Политика занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение политики занятости в переходной экономике. Цель позволяет сформулировать следующие задачи:
изучение политики занятости, ее форм и проявлений;
изучение понятия безработицы как социально-экономического явления;
определение основных направлений политики занятости в переходной экономике;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ
1.1. Понятие занятости, ее формы и структура
1.2. Безработица, как социально-экономическое явление на рынке труда
1.3. Эффективность политики занятости
2. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Правовое регулирование и направления политики занятости в Республике Беларусь
2.2. Анализ состояния рынка труда Республики Беларусь
3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая поилитика занятости.doc

— 345.00 Кб (Скачать файл)

 

В рамках системы регулирования  рынка труда существует несколько  видов регулирования:

 

·        защитное, предназначенное  для ограничения действий, которые ведут к незащищенности различных групп трудящихся;

 

·        поощрительное, направленное на создание условий, в  которых могут осуществляться и  развиваться определенные формы  деятельности;

 

·        ограничительное, осуществляемое для исключения действий отдельных лиц или групп лиц таким образом, чтобы они не могли получить преимущества перед другими;

 

·        директивное  регулирование, предполагающее воздействие  правительства на рынок труда  с учетом интересов населения;

 

·        регулирование посредством экономических финансовых мер (налогов и субсидий), способствующих росту предложений на рынке труда или содействующих повышению занятости. [6, с 289–295]

2.2 Основные направления государственной  политики занятости

Неспособность рынка труда при несовершенном его типе самостоятельно, автоматически саморегулироваться вызывает необходимость его подрегулирования. Субъектом таких действий становится государство, которое проводит специальную политику занятости. Под государственной политикой занятости понимается система принципов и мер, направленных на обеспечение и содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения. Она опирается на определенную систему принципов. В Республике Беларусь таковыми согласно Закону о занятости признаны:

 

1.                 обеспечение равных возможностей  в трудоустройстве всем трудоспособным  гражданам Республики Беларусь;

 

2.                 обеспечение мер, направленных  на предотвращение безработицы;

 

3.                 предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;

 

4.                 содействие и поощрение граждан  в развитии их способностей  к производительному и творческому  труду;

 

5.                 принятие мер содействия в  трудоустройстве граждан с ограниченной  трудоспособностью;

 

6.                 участие профсоюзов и союзов  предпринимателей в решении проблем  занятости при взаимодействии  с государственными органами;

 

7.                 международное сотрудничество в  решении проблем занятости. [3, с  226–227]

 

Применительно к сегодняшним условиям политика государства на рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижение потребности населения в рабочих местах и так далее.

 

Меры государственной политики занятости дифференцируются по:

 

·   объекту воздействия (общие  меры и специализированные);

 

·   источникам финансирования.

 

К методам воздействия на занятость  можно отнести:

 

·   прямые (административные): законодательное регулирование, трудовое законодательство, коллективные договоры;

 

·   косвенные (экономические): финансовая, монетарная и фискальная политики.

 

Опираясь на выработанные принципы, государство может использовать два типа регулирующего воздействия для реализации конкретной программы в сфере занятости:

 

1)  пассивный;

 

2)  активный.

 

Пассивная политика занятости –  совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий  безработицы. Она, как правило, включает в себя выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении его срока – материальной помощи (социального пособия); выплату доплат на иждивенцев, а также возможную выдачу недорогих товаров первой необходимости, включая продукты питания; организацию дешевого питания в специальных столовых; некоторые другие предприятия. Активная политика занятости – это совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством в целях снижения уровня безработицы. Такая политика включает в себя мероприятия, связанные с предотвращением увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; создание новых рабочих мест; организацию новых рабочих мест через систему общественных работ.

 

Помощь в трудоустройстве обеспечивается, прежде всего, через содействие контактам  между ищущими работу и работодателями. Для этого предназначена система  информации (банки данных) о характеристиках  рабочих мест и тех, кто в них нуждается. Деятельность служб трудоустройства бесплатна как для безработных, так и для работодателей. Как рыночная структура, биржа труда выполняет многообразные функции [приложение В].

 

Содействие в профессиональной подготовке и переподготовке является одним из важнейших аспектов активной политики занятости. Повышение квалификации и переподготовка безработных осуществляется как на базе региональных центров, так и на предприятиях. В первом случае ориентируются на профессии широкого профиля, во втором – на специфику предприятия. Для безработных обучение бесплатное; для предприятий затраты на переподготовку компенсируются государством, как правило, через систему налоговых льгот.

