Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 22:42, курсовая работа
Цель работы – раскрыть понятие монополии, ее преимущества и недостатки для экономики и направления антимонопольной политики в Республике Беларусь.
Объект исследования – экономика страны.
Предмет исследования – особенности развития монополий в Республике Беларусь.
Основные задачи:
- определить сущность монополии и ее показатели;
- охарактеризовать источники монопольной власти;
- показать экономические последствия монопольной власти;
- выявить особенности проявления монопольной власти в экономике Республики Беларусь.
IP = λj * Δ Qdi * Pj; где
Δ Pj Qdi
Qdi — объем спроса на товар фирмы, обладающей монопольной властью;
Pj — цена конкурента;
λj — коэффициент ограниченности мощности конкурентов, измеряемый как отношение потенциального увеличения выпуска к росту объема спроса на их товар, вызванного понижением цены. Он изменяется от нуля до единицы.
Индекс Папандреу практически не используется в прикладных исследованиях, однако, он отражает две грани монопольной власти: наличие товаров-заменителей на рынке и ограниченность мощности конкурентов (или возможность их проникновения в отрасль).
Сомножитель λ характеризует, в свою очередь, способность конкурентов воспользоваться увеличением спроса на их продукцию. Чем ниже любой из сомножителей, тем выше монопольная власть фирмы.
Монополистические тенденции в национальной экономике на сегодняшний день выделяются рядом факторов. К ним относится, прежде всего, научно-техническая революция (НТР), которая начала разворачиваться в странах с развитой промышленностью с середины 50-х годов. Совершенствуя всю систему производительных сил, НТР обусловила значительное сокращение материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости продукции, уменьшение масштабов высокоэффективных предприятий в отдельных отраслях. Все это начало приводить к централизации, т.е. процессу поглощения крупными игроками на рынке более мелких фирм, которые до этого были их конкурентами. С другой стороны НТР усиливает конкуренцию, когда на рынке появляется совершенно новый продукт, изобретенный не монополистом, что разрушает гегемонию монополиста. Поток научных открытий и нововведений подрывает стабильность позиций отдельных монополистических объединений.
Современная монополизация имеет ряд особенностей. Процесс глобализации и вытекающий из него процесс транснационализации обусловил сегодняшние тенденции монополизма. В рамках многоотраслевых транснациональных концернов создается своеобразный «управленческий холдинг», который передает хозяйственное управление производством, реализацию продукции своим подразделениям, филиалам, то есть усиливает их самостоятельность [3, с. 82].
Одна из интересных особенностей сегодняшних монополий – это скрытность. С одной стороны они действуют в рамках жесткой конкуренции с малыми предприятиями, с другой – эти малые предприятия являются для крупных компаний всего лишь подрядчиками и т.д. Тем самым эти малые предприятия и зависимые, и независимые. В начале 80-х годов наблюдается постепенный рост степени монополизации рискованного капитала. Процесс монополизации активно происходит не только в сфере промышленности, но и за ее пределами – в розничном товарообращении, общественном питании, сфере услуг, в том числе социальных, сельском хозяйстве. Кроме того, в современных условиях усиливается роль таких форм сотрудничества между монополистами, как организация совместных предприятий, обмен патентами, научно-технической информацией и т.д.
Одна из интересных особенностей сегодня – это тенденции к централизации капитала. При этом только собственник будущей материнской компании будет иметь выигрыш от этого. Компании, которые поглощаются, просто не имеют другого выхода, так как они находятся под рыночным прессом ТНК. Это усиливает монополизацию собственности, содействует ее приобщению к развитию производительных сил, то есть к структурным изменениям в экономике. Характерно, что такие процессы происходят прежде всего на межотраслевом уровне. Процессы монополизации внесли существенные изменения в социальную и хозяйственную жизнь общества. Они обусловили изменение хозяйственного механизма, усилив в нем сознательные регулирующие силы. Ускоренное возникновение крупных хозяйственных объектов, координация деятельности в масштабе отрасли и межотраслевом пространстве расширяют сферу планомерного развития экономики. Монополия, используя фактор массового производства, ведет к экономии затрат производства, обеспечивает потребителей дешевыми и качественными товарами. Доказано, что увеличение объемов производства в два раза уменьшает затраты на единицу продукции на 20%.
Таким образом, монополии на современном этапе – это преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат производства и обращения. Рыночная ситуация, при которой в отрасли действует только один продавец какого-либо товара или услуги, называется чистой монополией. Выделяют три вида монополий: открытая монополия, закрытая и естественная. Модель монополии предполагает наличие у фирмы ряда специфических черт: уникальность продукции; единственная фирма-гигант в определенной отрасли; наличие непреодолимых барьеров для входа на рынок; обладание полной информацией. Современная монополизация имеет ряд особенностей, обусловленных процессами глобализации и транснационализации.
2 Источники монопольной власти
Рассмотрим, по каким причинам существует монополия. Преуспевающая монополия получает прибыли, которые привлекают и другие фирмы. Каким же образом монополисты сдерживают натиск других фирм? Каковы источники существования монополий? Существуют три главных источника.
