Предпринимательский риск и методы его снижение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Для экономики любой страны понятия малого и крупного бизнеса являются одними из ключевых. В то время как малый бизнес влияет на уровень развития экономики государства, способствуя повышению налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, развитию конкуренции, разработке и внедрению новых товаров и услуг, а также созданию рабочих мест, крупный бизнес выступает в роли каркаса национальной экономики, её основного представителя в мировом хозяйстве, важнейшего партнёра и оппонента государства при выработке и осуществлении промышленной политики. Таким образом, достаточно сложно переоценить влияние данных структур на экономику и развитие страны в целом.

Содержание

Введение 3

Глава 1.Крупный и малый бизнес 5
1.1. Понятие малого бизнеса в российской экономике 5
1.2. Российский крупный бизнес как экономический феномен 9
1.3. Формы взаимодействия малого и крупного бизнеса. 12

Глава 2. Взаимодействие малого и крупного предприятия на основе франчайзинга ( OOO «Шоколадница») 18
3.1. Франчайзинговая система в России. Франчайзинг ООО «Шоколадница» 18
3.2. Общая характеристика предприятия ООО «Шоколадница» 22
3.3. Оценка деятельности предприятия 25


Заключение 33


Список литературы 34


Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая- полная версия.5docx.docx

— 557.96 Кб (Скачать файл)

2.Между элементами существуют регулярные взаимосвязи, причём более тесные, чем  просто рыночные, т.е. данная совокупность в некоторых существенных экономических или управленческих аспектах постоянно или периодически выступает как единое целое.

3.Существует некоторый центр принятия ключевых решений, обязательных для всех элементов- центральный элемент ИБГ. В такой роли может выступать либо наиболее крупный и важный её член (деятельностный центр), либо специально созданная структура, концентрирующая в себе управленческие функции, либо некоторая группа физических лиц (например основных собственников), имеющих  возможность принимать решения, обязательные для всех членов ИБГ.

    Иначе говоря, ИБГ- это совокупность предприятий из разных отраслей и секторов, которые  силу сложившихся между ними связей регулярно выступают  в некоторых важных аспектах как единый экономический агент и в которой можно выделить некоторый центральный элемент. Связи могут быть  мягкими или жёсткими, формальными или неформальными, прозрачными или непрозрачными для внешнего наблюдателя. Важно лишь, чтобы они были достаточно устойчивыми и обязывающими. Кроме того, большая часть групп включает предприятия как из реального, так и из финансового сектора, а в рамках реального сектора- из технологически не связанных между собой отраслей.

  Компанией  называется совокупность предприятий  реального или финансового сектора,  сформированная либо вокруг некоторой  технологической цепочки, либо  продукта или группы продуктов  (т.е. либо вертикально  интегрированную, либо продуктно-специализированую) и при этом выступающую как единый  экономический агент во всех вопросах, кроме, может быть, оперативных. Отсюда следует, что компания в свою очередь уже не может быть финансово-промышленной, как ИБГ. Компания, за редкими исключениями, объединяет несколько юридических лиц, причем сопоставимого масштаба и в принципе способных существовать в рыночной экономике самостоятельно.

  Центральный  элемент компании всегда юридическое  лицо, в функции которого входит  принятие всех стратегических  и основных тактических решений.  Самостоятельность  предприятий  в лучшем случае ограничивается  их текущей деятельностью, т.е.  компании отличаются высокой  экономической и управленческой  целостностью.

Нечасто, но встречается ситуация, когда группой  предприятий одной и той же специализации либо ходящих в  единую технологическую цепочку  непосредственно управляет банк, купивший контрольные пакеты их акций (для себя или своих владельцев). Этот феномен - «компания без центрального элемента»- является переходной формой. Через некоторое время предприятия  либо продаются, либо формируется компания первого или третьего типа.

Однако отнесение  той или иной структуры к компании или бизнес-группе отнюдь не всегда однозначно. Эта проблема возникает  прежде всего тогда, когда речь идёт о крупных структурах, действующих  в рамках одной отрасли. Например,  «ЛУКОЙЛ» считается бизнес-группой, а «Сургутнефтегаз» - компанией. Однозначно или по крайней мере мотивированно  ответить на вопрос, является ли структура  компанией или бизнес-группой, можно  лишь детально разобравшись в принципах  функционирования этой структуры. В  подобных спорных случаях, учитывая что строгой и официальной  терминологии и классификации не существует, уместно называть все  структуры бизнес-группами. Тем более, что, как пишет Я. Ш. Паппэ, компании можно считать частным  случаем  ИБГ.

   Роль  крупного бизнеса в  развитии  отечественной экономики традиционно  оценивают с различных позиций. 

