Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 17:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование теоретических и методологических основ и разработка практических рекомендаций по формированию механизма управления внешними эффектами промышленных предприятий с позиций их эффективного функционирования. Исходя из поставленной цели, в курсовой работе ставились и решены следующие задачи:
- выявить и проанализировать основные причины формирования и экономические последствия внешних эффектов промышленных предприятий;
- определить возможности применения инструментария экономического анализа к проблемам экологии в связи с деятельностью промышленных предприятий;
- исследовать современные механизмы управления внешними эффектами промышленных предприятий с позиций эффективности их функционирования;
Введение………………………………………………………………………...3
Внешние эффекты: происхождение, сущность, типы…………………….5
Сущность внешних эффектов………………………………….…………..5
Отрицательные внешние эффекты………………………………………...7
Положительные внешние эффекты……………………………………....11
Внешние эффекты и окружающая среда………………………………...15
Влияние внешних эффектов на окружающую среду…………………...15
Государственное регулирование внешних эффектов и охрана
окружающей среды……………………………………………………………16
Налоги Пигу и субсидии …………………………………………………17
Применение теории внешних эффектов в экономической практике.
Теорема Коуза…………………………………………………………………20
Новые методы борьбы с загрязнением природной среды……………...23
3 Методы регулирования внешних эффектов на примере Республики
Беларусь ……………………………………………………………………….25
3.1 Защита окружающей среды – глобальная экономическая проблема….25
3.2 Особенности государственной политики охраны окружающей среды в Республике Беларусь на современном этапе………………………………..26
Заключение…………………………………………………………………….32
Список использованных источников………………………………………...33
Если нет ответственности за ущерб, размещение ресурсов оказывается таким же, как и раньше. Различие состоит лишь в том, что теперь платежи будет осуществлять фермер. Однако «конечный результат (который максимизирует ценность производства) не зависит от правовой позиции, если предполагается, что ценовая система работает без издержек». При нулевых трансакционных издержках и у фермера, и у скотовода будут экономические стимулы увеличения ценности производства, так как каждый из них получит свою долю в приросте дохода. Однако при учете трансакционных издержек желаемый результат может быть и не достигнут. Дело в том, что высокая стоимость получения необходимой информации, ведения переговоров и судебных дел может превысить возможные выгоды от заключения сделки. К тому же при оценке ущерба не исключены значительные различия потребительских предпочтений (например, один оценивает тот же самый ущерб гораздо больше, чем другой). Чтобы учесть эти различия, в формулировку теоремы Коуза позднее была введена оговорка относительно эффекта дохода.
Экспериментальные исследования
показали, что теорема Коуза
верна для ограниченного числа
участников сделки (двух-трех). При
возрастании численности
Любопытно отметить, что теорема Коуза доказывает значение трансакционных издержек «от противного». В реальной действительности они играют огромную роль.
Теорема Коуза помогает выработать правильную стратегию в борьбе с загрязнением окружающей среды. Эффективная политика в области контроля загрязнения окружающей среды - это такая политика, которая позволяет сбалансировать предельные общественные выгоды контроля с предельными общественными издержками, необходимыми для его проведения в жизнь.
Рисунок 4 - Определение эффективного уровня сокращения выбросов
Источник [16, с.288]
Пересечение кривой предельных общественных выгод MSB с кривой предельных общественных издержек MSC позволяет определить эффективный для данного общества уровень вредных выбросов (рисунок 4). Дело в том, что по мере снижения процента загрязняющих окружающую среду выбросов предельные социальные затраты резко возрастают, поэтому каждый дополнительный процент снижения обходится все дороже и дороже.
Существуют три основных пути сокращения вредных выбросов в окружающую среду: 1) установление норм или стандартов по вредным выбросам; 2) введение платы за выбросы; 3) продажа временных разрешений на выбросы.
Стандарты по вредным выбросам (emissions standards) - это установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах. Такие стандарты приняты во многих странах. В США, например, за их выполнением следит Управление по охране окружающей среды. Превышение установленных правительственными органами стандартов влечет крупный штраф или уголовное наказание.
Практика установления стандартов имеет, однако, свои очевидные недостатки. Прежде всего, они разрешают в определенных пределах бесплатно сбрасывать вредные вещества. При установлении единых для страны норм не учитываются разная степень остроты экологических проблем в разных регионах, а также существенные различия предельных частных издержек отдельных фирм. Поэтому затраты, связанные с достижением единого уровня загрязнения, могут приводить к значительным потерям отдельных фирм и общества в целом, так как игнорируются существующие в частном секторе сравнительные преимущества. И, наконец, что особенно важно, стандарты не стимулируют производителей к снижению существующего уровня загрязнения.
