Пресса о нас — Инновационная политика - это мутные воды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 11:38, статья

Краткое описание

Сегодня о необходимости развития наукоемких производств в России не говорит только ленивый. И на первый взгляд для этого делается все возможное-так, принята федеральная программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы". С начала года вступила в силу новая, четвертая часть Государственного кодекса РФ о праве на интеллектуальную собственность. В Госдуму уже внесен проект закона "О передаче технологий", а депутаты заняты разработкой так называемого Инновационного кодекса РФ. Казалось бы, процесс пошел. Но можно подумать, что Национальная ин

Вложенные файлы: 1 файл

Пресса о нас.docx

— 68.77 Кб (Скачать файл)

Глава 69. Общие положения.

Глава 70. Авторское право.

Глава 71. Права, смежные с  авторскими.

Глава 72. Патентное право.

Глава 73. Право на селекционные достижения.

Глава 74. Право на топологии  интегральных микросистем.

Глава 75. Право на секреты  производства (ноу-хау).

Глава 76. Права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг, предприятий  и информационных ресурсов.

Глава 77. Право использования  результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.»[11]

Концептуальные положения  кодекса в необходимой степени  обеспечивают решение следующих  задач:

- введение в законодательство  об интеллектуальной собственности  норм, регулирующих обращение (отчуждение, предоставление в пользование,  залог) объектов интеллектуальной  собственности;

- расширение и усиление  защиты авторов и других обладателей исключительных прав (на содержание баз данных информационных систем, на доменные имена и некоторые другие);

- усиление гражданско-правовой  ответственности за нарушения  прав, в том числе путем введения  новых видов такой ответственности;

- отражения в российском  законодательстве положений, вытекающих  из международных обязательств  Российской Федерации в сфере  интеллектуальной собственности.

4. Текущее состояние  инновационного процесса и перспективы  развития

 

В передовых странах разработка и внедрение технологических  инноваций является решающим фактором социального и экономического развития, залогом экономической и национальной безопасности.

Производственный потенциал  многих развивающихся стран сосредоточен на начальных стадиях цикла: в  ресурсодобывающей и перерабатывающей промышленности. Если развитые страны имеют избыточные мощности в обрабатывающей промышленности и производстве конечной продукции, значительная доля которых экспортируется, то развивающиеся страны экспортируют первичные ресурсы, энергоносители и продукты их переработки, импортируя конечную продукцию перерабатывающей и обрабатывающей промышленности. Такой тип технологической структуры в мировой практике принято называть колониальным.

Вместе с тем некоторые  промышленно развитые страны имеют  достаточно развитую добывающую промышленность, а ряд развивающихся стран  обладает вполне современными технологиями в обрабатывающей промышленности и  производстве конечной продукции.

В настоящее время скорость, объём и глубина инновационного процесса во многом определяют экономический и политический вес страны на мировой арене. Так в недавнем выступлении Николя Саркози, президента Франции, он особо отметил, что видит главную роль в наращивании национальной мощи Франции в глубоких социальных и экономических изменениях. Он в частности сказал – «21 век – век изменений. Те, кто не смогут успеть за постоянно растущими темпами глобальных изменений в мире останутся на обочине истории». Не больше, не меньше!

И в нашей стране, благодаря  удачной конъюнктуре сырьевых мировых  рынков, оказалось возможным включиться в мировой инновационный процесс. В России наблюдаются рост темпа  внедрения инноваций в общественной, духовной, экономической и политической сферах. И самое главное с приходом нового поколения людей на руководящие  должности, существенно снизился уровень  «страха пред нововведениями».

 

4.1 Состояние инновационной  базы РФ

 

Не смотря на то что, в настоящей  исторической перспективе, наблюдаются  положительные макроэкономические тенденции, общий уровень экономики  страны похож, всё ещё, на колониальную экономику развивающихся стран, имеющих ресурсную ориентацию. Правда в отличие от этих стран Россия располагает весьма значительными  мощностями в обрабатывающей промышленности и в сфере обороны.

После изменения государственного строя в 1991 году и ускоренного  перехода России к рынку состояние  и изменения технологической  структуры экономики страны практически  не интересовали государственную власть. Неудивительно, что промышленно  развитые государства, стали воспринимать нас как развивающуюся страну.

В результате замедлилось  обновление производственных мощностей, нарушились кооперационные связи. Если принять во внимание, что переход  к рынку сопровождался практически  насильственной приватизацией, то становится ясно, почему в России в два раза сократился ВВП, резко снизились  объемы промышленного производства. Целесообразно оценить деятельность хозяйствующих субъектов, направленную на выполнение задач, сформулированных президентом России в Послании Федеральному Собранию, с учетом их научно-технического потенциала. Показатели в основном неутешительные: численность специалистов, занятых научно-техническими исследованиями и разработками составляет 895 тысяч  человек, по данным на 2003 год. Из них  исследователей - 428 300 человек. В сравнении  с советскими временами число  исследователей сократилось более  чем на 400 000 человек, то есть в 1,9 раза. Важно Численность КБ уменьшилась  в 2,9 раза, а проектных и проектно-конструкторских  организаций - в 6,2 раза.