 

Программы общественных работ действуют  во многих странах. Задачи организации общественных работ связаны не только с экономическими и социальными проблемами безработицы, но и с охраной окружающей среды, развитием инфраструктуры регионов и тому подобное. Недостатком общественных работ является то, что они не способствуют росту квалификации безработных, что затрудняет им поиски постоянной работы. Содействие в занятости групп населения актуально для инвалидов, молодежи, пожилых людей. Каждая из этих групп имеет свои проблемы с трудоустройством. Для инвалидов занятость связана не только с экономическими, но также с социальными, психологическими и духовными проблемами. По законодательству лицам с ограниченными физическими возможностями предоставляется система льгот для участия в экономической деятельности. Молодежный аспект политики занятости обусловлен прежде всего тем, что во всех странах доля безработных среди молодежи выше, чем среди взрослых. Законодательство предоставляет молодым людям льготы на получение профессионального образования, помощь при поступлении на работу. Такие и другие меры активной политики поддерживаются со стороны МОТ (Конвенция №142). [8, с 234]

 

Таким образом, для смягчения негативных последствий перехода страны к рыночной экономике социально ориентированного типа ключевое значение имеет государственное регулирование рынка труда. Учитывая опыт развитых стран, следует отметить, что для преодоления негативных последствий безработицы требуются усиление мер государственного регулирования рынка труда, проведение активной политики занятости, позволяющей включить временно не занятое население в трудовую деятельность. Поэтому государственное регулирование рынка труда должно быть направлено в первую очередь на создание и сохранение рабочих мест, подготовку и переподготовку рабочей силы. При этом социальная защита населения от безработицы должна стимулировать безработных на поиск работы и трудоустройства.

 

 

 

3. Государственная политика занятости  в Республике Беларусь

 

3.1 Структура занятости населения  и динамика важнейших показателей  занятости

Анализируя структуру занятости и динамику важнейших показателей в РБ следует отметить, что формирование трудовых ресурсов предопределяется динамикой численности населения в трудоспособном возрасте, прежде всего численностью поколений, вступающих в трудоспособный возраст и выходящих за его пределы. Влияние миграционного фактора на формирование трудового потенциала в Беларуси не существенно [9].

 

Сегодня многие предприятия работают в неполную рабочую неделю. Современная  ситуация на рынке труда в Беларуси – вынужденная неполная занятость на производстве, а с другой стороны – теневой сектор экономики. Основная часть трудовых ресурсов (70%) сосредоточена в общественном производстве. Это один из показателей, по которому мы приблизились к мировым стандартам (в России – 72,7, в развитых странах – примерно 65%). Продолжилась позитивная тенденция роста численности работающих в экономике, которая в январе-сентябре 2008 г. составила 4502.3 тыс. чел. (при прогнозе на 2008 г. 4490 тыс. чел.) В последние годы темпы снижения численности занятых заметно сократились, даже произошло увеличение спроса на рабочую силу, и практически во всех отраслях (за исключением сельского хозяйства, науки и образования) прием работников превысил их увольнение [10, с 54].

 

Следует отметить, что динамика занятости имеет различную направленность в разрезе городской и сельской местности. Наблюдается тенденция роста городской занятости при снижении численности сельских работников. Уровень городской занятости в 2008 году составил 72.6% к трудовым ресурсам, в то время как сельской – 65.9%, хотя в период 2000–2003 он был выше, чем в городе. Отчасти это связано с реформированием аграрного сектора экономики, сопровождаемым высвобождением рабочей силы из сельского хозяйства. При этом недостаточные темпы развития малых форм хозяйствования и социальной инфраструктуры сдерживали рост новых рабочих мест на селе.

 

Как показывает диаграмма, отраслевая структура занятости характеризуется  сокращением численности работников в производственном секторе экономики  и расширением ее социальной направленности.

 

Политика по сохранению кадрового  персонала и недопущению массовых увольнений сопровождается консервацией неполной занятости и низкой эффективностью использования рабочей силы. На ряде предприятий численность персонала  превышает экономически целесообразный уровень. Ведущей отраслью экономики является промышленность, где сосредоточено 26,6% всех работников. В условиях наращивания производства продукции, расширения ввода в действие основных фондов и сокращения незадействованных производственных мощностей увеличивается потребность промышленности в кадрах и заметно активизируется процесс создания новых рабочих мест.

 

Сегодня многие предприятия работают у нас неполную рабочую неделю. Современная ситуация на рынке труда  в Беларуси – вынужденная неполная занятость на производстве, а с другой стороны – теневой сектор экономики.

