Практическое использование теории внешних эффектов. Природо-охранное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование теоретических и методологических основ и разработка практических рекомендаций по формированию механизма управления внешними эффектами промышленных предприятий с позиций их эффективного функционирования. Исходя из поставленной цели, в курсовой работе ставились и решены следующие задачи:
- выявить и проанализировать основные причины формирования и экономические последствия внешних эффектов промышленных предприятий;
- определить возможности применения инструментария экономического анализа к проблемам экологии в связи с деятельностью промышленных предприятий;
- исследовать современные механизмы управления внешними эффектами промышленных предприятий с позиций эффективности их функционирования;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Внешние эффекты: происхождение, сущность, типы…………………….5
Сущность внешних эффектов………………………………….…………..5
Отрицательные внешние эффекты………………………………………...7
Положительные внешние эффекты……………………………………....11
Внешние эффекты и окружающая среда………………………………...15
Влияние внешних эффектов на окружающую среду…………………...15
Государственное регулирование внешних эффектов и охрана
окружающей среды……………………………………………………………16
Налоги Пигу и субсидии …………………………………………………17
Применение теории внешних эффектов в экономической практике.
Теорема Коуза…………………………………………………………………20
Новые методы борьбы с загрязнением природной среды……………...23
3 Методы регулирования внешних эффектов на примере Республики
Беларусь ……………………………………………………………………….25
3.1 Защита окружающей среды – глобальная экономическая проблема….25
3.2 Особенности государственной политики охраны окружающей среды в Республике Беларусь на современном этапе………………………………..26
Заключение…………………………………………………………………….32
Список использованных источников………………………………………...33

Вложенные файлы: 1 файл

Практическое использование теории внешних эффектов. Природо-охранное регулирование..doc

— 657.00 Кб (Скачать файл)

Государственное регулирование  природопользования в РБ не ограничивается участием в международных соглашениях. Республика Беларусь одной из первых среди государств мира осуществила разработку Национальной стратегии устойчивого развития (НСУР) в 1997 году. С 1998 г. Национальная стратегия устойчивого развития включена в систему государственных прогнозов социально-экономического развития, согласно которым она разрабатывается один раз в 5 лет на 15-летний период.

В настоящее время  принята Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года.

Главной целью экологической  политики Республики Беларусь является обеспечение экологически безопасных условий для проживания людей, рациональное использование и охрана природных ресурсов, выработка правовых и экономических основ охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений. Для достижения этой цели необходимо, прежде всего, последовательно проводить структурную перестройку производственной сферы, осуществлять техническую политику, основанную на ресурсосбережении, ресурсозамещении, применении малоотходных и безотходных технологий.

Основными направлениями  работы по реализации государственной  экологической политики являются: совершенствование природоохранного законодательства; внедрение эффективных экономических методов управления и контроля за природопользованием и охраной окружающей среды; создание целостной системы финансирования природоохранных мероприятий; совершенствование системы органов управления и экологического контроля; реализация программы подготовки кадров и повышения экологической культуры населения; развитие международного сотрудничества и более активное использование зарубежного опыта в решении экологических проблем.

В Республике Беларусь сложилась  целостная система планирования мероприятий по охране окружающей среды. Широко практикуется разработка и реализация программ и комплексных проектов по решению отдельных проблем  в области охраны окружающей среды. К таким программам следует отнести развитие сети особо охраняемых природных территорий, защита населения от последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции и многие другие. Практика перспективного и текущего планирования природоохранной деятельности во многом способствует успешному решению многих экологических проблем. К ним можно отнести создание широкой сети особо охраняемых природных территорий, восстановление нарушенных хозяйственной деятельностью природных объектов, увеличение лесистости территорий, развитие мощного потенциала экологической науки и т.д.

Республика Беларусь обладает развитым промышленно-индустриальным и аграрным потенциалом. Основу промышленного  производства составляют крупные предприятия  нефтехимического и химического  профиля, станко- и машиностроения, приборостроения, текстильной, пищевой, перерабатывающей промышленности, деревообработки и строительной индустрии. Большая часть населения проживает в городах.