Основные виды технологической  инновационной деятельности организаций  составляют ( по данным на 2004 год):

25,8% - приобретение и освоение  машин и оборудования, имеющих  отношение к технологическим  инновациям;

15,3% - производственное проектирование, другие виды подготовки производства  для выпуска новых продуктов,  внедрения услуг или методов  их производства (передачи);

13,5% - исследование и разработка  новых продуктов, услуг и методов  их производства, новых производственных  процессов;

11,2% - приобретение программных  средств;

9,9% - обучение и подготовка  персонала, связанная с технологическими  инновациями;

7,8% - маркетинговые исследования  в области технологических инноваций;

6,5% - приобретение технологических  инноваций;

10,0% - прочие технологические  инновации.

Налицо значительное отставание производства по комплексу высоких  технологий и снижение средней квалификации научно-технического и производственного  персонала.

В результате проведенных, рядом  специалистов, исследований были выявлены основные факторы, препятствующие инновациям в России (по данным на 2004 год) и доли их влияния на данный процесс:

Недостаточность денежных средств  – 40%;

Низкий уровень научно-технического потенциала – 27%;

Недостаток финансовой поддержки  государства – 17%;

Высокая стоимость технологических  инноваций – 16%

5. Инструменты  государственной инновационной  политики

 

5.1 Банк Развития

 

Государство создаёт особую структуру, призванную осуществлять целевое  финансирование инновационной деятельности в РФ. В подкрепление деятельности банка, будет создана нормативно правовая база. Банк будет создаваться  на базе Внешэкономбанка, его дочернего  Росэксимбанка и государственного Российского банка развития (РосБР).

Главные задачи Банка развития - финансирование инфраструктурных проектов, «участие в финансовой поддержке  малого и среднего предпринимательства  посредством финансирования кредитных  организаций и юридических лиц, осуществляющих поддержку малого и  среднего предпринимательства»[5](через  рефинансирование кредитующих его  банков), высокотехнологичных производств  и российского экспорта.

Понятие высокотехнологичного производства - весьма растяжимое. Скорее, проекты с высокой добавленной  стоимостью. Это дело хорошее, но весьма рискованное. То есть, по сути - венчурные  проекты. Что же касается экспорта, то здесь главная загвоздка - страхование. И банк - не страховое агентство.

«Глава Внешэкономбанка  В.Дмитриев полагает разумным закрепить  за БР участие в экспертизе инвестиционных проектов, их сопровождение, в том  числе посредством вхождения  в капитал и руководящие органы реализующих проект компаний.»[18]

«До 2011 года банк вложит в  инфраструктуру, энергетику, ЖКХ, сельское хозяйство, ВПК около $35 млрд»[14]

Эксперты на основании  статистического исследования развития среднего бизнеса в период с 2000 по 2005 год (объектом анализа были 5 тысяч  компаний с оборотом от 10 до 100 млн долларов) пришли к таким выводам:

В среднем бизнесе уже  присутствует большой сегмент компаний, которые активно модернизировались. Таких компаний примерно треть.

За 2004-2005 годы в суммарном  основном капитале среднего бизнеса  доля модернизированных компаний выросла  до 60%.

Среди этих модернизированных  компаний только треть показывает быстрый  рост выручки и высокую прибыль  одновременно.

Лидеры вкладывают деньги в развитие собственных систем распространения  продукции и оставляют прибыли  у себя.

Этим объясняется рыночный спрос на инфраструктурный капитал.

Эксперты характеризуют  успешную компанию среднего бизнеса  как компанию с современным оборудованием  и большими производственными возможностями  для расширения выпуска. Но с очень  высокими затратами на аренду помещения, коммунальные услуги и высокими затратами  на системы распространения (логистика, дилеры, склады). С очень небольшим  долговым обременением.

