Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 11:38, статья
Сегодня о необходимости развития наукоемких производств в России не говорит только ленивый. И на первый взгляд для этого делается все возможное-так, принята федеральная программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы". С начала года вступила в силу новая, четвертая часть Государственного кодекса РФ о праве на интеллектуальную собственность. В Госдуму уже внесен проект закона "О передаче технологий", а депутаты заняты разработкой так называемого Инновационного кодекса РФ. Казалось бы, процесс пошел. Но можно подумать, что Национальная ин
Пресса о нас — Инновационная политика - это мутные воды
www.cognitive.ru/Пресса о нас/
Огонек № 29 14.07.2008
Сегодня о необходимости развития наукоемких производств в России не говорит только ленивый. И на первый взгляд для этого делается все возможное-так, принята федеральная программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы". С начала года вступила в силу новая, четвертая часть Государственного кодекса РФ о праве на интеллектуальную собственность. В Госдуму уже внесен проект закона "О передаче технологий", а депутаты заняты разработкой так называемого Инновационного кодекса РФ. Казалось бы, процесс пошел. Но можно подумать, что Национальная инновационная система строится в нашей стране с чистого листа. Нет, все это мы уже проходили, и не раз. Еще четверть века назад в стране создавались первые технопарки, продвигали так называемые пояса внедрения НТР, потом обсуждали концепции ТИР-территорий инновационного развития, создавали концерн "Российская электроника"... Не обернется ли и нынешняя кампания по "созданию в стране развитой научно-технологической базы" лишь очередной рекламной шумихой? Об этом "Огонек" решил поговорить с Ольгой УСКОВОЙ, президентом Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) и компании Cognitive Technologies.
Ольга Анатольевна, какие российские инновационные программы способны, по вашей оценке, дать России наибольшую прибыль и отдачу?
Как показывают исследования, среди наиболее востребованных инновационных направлений у России наиболее предпочтительные позиции в сфере разработки программного обеспечения, биотехнологий, тех же нанотехнологий, а в последнее время отмечается рост весьма успешных и перспективных разработок в сфере энергосберегающих технологий. По совокупному объему имеющегося "технологического" потенциала России занять бы около 5 процентов мирового рынка инновационных технологий, что в денежном выражении составило бы около 150 млрд долларов. Что же касается инновационных программ, то их крайне трудно оценивать ввиду непрозрачности и отсутствия четко определенных целей и задач. Как правило, по форме они больше напоминают политическую декларацию, нежели четкий бизнес-план. В связи с этим достаточно трудно давать какие-либо адекватные экономические оценки. Единственное, что можно сказать, мутные воды-всегда благотворная среда для зарождения коррупции.
То есть нынешний подход, основанный на создании госкорпораций, призванных развивать инновационные технологии в стране, вы считаете неправильным? Как же тогда, по вашему мнению, должна строиться инновационная политика государства?
Как и во всем мире,
государство должно создавать благоприятные
условия для развития инновационной
деятельности, а компании, оптимально
используя предоставляемые
В этой связи сам процесс создания инновационных госкорпораций (как одной из вершин иерархического управления инновационным сектором) является абсолютно обоснованным. Другое дело, что юридический механизм создания госкорпораций недостаточно четко прописан в плане обеспечения контроля за деятельностью этих корпораций, и это плохо, поскольку открываются потенциальные возможности для различных коррупционных проявлений. Кстати, помимо госкорпораций государством созданы и два венчурных фонда-Российская венчурная компания и Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий (РИФИКТ), в задачу которых непосредственно входит финансирование проектов частных независимых инновационных компаний. Но толку от них пока тоже маловато:
Хорошо, а что помимо финансирования различных проектов государству следует сделать для развития инноваций в России? Может быть, принять новые законы?..
Успех политики инновационного развития во многом зависит от создания в стране действенной инновационной инфраструктуры, способствующей эффективной реализации инновационных проектов от идеи до законченного технологического продукта. Это включает в себя вопросы законодательного регулирования, патентования и юридической защиты авторских прав, налогообложения, привлечения инвестиций и многое другое. Данные вопросы имеют первостепенное значение для инновационного сектора, решить их может только государство. Вот на этом и необходимо сосредоточить основные усилия.
Направления и методы реализаци инновационной политики в России
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию РФ
Кубанский государственный университет
филиал в г. Геленджике
Курсовая работа
По дисциплине: Экономика предприятия
На тему: «Направления и методы реализации инновационной политики в России»
Выполнила:
студентка 2 курса СПО Группы С-16
Киселёва Елизавета Евгеньевна
Проверила:
Маринец Елена Витальевна
Отметка о допуске к защите
Защита с оценкой
Дата
Геленджик 2008
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Сущность и принципы государственной
инновационной политики. ……………………………………………………………………..……
Формирование государственной инновационной политики ……………6
Государственная поддержка инновационной деятельности ……………7
Текущее состояние инновационного
процесса и перспективы развития……………………
Инструменты государственной инновационной политики…………….11
Федеральные целевые программы
в сфере инновационной политики
РФ…………………………………………………………………………
Создание эффективно функционирующей
национальной инновационной систем…………………………
Заключение……………………………………………………
Используемая литература…………………
Введение.
