Политика занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение политики занятости в переходной экономике. Цель позволяет сформулировать следующие задачи:
изучение политики занятости, ее форм и проявлений;
изучение понятия безработицы как социально-экономического явления;
определение основных направлений политики занятости в переходной экономике;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ
1.1. Понятие занятости, ее формы и структура
1.2. Безработица, как социально-экономическое явление на рынке труда
1.3. Эффективность политики занятости
2. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Правовое регулирование и направления политики занятости в Республике Беларусь
2.2. Анализ состояния рынка труда Республики Беларусь
3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая поилитика занятости.doc

— 345.00 Кб (Скачать файл)

 

 

1.2 Показатели занятости

Выделяют различные показатели занятости, которые характеризуют  состояние трудовых ресурсов в стране и с помощью которых анализируется  и прогнозируется занятость. К таким показателям можно отнести: трудовые ресурсы, экономически активное население, занятое население, численность принятых на работу, численность уволенных, безработные.

 

В общей численности населения  можно выделить две крупные группы: люди способные и неспособные работать по найму, которые в свою очередь подразделяются на определенные подгруппы [приложение А].

 

В состав трудовых ресурсов включаются: население в трудоспособном возрасте (за исключением неработающих лиц, получающих пенсию по инвалидности 1 и 2 группы, за выслугу лет, по возрасту в связи с особыми условиями труда и на льготных основаниях), а также работающие лица старше и младше трудоспособного возраста.

 

Экономически активное население  – часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров. К экономически активному населению относятся занятое население и безработные, зарегистрированные в органах по труду, занятости и социальной защите.

 

К населению, занятому в экономике, относятся лица, работающие в организациях; индивидуальные предприниматели и лица, работающие у них по найму; лица, занятые в личном подсобном хозяйстве.

 

В РБ в 2007 г. в численности занятого населения учитываются граждане, выполнявшие работу по гражданско-правовым договорам, для которых эта работа являлась единственной [4, с 104].

 

Данные о численности трудовых ресурсов, экономически активного населения  и численности населения, занятого в экономике, формируются один раз  в год при расчёте баланса  трудовых ресурсов и приводятся в  среднегодовом исчислении. [приложение Б]

 

В численность принятых включаются лица, зачисленные в отчётном периоде  в организацию приказом нанимателя о приеме на работу.

 

В численность уволенных включаются все работники, оставившие работу в  организации независимо от оснований прекращения трудового договора, уход или перевод которых оформлен приказом.

 

К безработным, зарегистрированным в  органах по труду, занятости и  социальной защите, относятся трудоспособные граждане, постоянно проживающие  на территории РБ, не имеющие работы и заработка, которые зарегистрированы в органу по труду, занятости и социальной защите по их постоянному месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней [12, с 76].

 

Таким образом, занятость представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. А показатели занятости населения являются одними из ключевых показателей макроэкономики, которые служат для оценки эффективности и выявления основных тенденций функционирования и развития рыночных отношений в контексте общего состояния экономики страны.

 

 

 

2. Государственное регулирование  рынка труда

 

2.1 Роль государства на рынке  труда

Рынок труда – общественно-экономическая  форма движения трудовых ресурсов (рабочей силы), соответствующая товарной экономике. Как экономическая категория рынок труда представляет собой систему производственных отношений между работниками (с собственниками рабочей силы), предпринимателями (работодателями) и государством, во-первых, по поводу обмена индивидуальной способности к труду на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, и, во-вторых, по поводу размещения работников в системе общественного разделения труда в соответствии с законами товарного производства и обращения. [5, с 45]

 

Система государственного регулирования  на макроуровне включает в себя взаимосвязанные  подсистемы законодательного, перспективного и оперативного регулирования.

 

Законодательная подсистема обеспечивает формирование соответствующей правовой основы характера отношений работника и работодателя, а также их отношений с государственными органами и органами самоуправления различных уровней, определяет формы, методы и средства регулирования данных отношений.

