Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 12:52, реферат
Сегодня экономика России переживает тяжелые времена. Как и в предыдущие годы наиболее сильный спад наблюдался в промышленности. В 1994 году промышленное производство сократилось на 20,9 %. В результате общий объем выпуска промышленной продукции в стране составил 51% к уровню 1990 года.
И хотя экономическая ситуация в первом полугодии 1995 года характеризовалась тенденцией к макроэкономической стабилизации (в мае 95 впервые за последние 5 лет достигнут прирост ВВП и продукции
В заключение отмечу, что финансовое положение предприятий и по сей день далеко от стабильного, существует целый ряд трудностей как с обеспечением производства, так и с перестройкой и внедрением новых технологий. Многие из проблем остались в наследие от планового хозяйства, однако, по-моему мнению, российские произволдители имеют достаточный потенциал для преодоления кризисной ситуации, глубина которой, возможно, завышена.
Поведение предприятий
Перестройка функционирования,
организации и поведения
Поведение отечественных предприятий на рынке демонстрирует их приспособляемость к новым условиям. Как свидетельствуют данные многих обследований, в сознании руководителей вопросы сбыта вышли на первый план по сравнению с проблемами снабжения, хотя последние стоят порой достаточно остро. По-прежнему имеются дефицитные группы продукции:
· продукция предприятий-монополистов;
· продукция, производство которой после распада СССР осталось за пределами России;
· продукция, выгодная для экспорта;
· импортные сырье и комплектующие.
Однако в большинстве случаев
сырье и материалы на рынке
можно приобрести свободно, и все
чаще уровень снабжения определяется
платежеспособностью
Каналы снабжения в 1995 г. по сравнению с предыдущим годом существенно не изменились. У подавляющего большинства предприятий сохранились старые связи с поставщиками продукции, в том числе из республик СНГ. Отраслевые министерства, концерны и ассоциации практически утратили роль организатора хозяйственных связей. Однако, перестав пользоваться помощью министерств и ведомств, предприятия в большинстве своем не обращались к услугам коммерческих посреднических организаций либо в целях экономии издержек, либо из-за отсутствия или недостатка надежных посреднических организаций.
Эпоха бартера в основном прошла:
с 1994 г. он уже перестал быть явно преобладающей
формой обмена между предприятиями.
И хотя для некоторых предприятий
бартер еще составляет существенную
часть в объеме поставок — свыше
10%, изменилась его природа — как
причина дефицитности товаров он
практически себя исчерпал. В то
же время появились иные мотивы,
побуждающие предприятия
Несмотря на сложности сбыта, потребители
пока в четыре раза чаще, чем поставщики,
проявляют инициативу в установлении
хозяйственных связей. Однако подавляющее
большинство предприятий
Впервые за многие годы предприятиям
пришлось серьезно проанализировать состав
своих потребителей, оценить перспективы
сотрудничества с ними. Только у
весьма малого количества предприятий
состав потребителей не изменился. Самой
массовой причиной его изменения
явилась неплатежеспособность прежних
потребителей (34,4%). Почти треть предприятий
сократила или полностью
Ориентацию на старые связи можно
в определенной степени трактовать
как выбор между двумя
1) модифицированным, адаптированным
к современным условиям, но все-таки
сохраняющим главные элементы
логики административной
В этой связи с позиций самих предприятий ориентация на сохранение старых связей и необходимость следовать принятым нормам можно рассматривать как вполне разумное поведение, позволяющее им сегодня выжить, самим создавая стабильность.
В то же время налицо существенный
сдвиг в отношении
Изменение структуры производства, как правило, самый дорогой, но зачастую единственно возможный путь решения проблем сбыта. И именно к нему пришлось уже прибегнуть большинству предприятий. Высокую долю проводивших ее перестройку можно объяснить, по-видимому, тем, что изменения ассортимента производства и освоение новой продукции происходят в небольших объемах и внутри крупных номенклатурных групп.
