Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 11:38, статья
Сегодня о необходимости развития наукоемких производств в России не говорит только ленивый. И на первый взгляд для этого делается все возможное-так, принята федеральная программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы". С начала года вступила в силу новая, четвертая часть Государственного кодекса РФ о праве на интеллектуальную собственность. В Госдуму уже внесен проект закона "О передаче технологий", а депутаты заняты разработкой так называемого Инновационного кодекса РФ. Казалось бы, процесс пошел. Но можно подумать, что Национальная ин
Общий объем инвестиций в строительство составляет 15 млрд. рублей, в том числе 1,5 млрд. рублей выделяется из бюджета Нижегородской области, 1,6 млрд. – из федерального бюджета. Еще 11,9 млрд. рублей обеспечат частные инвесторы, которым отдается строительство офисных зданий, отеля, торгового и спортивного центров и жилья. Предполагаемый срок окупаемости частных вложений не превысит шести лет.
Наукограды.
Термин наукоград был введен в научный оборот в августе 1991 года, что дает формальное основание считать эту дату началом формирования государственной политики в отношении наукоградов. Однако сами объекты политики - поселения, за которыми в 90-х годах прошлого столетия закрепился термин наукоград - образовались значительно раньше (в период существования СССР).
Первым наукоградом Российской Федерации стал город Обнинск Калужской области - в 2000 году. До 2004 года статус наукограда присваивался Указом Президента Российской Федерации сроком на 25 лет с утверждением программы развития города как наукограда Российской Федерации. Такой статус получили семь наукоградов России (город Обнинск Калужской области, города Дубна, Королев, Реутов, Фрязино Московской области, рабочий поселок Кольцове Новосибирской области, город Мичуринск Тамбовской области).
В 2004 году статус наукограда Российской Федерации не присваивался. Начиная с 2005 года, процедура присвоения статуса заметно упростилась. Он стал присваиваться постановлением Правительства Российской Федерации сроком на 5 лет без утверждения программы развития города как наукограда Российской Федерации. Такой статус к настоящему времени получили три города (г. Петергоф, город Пущино Московской области, город Бийск Алтайского края).
С другой стороны существуют серьёзные барьеры для развития Наукоградов в России. В первую очередь это проблемы связанные с муниципальным устройством и самоуправлением на местах. Зачастую интересы муниципальных образований – наукоградов и Академгородков расходятся с федеральными. В первую очередь по финансовым и политическим соображениям. Поэтому в данной исторической перспективе сложно ожидать увеличения роли наукоградов в общем вкладе в инновационную систему России.
6. Федеральные целевые программы в сфере инновационной политики РФ
6.1 Федеральная
целевая программа "
25 октября 2006 года пресс-служба
кабинета министров сообщила, что
Федеральная целевая программа
«Исследования и разработки по
приоритетным направлениям
«Основные разработчики Программы: Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по науке и инновациям.
Основная цель Программы - развитие научно-технологического потенциала Российской Федерации в целях реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.»[7]
Основные задачи Программы:
- обеспечение ускоренного
развития научно-
- обеспечение притока молодых специалистов в сферу исследований и разработок, развитие ведущих научных школ;
- развитие исследовательской
деятельности в высших учебных
заведениях; - содействие развитию
малых форм предприятий в
- развитие научной приборной
базы конкурентоспособных
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы:
- дополнительное производство новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции в объеме 142 - 150 млрд рублей за счет коммерциализации созданных передовых технологий
- дополнительный экспорт высокотехнологичной продукции в объеме 39 - 44 млрд рублей; - привлечение внебюджетных средств в объеме 59 - 62 млрд рублей
- дополнительное увеличение
внутренних затрат на
- разработка 127 - 136 конкурентоспособных технологий, предназначенных для коммерциализации;
- внедрение 8 - 10 передовых коммерческих технологий;
- внедрение 5 - 8 критических
технологий, по которым Российская
Федерация имеет мировой
- создание 6 - 12 новых организаций, обладающих приборной научной базой мирового уровня;
- создание новых рабочих
мест для
- привлечение к выполнению исследований и разработок 20 - 23,5 тыс. молодых специалистов.
Срок и этапы реализации Программы - 2007 - 2012 годы:
I этап – 2007 - 2009 годы;
II этап – 2010 - 2012 годы.
