Преимущества и недостатки антимонопольной политики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 22:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – раскрыть понятие монополии, ее преимущества и недостатки для экономики и направления антимонопольной политики в Республике Беларусь.
Объект исследования – экономика страны.
Предмет исследования – особенности развития монополий в Республике Беларусь.
Основные задачи:
- определить сущность монополии и ее показатели;
- охарактеризовать источники монопольной власти;
- показать экономические последствия монопольной власти;
- выявить особенности проявления монопольной власти в экономике Республики Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

1185-2_-_Monopolnaya_vlast_-_BGEU.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

В соответствии со статьей 14-1 Закона любые действия, направленные на ограничение или устранение конкуренции путем нарушения прав других хозяйствующих субъектов на свободную конкуренцию, а также нарушающие права и законные интересы потребителей, – недобросовестная конкуренция – не допускаются.

Согласно статье 1 Закона под “недобросовестной конкуренцией” понимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат Закону, требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Таким образом, только совокупность трех признаков недобросовестной конкуренции:

  • направленность действий хозяйствующего субъекта на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности;
  • противоречие действий хозяйствующего субъекта требованиям Закона или требованиям добросовестности и разумности;
  • способность действий хозяйствующего субъекта причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации, является достаточной для принятия Департаментом ценовой политики, в установленном порядке, факта недобросовестной конкуренции. При этом необходимым условием является наличие между хозяйствующими субъектами конкурентных отношений на одном и том же товарном рынке в рамках одних и тех же географических границ.

Вместе с тем, как показывает практика, при подаче заявлений отсутствуют не только доказательства осуществления противоправных действий, а также совокупности признаков недобросовестной конкуренции, но и доказательства наличия конкурентных отношений между заявителем и хозяйствующим субъектом, в отношении которого подано заявление.

Кроме того, прилагаемые к заявлению документы зачастую представляются не в подлиннике или надлежаще заверенных копиях, без указания сведений, составляющих коммерческую тайну хозяйствующего субъекта, как требует установленный Инструкцией порядок.

В связи с чем, рассмотрение указанных заявлений в некоторых случаях не представляется возможным, а сбор доказательств, подтверждающих нарушения антимонопольного законодательства, отодвигает сроки вынесения решений.

Таким образом, антимонопольное законодательство в Республике Беларусь существует и действует в полной мере. Законодательство в данной сфере постоянно совершенствуется по двум причинам. Во-первых, Республике пришлось его создавать с нуля. Во-вторых, в условиях трансформации экономики и постоянно меняющейся конъюнктуры (вступление в ВТО, требования МВФ) государство вынуждено постоянно ужесточать требования к монополиям.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1) Монополия представляет собой самую крайнюю форму несовершенной конкуренции, и наиболее устойчивую. Многие монополии представляют собой объединение более мелких фирм, и чем больше становится таких центров объединения на каком-то рынке, тем меньше происходит дальнейшее объединение, так как уже существуют достаточно крупные монополии. И таким образом на рынке образуется несколько крупных монополий, конкурирующих между собой. Поэтому большинство существующих рынков в важнейших аспектах занимают промежуточное положение между монополией и конкуренцией. монополии на современном этапе – это преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат производства и обращения. Рыночная ситуация, при которой в отрасли действует только один продавец какого-либо товара или услуги, называется чистой монополией. Выделяют три вида монополий: открытая монополия, закрытая и естественная. Модель монополии предполагает наличие у фирмы ряда специфических черт: уникальность продукции; единственная фирма-гигант в определенной отрасли; наличие непреодолимых барьеров для входа на рынок; обладание полной информацией. Современная монополизация имеет ряд особенностей, обусловленных процессами глобализации и транснационализации.

