Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 11:38, статья
Сегодня о необходимости развития наукоемких производств в России не говорит только ленивый. И на первый взгляд для этого делается все возможное-так, принята федеральная программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы". С начала года вступила в силу новая, четвертая часть Государственного кодекса РФ о праве на интеллектуальную собственность. В Госдуму уже внесен проект закона "О передаче технологий", а депутаты заняты разработкой так называемого Инновационного кодекса РФ. Казалось бы, процесс пошел. Но можно подумать, что Национальная ин
Глава 69. Общие положения.
Глава 70. Авторское право.
Глава 71. Права, смежные с авторскими.
Глава 72. Патентное право.
Глава 73. Право на селекционные достижения.
Глава 74. Право на топологии интегральных микросистем.
Глава 75. Право на секреты производства (ноу-хау).
Глава 76. Права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг, предприятий и информационных ресурсов.
Глава 77. Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.»[11]
Концептуальные положения кодекса в необходимой степени обеспечивают решение следующих задач:
- введение в законодательство
об интеллектуальной
- расширение и усиление
защиты авторов и других
- усиление гражданско-правовой
ответственности за нарушения
прав, в том числе путем введения
новых видов такой
- отражения в российском
законодательстве положений,
4. Текущее состояние
инновационного процесса и
В передовых странах разработка
и внедрение технологических
инноваций является решающим фактором
социального и экономического развития,
залогом экономической и
Производственный потенциал
многих развивающихся стран
Вместе с тем некоторые промышленно развитые страны имеют достаточно развитую добывающую промышленность, а ряд развивающихся стран обладает вполне современными технологиями в обрабатывающей промышленности и производстве конечной продукции.
В настоящее время скорость, объём и глубина инновационного процесса во многом определяют экономический и политический вес страны на мировой арене. Так в недавнем выступлении Николя Саркози, президента Франции, он особо отметил, что видит главную роль в наращивании национальной мощи Франции в глубоких социальных и экономических изменениях. Он в частности сказал – «21 век – век изменений. Те, кто не смогут успеть за постоянно растущими темпами глобальных изменений в мире останутся на обочине истории». Не больше, не меньше!
И в нашей стране, благодаря
удачной конъюнктуре сырьевых мировых
рынков, оказалось возможным включиться
в мировой инновационный
4.1 Состояние инновационной базы РФ
Не смотря на то что, в настоящей
исторической перспективе, наблюдаются
положительные
После изменения государственного строя в 1991 году и ускоренного перехода России к рынку состояние и изменения технологической структуры экономики страны практически не интересовали государственную власть. Неудивительно, что промышленно развитые государства, стали воспринимать нас как развивающуюся страну.
В результате замедлилось
обновление производственных мощностей,
нарушились кооперационные связи. Если
принять во внимание, что переход
к рынку сопровождался
Основные виды технологической инновационной деятельности организаций составляют ( по данным на 2004 год):
25,8% - приобретение и освоение машин и оборудования, имеющих отношение к технологическим инновациям;
15,3% - производственное
13,5% - исследование и разработка
новых продуктов, услуг и
11,2% - приобретение программных средств;
9,9% - обучение и подготовка
персонала, связанная с
7,8% - маркетинговые исследования
в области технологических
6,5% - приобретение технологических инноваций;
10,0% - прочие технологические инновации.
Налицо значительное отставание производства по комплексу высоких технологий и снижение средней квалификации научно-технического и производственного персонала.
В результате проведенных, рядом специалистов, исследований были выявлены основные факторы, препятствующие инновациям в России (по данным на 2004 год) и доли их влияния на данный процесс:
Недостаточность денежных средств – 40%;
Низкий уровень научно-
Недостаток финансовой поддержки государства – 17%;
Высокая стоимость технологических инноваций – 16%
5. Инструменты государственной инновационной политики
5.1 Банк Развития
Государство создаёт особую структуру, призванную осуществлять целевое финансирование инновационной деятельности в РФ. В подкрепление деятельности банка, будет создана нормативно правовая база. Банк будет создаваться на базе Внешэкономбанка, его дочернего Росэксимбанка и государственного Российского банка развития (РосБР).
Главные задачи Банка развития
- финансирование инфраструктурных проектов,
«участие в финансовой поддержке
малого и среднего предпринимательства
посредством финансирования кредитных
организаций и юридических лиц,
осуществляющих поддержку малого и
среднего предпринимательства»[5](через
рефинансирование кредитующих его
банков), высокотехнологичных
Понятие высокотехнологичного производства - весьма растяжимое. Скорее, проекты с высокой добавленной стоимостью. Это дело хорошее, но весьма рискованное. То есть, по сути - венчурные проекты. Что же касается экспорта, то здесь главная загвоздка - страхование. И банк - не страховое агентство.
