Преимущества и недостатки антимонопольной политики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 22:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – раскрыть понятие монополии, ее преимущества и недостатки для экономики и направления антимонопольной политики в Республике Беларусь.
Объект исследования – экономика страны.
Предмет исследования – особенности развития монополий в Республике Беларусь.
Основные задачи:
- определить сущность монополии и ее показатели;
- охарактеризовать источники монопольной власти;
- показать экономические последствия монопольной власти;
- выявить особенности проявления монопольной власти в экономике Республики Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

1185-2_-_Monopolnaya_vlast_-_BGEU.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

Государственная антимонопольная политика направлена на ограничение монополистической деятельности и создание здоровой конкуренции. Антимонопольная политика республики способствует снижению и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, достижению эффективности защиты прав собственников и равных условий конкуренции для предприятий всех форм собственности.

В результате процессов реформирования собственности, демонополизации экономики в республике сформировались товарные рынки с конкурентной структурой. Вместе с тем некоторые товарные рынки по своей природе остаются монополизированными. В этой связи необходимо определение статуса и роли рыночных монополий в процессе мониторинга товарных рынков, а также соответствующих методов государственного антимонопольного регулирования и контроля за их деятельностью и поведением на товарных рынках.

Регулирование деятельности субъектов естественных монополий будет осуществляться путем постепенного уменьшения числа товарных рынков, на которых признается наличие естественной монополии, стимулирования конкуренции, поддержки предпринимательства, устранения препятствий к вхождению на рынок новых производителей.

В тех сферах, в которых по объективным технологическим причинам сохраняется состояние естественной монополии, а возможная конкуренция будет носить разрушительный характер, должны вводиться специальные жесткие регулирующие ограничения, касающиеся ценообразования, объемов и качества услуг, условий обслуживания, норм потребления.

Одной из важнейших составляющих конкурентной политики является обеспечение контроля за экономической концентрацией. Основой государственного контроля за экономической концентрацией являются такие принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и денежных средств, поддержка конкуренции, недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В рамках преодоления концентрации производства количество хозяйствующих субъектов рынка должно приблизиться к уровню насыщения и не являться ограничением для развития рыночных отношений.

Настоящий этап развития экономики по-новому ставит проблему оценки экономической концентрации при создании хозяйственных и финансово-промышленных групп, холдингов и других объединений хозяйствующих субъектов. Государственная антимонопольная политика должна способствовать таким тенденциям в экономической концентрации, которые будут иметь позитивное воздействие на конкурентоспособность отечественных производителей. Регулируемая экономическая концентрация может рассматриваться как один из элементов государственной экономической стратегии, посредством которой можно мобилизовать имеющийся промышленный потенциал, с тем чтобы обеспечить импортозамещение на внутреннем рынке и определенные конкурентные преимущества товаров отечественного производства на внешнем рынке [2].

Важным и актуальным направлением регулирования отношений на конкурентных рынках является предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Необходимость развития данного вида деятельности антимонопольного органа обусловлена прежде всего построением в республике социально ориентированной рыночной экономики, в рамках которой одно из важных мест принадлежит формированию цивилизованной конкурентной среды. Целью государственной политики в этом направлении является выработка цивилизованных и справедливых методов ведения бизнеса, добросовестного продвижения на рынок товаров и услуг.

В условиях выхода из мирового финансово-экономического кризиса основным направлением антимонопольной политики должно стать дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей и постепенного перехода от ценового регулирования к системе антимонопольного регулирования и контроля.

Одним из направлений антимонопольной политики является работа по созданию условий для ликвидации самих возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующих субъектов, освобожденных от ценового регулирования. При этом остается необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологическую безопасность.

В целях формирования и развития конкурентной среды на товарных рынках республики Министерством экономики, облисполкомами, Минским горисполкомом в 2012 году продолжена работа по предупреждению,  ограничению и пресечению монополистических проявлений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и органов государственного управления.

В рамках совершенствования антимонопольного законодательства в 2012 г.:

- принят Указ Президента Республики Беларусь от 27.02.2012 г. № 114 «О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля». Данным Указом:

- усилена административная и введена экономическая  ответственность за нарушения антимонопольного законодательства, которые определены в Законе Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», однако не в полной мере отражены в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях;

- антимонопольные органы наделены правом осуществления контрольных мероприятий (в том числе внеплановых, оперативных) в отношении хозяйствующих субъектов с целью анализа соблюдения ими антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях.

Разработаны и направлены в Правительство Республики Беларусь:

- проект Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»;

- проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О естественных монополиях»;

- проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам уголовной и административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства».

Оценка уровня монополизации товарных рынков осуществлялась посредством изучения товарных рынков. В 2012 году изучено:

- на республиканском уровне –  46 товарных рынков;

- на местном уровне –  141 товарный рынок.

По результатам изучения товарных рынков установлено доминирующее положение ряда хозяйствующих субъектов. В Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, включены:

- на республиканском уровне –  8 хозяйствующих субъектов;

- на местном уровне –  49 хозяйствующих субъектов.

В связи с утратой доминирующего положения исключены из Реестра:

- на республиканском уровне –  11 хозяйствующих субъектов;

- на местном уровне –  80 хозяйствующих субъектов.

По состоянию на 01.01.2013 года Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, состоит из 557 хозяйствующих субъектов:

- на республиканском уровне –  162 хозяйствующих субъекта;

- на местном уровне –  395 хозяйствующих субъектов.