Российская венчурная  компания  

В 2006 году Правительство РФ учредило «Российскую Венчурную  Компанию» (РВК). Это сеть из 10-15 венчурных  фондов с совокупным капиталом в 30 млрд. руб. Суммарный объем господдержки - 15 млрд. руб. Разработаны требования к фондам, желающим получить в управление государственные деньги. Фонд должен инвестировать в небольшие компании, с объемом продаж менее 150 млн. рублей. «Установить, что Положение об Инвестиционном фонде Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2005 г. N 694 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 48, ст. 5043), в части получения положительного заключения инвестиционного консультанта, обязательности прохождения инвестиционным проектом процедуры отбора инвестиционных проектов, ограничения минимальной сметной стоимости инвестиционного проекта, необходимости предоставления коммерческими организациями, участвующими в реализации инвестиционного проекта, средств в размере не менее 25 процентов сметной стоимости проекта»[8]

«Компании-получатели денег  должны быть инновационными - то есть действовать  в рамках одного из приоритетных направлений  развития науки и техники.»[16] Запрещено  инвестировать в сырьевые, традиционные компании, в игорный бизнес и т.п.. Средства фонда нужно вложить  не менее чем в 8 компаний за 5 лет, а срок существования самого фонда  ограничен 10 годами. 1% капитала должны предоставить сами управляющие фондом лица.

Важный аспект - венчурные  компании являются спутниками крупных, мощных компаний. Которые и потребляют научный продукт. Вместе с компанией носителем этого продукта.

 
Технопарки.  

Технопарк - это организация, управляема профессионалами, чьей целью  является повышение благосостояния общества через продвижение инноваций  и конкурентоспособности, связанных  с ней бизнесов и образовательных  и исследовательских учреждений. «Технопарки в сфере высоких  технологий должны предоставлять набор  необходимых услуг предприятиям, размещенным на территории технопарка в сфере высоких технологий, что  позволит этим предприятиям получить значительную экономию расходов и сконцентрироваться на своей основной деятельности.»[9] В мире наблюдается настоящий  технопарковый бум. Из 343 членов Международной ассоциации технопарков (IASP) 25% были созданы после 2000г. (остальные - в период с 1950 по 2000г.). Около 60% технопарков в IASP расположены так, что в радиусе 50 км от них находится пять или более вузов, а в 88% это бизнес-инкубаторы.

Также удобнее начинать с  небольшого технопарка, чтобы расти  развиваясь. Почти половина (40%) членов IASP расположены на территории меньше 20 га, только 26% управляют какой-либо жилой недвижимостью. В России же решили все сделать с размахом: все проекты, за исключением технопарка в Татарстане (13,5 га), имеют общую  площадь земельного участка не менее 60 га и планируют строительство  жилья.

Объем инвестиций из федерального бюджета в развитие технопарков  в России в 2007-2010 гг. составит около 10 млрд руб., по данным заседания расширенной коллегии Министерства информационных технологий и связи РФ. Такую же сумму инвестируют регионы, в которых будут построены технопарки, сообщает РБК.

В 2007 году из федерального бюджета  будет выделено около 2 млрд руб., в 2008 году — 2,5 млрд руб., в 2009 году — 2,7 млрд руб., в 2010 году — 2,7 . руб.

В Минсвязи рассчитывают, что  к 2011 году число сотрудников технопарков  достигнет 75 тыс., а стоимость произведенной  продукции и услуг составит около 117 млрд руб. Строительство технопарков ведется в семи «пилотных» регионах России: Московской, Нижегородской, Новосибирской, Тюменской, Калужской областях, Санкт-Петербурге и Республике Татарстан.

Один из таких технопарков  создается в Нижнем Новгороде  – это IТ-парк "Анкудиновка" (от названия Анкудиновского шоссе, в районе которого проектируется строительство). По словам заместителя губернатора Нижегородской области по строительству, энергетике, жилищно-коммунальному хозяйству и информационным технологиям Валерия Лимаренко, общая стоимость создания IT-технопарка "Анкудиновка" составит 15 млрд. рублей. Количество новых высококвалифицированных рабочих мест, которые планируется создать в IT-технопарке к 2011 году, составляет 13 тысяч. Технопарк будет занимать площадь около 62 га, из которых 90 тыс. кв. м будет занимать общественно-деловой центр и 225 тыс. кв. м – жилые дома.

В создании технопарка примут активное участие компании Intel, "Мера", "Телма" и некоторые другие. Бюджетная часть финансирования строительства IT-технопарка составит 2905 млн. руб., из которых до 2010 года 50% будет выплачено из областных и столько же - из федеральных средств. Строительство запланировано на 2007–2010 годы.  
IT-парк "Анкудиновка", работа которого будет сосредоточена, в первую очередь, на производстве программных продуктов на экспорт, - самый крупный из семи аналогичных парков, предусмотренных государственной программой. Второй этап программы предполагает завершение строительства и ввод в действие объектов первой очереди создаваемых технопарков, а также размещение на их территории первых предприятий, привлечение значительных зарубежных инвестиций в фонд совместного инвестирования и увеличение количества финансируемых перспективных проектов.

Информация о работе Пресса о нас — Инновационная политика - это мутные воды