Большей гибкостью обладает плата за выбросы. Плата за выбросы - это плата, взимаемая с фирмы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов. Такая система способствует сокращению общего объема вредных выбросов, о чем наглядно свидетельствует опыт применения ее в Германии. Однако полной уверенности в том, что стандарты загрязнения не будут нарушены, при такой системе нет. В последнее время получают все более широкое применение новые методы борьбы с загрязнением окружающей среды. Среди них такая своеобразная форма, как продажа прав на загрязнение природной среды. Государство определяет объем вредных выбросов, допустимый в данной области, и продает его в форме лицензий, каждая из которых дает право на сброс загрязняющих веществ. Согласно рекомендациям Р. Коуза, необходимость заполнения пробелов в существующей системе собственности способствует созданию новых рынков и осуществлению интернализации внешних эффектов.
Агентство по охране окружающей среды (АЗОС) недавно приняло ряд мер по уменьшению жесткости и негибкости своих правил. Эти меры явились результатом политического давления, вызванного влиянием жестких правил на региональное экономическое развитие.
Например, теперь во многих районах США АЗОС применяет политику «компенсации». При такой политике фирмам разрешено размещать свои предприятия в тех районах, где раньше это было запрещено, поскольку дополнительные выбросы могли привести к загрязнению воздуха выше допустимого уровня. При политике «компенсации» фирма, желающая начать производство на данной территории, должна побудить другие фирмы снизить объемы выбросов. Обычно это достигается путем выплаты некоторой суммы. Не выполнив этого условия, фирма может получить разрешения на размещение своего производства. Например, «General Motors» получила разрешение АЗОС на строительство нового завода в Оклахоме, после того как через местную торговую палату было достигнуто соглашение с нефтяными компаниями, осуществляющими производство в данном районе, об уменьшении ими выбросов углеводорода в качестве компенсации за выбросы завода «General Motors». Заключение соглашений о компенсации, подобных этому, равносильно продаже существующих прав на загрязнение.
Политика АЗОС стала более гибкой и благодаря программе, прозванной «под колпаком у АЗОС». Фирма «накрывается» воображаемым «колпаком», благодаря чему ведется наблюдение, постоянный мониторинг за всеми видами выбросов фирмы. Если фирма превышает предельно допустимые выбросы по одному из загрязняющих веществ, АЗОС «не замечает» этого нарушения при условии, что фирма в то же время уменьшает объем выбросов другого загрязнения по сравнению с нормативным. Более гибкий подход к соблюдению стандартов позволяет фирмам добиться существенной экономии на издержках.
Наконец, недавно АЗОС продвинулась еще на один шаг к модели «прав на загрязнение», разрешив фирмам, у которых объемы выбросов меньше нормативных, «накапливать» экономию по выбросам для целей описанной системы. Фирма, у которой объем выбросов определенного загрязнителя меньше нормативного, получает «кредит», дающий право на превышение норм выбросов в будущем. Кроме того, фирма имеет право продать эти «кредиты» другим фирмам, которые хотели бы превысить нормы. Этот метод стимулирует фирмы уменьшать объемы выбросов ниже установленных норм, поскольку в результате они получат «кредиты», которые они могут продать и увеличат свой доход и прибыли. [16, с.293]
В итоге образуется рынок разрешений, а рынком управляют силы спроса и предложения. «Невидимая рука» гарантирует, что новый рынок будет эффективно распределять права на загрязнение. Фирмы, которые несут высокие издержки при уменьшении загрязнения, предпочтут направить большую часть средств на покупку разрешений. Фирмы, для которых сокращение отходов производства не связано с большими затратами, предпочтут поделиться своими правами с желающими. Пока существует свободный рынок прав на загрязнение, его окончательное распределение значительно эффективнее первоначальной дележки прав. [10, с.191-192]
Методы регулирование внешних эффектов на примере Республики Беларусь.