  Однако, как показывает опыт успешных стран, крупный бизнес является каркасом национальной экономики, её основным представителем в мировом хозяйстве, важнейшим партнёром и оппонентом государства  при выработке и осуществлении промышленной  политики. Основную же часть занятости , доходов, сборов и налогов, а также инноваций приносит средний бизнес (естественно по масштабам соответствующих стран). Классический же малый бизнес выполняет главным образом социальные функции, обеспечивая огромному количеству людей приемлемы уровень дохода и статус, а некоторой их части - ещё и предпринимательский опыт плюс начальный капитал для карьерного роста.

 

1.3. Формы взаимодействия малых и крупных предприятий

   Данный вид микроэкономических взаимодействий малых предприятий относится к числу исторически первых и наиболее распространенных.

   Как показывает анализ, в процессе взаимодействия малых и крупных предприятий довольно часто удавалось выработать совместную стратегию выживания предприятий, поддерживающую обе структуры. Именно поэтому число малых предприятий, функционирование которых тем или иным образом связано с деятельностью крупных предприятий, по различным экспертным оценкам достигает 2/3. Таким образом, исторически сформировались определённые виды и стратегии взаимодействия малых и крупных предприятий.

Рис.1. Формы взаимодействия малых и  крупных предприятий: а) интрапренерство; б) инкубаторство; в) сателлитная (к  – крупное предприятие)

  Рассматривая экономическое содержание данного вида взаимодействий, можно отметить следующее.

  На базе крупных предприятий реального сектора предпринимательская деятельность наиболее часто возникает в виде следующих форм (см. рис.1):

  • 1) интрапренерство (образование небольшого, часто временного коллектива для реализации некоторой цели или под разработку некоторой идеи, необходимой для повышения технического уровня крупного предприятия);
  • 2) инкубаторство («выращивание» малой фирмы, оказание различной помощи на этапах ее становления);
  • 3) сателлитная форма (организация малых фирм-сателлитов — различных дочерних фирм, сохраняющих «родственные связи» с «родителями», образование малых фирм, юридически самостоятельных, но экономически тесно зависимых от коренной структуры и т.д.).

  Заметим, что такие формы взаимодействия малого и крупного предпринимательства, как интрапренерство и инкубаторство, в российских условиях пока не получили должного развития. Сателлитные формы возникают более часто, особенно в последнее время, как результат реструктуризации предприятий, т.е. путем выделения малой фирмы из крупного предприятия. Они образуются также из самостоятельных хозяйственных объектов, при этом обычно крупный объект является центром притяжения малого.

   Сателлитная форма взаимодействия малых и крупных структур реализуется преимущественно на основе субконтрактации и наблюдается как, «атомарная», «дипольная» « сетчатая» или «корпоративная» структура (см. рис.2).

Рис.2. Схема разновидностей (структур) сателлитной  формы взаимодействия малых и  крупных предприятий: а) дипольная; 
б) атомарная; в) сетчатая; г) корпоративная.

   В зависимости от характера взаимосвязей между малыми и крупными фирмами определяется разновидность новообразованной структуры:

А) «дипольная» (пара предприятий с доминированием крупного);

Б) «атомарная» (множество независимых малых фирм, тяготеющих к крупной структуре как к «ядру»);

В) «сетчатая» (сеть взаимосвязанных малых предприятий, обслуживающих крупное производство);

Г) «корпоративная» (взаимодействие нескольких крупных предприятий осуществляется через сетчатую структуру малых фирм) и т.д.

  В этом случае, если взаимодействие малой и крупной фирм базируется на получении взаимной выгоды и носит устойчивый характер, между предприятиями образуется экономический симбиоз.

Таким образом, из всей вышеприведённой классификации  можно выделить несколько основных форм взаимодействия малого и крупного бизнеса, которые наиболее часто встречаются и являются наиболее эффективными-это аутсорсинг, аутстаффинг, субконтрактация и франчайзинг.

  Из-за усиления конкуренции многим компаниям приходится задумываться об автоматизации бизнес-процессов, сокращении издержек и, соответственно, о перераспределении ресурсов в пользу рационального решения стратегических задач, направленных на развитие корпоративного бренда. В большинстве случаев наиболее высокие административные расходы приходятся на персонал компании.  

В России использовать услуги, снижающие административные расходы на персонал, впервые стали иностранные компании, выходящие на отечественный рынок. Осваиваясь в новых условиях, они стали активно работать с такими технологиями, как "лизинг персонала", "аутстаффинг", "аутсорсинг". Вскоре эти услуги стали применять на практике российские бизнесмены.  

Из-за сходства мотивов, направленных на минимизацию  издержек, аутстаффинг часто путают с аутсорсингом, хотя между ними существует значительная разница.  

