Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 17:15, курсовая работа
В последние 3-4 года в России наблюдается настоящий бум потребительского кредитования. Это свидетельство того, что российская экономика становится по-настоящему рыночной. В ней начинают быть востребованы рыночные механизмы кредитования, строятся взаимоотношения населения (потребителей) с банковско-кредитными организациями.
Развитие потребительского кредитования отражает положительные сдвиги, имеющие место в национальной экономике России.
Однако макроэкономические условия в России пока что не дают полностью использовать потенциал потребительского кредитования. Далеко не все коммерческие банки активно действуют на рынке розничных услуг. В этой связи, на мой взгляд, следует обратить внимание на ряд проблем и трудностей в деле дальнейшего развития системы кредитования физических лиц в нашей стране.
Ссуды на строительство жилого дома для проживания погашаются с 3-го года после ее получения. Ссуда на неотложные нужды производится ежемесячно в равных пропорциях.
При просрочке возврата ссуды Сбербанк перечисляет просроченную сумму на счет просроченных ссуд, которую они вправе взыскать с поручителя в судебном порядке”. Несмотря на незначительные различия в подходах к методике кредитования клиентов в различных коммерческих банках страны можно выделить главное - это правовое обеспечение кредитных договоров, экономическая целесообразность и действенный контроль, направленный на возврат кредитных средств.
Целесообразно рассмотреть законодательство какой-либо страны, например США, где потребительское кредитование имеет большое распространение.
Наибольшее распространение
Под потребительским кредитом в
федеральном законодательстве США
и отдельных штатов понимается получение
физическим лицом кредита для
удовлетворения личных и семейных потребностей,
а также нужд домашнего хозяйства.
Очевидно, что такое толкование включает
в себя как покупку товаров
и услуг для текущего потребления,
так и товаров длительного
пользования и покупку
В законодательной практике США потребительский кредит принято делить на погашаемый постепенно (installment) и единовременно (noninstallment). Потребительский кредит, погашаемый разовым взносом должника, как правило, предоставляется коммерческими банками (single payment loans) или предприятиями сферы услуг (service credits). Под постепенно погашаемым кредитом понимается ссуда, погашаемая двумя и более взносами. Именно этот вид потребительского кредита получил наибольшее распространение в США (без учета ипотечного кредита). Это во многом связано с развитием практики такого вида постепенно погашаемого кредита (installment credit), как возобновляемого кредита (open end credit). Под возобновляемым кредитом, в отличие от разового (close end credit), понимается предоставление ссуды заемщику посредством возобновляемого/ револьверного счета заемщика у кредитора (revolving charge account), разновидностью которого являются дебетовые кредитные карточки.
В общем виде возобновляемый кредит можно определить как «кредитный договор в соответствии с которым:
- кредитор предоставляет
- вся сумма предоставленного
кредита, проценты по нему, а
также все связанные с
- проценты за пользование
- потребитель (заемщик) имеет
преимущественное право выбора:
возвратить ссуду
Возобновляемый кредит наиболее распространен в сфере обращения кредитных карточек, эмитируемых коммерческими банками, предприятиями розничной торговли и компаниями - владельцами сети бензоколонок.
Другим методом классификации
потребительского кредита является
деление поставщиков
Кроме того, законодательство США подразделяет потребительский кредит на финансовый (lender credit) и товарный (vendor credit). Очевидно, что под финансовым кредитом подразумевается выдача денежной ссуды, а под товарным предоставление продавцом товара права потребителю заплатить за сделанную у него покупку в рассрочку.
Согласно предложенной выше классификации
можно выделить две принципиальные
схемы продажи товаров
- двусторонняя (два основных варианта схемы):
- продавец - покупатель, при которой
продавец товара выступает
- кредитор - покупатель, при котором
кредитор предоставляет
- трехсторонняя (покупатель - продавец
- кредитор), при которой продавец
товара немедленно предъявляет
счет покупателя (потребителя) к
оплате финансовому институту
(банк, финансовая компания), обслуживающему
покупателя; эту схему, как правило,
обслуживают три независимых
договора: договор купли-продажи
между потребителем и
- Наибольший интерес
Стоит указать на природу дисконта, уплачиваемого предприятием розничной торговли банку за учет счета покупателя, который является, по сути, скидкой за платеж наличными (cash discount). Дело в том, что в практике торговых предприятий принято предоставлять скидку (обычно 3-5%) со стандартной цены клиентам, оплачивающим покупку наличными. При оплате кредитной карточкой потребитель такой скидки не получает. С другой стороны, продавец, предъявив счет в банк, фактически достигает того же эффекта, что и в случае получения наличности. Таким образом, покупатель, воспользовавшись кредитной карточкой, экономит на необходимости получать наличные в банке (комиссия банка за снятие наличных), но теряет право на скидку, которое переходит к банку.
Ставка дисконта в основном зависит от условий договора участия (member agreement), но, как правило, составляет 5%, т. е. находится на уровне ставки скидки за платеж наличными.
Кредитные бюро как движущая сила потребительского кредита. Успех развития потребительского кредита в США во многом связан с функционированием на рынке специализированных информационных агентств: так называемых кредитных бюро (credit bureaus) и кредитно-сыскных бюро (credit reporting bureaus/ investigating bureaus).
