Предприятие в системе рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 12:52, реферат

Краткое описание

Сегодня экономика России переживает тяжелые времена. Как и в предыдущие годы наиболее сильный спад наблюдался в промышленности. В 1994 году промышленное производство сократилось на 20,9 %. В результате общий объем выпуска промышленной продукции в стране составил 51% к уровню 1990 года.
И хотя экономическая ситуация в первом полугодии 1995 года характеризовалась тенденцией к макроэкономической стабилизации (в мае 95 впервые за последние 5 лет достигнут прирост ВВП и продукции

Вложенные файлы: 1 файл

предприятия.docx

— 74.62 Кб (Скачать файл)

Для понимания поведения российских предприятий  также важно изучить мотивы поведения работников, ответственных за принятие решений.        Обычно считается, что контроль над предприятием находится в руках директора (под контролем подразумевается право принимать решения по производственным и финансовым вопросам). В условиях рыночной экономики такие полномочия имеет владелец фирмы, а в условиях централизованного планирования — государство. В обоих случаях право принятия решений по производственным и финансовым вопросам, как правило, передается администрации. Однако владелец сохраняет за собой право распоряжаться чистым доходом предприятия. Номинально в условиях экономики переходного периода собственником большинства предприятий и юридическим владельцем их чистых доходов по-прежнему является государство. Однако управленческие полномочия временно переходят к их директорам. И можно считать, что приватизация в России направлена на то, чтобы превратить эти временные полномочия в постоянные, хотя не всегда они переходят к администрации предприятия.            

При централизованном планировании директор получал реальные полномочия по управлению предприятием от государства, но его  самостоятельность при принятии решений сдерживалась сверху. Когда  же связи с министерствами нарушились, возросла независимость предприятий, выразившаяся в расширении полномочий директоров, поэтому с целью изучить  поведение предприятий, нужно понять, почему  сегодня директор фактически полностью и единолично контролирует предприятие.                  

Рассмотрим факторы, определяющие соотношение контролирующих сил  на этапе переходного периода. Борьба за контроль над предприятием  ведется в форме переговоров между администрацией, трудовым коллективом и правительственными чиновниками.                 

Однако, авторитет директора и опасения коллектива за судьбу предприятия связаны напрямую, то есть обеспечение функционирования предприятия дает директору реальную власть в делах последнего. С точки зрения акционеров, производственные связи в немалой степени зависят лично от директора, потому что готовность поставщиков предоставлять сырье и комплектующие в кредит в значительной мере определяется тем, какие отношения сложились у них с конкретным управляющим лицом.                 

Несмотря на это, обеспечение контроля над предприятием не обязательно  связано с его приватизацией. Ведь оставаясь государственным, последнее  может получать государственные  дотации, а с приватизацией они, скорее всего, прекратятся. В связи с этим многие директора, стараясь удержать власть, тем не менее оттягивают приватизацию своих предприятий.                 

Но в основном руководители пытаются обеспечить контроль над предприятиями  именно через право собственности. И хотя с точки зрения риска  возможных потерь разница между  положением владельца и положением директора предприятия не очень  большая, все-таки с позиции потенциальных  выгод первое гораздо предпочтительнее. Кроме того, являясь управляющим  на негосударственном предприятии, директор в принятии управленческих решений уже не так зависим  от вышестоящих органов.                 

Подводя итог, выделю отриццательные и положительные стороны усиления директорской власти.                 

Среди первых можно назвать:

·      предпочтение краткосрочных преимуществ долгосрочным проектам (например, выдача зарабьотной платы из основных фондов предприятия), причиной чего может является понимание управляющим лицом самой недолговечности своего нынешнего положения;

·      большая ориентация предприятия просто на поддержание своего существования, нежели на получение максимальной прибыли ввиду того, что последнее требует временной мобилизации всех средств и фондов, но превое, как правило, не связано с резким снижением уровня жизни служащих и рабочих предприятия.            

Среди же положительных моментов главным, как я считаю, стало появление, наконец, лица, уполномоченного вести переговоры, заключать контракты и отвечать по своим обязательствам без необходимого согласования действий с многочисленными государственными контролирующими органами, дающими зачастую противоречивые директивы.                 