3.1 Защита окружающей среды – глобальная экономическая проблема современности
Пока потребление природных ресурсов увеличивается из года в год. В мире из земных недр на душу населения в 1900 г. извлекалось 7 тонн минерального сырья, в 1980 г. – 27 тонн, в 2000 г. – 48 тонн. За всю историю человечества из недр Земли извлечено около 200 млрд. тонн угля, около 100 млрд. тонн нефти, 50 млрд. тонн железной руды, 2 млрд. тонн бокситов, 300 млн. тонн медной руды, более 100 тыс. тонн золота, причем 50-85% добычи, исключая золото, приходится на последние 30 лет. При этом только 10% сырья, извлекаемого из недр планеты, превращается в готовую продукцию, остальные 90% - отходы, загрязняющие биосферу. Резкий скачок в потреблении ресурсов обусловлен изменениями, произошедшими на Земле в последние 100 лет – с 1890 г. ее население увеличилось более чем в 3 раза, объем производства товаров и услуг – в 20 раз, в том числе промышленного – в 50 раз, соответственно увеличилось и потребление природных ресурсов (например, топлива – в 30 раз).
Если исчислять доход каждого человека на планете в USD США, то в мире сегодня насчитывается 157 миллиардеров, 2 млн. миллионеров и в тоже время более чем 1,3 млрд. чел. (20% населения Земли) имеют доход менее 1 USD в день. Созданный мировой экономический порядок закрепляет неэквивалентность в оплате труда; понижение цен на сырье, полезные ископаемые, энергоносители; на средства производства, а также на продукцию ширпотреба и продовольствия, импортируемые этими странами.
В 1987 г. Всемирная комиссия ООН по окружающей среде и развитию обострила вопрос о необходимости поиска новой модели развития цивилизации, опубликовав доклад «Наше общее будущее». Именно с этого момента в средствах массовой информации стал употребляться термин «устойчивое развитие», под которым стали понимать такую модель развития, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без уменьшения такой возможности для будущих поколений. [4, с.102-103]
3.2 Особенности государственной политики охраны окружающей среды в Республике Беларусь на современном этапе
Как во всем мире, так и в Республики Беларусь одним из приоритетных направлений государственной политики являются вопросы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Они касаются различных сфер деятельности человеческого общества, во много определяя особенности устойчивого развития каждого государства, в том числе и нашей страны.
Конституция Республики
Беларусь - основной закон нашего государства,
гарантирует право каждого
Проводимая государственная экологическая политика предусматривает последовательное проведение структурной перестройки производственной сферы, совершенствование технологического уровня производства, ориентирующегося на ресурсосбережение, применение малоотходных и безотходных технологий, сокращение объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в природную среду, утилизацию и переработку отходов, ликвидацию негативных последствий хозяйственной деятельности на окружающую среду.
Главной целью экологической политики Республики Беларусь является обеспечение экологически безопасных условий для проживания людей, рациональное использование и охрана природных ресурсов, выработка правовых и экономических основ охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений. Для достижения этой цели необходимо, прежде всего, последовательно проводить структурную перестройку производственной сферы, осуществлять техническую политику, основанную на ресурсосбережении, ресурсозамещении, применении малоотходных и безотходных технологий.
Основными направлениями работы по реализации государственной экологической политики являются: совершенствование природоохранного законодательства; внедрение эффективных экономических методов управления и контроля за природопользованием и охраной окружающей среды; создание целостной системы финансирования природоохранных мероприятий; совершенствование системы органов управления и экологического контроля; реализация программы подготовки кадров и повышения экологической культуры населения; развитие международного сотрудничества и более активное использование зарубежного опыта в решении экологических проблем.
В 1992 г. Республика Беларусь совместно со 178 государствами подписала на конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро) ряд программных документов, определяющих согласованную политику по обеспечению устойчивого развития.
В 2004 г. Был ратифицирован Киотский протокол Конвенции об изменении климата. По мнению экологов, мировой общественности нужно приложить все усилия для ограничения выбросов парниковых газов и не допустить потепления климата более, чем на 2 градуса.
Для того, чтобы данное соглашение имело прочную экологическую и экономическую основу, были сформулированы три основные задачи:
Выполнение первой задачи Киотского протокола выражается в следующем:
- установлении дифференцирования показателей ключевых промышленно развитых стран в диапазоне от 6 до 8 % ниже базовых уровней (1990 и 1995гг.) выбросов парниковых газов;
- страны-участницы должны достигнуть установленных показателей в период с 2008 по 2012 годы, что дает им большие возможности для постепенного внедрения новых технологий при оптимальных затратах.
Вторая задача Киотского протокола должна выполняться на основе нового рыночного подхода. Компании и страны отныне имеют возможность продавать и покупать друг у друга квоты на выбросы парниковых газов. Квоты на загрязнение становятся товаром, имеющим цену.
Третья задача Киотского
протокола связана с