2) Выделяют следующие источники существования монополий: экономия от масштаба – именно благодаря экономии от масштаба многие отрасли являются естественными монополиями; вторая причина существования монополии состоит в том, что единственная фирма может обладать контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете; третья причина существования монополии состоит в государственном ограничении притока новых фирм в отрасль. Эти три причины могут быть связаны между собой. Государство также может предоставить компании монопольное право, например, в том случае, если имеет место экономия от масштаба.

3) Монополии характеризуются как положительными, так и отрицательными чертами для национальной экономики. Каждое государство в той или иной степени допускает возможность существования монополий. Причины могут различны. Как правило, речь идет о социально-значимых отраслях: энергетика, военное производство и т.д. В разных странах перечень естественных монополий и интенсивность государственного вмешательства в их деятельность неодинаковы. За государством остается решающая роль в определении необходимости существования монополий в тех или иных отраслях.

4) Со времен обретения независимости для Республики Беларусь характерно значительное число предприятий-монополистов. Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь существует и действует в полной мере. Законодательство в данной сфере постоянно совершенствуется по двум причинам. Во-первых, Республике пришлось его создавать с нуля. Во-вторых, в условиях трансформации экономики и постоянно меняющейся конъюнктуры (вступление в ВТО, требования МВФ) государство вынуждено постоянно ужесточать требования к монополиям.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Агапова, Т.А. Макроэкономика – Москва: Издательство Инфра-М, 2009. – 416 с.
  2. Антимонопольная политика в Республике Беларусь [Электронный ресурс] – 2014. – Режим доступа: http:// www. economy. gov .by/r u/anti trust. – Дата доступа: 14.02.2014.
  3. Бардовский, В.П. Экономическая теория: учебник для учреждений среднего профессионального образования по группе специальностей 0600 "Экономика и управление" / В. П. Бардовский, О. В. Рудакова, Е. М. Самородова. - Москва: Форум: Инфра-М, 2008. - 398 с.
  4. Бондарь, А.В. Макроэкономика: учебное пособие для студентов экономических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / [А. В. Бондарь и др.]. - Минск: БГЭУ, 2009. - 415 с.
  5. Головачев, А.С. Макроэкономика. Курс лекций. – Минск: АУП, 2008. – 253 с.
  6. Долан, Э. Дж. Макроэкономика - С-Пб.: АОЗТ “Литература плюс”, 2007. – 412с.
  7. Дорнбуш, Р. Макроэкономика: Учебник: Пер. с англ.. - М.: Изд-во Моск. ун-та: Изд. дом "Инфра-М", 2009. - 783 с.
  8. Ивашковский, С. Н. Макроэкономика: Учебник. – М.: Дело, 2008. – 472 с.
  9. Ковалев, А. В. Макроэкономика: Курс лекций / Ин-т соврем. знаний. - Мн.: Белорус. гос. политехн. акад., 2009. - 119 с.
  10. Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика - М: Инфра-М, 2009 г. – 974с.
  11. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учеб. для студентов, обучающихся по экон. специальностям / А.Г.Грязнова, Н.Н.Думная, А.Ю.Юданов и др. - М.: КноРус, 2010. - 604 с
  12. Макроэкономика. Учеб. пособие. / Под ред. Т.В. Юрьевой. – М.: МЭСИ, 2007. – 267 с.
  13. Национальная экономика Беларуси / Под ред. В.Н. Шимова. - Минск: БГЭУ, 2008. – 701 с.
  14. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы. – Минск: Беларусь, 2011.
  15. Сакс, Дж. Д. Макроэкономика. Глобальный подход. – М., 2007. – 664 с.
  16. Симкина, Л.Г. Экономическая теория: учебник по специальности 060800 "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)" / Л. Г. Симкина. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер: Питер Пресс, 2007. - 381 с.
  17. Социально-экономические показатели за 1995-2013 гг. [Электронный ресурс] – 2012. – Режим доступа: http:// www. bestat. gov. by. – Дата доступа: 14.02.2014.

 

 

 


Информация о работе Преимущества и недостатки антимонопольной политики в Республике Беларусь