Основу сельского хозяйства  составляют многоотраслевые хозяйства, производство в которых ведется с широким применением средств механизации, минеральных удобрений, химической защиты растений. В животноводстве имеется большое количество крупных животноводческих комплексов и ферм, особенно по откорму свиней и крупного рогатого скота.

К сожалению, как промышленное, так и сельскохозяйственное производство, а также обслуживающий сектор в основном базируются на технологиях, далеких от совершенства. А это, в свою очередь, дает достаточно высокую антропогенную нагрузку на окружающую среду в виде выбросов, сбросов и отходов производства. К тому же пока слабо развита сеть предприятий по переработке, утилизации и захоронению отходов производства и потребления.

Наиболее острой экологической  проблемой для Беларуси является радиационное загрязнение значительной части территории после аварии на Чернобыльской АЭС.

Острой экологической  проблемой является также нерациональное природопользование. На единицу продукции  мы используем в 2–4 раза больше природных  ресурсов и энергии, чем промышленно  развитые страны. Большие объемы природных ресурсов идут в отходы.

Кроме этого, усиливается  экологический риск, связанный со старением оборудования и изношенностью  основных фондов производства.

Поэтому основу нашей  экологической политики составляют забота об улучшении ее качества и оздоровлении экологической обстановки, создание благоприятных условий для жизни и труда людей, рациональное использование и охрана природных ресурсов, сохранение биологического разнообразия в стране. Для достижения этих целей в Республике Беларусь необходимо прежде всего последовательно провести структурную перестройку производственной сферы, осуществить техническую политику, основанную на ресурсосбережении, применении малоотходных и безотходных технологий, создать соответствующую законодательную, нормативную и информационную базу.

Важнейшими принципами экологической политики определены:

    1. поддержка целостности экологических систем посредством эффективного управления экологическим потенциалом страны;
    2. снижение давления на окружающую среду со стороны экономики (в процессе ее роста);
    3. защита окружающей среды как неотъемлемой части процесса развития;
    4. социальное и экологическое взаимодействие для повышения качества жизни;
    5. расширение сотрудничества с другими странами с учетом глобальной экологической взаимозависимости.

Стратегическими целями экологической политики РБ являются:

- создание благоприятной  окружающей среды;

- улучшение условий  и проживания и здоровья населения;

- обеспечение экологической  безопасности.

Экологическая ситуация в Беларуси осложнена последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС и функционированием экологоопасных, ресурсо- и энергоемких производств. Кроме того, экологические проблемы также связаны с недостаточным применением новых технологий и оборудования в ряде отраслей экономики: ростом парка автомобилей, неполным извлечением полезных компонентов из добываемого минерального сырья, низкой степенью утилизации отходов производства и потребления, усилением антропогенной нагрузки на биологические ресурсы.

Согласно программе  социально-экономического развития РБ на 2006-2010 гг. необходимо обеспечить:

    1. приведение природоохранного законодательства в соответствие с современными условиями, международными конвенциями, протоколами, соглашениями;
    2. совершенствование экономического механизма природопользования, предусматривающего корректировку существующих и введение новых видов платежей;
    3. создание системы экологического страхования;
    4. дальнейшее внедрение системы экологической сертификации на предприятиях отрасли в соответствии с международными стандартами;
    5. экологизацию экономики на базе внедрения малоотходных и безотходных технологий, модернизацию действующих производств;
    6. безопасные условия жизнедеятельности населения на территории радиоактивного загрязнении, проведение радиационного мониторинга природных ресурсов.

 

Основными принципами государственной  политики в области охраны окружающей среды в Республики Беларусь являются:

– Государственная собственность  на все виды природных ресурсов.

– Охрана окружающей среды (объектов живой и неживой природы) на всей территории республики в сочетании с созданием системы особо охраняемых природных территорий.

– Законодательно обеспеченная, финансируемая из Госбюджета система  Госконтроля за состоянием окружающей среды, охраной и использованием природных ресурсов, качеством продуктов питания и т.д.

– Законодательно обеспеченная система государственной экологической  экспертизы проектируемых, строящихся и эксплуатируемых хозяйственных  объектов.

– Привлечение к делу охраны окружающей среды и контролю за ее состоянием широких слоев населения.