Кредитные бюро, как правило, организуются ассоциациями торговых и финансовых предприятий, хотя не исключены случаи создания и независимых бюро. Эти агентства занимаются сбором финансовой информации не только о текущих, но и потенциальных клиентах предприятий-участников. К таким данным относится не только информация о доходах клиента, но и предположительная оценка состояния счета клиента в банках, данные о предоставленных и погашенных кредитах. Кроме того, досье на клиента может также содержать и информацию, потенциально влияющую на его кредитоспособность: семейное положение, количество иждивенцев, судебные иски и, иногда, личные характеристики клиента: данные об успеваемости в учебных заведениях, где учился клиент, возможные осложнения в личных отношениях (например, потенциальный развод), моральный облик и т. д. Кредитные бюро собирают и предоставляют данные на абонентских условиях членам ассоциаций, однако могут продать разовую информацию и третьим лицам, но за существенно большую плату.
Часто предприятия - члены ассоциации «скидывают» имеющиеся у них данные кредитному бюро, чтобы они впоследствии стали доступными остальным членам ассоциации. Таким образом, кредитные бюро выполняют еще и функцию общего банка данных по клиентам предприятий-участников ассоциации.
Кредитно-сыскные бюро, напротив, собирают
информацию только по заказу о конкретном
лице в более широком разрезе
и делают меньший упор на финансовое
положение, скорее концентрируясь на личностных
характеристиках данного лица. Основными
заказчиками кредитно-сыскных
Таким образом, наличие разветвленной сети информационных агентств (кредитных и кредитно-сыскных бюро), на данные которой опираются большинство поставщиков потребительского кредита, позволяет существенно снизить издержки по оценке кредитоспособности отдельных потребителей, что существенно снижает финансовые риски, связанные с потребительским кредитом.13
2.3 Основные теоретические
В зарубежной практике потребительскими называют ссуды предоставляемые населению для приобретения потребительских товаров длительного пользования. Частные лица пользуются также и другими ссудами (в т.ч. на строительство и приобретение жилья, неотложные нужды и прочие). Эта практика складывалась десятилетиями и отличается многообразием. Прежде всего для нее характерно разнообразие кредиторов: банковские потребительские ссуды; ссуды торговых организаций; потребительские ссуды кредитных учреждений небанковского типа (ломбарды, пункты проката, кассы взаимопомощи, кредитные кооперативы, строительные общества, пенсионные фонды и т.д.); личные или частные потребительские ссуды (предоставляемые частными лицами); потребительские ссуды, предоставляемые заемщикам непосредственно на предприятиях и в организациях по месту работы.
Аналогичная практика наблюдается
и в странах Западной Европы, где
практически все кредитные
С учетом различий кредиторов можно выделить формы прямого и косвенного кредитования населения на потребительские цели.
При предоставлении прямого банковского кредита заключается кредитный договор между банком и заемщиком - пользователем ссуды. Косвенный банковский кредит предполагает наличие посредника в кредитных отношениях банка с клиентом. Таким посредником чаще всего выступают предприятия розничной торговли. Кредитный договор в этом случае заключается между клиентом и магазином, который в последующем порядке получает ссуду в банке. О распространенности подобной формы кредитования свидетельствует, например, тот факт, что в настоящее время свыше 60% ссуд, выдаваемых американцам на приобретение автомобиля, представляют собой косвенный кредит.
Прямое и косвенное банковское
кредитование потребительских нужд
населения имеют свои преимущества
и недостатки. Первое, что выгодно
отличает прямое банковское кредитование
от косвенного - это простота организации
кредитного процесса, которая позволяет
точно оценить объект кредитования,
выяснить экономическую целесообразность
выдачи ссуды и организовать действенный
контроль за ее использованием и погашением.
Все это, несомненно, положительно сказывается
на организации кредитных
Косвенное банковское кредитование потребительских
нужд населения позволяет банку
сократить влияние рисков (кредитных,
процентных, валютных, рыночных и прочих),
поскольку ссуды, предоставляемые,
например, юридическим лицам (торговым
организациям, предприятиям, на которых
работают ссудозаемщики, фирмам и т.д.)
позволяют с большей степенью
достоверности и реальности определить
кредитоспособность заемщика (юридического
лица), возможности погашения ссуды
в срок и полностью, организовать
действенный контроль, в том числе
на стадии погашения ссуды. С точки
зрения клиента важно также, что:
а) он получает ссуду в момент возникновения
потребности (в торговой организации
при покупке товаров
Другой особенностью современной системы кредитования индивидуальных заемщиков является разнообразие видов ссуд. Наиболее распространенными видами банковских ссуд, предоставляемых населению, являются следующие.
Кредит по текущему счету (овердрафт).
В индустриально развитых странах
Запада с рыночной экономикой заключение
договора между банком и клиентом
на открытие единого активно-пассивного
текущего счета требует, как практически
единственное условие, «хорошее знание
материальных условий клиента» в
течение 6 месяцев. (На практике решение
вопроса о выдаче кредита по текущему
счету может приниматься и
быстрее - в пределах 1-3 месяцев). Если
клиент имеет свой счет в банке
свыше 6 месяцев и получает в основном
регулярные доходы (например, заработную
плату, пенсию, стипендию или другие
выплаты со стороны), то клиент практически
автоматически имеет право