Предпринимательский риск и методы его снижение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Для экономики любой страны понятия малого и крупного бизнеса являются одними из ключевых. В то время как малый бизнес влияет на уровень развития экономики государства, способствуя повышению налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, развитию конкуренции, разработке и внедрению новых товаров и услуг, а также созданию рабочих мест, крупный бизнес выступает в роли каркаса национальной экономики, её основного представителя в мировом хозяйстве, важнейшего партнёра и оппонента государства при выработке и осуществлении промышленной политики. Таким образом, достаточно сложно переоценить влияние данных структур на экономику и развитие страны в целом.

Содержание

Введение 3

Глава 1.Крупный и малый бизнес 5
1.1. Понятие малого бизнеса в российской экономике 5
1.2. Российский крупный бизнес как экономический феномен 9
1.3. Формы взаимодействия малого и крупного бизнеса. 12

Глава 2. Взаимодействие малого и крупного предприятия на основе франчайзинга ( OOO «Шоколадница») 18
3.1. Франчайзинговая система в России. Франчайзинг ООО «Шоколадница» 18
3.2. Общая характеристика предприятия ООО «Шоколадница» 22
3.3. Оценка деятельности предприятия 25


Заключение 33


Список литературы 34


Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая- полная версия.5docx.docx

— 557.96 Кб (Скачать файл)

  Франчайзинг объединяет в себе преимущества крупного производства (экономия на управленческих расходах, рекламе, затратах на внедрение новых технологий и видов продукции, обучении персонала) и малого предпринимательства (высокая «проникающая» способность, возможность локальных контактов и знание местных условий). Оплачивая лицензию (франшизу) и «связывая» себя обязательствами по соблюдению установленных стандартов качества, малое предприятие получает взамен значительную поддержку от «родительской» фирмы: в сфере маркетинга, повышения квалификации кадров и их обучении, опыту менеджмента, технического содействия (в том числе совместного использования части оборудования), более широкий доступ к сырью и т.д.

Необходимо  отметить, что в основе франчайзинга лежит контрактное сотрудничество между юридически независимыми сторонами, одной из которых является франчайзер, владеющий маркой, а другой франчайзи, готовый вложить принадлежащий  ему капитал в создание предприятия  на франшизной основе.

  Использование  данного механизма позволяет  крупному бизнесу, являющемуся  собственником бренда, достаточно  быстро увеличивать рынок сбыта  своей продукции, расширяя географию  своего бизнеса  за счет  привлечения капитала франчайзи.  В то же время франчайзи  практически тиражируют успешный  бизнес фрачайзера, который, будучи  заинтересованным в успешном  функционировании своих партнеров  по бизнесу, оказывает им всяческую  поддержку, чем и объясняется  высокая выживаемость МП-франчайзи.

ГЛАВА 2: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МАЛОГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА НА ОСНОВЕ ФРАНЧАЙЗИНГА (ООО «ШОКОЛАДНИЦА»)

2.1. Франчайзинговая система в России. Франчайзинг ООО «Шоколадница». 

В Россию франчайзинг  впервые пришёл в 1972 г., когда «… ряд советских предприятий (пользователей  франшизы) по франшизному договору с правообладателем PepsiCo приступили к производству прохладительных напитков (типа «Пепси-кола») из сиропов и концентратов правообладателя в соответствии с его стандартами качества и под его торговой маркой»4. Однако развитие франчайзинга в России началось в 90-е годы, когда к нам пришли такие иностранные компании, как «Баскин-Робинс», «Xerox», «Kodak», «English First», «Carlo Pazolini», «Sbarro», «Subway», «Xerox» и др., владеющие известными брендами.  Для возможности реализации рассматриваемого механизма взаимодействия между малым и крупным бизнесом в Гражданском кодексе РФ появился раздел «коммерческая концессия» (ст. 1027-1040 гл. 54 ГК РФ), известный в западном законодательстве как франчайзинг. Несколько позже этот механизм взаимодействия начали использовать  и российские предприятия, имеюие свои бренды. На данный момент в России по системе франчайзинга работают такие отечественные компании, как «Елки-палки», «Крошка-картошка», «ЛУКОЙЛ», «Славнефть» и многие другие.