 

Основными законодательными и нормативно-методическими документами по регулированию рынка труда являются: Закон о занятости населения РБ, Положение о порядке образования и использования государственного фонда содействия занятости РБ, Положение о порядке и условиях выплаты безработным пособий и материальной помощи, Положение об организации профессионального обучения безработных, Положение о порядке регистрации безработных, Положении об организации оплачиваемых общественных работ и др.

 

Перспективная подсистема устанавливает цели регулирования рынка труда, соответствующий механизм их реализации, масштабы регуляторов, обеспечивает получение системного эффекта от их применения. Она предполагает разработку государственных программ социально-экономического развития народного хозяйства и его отраслей, государственных республиканских и региональных программ занятости, включая систему создания рабочих мест для отдельных категорий граждан, учет их наличия, профориентацию, переквалификацию и переподготовку кадров; систем налоговых льгот на доходы, инвестируемые в данную сферу; льготных режимов предоставления банковских ссуд на эти цели и т.д.

 

Оперативное регулирование направлено на заботу о том, насколько эффективно работают механизмы, связанные с  организацией и совершенствованием системы информации о свободных рабочих местах, сокращая тем самым время, в течение которого человек занят поиском работы. Государство принимает на себя ответственность за развитие профессионального обучения и переквалификации, налаживает трудоустройство, осуществляя постоянный контроль над состоянием рынка труда, финансирует исследование проблем занятости, а также стимулирует разработки новых технологий, освоение которых позволит создать дополнительные рабочие места и льготное налогообложение малого бизнеса, обеспечивающего работой население. [8, с 124]

 

Государственное регулирование рынка  труда предусматривает:

 

·                   оказание помощи в трудоустройстве  и материальную поддержку незанятого населения;

 

·                   профессиональную подготовку ипереподготовку незанятого населения, совершенствование системы профессиональной ориентации;

 

·                   бронирование (квотирование) и создание рабочих мест на действующих предприятиях и в организациях для трудоустройства  граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда (инвалидов, молодежи, женщин и др.) с частичной компенсацией затрат на эти цели из средств государственного фонда содействия занятости;

 

·                   развитие информационно-справочной сети, обеспечивающей учет спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.

 

Разрабатываемые правительством программы (программы занятости, структурной  перестройки, поддержки предпринимательства  и др.) предусматривают конкретную последовательность мер по совершенствованию  регуляторов рынка труда и занятости населения в республике. В первую очередь они направлены на:

 

·                   создание рабочих мест (в соответствии с потребностями структурной  перестройки экономики) в перспективных  конкурентоспособных отраслях и  в сфере обслуживания населения и производства;

 

·                   эффективную поддержку малого и  среднего предпринимательства;

 

·                   территориальное развитие единого  рынка труда (повышение мобильности  рабочей силы путем отмены прописки, развития рынка жилья, стимулирования развития промыслов и производств в сельской местности);

 

·                   развитие системы адресно-ориентированной  переподготовки кадров в соответствии с потребностями народного хозяйства  и структурной перестройки экономики;

 

·                   формирование мотивационных стимулов к труду, обеспечивающих экономическую  независимость работников;

 

·                   углубление и расширение системы  социальной защиты безработных, других групп населения, нуждающихся в  поддержке на рынке труда (пособия, льготы, общественные работы, квоты для определенных групп населения, профессиональная подготовка для впервые вышедших на рынок труда);

 

·                   совершенствование налогообложения  предприятий, создающих новые рабочие  места.

 

Наиболее важным условием действенного регулирования рынка труда является проведение эффективной политики занятости. В соответствии с рекомендациями Международной организации труда (МОТ) и нормативными актами о занятости  населения при осуществлении  государственной политики занятости необходимо руководствоваться следующими принципами:

 

·                   обеспечение равных возможностей всем гражданам страны в реализации права  на труд и свободный выбор занятости;

 

·                   содействие продуктивной занятости. Общественно приемлемой работой может считаться лишь та, которая отвечает двум требованиям: приносит доход, обеспечивающий условия жизни, достойные человека; является экономически целесообразной и производительной;

 

·                   добровольность труда, в соответствии с которой занятость основана на свободном волеизъявлении граждан;

 