 

Наиболее острой остаётся проблема сокращения численности занятых  в сельском хозяйстве, которая за 2000–2008 гг. уменьшилась на треть –  с 625,1 тыс. чел. до 435.4 тыс. чел. Уровень занятости населения в этой отрасли снизился с 14,1 до 9.4% к общей численности работающих в экономике. Следует отметить, что государство принимает кардинальные решения по обеспечению нормального функционирования сельского хозяйства в условиях рыночной системы отношений. В республике разработана и реализуется Программа возрождения и развития села на 2005–2010 годы, в рамках которой предусмотрены меры создания новых рабочих мест в сельскохозяйственном производстве. Однако по-прежнему существуют препятствия для роста его эффективности и занятости населения: отсталость технико-технологической базы; кредиторская задолженность сельхозпредприятий; недостаточное финансирование развития АПК [3, с 74–79]. Распределение рабочей силы по отраслям сферы услуг существенно отличается от аналогичного процесса в производственной сфере экономики. В течение последних десяти лет наблюдалась тенденция роста занятости в сфере услуг, где численность работающих только за прошедшее пятилетие увеличилась с 2 201,8 тыс. до 2 319,5 тыс. чел., или на 5,3%. Доля занятых здесь, соответственно, возросла с 49,6 до 53,3.%. Устойчивая тенденция спроса на рабочую силу наблюдалась в сфере финансов и кредита, в управлении, торговле и общественном питании, жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании. Отмечается приток кадров в здравоохранении, хотя темпы прироста численности работников в последние годы здесь несколько сократились в связи с проводимой реструктуризацией системы медицинской помощи. В настоящее время в этой отрасли занято около 7,5% работающих в экономике [11, с 17].

 

Одной из динамично развивающихся  отраслей в последние годы является строительство. В 2000–2008 г. в отрасли  наблюдается устойчивая тенденция  роста численности работников вследствие наращивания объемов строительно-монтажных работ и улучшение финансового состояния строительных организаций. Численность работающих в строительстве увеличилась с 312.3 тыс. до 368.8 тыс. чел., а их доля – соответственно с 7 до 8.7%.

 

Устойчиво сокращается также численность  работников в искусстве. Среди отраслей сферы услуг наиболее сложная ситуация остается в науке и научном обслуживании, где численность занятых сократилась в 2,8 раза и составила в 2008 году 37,3 тыс. чел. (против 102,6 тыс. чел. в 1990 г.).

 

Распределение численности занятого населения по формам собственности приведено в следующей диаграмме:

 

В качественном аспекте структура  занятости характеризуется распределением численности работающих по возрасту, уровню образования и половому признаку.

 

Как показывает диаграмма, в Беларуси сохраняется достаточно устойчивая тенденция превышения численности женского населения, что в какой-то степени связано с большей продолжительностью их жизни по сравнению с мужчинами. Так, в 2008 г. на 1 000 мужчин приходилось 1 130 женщин, причем такая ситуация характерна для населения в трудоспособном возрасте, начиная с 25 лет. Данный демографический фактор определил более высокую долю женщин по сравнению с численностью занятых в экономике – 52,2%. [19]

 

Женская занятость в стране характеризуется относительно высокой долей работающих женщин в сфере услуг. Так, их удельный вес в общей численности – 73,7, торговле и общественном питании – 70,5%. Наиболее низка доля женщин в производственных отраслях: сельском хозяйстве – 39,1; промышленности – 45,7; строительстве – 22,5; на транспорте – 28,9% [11, с 56]

 

Анализ образовательного уровня показывает, что постоянно увеличивается  численность женщин с высшим и  средним специальным образованием. Так, доля женщин с высшим образованием возросла с 20.8 в 2000 г. до 25,3% в 2005 г., со средним специальным – с 27.9 в 2000 г. до – 28,2% в 2005 г.

 

В возрастной структуре занятого населения  наметился рост доли молодых работников (23,5% в 2005 г.) при сокращении работников наиболее активного трудоспособного  возраста (30 – 39 лет) и повышении доли работающих лиц более старших возрастов. По сравнению с 2000 г. доля работающих лиц в возрасте 30 – 39 лет уменьшилась с 27,5 до 24,4%, в то время как доля лиц предпенсионного возраста (50–54 года) возросла с 11,8 до 12,5%, 55 лет и старше – с 9.4 до 10,8%. Относительно стабильным остается удельный вес работников в возрасте 40 – 49 лет (28,8%). [19]

 

Численность занятой в экономике  молодежи в возрасте 16 – 29 лет, начиная  с 2000 г., ежегодно увеличивается в  среднем на 0,2 – 0,3%.

Информация о работе Политика занятости