Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 11:38, статья
Сегодня о необходимости развития наукоемких производств в России не говорит только ленивый. И на первый взгляд для этого делается все возможное-так, принята федеральная программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы". С начала года вступила в силу новая, четвертая часть Государственного кодекса РФ о праве на интеллектуальную собственность. В Госдуму уже внесен проект закона "О передаче технологий", а депутаты заняты разработкой так называемого Инновационного кодекса РФ. Казалось бы, процесс пошел. Но можно подумать, что Национальная ин
Место любой страны в мировом технологическом пространстве определяется двумя наборами показателей: наукоемкостью (параметры на входе) и наукоотдачей (эффективность и конкурентоспособность). В табл.2 приведены данные о наукоемкости и наукоотдаче национальных экономик высокоразвитых стран. Наукоемкость и наукоотдача национальных экономик . Таблица позволяют определить место России в мировом технологическом пространстве.
Таблица 2- Наукоемкость и наукоотдача национальных экономик[22]
Страна |
ВВП, млрд. долл. |
ВВП на одного занятого тыс. долл. |
Доля расходов на иссл. и разраб. в ВВП, % |
Текущий индекс конкурен-тоспособ-ности |
Доля hi-tech продукции в товарном экспорте, % |
Доля в мировом экспорте информац. оборудования, % |
США |
9875 |
73,1 |
2,64 |
2 |
28,2 |
16,3 |
Китай |
5135 |
7,2 |
1,00 |
47 |
16,7 |
4,6 |
Япония |
3425 |
56,0 |
3,04 |
15 |
26,3 |
11,5 |
Индия |
4,9 |
36 |
3,2 |
|||
Германия |
56 |
2,44 |
4 |
15,3 |
4,8 | |
Франция |
56,2 |
2,17 |
12 |
19,4 |
3,4 | |
Великобритания |
54,5 |
1,87 |
7 |
26,2 |
5,3 | |
Италия |
1410 |
56,5 |
1,04 |
24 |
7,9 |
1,1 |
Россия |
1185 |
18,0 |
1,01 |
58 |
3,1 |
0,2 |
Канада |
60 |
11 |
2,2 |
«Показатели наукоемкости:
доля расходов на НИОКР в ВВП составляет 1,01 %;
численность научных работников на 10 тысяч занятых. Традиционно мы удерживали первенство по данному параметру. Сегодня мы находимся на третьей позиции после США и Японии»[15]
Показатели наукоотдачи:
индекс конкурентоспособности – занимаем 58 место, уступаем Китаю и Индии;
доля высокотехнологического экспорта в товарном экспорте – 3 %, уступаем более чем в 5 раз Китаю;
доля в торговле информационным оборудованием составляет 0,2 %. Наша доля в мировой торговле информационным оборудованием сегодня ничтожно мала - уступаем более чем в 5 раз Китаю и в 4 раза Италии;
доля в торговле информационным
оборудованием составляет 0,2 %. Наша
доля в мировой торговле информационным
оборудованием сегодня ничтожно
мала. Рынок информационного и
телекоммуникационного
Анализ таблицы 2 показывает, что при одинаковых параметрах наукоемкости Китая, Италии и России на выходе наукоотдача России по доле высокотехнологичного экспорта уступает в 5 раз Китаю, в 4 раза Италии, находится на уровне Индии; по конкурентоспособности уступает Италии более чем в 2 раза, уступает Китаю; по доле в мировом экспорте информационного оборудования уступает Китаю в 23 раза, Италии в 5 раз. Причина низкой наукоотдачи видится в отсутствии фундаментальной национальной инновационной системы.
Основной проблемой
т.е. совокупность законодательных актов, норм, правил и ведомственных инструкций, определяющих формы и методы взаимодействия занятых инновационной деятельностью.
Заключение.
Необходимо отметить, что
для стабильного
Многое делается и в направлении переориентации национальной экономики с сырьевой на производственную. Правительство, ясно понимает, что «сырьевое благополучие» играет большую роль в финансовом благополучии, однако его роль нельзя переоценивать, так как в скорее конъюнктура рынка нефти измениться и будет необходимо изыскивать новые источники финансирования возросших потребностей. Поэтому уже сейчас из средств внебюджетных фондов начинается создание инфраструктуры будущей инновационной системы, которая послужит базой для переориентации экономики.
