Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 17:15, курсовая работа
В последние 3-4 года в России наблюдается настоящий бум потребительского кредитования. Это свидетельство того, что российская экономика становится по-настоящему рыночной. В ней начинают быть востребованы рыночные механизмы кредитования, строятся взаимоотношения населения (потребителей) с банковско-кредитными организациями.
Развитие потребительского кредитования отражает положительные сдвиги, имеющие место в национальной экономике России.
Однако макроэкономические условия в России пока что не дают полностью использовать потенциал потребительского кредитования. Далеко не все коммерческие банки активно действуют на рынке розничных услуг. В этой связи, на мой взгляд, следует обратить внимание на ряд проблем и трудностей в деле дальнейшего развития системы кредитования физических лиц в нашей стране.
Введение
В последние 3-4 года в России наблюдается настоящий бум потребительского кредитования. Это свидетельство того, что российская экономика становится по-настоящему рыночной. В ней начинают быть востребованы рыночные механизмы кредитования, строятся взаимоотношения населения (потребителей) с банковско-кредитными организациями.
Развитие потребительского кредитования отражает положительные сдвиги, имеющие место в национальной экономике России.
Однако макроэкономические условия в России пока что не дают полностью использовать потенциал потребительского кредитования. Далеко не все коммерческие банки активно действуют на рынке розничных услуг. В этой связи, на мой взгляд, следует обратить внимание на ряд проблем и трудностей в деле дальнейшего развития системы кредитования физических лиц в нашей стране.
Во-первых, речь идет о качественном
улучшении макроэкономической ситуации,
которая пока характеризуется
Все это обусловливает необходимость серьезного научного исследования отмеченных проблем. Поиск оптимальных форм кредитования физических лиц, по моему мнению, должен осуществляться как специалистами банков, так и учеными. Такие формы должны стимулировать вовлечение в процесс потребительского кредита все большее число потребителей, сделать кредит доступным средством благосостояния каждой российской семьи. Все это и определяет актуальность избранной темы исследования как с теоретической, так и с практической точки зрения.
В отечественной научной литературе внимание к данной теме довольно большое, особенно в последние 3-4 года. Однако публикации, посвященные проблемам развития потребительского кредитования ограничиваются главным образом журнальными статьями, имеющими, в основном, не аналитический, а обзорно - журнальный характер. В нашей литературе практически отсутствует монографические исследования, специально посвященные потребительскому кредитованию.
Целью курсовой работы является
анализ условий и практики кредитования
физических лиц в России, разработка
и обоснование основных направлений
совершенствования
Для достижения поставленной цели в работе осуществлялось решение следующих задач:
- раскрыть понятие, сущность и значение потребительского кредита;
- дать оценку современной
ситуации на рынке
- проанализировать пути
совершенствования
Объектом исследования является
деятельность коммерческих банков России
на рынке банковских услуг, связанная
с реализацией тех или иных
видов потребительского кредита. Предмет
исследования - потребительское кредитование,
реализуемое российскими
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.
1.Понятие потребительского кредита, его классификация.
1.1 Понятие, сущность потребительского кредита, основные формы и виды.
В западной
экономической литературе под
кредитом обычно понимают «...
Потребительскими кредитами в нашей стране называют кредиты, предоставляемые населению. При этом потребительский характер кредитов определяется целью (объектом кредитования) предоставления кредита.
В России к потребительским кредитам относят любые виды кредитов, предоставляемых населению, в том числе кредиты на приобретение товаров длительного пользования, ипотечные кредиты, кредиты на неотложные нужды и прочие. В отличие от российской трактовки потребительские кредиты в западной банковской практике определяют несколько иначе, а именно: потребительскими называют кредиты, предоставляемые частным заемщикам для приобретения потребительских товаров и оплаты соответствующих услуг.
Согласно определению, данному в Финансово-кредитном энциклопедическом словаре2, потребительский кредит (от англ. «consumer credit», «purchase loan») — это форма кредита, предоставляемого населению предприятиями торговли и сферы услуг при покупке предметов потребления, товаров длительного пользования, оплате бытовых услуг на условиях отсрочки платежа. В Словаре-справочнике финансового менеджера3, потребительский кредит определяется как розничная продажа товаров индивидуальным покупателям с предоставлением отсрочки платежа на определенную часть их стоимости.
Основным результатом, «выигрышем» от внедрения различных форм и видов потребительского кредитования становится повышение уровня жизни населения страны, ускорение товарооборота и создание условий для развития производства, а также, как следствие этого - снижение социальной напряженности в обществе в результате доступности более высокого качества жизни для широких слоев населения.
Важным
качеством потребительского
В России к
потребительским ссудам
Потребительский кредит может быть представлен следующими видами: покупка в рассрочку, кредитные и расходные карточки, автоматически возобновляемые ссуды, персональные ссуды.
Потребительский кредит в
товарной форме предоставляется
преимущественно при продаже
предметов длительного
Однако те же причины могут быть приведены в случае решения клиента получить товары, используя персональную ссуду, банковский овердрафт или кредитную карточку. И всё же, в пользу финансовых компаний говорит следующее:
Сейчас даже появилась
новая форма покупки в
1.2 Классификация потребительских кредитов
Классификация потребительских ссуд заемщиков и объектов кредитования может быть проведена по ряду признаков, в том числе по типу заемщика, видам обеспечения, срокам погашения, методам погашения, целевому направлению использования, объектам кредитования, объему и т.д.
По направлениям использования (объектам
кредитования) в России потребительский
кредит подразделяют на кредиты: на неотложные
нужды; под залог ценных бумаг; строительство
и приобретение жилья; капитальный
ремонт индивидуальных жилых домов,
их газификацию и присоединение
к сетям водопроводам и канализациям.
Гражданам, проживающим в сельской
местности, кроме того выдаются кредиты
на строительство надводных
По субъектам кредитной сделки (по облику кредитора и заемщика) различают:
§ банковские потребительские кредиты;
§ ссуды, предоставляемые населению торговыми организациями;
§ потребительские кредиты
§ личные или частные потребительские кредиты, предоставляемые частными лицами;
§ потребительские кредиты, предоставляемые заемщикам непосредственно на предприятиях и в организациях, в которых они работают.
По срокам кредитования потребительские кредиты подразделяются на:
· краткосрочные (сроком от 1 дня до 1 года);
· среднесрочные (сроком от 1 года до 3-5 лет);
· долгосрочные (сроком свыше 3-5 лет).4
В настоящее время в России в
связи с общей экономической
нестабильностью деление
По способу предоставления потребительский кредит делятся на целевой и нецелевой.
По обеспечению различают
По методу погашения различают кредиты, погашение единовременно и кредиты с рассрочкой платежа.
Кредиты без рассрочки платежей имеют важную особенность : по таким кредитам погашения задолженности и процентов осуществляется единовременно. Примером таким кредитов могут служить так называемые бриджинг-кредиты, которые выдаются для покупки нового дома частным лицом в сумме разницы стоимости нового и старого дома владельца.