Такой пример монополии, как услуги местной телефонной связи, указывает на основную причину существования монополий. Это экономия от масштаба. Именно благодаря экономии от масштаба многие отрасли являются естественными монополиями.
Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией [7, с. 203].
Чтобы исследовать этот случай, покажем на рис. 2.1 кривые спроса и издержек для монополии, действующей в отрасли, в которой имеет место экономия от масштаба при всех объемах выпуска. Чем выше объем выпуска, тем ниже средние издержки и, следовательно, предельные издержки ниже средних издержек при всех объемах выпуска.
Рисунок 2.1 - Измерение общей величины социальных издержек, связанных с монополией
Примечание – Источник: [7, с. 203].
Монопольной цене и объему выпуска соответствует точка А, при этом объеме выпуска:
MR = МС (2.1)
где MR – предельная прибыль;
MC – предельные издержки.
В точке А монополия получает прибыль в размере затененной площади:
(Рm — ACm)*Qm (2.2)
где Pm – цена монополиста;
ACm – средние издержки монополиста;
Qm – объем выпуска монополиста.
В какой точке достигалось бы равновесие, если бы данная отрасль была конкурентной? Поддавшись первому побуждению, мы могли бы взять кривую МС в качестве кривой предложения конкурентной отрасли и отыскать на ней точку, в которой пересекаются кривые спроса и предложения. Такой точкой является точка С. Но данная точка не может быть точкой долгосрочного конкурентного равновесия. В силу существования в отрасли экономии от масштаба предельные издержки всегда ниже средних издержек. Если бы цена равнялась величине предельных издержек, как в точке С, то средние издержки были бы выше цены и имел бы место убыток, равный расстоянию CG, от каждой проданной единицы блага. В силу экономии от масштаба при всех объемах выпуска эта отрасль не могла бы находиться в состоянии конкурентного равновесия.
Монополия в данном случае является «естественной» в том смысле, что она представляет собой рыночную структуру, минимизирующую издержки.
Чтобы убедиться в этом, предположим, что в отрасли было две фирмы, каждая из которых производила половину общего выпуска отрасли. Как соотносились бы величины средних издержек, если бы существовало две фирмы и если бы тот же объем выпуска производился единственной фирмой? Так как средние издержки растут по мере падения объема выпуска, у нас все время было бы две фирмы, производящие в точке, в которой средние издержки выше, чем они были бы, если бы весь выпуск производился только одной фирмой. Поскольку единственный продавец благодаря экономии от масштаба может производить с меньшими затратами, то данной отрасли было бы трудно избежать превращения в монополию. Если бы в отрасли было более одной фирмы, то одна из них могла бы снизить цену и резко расширить выпуск и, следовательно, создать трудности с получением прибыли для своих более мелких соперников. Таким образом, «естественность» монополии заключается также в том, что скорее всего она является следствием свободного действия рыночных сил.
Вторая причина существования монополии состоит в том, что одна-единственная фирма может обладать контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Так, алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем. В течение многих лет фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, просто потому, что она обладала более совершенными знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенными патентами. В обоих случаях у конкурентов по существу не было возможности проникнуть в эту область деятельности.
Третья причина существования монополии состоит в государственном ограничении притока новых фирм в отрасль. Монополии могут существовать в силу того, что они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. Так, по закону только местная электрическая компания может поставлять вам электроэнергию, и только фирма «Полароид» благодаря имеющимся у нее необходимым патентам может продавать определенные типы фотопленки и фотокамер. В некоторых случаях правительство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак. В некоторых странах право на импорт конкретных товаров предоставлено правительством одной-единственной компании. Зачем правительству создавать монополию в области импорта товаров? Оно могло пойти на это по политическим соображениям, или за юз-награждение, полученное государственными деятелями от импортера, или и по той, и другой причине [7, с. 204].
Эти три причины могут быть связаны между собой. Правительство может предоставить компании монопольное право, например, в том случае, если имеет место экономия от масштаба. В данном случае конкуренция была бы расточительной с точки зрения общества. Но правительство может в то же самое время стремиться к регулированию поведения компании, с тем чтобы ослабить основные проявления неэффективности монополизации.
Таким образом, выделяют следующие источники существования монополий: экономия от масштаба – именно благодаря экономии от масштаба многие отрасли являются естественными монополиями; вторая причина существования монополии состоит в том, что одна-единственная фирма может обладать контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете; третья причина существования монополии состоит в государственном ограничении притока новых фирм в отрасль. Эти три причины могут быть связаны между собой. Государство также может предоставить компании монопольное право, например, в том случае, если имеет место экономия от масштаба.
3 Экономические последствия монопольной власти
Каковы социально-экономические последствия монопольной власти? В обобщенном виде их можно отразить следующим образом.
Обратимся к общей социально-экономической оценке монополии как экономического явления
Позитивные моменты монополии:
Негативные аспекты, отражаемые в различных формах проявления монополии:
Информация о работе Преимущества и недостатки антимонопольной политики в Республике Беларусь