– Экономический механизм обеспечения охраны окружающей среды.

–Система мер уголовной  и административной ответственности  за нарушение природоохранного законодательства.

– Совершенствование  законодательной базы.

Основой законодательства в области охраны окружающей среды  и природопользования являются:

– Конституция окружающей среды;

– Концепция государственной  политики Республики Беларусь в области  охраны окружающей среды;

– Закон Республики Беларусь “Об охране окружающей среды”;

– другие законы в этой области (такие, как Кодекс Республики Беларусь о земле, Водный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о недрах, Лесной кодекс Республики Беларусь, “Об охране и использовании животного мира”, “Об охране атмосферного воздуха”, “О государственной экологической экспертизе” и “Об отходах производства и потребления” и т. д.).

Экономический механизм охраны окружающей среды и  природопользования включает следующие элементы:

- разработку государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь в части рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

- финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;

- создание фондов охраны природы;

- установление платежей за природопользование;

- проведение экономической оценки природных объектов;

- проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

- установление мер экономического стимулирования в области охраны окружающей среды;

- возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей среде;

меры, направленные на охрану окружающей среды.

Ограниченность природных ресурсов вызывает необходимость повышения экологических требований к экономике. Само экономическое развитие внутренне противоречиво, так как оно порождает, с одной стороны, ряд экологических проблем, а с другой – в нем заложена основа для устранения этих противоречий.

Поэтому необходимо комплексное  решение хозяйственных проблем  с учетом требований природной среды  и наоборот. Противостояние экономики  и экологии должно решаться в современных  условиях не администрированием, а при помощи постоянно действующих институтов и механизмов на базе рыночных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Внешние эффекты –  это издержки или выгоды от рыночных операций, не нашедшие отражения в  ценах. Эти эффекты являются «внешними» по отношению к рыночным ценам  и воздействуют на третьих лиц, не участвующих в рыночных сделках.

Различают: совокупные внешние  издержки – совокупный ущерб, наносимый  третьим лицам; предельные внешние  издержки – дополнительные издержки, связанные с выпуском каждой дополнительной единицы продукции, не оплачиваемые производителем и перекладываемые на третьих лиц; предельные общественные издержки, равные сумме предельных издержек производства фирмы и предельных внешних издержек.

Формы внешних эффектов разнообразны. Различают: отрицательные  и положительные внешние эффекты; технологические и денежные; экстерналии производства, потребления, смешанные (производство – потребление, потребление - производство); предельные и интрамаржинальные; Парето-непротиворечивые и Парето-противоречивые; позиционные, сетевые, интернализируемые государством или рынком.

Причиной существования  внешних эффектов является отсутствие установленных прав собственности  на ресурсы, что приводит к искажению  стоимости ресурса для альтернативных способов его использования.

Условием устранения потерь эффективности, вызванных внешними эффектами, является обеспечение равенства между общественными предельными издержками и общественными предельными выгодами.

Для полноты оценки издержек по производству благ и использованию  прав собственности Р. Коуз ввел понятие трансакционных издержек, или издержек по спецификации (установлению) правомочий собственности различных видов (распоряжение, владение и т.д.). Величина трансакционных издержек определяет, какие контракты по передаче прав собственности будут заключены, с тем чтобы внешний эффект был оплачен. Если величина трансакционных издержек ничтожно мала, то при сделке достигается эффективное размещение ресурсов, несмотря на первоначальное закрепление прав собственности.

Отрицательные внешние  эффекты обострили проблему состояния окружающей среды. Меры по преодолению последствий ее загрязнения включают: введение стандартов по вредным выбросам; установление платы за выбросы, формирование рынка прав на загрязнение; продажу на рынке временных разрешений на выбросы.    Используемые методы носят административный фискальный характер и различаются степенью использования рыночных принципов. Их целью является сокращение вредных выбросов до эффективного уровня и повышение качества окружающей среды. Эффективный объем выбросов характеризуется равенством между предельными общественными издержками от загрязнения и предельными издержками на сокращение объемов выбросов. 

Информация о работе Практическое использование теории внешних эффектов. Природо-охранное регулирование