Аутсорсинг (от англ. outsoursing- «предоставление внешних ресурсов») -вывод за пределы компании непрофильных для неё задач. Другими словами, это форма передачи обеспечивающих, не связанных с основными, бизнес-процессов сторонней организации, за которые платит компания-заказчик. Если основными бизнес-процессами можно назвать сбыт и производство, то к обеспечивающим бизнес-процессам, помимо HR (кадровой службы), можно отнести IT-технологии, финансовое обеспечение, юриспруденцию, маркетинг и многое другое. Аутсорсинг позволяет компаниям сконцентрировать свои усилия на основной деятельности и быть конкурентоспособными на рынке.  

Под аутстаффингом (от англ. outstaffing- «выведение персонала за штат») понимается вывод персонала за штат компании-заказчика и оформление его в штат компании-провайдера. Провайдер услуги, зачисляя сотрудников клиента в свой штат, берет полностью на себя все обязательства по оформлению трудовых отношений, ведению кадрового делопроизводства, начислению и перечислению заработной платы и всех установленных законодательством налогов и сборов, оформлению больничных листов, предоставлению различных справок работникам. Он также предоставляет все льготы и гарантии сотрудникам, установленные действующим законодательством РФ.  

Лизинг персонала - это предоставление согласно требованиям заказчика необходимых специалистов для выполнения различных проектов. При лизинге сотрудники все время находятся в штате компании-провайдера, стаж работы у них непрерывный, независимо от интенсивности работы у компании-заказчика.

 Также  достаточно распространённым видом  взаимодействия малого и крупного  бизнеса является субконтрактация.  Суть данного понятия заключается в том, что одно промышленное предприятие (контрактор) размещает на другом предприятии (субконтракторе) заказ на разработку или изготовление некоторой продукции, или на выполнение технологических процессов в соответствии с требованиями заказчика, позволяющее компании-контрактору выстроить более действенную и эффективную организационную структуру производства.

  Применение механизма субконтрактации (субконтрактинга) позволяет головному предприятию (контрактору) избавиться от непроизводительных издержек на содержание недозагруженных производственных мощностей и сконцентрировать усилия на важнейших задачах — технологическом перевооружении, обновлении модельного ряда выпускаемой продукции. Субконтракторы (как правило, малые и средние предприятия), выполняя работы по субконтрактам, достигают высокого уровня загрузки оборудования и высокой производительности. Применение механизма субконтрактации позволяет оптимизировать процесс производства и существенно повысить конкурентоспособность, как на уровне предприятия, так и на уровне региона.

   Субконтрактация, как разновидность делового партнерства, предполагает такую кооперацию мелких и даже мельчайших предприятий (в том числе мини-фирм, семейного подряда, надомничества и т.д.), при которой крупное предприятие на основе договора (контракта) размещает заказ, определяет спецификацию изделий, предоставляет сырье или полуфабрикат для дальнейшей переработки и т.д., а исполнители (малые фирмы) осуществляют частичную или завершающую обработку предоставленного материала. При этом крупное предприятие может заключить контракт либо на производство готового изделия, без собственного участия в его производстве (коммерческий вариант), либо на участие малых фирм в отдельных стадиях технологического процесса (производственный вариант). На условиях субконтрактации может осуществляться и работа малых предприятий на представляемом контрактором сырье (своего рода толлинг), и реализация продукции крупного предприятия.

   Субконтрактация является достаточно эффективной формой взаимодействия бизнеса, однако уже для достаточно устоявшихся компаний, которые имеют определённый опыт и ноу-хау, что является гарантией их надёжности в качестве партнёров. Однако одним из наиболее серьёзных недостатков большинства вновь создаваемых малых предприятий не только в России, но и за рубежом является высокий уровень их гибели в наиболее трудный для них начальный период. В таком случае предприниматели могут использовать для создания и функционирования МП такой механизм, как франчайзинг. В частности отмечается, что « из десяти предприятий малого бизнеса по разным причинам прекращают своё существование в течение пяти лет девять предприятий, за тот же период из десяти франшизных предприятий девять продолжают работать и только одно закрывается».

   Суть  франчайзинга заключается в том,  что франчайзер  (лицензиар), которым  является крупная фирма, владеющая  маркой и «ноу-хау», предоставляет  франчайзи (малому предприятию)  право на ведение дела под  его торговой маркой и определённый  набор услуг. В обмен на это  франчайзи обязуется обеспечивать установленные франчайзером стандарты качества соответствующих товаров и услуг, соблюдать установленные им требования по проведению технологических и коммерческих операций, осуществлять контроль за соблюдением установленных стандартов и требований, а также выплачивать франчайзеру определённое вознаграждение (роялти).

Информация о работе Предпринимательский риск и методы его снижение