Преимущества и недостатки антимонопольной политики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 22:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – раскрыть понятие монополии, ее преимущества и недостатки для экономики и направления антимонопольной политики в Республике Беларусь.
Объект исследования – экономика страны.
Предмет исследования – особенности развития монополий в Республике Беларусь.
Основные задачи:
- определить сущность монополии и ее показатели;
- охарактеризовать источники монопольной власти;
- показать экономические последствия монопольной власти;
- выявить особенности проявления монопольной власти в экономике Республики Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

1185-2_-_Monopolnaya_vlast_-_BGEU.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа: 31 с., 3 рисунка, 17 источников.

 

МОНОПОЛЬНАЯ ВЛАСТЬ, МОНОПОЛИИ, ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ, АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

 

Объект исследования – экономика страны.

Предмет исследования – особенности развития монополий в Республике Беларусь.

Цель работы – раскрыть понятие монополии, ее преимущества и недостатки для экономики и направления антимонопольной политики в Республике Беларусь.

Методы исследования: анализ, синтез, сравнительный анализ, системный подход, обобщение, сравнение.

Исследования и разработки: определена сущность монополии и ее показатели; охарактеризованы источники монопольной власти; показаны экономические последствия монопольной власти.

Экономическая и социальная значимость: выявлены особенности проявления монопольной власти в экономике Республики Беларусь.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

______________

 

 

 

ZUSAMMENFASSUNG

 

 

Course: 31 S., 3 Abbildungen, 17 Quellen.

 

MONOPOLY MACHT, MONOPOLE, NATÜRLICHE MONOPOLE, WETTBEWERBSPOLITIK, NATIONAL WIRTSCHAFT

 

Gegenstand der Studie - die Wirtschaft des Landes.

Gegenstand der Forschung - insbesondere die Entwicklung von Monopolen in Belarus.

Zweck - zu zeigen, das Konzept des Monopols, seine Vor-und Nachteile für die Wirtschaft und die Richtung des Kartellrechts in der Republik Belarus.

Methoden: Analyse, Synthese, vergleichende Analyse, eine systematische Vorgehensweise, Synthese, Vergleich.

Forschung und Entwicklung: definiert das Wesen der Monopol und seine Leistung, gekennzeichnet Quellen der Monopolmacht, zeigt wirtschaftlichen Folgen von Monopolmacht.

Wirtschaftliche und soziale Bedeutung: die Besonderheiten der Manifestation der Monopolstellung in der Wirtschaft der Republik Belarus.

Urheberrecht Arbeit bestätigt, dass es in Cash - analytischen Material korrekt und objektiv geführt spiegelt den Zustand des Prozesses untersucht, und alle aus der Literatur und anderen Quellen der theoretischen und methodischen Grundlagen und Konzepte, begleitet von Verweisen auf ihre Autoren entlehnt.

 

 

______________

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что нынешний мир невозможно представить себе без рынков, а рынки, в свою очередь, невозможно представить без конкуренции. Однако, рынки и, соответственно, конкуренция не одинаковы.

На рынке совершенной конкуренции имеется много продавцов и покупателей, а поэтому ни один отдельно взятый продавец или покупатель не оказывает значительного влияния на цену. Большинство сельскохозяйственных рынков близки к рынкам совершенной конкуренции. Например, тысячи фермеров выращивают пшеницу, которую покупают тысячи покупателей. В итоге ни один фермер и ни один покупатель не могут существенным образом повлиять на цену пшеницы.

Многие другие рынки достаточно конкуренты, чтобы рассматривать их как рынки совершенной конкуренции. Мировой рынок меди, например, имеет несколько десятков поставщиков. Этого достаточно, чтобы в случае, если один из поставщиков выходит из дела, влияние на цену было бы незначительно.

Кроме рынков совершенной конкуренции существуют рынки несовершенной конкуренции. Такая (несовершенная) конкуренция может существовать в условиях монополии, олигополии, монопсонии. Понятие монополии и будет исследовано в данной работе.

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.

Цель работы – раскрыть понятие монополии,  ее преимущества и недостатки для экономики и направления антимонопольной политики в Республике Беларусь.

Объект исследования – экономика страны.

Предмет исследования – особенности развития монополий в Республике Беларусь.

Основные задачи:

- определить сущность монополии и ее показатели;

- охарактеризовать источники  монопольной власти;

- показать экономические последствия монопольной власти;

- выявить особенности проявления монопольной власти в экономике Республики Беларусь.

В ходе исследования были использованы такие методы как анализ, синтез, сравнительный анализ, системный подход, обобщение, сравнение.