Пока у нас ещё остаётся
определённый запас в ряде отраслей,
особенно ВПК и по некоторым отдельным
разработкам в области
Российская венчурная
компания – это шаг правительства
в направлении привлечения
Другое дело Банк Развития. Эта организация создаётся на базе уже существующих банков, что делает значительно проще организацию и структурирование финансовых потоков. Важную роль в относительно быстром создании Банка сыграл бывший президент Путин, своим указам лично давший импульс его рождению. Однако у Банка развития много задач и поддержка инновация не является непосредственно главной среди них. Однако условия предоставления финансовых ресурсов подразумевают под собой наличие определенной инновационной составляющей, что дополнительно усиливает его роль в строительстве инновационной системы РФ.
Технопарки, Наукограды и Академгородки пока не имеют серьезного влияния на инновационные процессы в РФ в силу различных причин. Технопраки ещё не успели себя показать. Пока строятся и, надо сказать, весьма активно. Их роль в становлении инновационной системы в официальных документах правительства очень велика. Можно сделать вывод о том, что правительство возлагает серьёзные надежды на технопарки.
А вот с наукоградами всё гораздо хуже. И в первую очередь в связи с проблемами политического характера. Их будущее хотя и туманно, но всё-таки закреплено в соответствующих документах. Исходя из текущей ситуации, можно сделать вывод, что государство не ставит программу развития наукоградов в статус приоритетной.
В Федеральной целевой
программе "Исследования и разработки
по приоритетным направлениям развития
научно-технологического комплекса
России 2007-2012» можно увидеть
Во–первых, деньги выделяются немалые, но, не дотягивают до уровня мировых лидеров. «На нанотехнологии (а это один из приоритетных проектов), в рамках данной программы, планируется израсходовать 4,4 млрд. руб. за 6 лет, то есть около 27 млн. долларов в год.» [17] Для сравнения: одна полноценная лаборатория, занимающаяся исследованиями в этой области, требует финансирования в объеме около 200 млн. долларов. В целом позитивная динамика в этом направлении есть. Недостаток финансирования, возможно, частично покрыть за счёт образования целевых фондов, совместных предприятий и концентрации усилий на узких, наиболее эффективных направлениях.
Во-вторых, в нашей инновационной системе отсутствуют крупные высокотехнологичные фирмы, которые способны брать на себя решение финансовых и технологических задач. На Западе, несмотря на развитие малого бизнеса и огромную роль государства, ключевым звеном в создании инноваций остается крупное предпринимательство, поскольку именно здесь возможна наиболее полная реализация инновационных стимулов за счет выхода на рынки и получения сверхприбыли.
Используемая литература
Руководящий документ Правительства РФ от 05.08.2005-ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
Постановление Правительства
РФ № 281 от 16.07.2004-ПОЛОЖЕНИЕ О
Письмо Президента РФ № ПР-576 от 30.03.2002-ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА И ДАЛЬНЕЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ
Приказ Президента РФ № ПР-578 от 30.03.2002-ПЕРЕЧЕНЬ КРИТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральный закон Федерального Собрания РФ №82-ФЗ от 17.05.2007-О БАНКЕ РАЗВИТИЯ
Постановление Правительства
РФ №54 от 29.01.2007-О ФЕДЕРАЛЬНОЙ
Распоряжение Правительства
РФ № 977-Р от 06.07.2006-ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ «Исследования и
Постановление Правительства РФ № 516 от 24.08.2006-ОБ ОТКРЫТОМ АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ «Российская венчурная компания»
Распоряжение Правительства РФ N328-р от 10 марта 2006 года- ОБ ОДОБРЕНИИ ГОСПРОГРАММЫ «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий».
Федеральный закон от 7 апреля 1999 года № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» с внесенными изменениями Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ;
Распоряжение Администрации Президента Российской Федерации от 2 июня 2005 г. № 694
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1761-р
Распоряжение Правительства
РФ от 11.12.2002 N 1764-р
"ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В СФЕРЕ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ"
Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ
Человек и труд № 5 2004
Солнцев О. и Ивантер А. статья "Шанс не зарыть деньги". “Эксперт” 26 февраля 2007 г.,
Гурова Т, Полунин Ю//Инфраструктура для национального рынка.. 2007
Гурвич В //"Ждет ли Россию венчурный бум", "Деловые люди", No192, март 2007 г
Ливенцев Н.Н., Костюнина Г.М.//Международное движение капитала (Инвестиционная политика зарубежных стран) Учебник, (ГРИФ). 2005
Барышева А.В.//Инновационный менеджмент (учебное пособие)
Дерягин А.В./Наука и инновационная экономика в России // "Инновации" 2005г.
Дынкин А.А./Место России
в мировом технологическом
sci-innov/ - Федеральный портал по научной и инновационной деятельности
Информация о работе Пресса о нас — Инновационная политика - это мутные воды