По состоянию на 01.01.2013г. в Государственный реестр субъектов естественных монополий входят 194 хозяйствующих субъекта:

- на республиканском уровне –  27 хозяйствующих субъектов;

- на местном уровне –  167 хозяйствующих субъектов.

При осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией в целях предупреждения возникновения и предотвращения усиления доминирующего положения на товарных рынках подготовлены решения:

1. по административной процедуре  «Выдача документа о согласии  на создание холдинга, включение  коммерческой организации в состав  участников холдинга в качестве  его дочерней компании» выдано 24 заключения на создание 16 холдингов, изменение состава участников 8 холдингов;

2. по административной процедуре  «Выдача документа о согласии  на создание союза, ассоциации  и другого объединения хозяйствующих  субъектов в форме слияния и присоединения» согласовано создание 3 Ассоциаций, выдано 10 заключений по реорганизации в форме присоединения;

3. по административной процедуре  «Выдача документа о согласии  на реорганизацию хозяйствующего  субъекта, занимающего доминирующее  положение на товарных рынках» выдано 4 заключения.

4. по административной процедуре  «Выдача документа о согласии  на совершение сделки с акциями, имущественными паевыми взносами  в имущество кооперативов (паями),  долями уставных фондов хозяйствующих  субъектов» выдано 12 заключений.

В целях контроля за экономической концентрацией на местных товарных рынках рассмотрено   116 проектов создания, реорганизации хозяйствующих субъектов и их объединений. По результатам рассмотрения ходатайств согласовано:

- создание 9 холдингов;

- 70 реорганизации в форме присоединения хозяйствующих субъектов;

- преобразование 3 хозяйствующих субъектов в ОАО;

- создание 4 Ассоциаций.

Рассмотрено и согласовано 109 заявлений на совершение сделок по приобретению акций, долей уставных фондов хозяйствующих субъектов.

В рамках государственного антимонопольного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства рассмотрено:

- на республиканском уровне – более 30 обращений хозяйствующих субъектов, органов управления и граждан по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства.

Коллегией Департамента принято решение по 1 заявлению о нарушении антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции, в том числе о признании 1 факта недобросовестной конкуренции (нарушения статьи 14-2 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

В связи с непредставлением информации (документов), необходимой для осуществления антимонопольным органом своих функций, составлены и направлены в суд протоколы об административном правонарушении по статье 11.24 КоАП в отношении должностных лиц 3 хозяйствующих субъектов.

Вынесено 1 предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства  Республики Беларусь.

- на местном уровне – 74 обращения хозяйствующих субъектов, проведено 142 проверки хозяйствующих субъектов и органов управления по вопросам антимонопольного регулирования, соблюдения антимонопольного законодательства. Облисполкомами, Минским горисполкомом установлено  28 нарушений антимонопольного законодательства, допущенных 15 хозяйствующими субъектами и 13 органами государственного управления.

В рамках международного сотрудничества, в целях реализации и осуществления контроля за соблюдением норм Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции принято участие в разработке и утверждении:

- порядка рассмотрения заявлений (материалов) о нарушении правил конкуренции;

- порядка проведения расследования нарушения правил конкуренции;

- порядка рассмотрения дел о нарушении правил конкуренции;

- порядка подачи в ЕЭК обращений по фактам введения государственного ценового регулирования и их рассмотрения Евразийской экономической комиссией;

- порядка взаимодействия, в том числе информационного, Комиссии Таможенного союза и уполномоченных органов Сторон;

- методики определения монопольно высоких (низких) цен;

- методики расчета и порядок наложения штрафов, предусмотренных настоящим Соглашением;

- критериев отнесения рынка к трансграничному;

- методики оценки состояния конкуренции [2].

За 6 месяцев 2013 года Департамент ценовой политики Министерства экономики и управления антимонопольной и ценовой политики облисполкомов и Мингорисполкома провели 390 проверок субъектов предпринимательской деятельности, в том числе 187 внеплановых проверок (47,9 %). Из них 147 проверок (37,7 %) осуществлено в соответствии с Указом от 27 февраля 2012 г. № 114 «О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля».

У 291 из проверенных субъектов (74,6 %) установлены нарушения законодательства. По проверкам, осуществленным в соответствии с Указом № 114, нарушения установлены у 125 субъектов (85,0 %).

Департаментом ценовой политики и хозяйственными судами областей вынесено 512 постановлений об административном правонарушении на общую сумму в размере 1 597,4 млн. рублей. Из них, 202 постановления на сумму 1 501,8 млн. рублей – в отношении юридических лиц (субъектов предпринимательской деятельности), допустившим нарушения законодательства, и 310 постановлений на сумму 95,5 млн. рублей – в отношении должностных лиц субъектов предпринимательской деятельности, по вине которых допущены нарушения [2].

Департамент ценовой политики при рассмотрении заявлений хозяйствующих субъектов по вопросам недобросовестной конкуренции руководствуется Законом Республики Беларусь “О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции” (далее - Закон), и порядком, установленным Инструкцией о рассмотрении заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17.04.2006 № 61 (далее - Инструкция).

В отношении интеллектуальной собственности, сфера применения Закона распространяется на отношения, вытекающие из охраны товарных знаков, только в случаях, когда права, связанные с этими отношениями, используются их обладателями в целях ограничения конкуренции (п. 2 статьи 3 Закона).

Информация о работе Преимущества и недостатки антимонопольной политики в Республике Беларусь