 

1 Сущность монопольной власти и ее показатели

 

 

Рыночная ситуация, при которой в отрасли действует только один продавец какого-либо товара или услуги, называется чистой монополией.

Рассмотрим три варианта, отражающих условия, при которых одна фирма может стать единственным поставщиком продукции на рынке.

Вариант открытой монополии представляет собой ситуацию, при которой экспансия одной фирмы превращает ее (хотя бы на определенное время) в единственного поставщика продукта. Монопольной власти фирма достигает, не имея специальных прав, полученных от государства в сфере защиты от конкурентов.

Закрытая монополия возникает в том случае, когда фирма имеет специальные права, полученные от государства. Она защищена юридическими ограничениями и запретами, выдвинутыми государством по отношению к конкурентам. Ситуация возникает, например, в тех случаях, когда вступление новой фирмы в данную отрасль (или род деятельности) лимитируется:

    • условием получения лицензии,
    • наличием авторского права, патентной защиты,
    • наличием разрешения заниматься данным видом деятельности

Естественная монополия – экономическое явление, при котором спрос на благо в определенной отрасли в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. Конкуренция при этом невозможна или нежелательна. В основе естественной монополии – особенности технологии производства и обслуживания потребителя. Согласно постулатам неоклассической теории, естественные монополии формируются в тех отраслях, где долгосрочные издержки минимизируются при обслуживании всего рынка одной фирмой. Раздел рынка между двумя или тремя фирмами приведет к тому, что масштаб производства каждой фирмы будет неэффективным. Примером естественных монополий являются компании энергетических и коммунальных служб: энергообеспечение (передача электроэнергии, нефти, газа), водоснабжение, канализация, телекоммуникационная связь, железнодорожное сообщение.

Модель монополии предполагает наличие у фирмы ряда специфических черт:

  • Уникальность продукции
  • Единственная фирма-гигант в определенной отрасли
  • Наличие непреодолимых барьеров для входа на рынок
  • Обладание полной информацией [16, с. 141].

Каковы закономерности поведения монополистической фирмы?

Образ действия субъекта в данном случае существенно отличается от поведения совершенно конкурентной фирмы. Это связано с тем, что в условиях совершенной конкуренции величина спроса на рынке не зависит от цены (кривая спроса на графике – горизонтальна). В этих условиях фирма может продавать любое количество своей продукции, при этом ее влияние на цену – нулевое. Именно поэтому совершенно конкурентную фирму называют «ценополучателем». На монопольном же рынке кривая спроса наклонена вниз, показывая тем самым следующую закономерность: чем больше монополист предлагает товаров, тем ниже становится цена. Монополист зависит от объема сбыта, однако у него существует возможность искать (и находить) варианты цены на свою продукцию. Это дает повод называть монополиста «ценоискателем».

Как известно, любая фирма стремится к максимизации получаемой прибыли. Какие же возможности проявляются в условиях данной модели? Неоклассическая теория отмечает два способа (рис 1.1).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.1 - Поведение монополиста на рынке. Методы максимизации прибыли

Примечание – Источник: [16, с. 151].

 

График первого метода показывает, что кривая совокупного дохода имеет «холмообразный» вид. Такую форму она приобретает в условиях несовершенной конкуренции (для сравнения: при наличии совершенной конкуренции данная кривая имеет форму прямой линии с положительным наклоном). Кривую TR пересекает кривая совокупных издержек (ТС). Наибольший размер прибыли достигается при таком объеме выпуска, когда разница между TR и ТС максимальна.

График второго метода показывает, что максимум прибыли можно определить, сопоставляя предельный доход (MR) и предельные издержки (МС). Максимальная величина будет наблюдаться при равенстве данных показателей. Положение равновесия фирмы определяется точкой Е (пересечение MR и МС). Если из этой точки провести вертикаль до кривой спроса D, то будет ясна та цена, которая обеспечивает наиболее высокую прибыль. Эта цена устанавливается на уровне Е2 Выделенный рядом прямоугольник означает величину монопольной прибыли.

Для установления уровня монопольной власти широко используются следующие показатели:

-  норма экономической прибыли (коэф. Дж. Бэйна),

-  коэффициент А. Лернера,

-  коэффициент Тобина (q Тобина),

-  коэффициент Папандреу

Рассмотрим более подробно перечисленные коэффициенты:

Коэффициент (индекс) Дж. Бейна — (В) показывает экономическую прибыль, полученную на один доллар собственного инвестированного капитала:

  В = (Па-Пн)  : К                                           (1.1)

Па — бухгалтерская прибыль (бухгалтерская прибыль — выручка минус бухгалтерские издержки);

Пн — нормальная прибыль;

К — собственный инвестированный капитал.