«Глава Внешэкономбанка В.Дмитриев полагает разумным закрепить за БР участие в экспертизе инвестиционных проектов, их сопровождение, в том числе посредством вхождения в капитал и руководящие органы реализующих проект компаний.»[18]
«До 2011 года банк вложит в инфраструктуру, энергетику, ЖКХ, сельское хозяйство, ВПК около $35 млрд»[14]
Эксперты на основании статистического исследования развития среднего бизнеса в период с 2000 по 2005 год (объектом анализа были 5 тысяч компаний с оборотом от 10 до 100 млн долларов) пришли к таким выводам:
В среднем бизнесе уже
присутствует большой сегмент компаний,
которые активно
За 2004-2005 годы в суммарном основном капитале среднего бизнеса доля модернизированных компаний выросла до 60%.
Среди этих модернизированных компаний только треть показывает быстрый рост выручки и высокую прибыль одновременно.
Лидеры вкладывают деньги в развитие собственных систем распространения продукции и оставляют прибыли у себя.
Этим объясняется рыночный спрос на инфраструктурный капитал.
Эксперты характеризуют
успешную компанию среднего бизнеса
как компанию с современным оборудованием
и большими производственными
Российская венчурная
компания
В 2006 году Правительство РФ
учредило «Российскую Венчурную
Компанию» (РВК). Это сеть из 10-15 венчурных
фондов с совокупным капиталом в
30 млрд. руб. Суммарный объем господдержки
- 15 млрд. руб. Разработаны требования
к фондам, желающим получить в управление
государственные деньги. Фонд должен
инвестировать в небольшие
«Компании-получатели денег должны быть инновационными - то есть действовать в рамках одного из приоритетных направлений развития науки и техники.»[16] Запрещено инвестировать в сырьевые, традиционные компании, в игорный бизнес и т.п.. Средства фонда нужно вложить не менее чем в 8 компаний за 5 лет, а срок существования самого фонда ограничен 10 годами. 1% капитала должны предоставить сами управляющие фондом лица.
Важный аспект - венчурные компании являются спутниками крупных, мощных компаний. Которые и потребляют научный продукт. Вместе с компанией носителем этого продукта.
Технопарки.
Технопарк - это организация,
управляема профессионалами, чьей целью
является повышение благосостояния
общества через продвижение инноваций
и конкурентоспособности, связанных
с ней бизнесов и образовательных
и исследовательских
Также удобнее начинать с небольшого технопарка, чтобы расти развиваясь. Почти половина (40%) членов IASP расположены на территории меньше 20 га, только 26% управляют какой-либо жилой недвижимостью. В России же решили все сделать с размахом: все проекты, за исключением технопарка в Татарстане (13,5 га), имеют общую площадь земельного участка не менее 60 га и планируют строительство жилья.
Объем инвестиций из федерального бюджета в развитие технопарков в России в 2007-2010 гг. составит около 10 млрд руб., по данным заседания расширенной коллегии Министерства информационных технологий и связи РФ. Такую же сумму инвестируют регионы, в которых будут построены технопарки, сообщает РБК.
В 2007 году из федерального бюджета будет выделено около 2 млрд руб., в 2008 году — 2,5 млрд руб., в 2009 году — 2,7 млрд руб., в 2010 году — 2,7 . руб.
В Минсвязи рассчитывают, что к 2011 году число сотрудников технопарков достигнет 75 тыс., а стоимость произведенной продукции и услуг составит около 117 млрд руб. Строительство технопарков ведется в семи «пилотных» регионах России: Московской, Нижегородской, Новосибирской, Тюменской, Калужской областях, Санкт-Петербурге и Республике Татарстан.
Один из таких технопарков создается в Нижнем Новгороде – это IТ-парк "Анкудиновка" (от названия Анкудиновского шоссе, в районе которого проектируется строительство). По словам заместителя губернатора Нижегородской области по строительству, энергетике, жилищно-коммунальному хозяйству и информационным технологиям Валерия Лимаренко, общая стоимость создания IT-технопарка "Анкудиновка" составит 15 млрд. рублей. Количество новых высококвалифицированных рабочих мест, которые планируется создать в IT-технопарке к 2011 году, составляет 13 тысяч. Технопарк будет занимать площадь около 62 га, из которых 90 тыс. кв. м будет занимать общественно-деловой центр и 225 тыс. кв. м – жилые дома.
В создании технопарка примут
активное участие компании Intel, "Мера",
"Телма" и некоторые другие. Бюджетная
часть финансирования строительства IT-технопарка
составит 2905 млн. руб., из которых до 2010
года 50% будет выплачено из областных и
столько же - из федеральных средств. Строительство
запланировано на 2007–2010 годы.
IT-парк "Анкудиновка", работа которого
будет сосредоточена, в первую очередь,
на производстве программных продуктов
на экспорт, - самый крупный из семи аналогичных
парков, предусмотренных государственной
программой. Второй этап программы предполагает
завершение строительства и ввод в действие
объектов первой очереди создаваемых
технопарков, а также размещение на их
территории первых предприятий, привлечение
значительных зарубежных инвестиций в
фонд совместного инвестирования и увеличение
количества финансируемых перспективных
проектов.
Информация о работе Пресса о нас — Инновационная политика - это мутные воды