Продолжая рассматривать поведение  российских предприятий, подчеркну, что  во многом указанная ориентация их на выживание также вызвана ухудшением системы производственных связей в  экономике в целом.             Такое состояние опасно при любой экономической системе. Однако наибольшая опасность возникает в том случае, если компании считают, что изменение структуры производственных связей обойдется слишком дорого. Как правило, это происходит в условиях, когда ситуация еще не стабилизировалась после экономического кризиса и часть предприятий предвидит возможность осуществления тех вариантов развития событий, при которых они могут обанкротиться.                 

Так, от плановой экономики России досталась высокая степень взаимозависимости  предприятий по вертикали. Почти  все директора считают, что они  очень тесно связаны с нынешними  партнерами по производственной деятельности. Некоторые из руководителей даже утверждают, что по всей стране лишь одно-два предприятия производят необходимую для них продукцию  или, в свою очередь, потребляют основную продукцию их предприятий. Такая  вертикальная зависимость усиливает  беспокойство директора за будущее  его компании, что и влияет на процесс принятия решений. Исследования показывают, что многие российские производители используют свои средства не только для того, чтобы обеспечить собственное вживание, но и для  того, чтобы оказать помощь партнерам. Это делается главным образом  в форме предоставления кредитов на уровне предприятий.                 

Представления о сильной вертикальной зависимости предприятий отчасти  являются следствием произвольного  разделения производственных циклов в  экономике, так как министерства делили отрасли исходя не из экономической  целесообразности, а из необходимости  укрепления своего контроля над ними. С исчезновением отраслевых министерств предприятия получили право самостоятельно находить новых потребителей и поставщиков, но практически сделать это было нелегко вследствие необоснованных разграничений между экономическими субъектами.                 

Однако сохраняется возможность, что уверенность в сильной  зависимости предприятия от вертикальных связей является пережитком системы  централизованного планирования и  не основана на действительном понимании  структуры отраслевого рынка.                 

Так, результаты исследований свидетельствуют  о том, что уровень концентрации промышленного производства в национальном масштабе невысок. Анализ на основе Стандартной  промышленной классификации поакзывает, что 26% отраслей промышленности России имеют олигополистическую структуру, но олигополистические отрасли охватывают лишь 1% общего количества промышленных предприятий, и в этих отраслях работают менее 2% общего числа занятых в  промышленности.                 

Естественно, даже если в отрасли  действуют более четырех компаний, это не всегда означает, что существует реальная конкуренция. Есть отрасли  с большим числом предприятий, где  господствуют несколько крупных  компаний. Поэтому определяется реальная концентрация производства, подсчитывается какая часть общего числа занятых в отрасли работает на четырех крупнейших предприятиях данной отрасли. При таком подходе 55% отраслей российской промышленности характеризуются высокой степенью концентрации производства. Однако эти отрасли охватывают менее 7% общего числа промышленных компаний и в них работают менее 18% общего числа занятых в промышленности.                 

Итак, представления о жесткой  вертикальной зависимости предприятий  спорны. Маловероятно, что необходимые  производственные ресурсы выпускаются  на одном-двух предприятиях. При наличии  отлаженной системы распределения  ресурсов производства, очевидно, смогут найти новых партнеров, не прибегая к большим затратам.                 

К сожалению, такой системы в  России нет ввиду отсутствия адекватной инфраструктуры для ее создания. Хотя последняя помогает установить связи между поставщиками и потребителями, организовать оборот капитала. Однако для ее воссоздания, по мнению экспертов, в первую очередь необходимо наличие следующих условий:

1)отмена ограничений во внутренней  торговле;

2)отлаженная сеть оптовых и  розничных предприятий;

3)система информации о потенциальных  поставщиках и потребителях;

4)эффективная транспортная сеть  для доставки товаров от места  производства до места потребления;

5)условия для хранения товаров;

6)надежная система связи, позволяющая  компаниям согласовывать контракты  и при необходимости вносить  в них изменения;

7)оперативное осуществление платежей  и расчетов, облегчающее финансовые  расчеты за продукцию и услуги;

8)эффективная система договорного  права, позволяющая фирмам, не  имеющим солидной репутации, вести  дела.            