Ожидаемые конечные результаты
реализации Программы и показатели
социально-экономической
- создание основы для
качественного изменения
- формирование научно-
- реализация отдельных
"прорывных" направлений
- реализация потенциала российской науки, укрепление статуса Российской Федерации как мировой научной державы;
- обеспечение значимого
вклада в создание эффективной
инновационной системы;
- обеспечение стимулирующих
факторов для развития
- ежегодный прирост валового
внутреннего продукта в
- ежегодный прирост доли
внутренних затрат на
- ежегодный прирост доли
внебюджетных средств во
- ежегодный прирост доли инновационно-активных предприятий в общем числе предприятий промышленности в размере 1,1 - 3,6 процентного пункта;
- ежегодный прирост доли
высокотехнологичной продукции
в объеме произведенной
- прирост доли исследователей
до 39 лет в общем числе
- доведение коэффициента
бюджетной эффективности
6.2 Федеральная
целевая программа "
«Основной проблемой, на решение
которой направлена федеральная
целевая программа "Национальная
технологическая база"
на 2007 - 2011 годы, является недостаточная
конкурентоспособность отечественной
наукоемкой промышленности, связанная
с отставанием уровня ее технологического
развития от уровня передовых стран.»
[6]
Государственные заказчики Программы: Роспром, Росатом, Роскосмос, Роснауку, Рособразование, Российскую академию наук и Сибирское отделение Российской академии наук. «Выполнение Программы рассчитано на 5-летний период (2007 - 2011 годы). Планировать реализацию Программы на более длительный срок нецелесообразно вследствие динамичности мировых тенденций и приоритетов в области развития высоких технологий.» [12]
Предусматривается реализация в два этапа:
Первый этап (2007 - 2009 годы) включает в себя выполнение быстрореализуемых проектов, базирующихся на уже имеющемся научно-техническом заделе.
Второй этап (2008 - 2011 годы)
включает в себя выполнение сложных
комплексных проектов по созданию перспективных
технологий, реализуемых в новых
поколениях наукоемкой продукции и
ориентированных на недопущение
технологического отставания от передовых
стран или закрепление
Целью Программы является обеспечение технологического развития отечественной промышленности на основе создания и внедрения прорывных, ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции.
Целевыми индикаторами и показателями Программы являются:
- количество переданных
в производство технологий, обеспечивающих
конкурентоспособность
- количество патентов
и других документов, удостоверяющих
новизну технологических
- количество разработанных технологий, соответствующих мировому уровню или превышающих его. [23]
Целевые индикаторы и показатели реализации федеральной целевой программы отражены в табл.1
Таблица1-Национальная технологическая база на 2007 - 2011 годы
Целевые индикаторы и показатели |
Единица измерения |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Количество переданных в производство технология |
штук |
8 - 12 |
41 - 47 |
61 - 69 |
49 - 56 |
56 - 62 |
Количество патентов и других документов, удостоверяющих новизну технологических решений |
-"- |
16 - 22 |
49 - 56 |
58 - 65 |
45 - 53 |
38 - 45 |
Количество вновь |
-"- |
11 - 17 |
42 - 48 |
55 - 63 |
45 - 53 |
42 - 52 |
7. Создание эффективно
функционирующей национальной
Национальная инновационная
система (НИС) - совокупность законодательных,
структурных и функциональных компонентов,
обеспечивающих развитие инновационной
деятельности в стране. Структурными
компонентами НИС являются организации
частного и государственного сектора,
которые во взаимодействии друг с
другом в рамках юридических и
неформальных норм поведения обеспечивают
и ведут инновационную
НИС включает следующие компоненты:
Нормативно-правовая база ИД
Субъекты ИД (Субъекты инновационной деятельности - организации и физические лица, осуществляющие создание и продвижение инновационного продукта)
Инфраструктура НИС (Инновационная инфраструктура - совокупность юридических лиц, ресурсов и средств, обеспечивающих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обслуживание инновационной деятельности)
«Инфраструктура инновационной
системы развивается, в первую очередь,
на территориях субъектов и
Российской Федерации
с высокой концентрацией
Рисунок 1 представляет собой
схематичное отображение
Рисунок 1-Структура НИС
Информация о работе Пресса о нас — Инновационная политика - это мутные воды