Среди причин, побудивших предприятия
к перестройке структуры,
В целом более активную сбытовую политику ведут высокотехнологичные и оборонные отрасли, производители товаров народного потребления. Они склонны менять старые связи, расширять сотрудничество с новыми типами потребителей, прете всего с частными структурами, приспосабливать производство к требованиям спроса, стараются работать и на внешний рынок. У предприятий - производителей товаров народного потребления ограничены экспортные возможности из-за низкого качества продукции, поэтому они меняют ассортимент в угоду внутреннему потребителю. Наиболее консервативны в проводимой сбытовой политике предприятия, перерабатывающие сырье.
Для многих государственных предприятий
конкурентная борьба стала реальностью.
Только 10% заявили, что у них конкурентов
нет. Три четверти предприятий имеют
конкурентов среди
Ценовая политика промышленных предприятий постепенно и достаточно медленно претерпевает изменения. Но у довольно большой части предприятий цены все еще лимитируются. Доля предприятий, согласовывающих цены со своим министерством, концерном, ассоциацией, очень невелика (к ним относятся лишь предприятия сырьевых отраслей, промышленности строительных материалов). Некоторые концерны и ассоциации пытаются согласовывать цены между входящими в их состав предприятиями-смежниками, но, как правило, малоуспешно.
Ценовая политика многих предприятий заключается в том, чтобы цена покрывала издержки и давала возможность получить нормальную прибыль. Важным изменением в ценовой политике руководителей является усиление ориентации на рыночные цены. Однако самое существенное — это невысокая доля директоров, которые старым контрагентам стараются повышать цены в меньшей степени, чем другим потребителям. Хотя практика ценовой дискриминации сохраняется, предприятия разными путями стараются сократить круг своих потребителей, ограничивая их число теми, которые являются надежными партнерами на перспективу, оказывают им услуги, совместно решают какие-либо производственные проблемы.
Предприятие: стратегия и тактика
Известно, что на данный момент в
вопросах производства директора принимают
решения, обеспечивающие наиболее быстрое
получение выгод. Это не единственный
критерий. Интересам предприятий
могут служить различные
Следовательно, если предприятия будут
перестраиваться или же откажутся
от этого, достижение определенного
баланса, равновесного состояния реально.
В переходный период появляются разнообразные
возможности для серьезных
Отчасти сроки окончательного принятия
решений директорами
Основываясь на данных представлениях
и можно прогнозировать, каким
будет достигнутое равновесное
состояние, каковы будут издержки и
выгоды от него для конкретного предприятия.
Последнее во многом зависит от специфических
качеств данного директора, его
предприятия или отрасли. Руководители,
более склонные к рыночным реформам
и умеющие извлекать большую
выгоду, действуя по рыночным правилам,
предпочтут равновесное состояние,
при котором оптимальная
Следует также учесть, что с увеличением размера предприятия количество связей между работниками значительно возрастет. Эти связи зачастую регулируются неписаными правилами, которые складываются постепенно, в процессе накопления работниками производственного опыта. В ходе перестройки характер производственных задач меняется, и прежние правила устаревают. Но до того, как рабочие не научатся по-новому организовывать производственный процесс, возможен даже спад производства. Чем больше предприятие, тем сложнее перестройка производства и тем больше времени она займет. Значит, директора крупных предприятий предпочтут такое равновесное состояние, при котором оптимальная стратегия не потребует особых изменений в их деятельности.
Издержки и выгоды того или иного
равновесного состояния также зависят
от специфичности производственных
фондов предприятия, то есть от того, насколько
жестко предприятие ориентировано
на выполнение определенных производственных
задач и на обслуживание конкретных
потребителей. Чем специализированнее
профиль предприятия, тем труднее
приспособить его к выполнению других
задач. Неопределенность спроса на продукцию
обходится подобному
Правительство со своей стороны
должно поощрять перестройку предприятий,
в частности, давая понять, что
убыточные предприятия не получат
никакой помощи и будут объявлены
банкротами. К сожалению, из-за отсутствия
развитых финансовых рынков оно имеет
ограниченные возможности для указанных
действий, но может поощрять обновление
предприятий и через
Информация о работе Предприятие в системе рыночных отношений