 

Если фирма действует на конкурентном рынке, то норма экономической прибыли (Экономическая прибыль — выручка минус экономические издержки (риск предпринимателя)) будет нулевой (одинаковой) для различных видов активов. Когда норма прибыли на каком-либо рынке или для какого-либо актива выше конкурентной, то этот вид инвестирования является предпочтительным. Такая ситуация может сложиться, если рынок не является свободно конкурентным и у такой фирмы есть определенная рыночная власть, которая и обеспечивает ей прибыль в долгосрочном периоде.

В 1934 г. А. Лернер предложил другой индекс, определяющий монопольную власть. Исходя из условия, что при максимизации прибыли цена и предельные издержки связаны между собой посредством эластичности спроса по цене, монополист будет назначать цену, опираясь на показатель эластичности спроса.

     IL = (Pm – MC) Pm или IL = |1/Ed|                         (1.2)

где Pm

Pm — монопольная цена;

МС — предельные издержки;

Еd — эластичность спроса по цене.

Так, монополист будет назначать цену, превышающую предельные издержки, причем на величину, обратно пропорциональную эластичности спроса. При чрезвычайно эластичном спросе цена будет близка к предельным издержкам, а это уже черта конкурентного рынка. Значит, в таком случае, монополизированный рынок будет близок к рынку совершенной конкуренции и значение индекса Лернера будет близко к нулю. Чем выше значение индекса, тем выше монопольная власть и дальше рынок от идеального состояния совершенной конкуренции. Для чистой монополии (с нулевыми предельными издержками) индекс Лернера примет значение, равное единице.

Но сложность применения индекса Лернера на практике связана с тем, что информацию о предельных издержках довольно сложно получить.

Коэффициент Тобина (q Тобина) — рассчитывается как отношение рыночной стоимости фирмы (измеряемой рыночной ценой ее акций) к восстановительной стоимостью ее активов:

 

q = P / C, где                                            (1.3)

 

P- рыночная стоимость активов фирмы (обычно определяется по курсу акций);

С — восстановительная стоимость активов фирмы, равная сумме расходов, необходимых для приобретения активов фирмы по текущим ценам.

 

Смысл данного коэффициента сводится к следующему. Если фирма получает экономическую прибыль, то будущие акционеры хотят поучаствовать в ее разделении между собой, поэтому и покупают акции такой фирмы по более высокой цене, нежели реальная восстановительная стоимость активов. То же самое верно и для фирмы, которая в будущем ожидает получить экономическую прибыль. В данном случае коэффициент Тобина будет выше единицы. Если этот показатель равен единице или чуть меньше нее, то фирма занимает стабильное положение на рынке, постоянно получая бухгалтерскую прибыль. Коэффициент Тобина, близкий нулю, свидетельствует о приближающемся банкротстве.

Использование индекса Тобина в качестве информации о положении фирмы базируется на гипотезе эффективного финансового рынка. У этого показателя есть несомненное преимущество — он позволяет избежать проблемы оценки нормы доходности и предельных издержек для отрасли. Однако, оценка активов фирмы на финансовом рынке не всегда соответствует реальному положению дел на фирме, т. к. фирма может эксплуатировать свое имя, оказывать давление на некоторых экономических субъектов и, наконец, колебаться, благодаря биржевым играм.

Многочисленные исследования установили, что данный коэффициент q в среднем довольно устойчив во времени. Фирмы с высоким значением этого коэффициента обычно обладают уникальными факторами производства или выпускают уникальные товары. Следовательно, для этих фирм характерно наличие монопольной прибыли. Фирмы с небольшими значениями коэффициента действуют в конкурентных или регулируемых отраслях.

В 1949 году Папандреу предложил свой коэффициент монопольной власти, основанный на концепции перекрестной эластичности остаточного спроса на товар фирмы. Необходимым условием осуществления монопольной власти служит низкое влияние на объем продаж фирмы цены продавцов на взаимосвязанных рынках или сегментах одного и того же рынка.

Но один только показатель перекрестной эластичности остаточного спроса не может служить показателем монопольной власти, так как его величина зависит от двух факторов, оказывающих противоположное влияние на монопольную власть. Один из них — это количество фирм на рынке, другой — уровень заменяемости товара рассматриваемого продавца и товаров других фирм. Поэтому Папандреу предложил так называемый коэффициент проникновения, показывающий, на сколько процентов изменится объем продаж фирмы при изменении цены конкурента на один процент:

Информация о работе Преимущества и недостатки антимонопольной политики в Республике Беларусь