Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 22:42, курсовая работа
Цель работы – раскрыть понятие монополии, ее преимущества и недостатки для экономики и направления антимонопольной политики в Республике Беларусь.
Объект исследования – экономика страны.
Предмет исследования – особенности развития монополий в Республике Беларусь.
Основные задачи:
- определить сущность монополии и ее показатели;
- охарактеризовать источники монопольной власти;
- показать экономические последствия монопольной власти;
- выявить особенности проявления монопольной власти в экономике Республики Беларусь.
В соответствии со статьей 14-1 Закона любые действия, направленные на ограничение или устранение конкуренции путем нарушения прав других хозяйствующих субъектов на свободную конкуренцию, а также нарушающие права и законные интересы потребителей, – недобросовестная конкуренция – не допускаются.
Согласно статье 1 Закона под “недобросовестной конкуренцией” понимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат Закону, требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.
Таким образом, только совокупность трех признаков недобросовестной конкуренции:
Вместе с тем, как показывает практика, при подаче заявлений отсутствуют не только доказательства осуществления противоправных действий, а также совокупности признаков недобросовестной конкуренции, но и доказательства наличия конкурентных отношений между заявителем и хозяйствующим субъектом, в отношении которого подано заявление.
Кроме того, прилагаемые к заявлению документы зачастую представляются не в подлиннике или надлежаще заверенных копиях, без указания сведений, составляющих коммерческую тайну хозяйствующего субъекта, как требует установленный Инструкцией порядок.
В связи с чем, рассмотрение указанных заявлений в некоторых случаях не представляется возможным, а сбор доказательств, подтверждающих нарушения антимонопольного законодательства, отодвигает сроки вынесения решений.
Таким образом, антимонопольное законодательство в Республике Беларусь существует и действует в полной мере. Законодательство в данной сфере постоянно совершенствуется по двум причинам. Во-первых, Республике пришлось его создавать с нуля. Во-вторых, в условиях трансформации экономики и постоянно меняющейся конъюнктуры (вступление в ВТО, требования МВФ) государство вынуждено постоянно ужесточать требования к монополиям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1) Монополия представляет собой самую крайнюю форму несовершенной конкуренции, и наиболее устойчивую. Многие монополии представляют собой объединение более мелких фирм, и чем больше становится таких центров объединения на каком-то рынке, тем меньше происходит дальнейшее объединение, так как уже существуют достаточно крупные монополии. И таким образом на рынке образуется несколько крупных монополий, конкурирующих между собой. Поэтому большинство существующих рынков в важнейших аспектах занимают промежуточное положение между монополией и конкуренцией. монополии на современном этапе – это преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат производства и обращения. Рыночная ситуация, при которой в отрасли действует только один продавец какого-либо товара или услуги, называется чистой монополией. Выделяют три вида монополий: открытая монополия, закрытая и естественная. Модель монополии предполагает наличие у фирмы ряда специфических черт: уникальность продукции; единственная фирма-гигант в определенной отрасли; наличие непреодолимых барьеров для входа на рынок; обладание полной информацией. Современная монополизация имеет ряд особенностей, обусловленных процессами глобализации и транснационализации.
2) Выделяют следующие источники существования монополий: экономия от масштаба – именно благодаря экономии от масштаба многие отрасли являются естественными монополиями; вторая причина существования монополии состоит в том, что единственная фирма может обладать контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете; третья причина существования монополии состоит в государственном ограничении притока новых фирм в отрасль. Эти три причины могут быть связаны между собой. Государство также может предоставить компании монопольное право, например, в том случае, если имеет место экономия от масштаба.
3) Монополии характеризуются как положительными, так и отрицательными чертами для национальной экономики. Каждое государство в той или иной степени допускает возможность существования монополий. Причины могут различны. Как правило, речь идет о социально-значимых отраслях: энергетика, военное производство и т.д. В разных странах перечень естественных монополий и интенсивность государственного вмешательства в их деятельность неодинаковы. За государством остается решающая роль в определении необходимости существования монополий в тех или иных отраслях.
4) Со времен обретения независимости для Республики Беларусь характерно значительное число предприятий-монополистов. Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь существует и действует в полной мере. Законодательство в данной сфере постоянно совершенствуется по двум причинам. Во-первых, Республике пришлось его создавать с нуля. Во-вторых, в условиях трансформации экономики и постоянно меняющейся конъюнктуры (вступление в ВТО, требования МВФ) государство вынуждено постоянно ужесточать требования к монополиям.
Информация о работе Преимущества и недостатки антимонопольной политики в Республике Беларусь