  По мнению президента Российской Ассоциации развития франчайзинга А. Майлера, количество франшиз в России не превышает 500. Однако, каждый год увеличение количество франшиз в России происходит с некоторым ускорением. (см. приложение 2)

  В России практически не развит франчайзинг в производственной сфере, а наибольшей популярностью пользуется в розничной торговле и питании (см. приложение 3). Популярность товарного франчайзинга объясняется тем, что обычно эти франшизы стоят недорого, значительная часть инвестиций тратится на закупку товара, а франчайзеры зачастую обеспечивают немалые скидки при покупке товаров. Однако по мере приближения сроков вступления России в ВТО прогнозируется постепенное изменение нацинально-отраслевой структуры: если первыми на российский рынок проникли франчайзеры из быстро осваиваемых отраслей (общественное питание, торговля), возможно, впоследствии можно будет говорить о более дорогостоящих разновидностях франчайзинга (производственный, в сфере услуг).

   Особенностью франчайзинга в России является его неравномерное распространение по территории страны. На начало 2010 года можно назвать только несколько российских регионов, где франчайзинг используется достаточно широко. Основными из них являются: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород и Омск.     Применение франчайзинга в регионе неразрывно связано с экономическим положением данной территории и уровнем развития бизнеса на рынке.     

   Следует отметить, что франчайзинговая система отношений между крупными и малыми предприятиями имеет свои достоинства и недостатки. Наиболее важными из достоинств, является то, что франчайзинг позволяет значительно расширить рынок сбыта стандартного, хорошо известного потребителю товара, сохраняя, при этом, независимость франчайзи, как предпринимателя. Очень важно то, что франчайзинг позволяет резко расширить возможности малого бизнеса, предоставив ему многие возможности крупных предприятий. Тем самым этот экономический инструмент резко повышает выживаемость предприятий малого бизнеса. Наиболее существенные недостатки связаны со стандартностью товара и ограничениями в ведении бизнеса. Франчайзинг снижает конкуренцию, что приводит к снижению качества товара. В конечном итоге франчайзинговая система менее гибка, по сравнению с крупными корпорациями и, тем более с предприятиями малого бизнеса.

Что касается выбранной нами в качестве франчайзора компании ООО «Галерея-Алекс», представляющей торговую марку кофейни «Шоколадница», здесь франчайзи получает доступ к уникальной системе, разработанной и принадлежащей франчайзору и предназначенной для создания, открытия и эксплуатации кофеен по стандартам сети, которая включает:

- консультации по вопросам подбора помещений, предоставление критериев оценки и консультирование по вопросам оптимального местоположения и пригодности помещений для строительства кофейни;

- консультации по вопросам строительства и оформления разрешительной документации;

- предоставление технологического проекта и спецификации оборудования;

- обучение персонала;

- выезд специалистов на запуск кофейни;

- консультации и рекомендации по предпринимательской деятельности в сфере общественного питания;

- постоянную операционную и маркетинговую поддержку в управлении и продвижении после открытия кофейни.

Компания  ООО «Галерея-Алекс» предлагает следующие  этапы взаимодействия:

1. Знакомство, обмен информацией, обсуждение  условий сотрудничества.

2. Поиск и  оценка помещения.

3. Оформление  договорных отношений, оплата  паушального взноса.

4. Проектирование  и строительство кофейни.

5. Открытие  кофейни под контролем специалистов  ООО «Галерея-Алекс».

6. Постоянное  взаимодействие специалистов ООО  «Галерея-Алекс» и партнера, направленное  на соблюдение высоких стандартов  компании, привлечение новых гостей, достижение запланированных финансово-экономических  результатов при эксплуатации  кофеен.

Требования, которые компания предъявляет к  помещениям для открытия кофейни, заключаются  в следующем:

- Расположение помещения на пересечении интенсивных транспортных и пешеходных потоков - на центральных улицах, в крупных деловых, торговых и развлекательных центрах, кинотеатрах, аэропортах. Желательно наличие удобных подъездных путей и возможностей парковки автотранспорта.

- Площадь для стационарной кофейни 150-200 м2; для кофейни в торговом центре 120-150 м2.

- Мощность для стационарной кофейни 70 кВт; для кофейни в торговом центре 30-40 кВт.

Так же компания предъявляет ряд условий заключения договора:

- Договор коммерческой концессии заключается на 5 лет, с правом пролонгации.

- Стоимость франчайзингового пакета торговой марки «Шоколадница» включает паушальный взнос - 60 000 $ по курсу ЦБ, на день оплаты, но не ниже 25 рублей и роялти (ежемесячный платеж от валовой выручки) - 7 %.

Говоря о  смягчении условий заключения франчайзингового договора, в рамках кризиса, компания ООО «Галерея-Алекс» на данный момент не предусматривает никаких изменений, хотя в дальнейшем, по словам заместителя регионального директора Светланы Лукьяновой, планируется пересмотреть размер паушального взноса в связи с ростом курса доллара5.