·                   содействие трудовой мобильности. Соблюдение этого принципа связано с развитием  сложившейся системы общеобразовательной  и профессиональной подготовки с учетом общих закономерностей динамики профессиональной структуры в эпоху НТР, новых требований к качествам работника в условиях рыночной экономики, а также с формированием в психологии людей ориентации на непрерывное совершенствование профессионального мастерства, поиск наиболее подходящей сферы для приложения своих способностей, готовность к переобучению в случае необходимости;

 

·                   обеспечение социальной защиты в  области занятости, проведение социальных мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

 

·                   единство ответственности. Означает наличие  четырех условий: координации деятельности в области занятости с другими  направлениями экономической и  социальной политики, включая социальное обеспечение, рост и распределение доходов, предупреждение инфляции; сочетание самостоятельности местных органов власти в обеспечении занятости с централизованными мероприятиями; участие профсоюзов и ассоциаций работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления; межреспубликанское и международное сотрудничество в решении проблем занятости, включая профессиональную деятельность граждан за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в стране. [6, с 140]

 

Государственные национальные и региональные программы занятости должны предусматривать:

 

·                   содействие структурной перестройке  экономики и создание условий  для направления высвобождаемых работников в первую очередь на рентабельные производства и в развивающиеся отрасли;

 

·                   совершенствование системы воспроизводства  рабочей силы в увязке с развитием  рабочих мест, подготовкой, переподготовкой  и повышением квалификации, профессиональной ориентацией населения, повышением эффективности использования трудовых ресурсов;

 

·                   обеспечение занятости отдельных  категории населения, трудоустройство  которых затруднено;

 

·                   повышение экономической заинтересованности предприятий и организаций в развитии рабочих мест,гибких форм занятости;

 

·                   совершенствование организационной  структуры государственной службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической базы.

 

Важнейшим направлением является регулирование  рынка труда. Оно осуществляется для обеспечения соответствия между  спросом и предложением рабочей  силы, как по объему, так и по структуре, т.е. для обеспечения его эффективной  сбалансированности. Сбалансированность понимается в данном случае как динамичный процесс. Это значит, что в пределах определенного периода допустимы отклонения в сторону как дефицита, так и избытка рабочей силы. Критерием допустимости таких отклонений является отсутствие систематических долговременных значительных отклонений.

 

Для исключения несбалансированности рынка труда государство должно постоянно контролироватьего важнейшие  характеристики. Основной пропорцией рынка труда выступает соотношение  между спросом и предложением рабочей силы. В соответствии с задачами регулирования выделяются:

 

·        макропропорции – соотношение между совокупной величиной спроса и предложением рабочей силы;

 

·        мезопропорции  – соотношение между спросом  и предложением рабочей силы в разрезе отраслей, регионов;

 

·        микропропорции – соотношение между спросом  и предложением рабочей силы в  разрезе отдельных профессий, специальностей.

 

В условиях рыночных отношений любые  диспропорции в производстве рабочей  силы ведут к нарушению макро-, мезо- и микропропорций рынка труда. Поэтому задачей их регулирования является воздействие не только на рыночные отношения, но и на процессы воспроизводства рабочей силы. Такое воздействие предполагает регулирование подготовки и переподготовки кадров, а также территориального, отраслевого и профессионального перераспределения трудовых ресурсов. [6, с 273 – 278]

 

Рынок труда как объект управления включает три элемента: предложение, спрос и цену рабочей силы. Между  данными элементами существует взаимосвязь. Регулируя, например, предложение, государство тем самым воздействует на цену и спрос. В результате регулирования динамики спроса, предложения и цены рабочей силы происходит снижение, рост или стабилизация уровня занятости.

 

Для согласования всех пропорций и сегментов рынка рабочей силы, необходима комплексная система регулирования занятости. Она должна обеспечивать регулирование мезо- и микропропорций, а также выполнять маркетинговые функции. К ним относятся: стратегическое (индикативное) планирование, информационные маркетинговые исследования спроса на рабочую силу и ее предложения, реклама, стимулирование трудоустройства и т.д.

Информация о работе Политика занятости