения в удовлетворении желания  трудиться в общественном производстве. Отсутствие работы, соответствующей специальности и наклонностям людей, нередко приводит к более или менее продолжительному их выбытию из состава занятого населения.

 

Преимущественное развитие отдельных  отраслей народного хозяйства прямо  отражается на характере занятости населения. Например, развитие в районах Сибири трудоемких (мужских) отраслей производства привело к тому, что женщины там фактически оказались лишены возможности работать по специальности.

 

Экономическое стимулирование, с точки зрения занятости, – это система мероприятий государства (заработная плата, льготы и т.п.), направленных на обеспечение более широкого участия отдельных групп населения в общественном производстве, создание условий для пополнения и стабилизации движения занятых в экономике.

 

Социальные факторы занятости  связаны с особенностями формирования системы условий для трудовой деятельности населения. Среди них  выделяют: уровень развития сферы  обслуживания и сети дошкольных учреждений, уровень образования населения, национальные традиции, уровень развития здравоохранения и др.

 

Общемировые факторы занятости  связаны с особенностями способа  производства материальных благ. В  их составе выделяют такие взаимосвязанные  факторы, как форма собственности  на средства производства, характер соединения средств производства и рабочей силы и др. [1, с 13–15].

Информация о работе Политика занятости