 

2.2. Общая характеристика предприятия ООО «Шоколадница»

 

  Рассматриваемое нами предприятие имеет организационно-правовую форму общества с ограниченной ответственностью.

  Общество с ограниченной ответственностью (ООО) - организация, созданная по соглашению юридическими лицами и гражданами путем объединения их вкладов в целях осуществления хозяйственной деятельности. Общество является юридическим лицом.

   Что касается размера  предприятия, то кофейня «Шоколадница» является малым предприятием, т.к. численность работающего персонала не превышает 50 человек.

    Говоря о структурных  подразделениях ресторана и их  функциях, то среди них можно  выделить следующие:

1. Отдел бухгалтерского  учёта: учёт и контроль на  предприятии за расходом денежных  средств, материалов, контроль отгрузки  продукции, организация финансовой  деятельности на предприятии  и т.д.

2. Планово-экономический  отдел: планирование производства, экономический анализ результатов  работы предприятия. 

3. Зал обслуживания: реализация  продукции.

4. Инженерно-эксплуатационная  служба: организация производства, контроль за ходом и сроком  изготовления продукции, проверка качества продукции.

5. Отдел материально-технического  снабжения: обеспечение полуфабрикатами  и продуктами согласно производственной  программе. 

6. Цеха предприятия: осуществляют  изготовление продукции согласно  производственной программе, осуществляют  текущий и капитальный ремонт  оборудования.

   Однако вышеперечисленная  структура относится к московской  сети кофеен «Шоколадница», которая  в нашем случае является франчайзером  и которая имеет достаточно  опыта работы и финансовых  средств, чтобы обеспечить содержание  данных служб предприятия. Что  касается владимирского предприятия,  которое является вновь открывшимся,  то в этом случае нет надобности  и средств на содержание для  ряда подразделений. Так, например  функции отдела материально-технического  снабжения осуществляет управляющий,  а текущий и капитальный ремонт  оборудования вместо отдельных цехов предприятия осуществляют по договору отдельные компании, занимающиеся ремонтом.

   Таким образом,  среди сотрудников владимирской  кофейни «Шоколадница» можно  выделить следующих:

   Директор, возглавляющий  работу предприятия и являющийся  собственником предприятия. Он несет полную ответственность за реорганизацию хозяйственной деятельности ресторана, исполнение договоров и соглашений; рассматривает жалобы. Директору предоставлено право: принимать, увольнять и перемещать работников ресторана; самостоятельно утверждать штаты; распоряжаться средствами; издавать приказы, распоряжения, поощрять работников, налагать взыскания на них при необходимости. Директору непосредственно подчиняется управляющий.    Управляющий руководствуется должностной характеристикой; приступает к исполнению своих обязанностей после подписания акта о материальной ответственности.

  Обязанности управляющего:

-руководство закупками всех товаров (продовольствие, непродовольственные товары)

- обеспечение бракеража  готовой пищи;

- обеспечение соблюдения  рецептур блюд и технологии  их изготовления, повышение производительности  труда работников;

- составление графиков  выхода на работу;

- проведение инструктажа  по технике безопасности на  рабочем месте;

- своевременное составление  и предоставление в бухгалтерию  отчетов об использовании товарно-материальных  ценностей;

- расстановка работников  на рабочих местах в соответствии  с их квалификацией;

- установление дисциплины.

   Функции учета, планирования и различные финансовые операции выполняет бухгалтер. Также к его обязанностям относятся:

- сведение годового баланса;

- ведение учета движения товара;

- перечисление налогов;

- начисление заработной  платы;

- прочее.

   Руководителем производства на предприятии является управляющий, а руководителем обслуживания – менеджер по залу.

   Менеджер по залу контролирует, регулирует и координирует работу поваров, бармена, официантов, уборщиц.

   Функции менеджера  по залу:

- составление графиков  выхода на работу подчиненных  ему работников и контроль  за его выполнением;

- контроль за своевременной  подготовкой зала к открытию  и соблюдением санитарно-гигиенических  требований во время обслуживания;

- контроль за соблюдением  правил торговли, правил личной  гигиены, состоянием форменной  одежды;

- непосредственное участие  в обслуживании; предъявление Книги  отзывов и предложений по первому  требованию посетителей, разрешение  конфликтов, возникающих между работниками  предприятия и посетителями;

Информация о работе Предпринимательский риск и методы его снижение