Проведенный анализ показывает, что  трудности в распределении усиливают  ориентацию предприятий на выживание. Для переключения предприятий на рыночные отношения необходимо, чтобы  их отказ от традиционных поставщиков  обошелся бы им не слишком дорого. И  государственные капиталовложения могут сыграть в перестройке  производственных связей важную роль, тем самым сокращая длительность переходной стадии перестройки экономики.

Действия предприятий  в условиях недостаточности финансовых средств            

Как показывает анализ, в реальной российской экономике есть факторы, определяющие поведение предприятий  в гораздо большей степени, нежели жесткие меры кредитно-денежной политики. Их можно выделить две группы.            

Первая группа — это политика государства, давшая прецеденты неустойчивости в отношениях с директорским корпусом и трудовыми коллективами. При  этом финансовые вливания в экономику  зачастую проводились бессистемно  и иногда были просто реакцией на давление, а не результатом продуманной  промышленной политики. Так, в последнее  время на первый план среди льгот  вышли взамен прямых субсидий косвенные  их формы, связанные с возведением  протекционистских барьеров, ограждающих  отечественного производителя от внешней  конкуренции.            

Вторая же группа отражает собственно внутренние детерминанты в экономическом поведения предприятий, обусловленные институциональными факторами (традициями).             

Например, в российской переходной экономике значительную роль играют корпоративные структуры, большей  частью реорганизованные из бывших отраслевых министерств и их подразделений. Многие предприятия (более 60%) продолжают входить в подобные структуры. Это  позволяет получить помощь в снабжении  и сбыте, во внешнеэкономической  деятельности, но что особенно важно  — финансовую поддержку корпоративных  финансовых институтов, а также обеспечить лоббирование интересов в верхних  эшелонах власти. Взамен от предприятий  требуется соблюдение определенных правил, часто противоречащих рыночным установкам.            

Стремление сохранять объединения  по отраслевому принципу связано  не только с привычкой или реальной помощью, но и с желанием не потерять уже сложившиеся деловые связи  и неформальные контакты.            

Неформальной частью и основой  сохранения корпоративных структур в промышленности становится директорская этика, воздействующая и на экономическое  поведение предприятий. Она предполагает наличие упомянутых выше норм поведения  во взаимоотношениях руководителей  определенного круга, который не обязательно строго должен быть частью какой-либо формальной структуры.            

Однако финансовые ограничители постепенно размывают эти нормы, сокращая круг делового общения до тех традиционных партнеров, которые сами активно  помогают данному предприятию. Встречаются  также и примеры успешного  сотрудничества крупных государственных  предприятий с новым частным  бизнесом в освоении и продвижении  на рынок новой продукции.            

Компонентом директорской этики можно  считать и ориентацию на сохранение коллектива. В определенной мере представляется возможным интерпретировать эту  ситуацию как формирование негласного соглашения между администрацией и  самим трудовым коллективом. Последний  консервирует рабочие места, а директорат в ходе приватизации упрочивает свой контроль над собственностью. Тем  самым создаются предпосылки  для совместного давления на государство  в целях получения финансовой поддержки.            

Предприятия продемонстрировали способность  адаптироваться к более жестким  финансовым ограничениям, однако, не слишком  быструю. Более того, направление  изменения нельзя характеризовать  однозначно как движение в сторону  рыночного поведения. Безусловно, сказывается  отсутствие рыночной среды, механизмов конкуренции и инфраструктуры рынка. Тем не менее перемены налицо. И пять лет реформ показали: предприятия постепенно адаптируются к новым условиям, при этом у них сформировалась ориентация на конкурентную борьбу за существование.

 

Заключение            

Подводя итог, следует отметить, что  нерешенность задач финансовой стабилизации на макроэкономическом уровне особенно остро проявляется в финансовом положении предприятий и организаций, которое для большей их части  продолжает оставаться сложным.            

В целом по отраслям экономики за 1993 и 1994 г. было получено прибыли в  действующих ценах соответственно40.6 трлн. рублей и 71.3 трлн. рублей, в январе 1995 г. — 8.8 трлн. рублей, что в 2.8 раз  больше, чем за соответствующий период предыдущего года. Прибыль, полученная в промышленности составила 6.9 трлн. рублей и выросла в 2.7 раза.            

Информация о работе Предприятие в системе рыночных отношений