Эта работа посвящена исследованию
государственной инновационной
политики, её составляющих и перспектив
развития, современного состояния инновационной
системы России как основной платформы
её осуществления. Прежде всего, необходимо
сформулировать, что такое государственная
политика, какие цели она призвана
достичь. Определить ответственные
за её воплощения ведомства и организационные
структуры. Важно осветить те приоритетные
направления, по которым государство,
в рамках проводимой им инновационной
политики, оказывает поддержку
Для более наглядного представления
о том, как правительство РФ воплощает
в жизнь инновационную
1. Сущность и
принципы государственной
Государственная инновационная
политика – это составная часть
социально-экономической
Государственная инновационная политика РФ формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов:
признание приоритетного
значения инновационной деятельности
для повышения эффективности
уровня технологического развития общественного
производства, конкурентоспособности
наукоемкой продукции, качества жизни
населения и экономической
концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике;
создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности;
активизация международного сотрудничества РФ в инновационной сфере;
укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления инновационной деятельности.
Формирование и осуществление
государственной инновационной
политики Российской Федерации обеспечивают
органы государственной исполнительной
власти Российской Федерации, назначаемые
Правительством Российской Федерации.
Инновационная политика субъектов
РФ формируется и реализуется
органами государственной власти субъектов
Российской Федерации с учетом государственной
инновационной политики РФ и интересов
регионов. К разработке и реализации
государственной инновационной
политики могут привлекаться общественные
объединения, действующие в пределах
полномочий, установленных
Политика в области
инновационной деятельности как
элемент системы
четко определенные цели и приоритетные направления инновационной деятельности;
органы управления, реализующие функции, которые обеспечивают достижение сформулированных целей;
информационную систему, формирующую информационный образ объекта регулирования, достаточную для реализации функций управления;
инструменты регулирования и поддержки, с помощью которых органы государственного управления воздействуют на предприятия и среду в рамках выполнения своих функций.
2. Формирование государственной инновационной политики
“Переход России к инновационному
пути развития – это единственная
возможность сделать нашу страну
конкурентоспособной и войти
в мировое сообщество на равных”[3]
Переход к инновационному развитию
страны определён в этом документе
как основная цель государственной
политики в области развития науки
и технологий. И как одно из важнейших
направлений государственной
Политика, формируемая Министерством образования и науки Российской Федерации, нацелена на реализацию этих целей и задач. Основные задачи, которые призвана решать федеральная целевая научно – техническая программа: определение приоритетов в сфере науки и технологий и их реализация; развитие системы научных и технических приоритетов, механизмов создания и построения государственно-частного партнёрства; построение инновационной инфраструктуры в России; а также содействие укреплению материально-технической базы научной деятельности ВУЗов, совершенствование нормативно-правовой базы науки и инновационной сферы, и др.
Важнейший элемент – это финансовая инфраструктура. В первую очередь, это бюджетные и внебюджетные фонды, такие как: фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно – технической сфере; российский фонд технологического развития (РФТР).
РФТР - внебюджетный фонд, который формируется из тех отчислений, которые предприятия, освобождая эти отчисления от налогов, направляют в отраслевые фонды, внебюджетные фонды НИОКР и головные организации, координирующие их деятельность. Он формируются за счёт 25% отчислений от тех средств, которые собирают отраслевые фонды. Направляются средства на поддержку серьёзных научно – технических, инновационных проектов.
3. Государственная
поддержка инновационной
Государство осуществляет поддержку и стимулирование инновационной деятельности путем:
совершенствования законодательной и нормативной базы регулирования инновационной деятельности;
участия в финансировании за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов инновационных программ и проектов, а также создания объектов инновационной инфраструктуры, в том числе для развития малого и среднего инновационного предпринимательства;
организации закупок для государственных нужд наукоемкой продукции и передовой техники с целью обеспечения гарантированного их распространения;
создание в установленном
законодательством Российской Федерации
и законодательствами субъектов
Российской Федерации порядке льготных
условий осуществления
3.1 Законодательное
регулирование прав на
Разработана часть четвертая Гражданского кодекса, принят Государственной Думой Российской Федерации и вступает в действие с 1 января 2008 г. «Кодекс состоит из 9 глав:
Информация о работе Пресса о нас — Инновационная политика - это мутные воды