Прибыль как экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 11:08, курсовая работа

Краткое описание

Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_gotovaya.docx

— 110.87 Кб (Скачать файл)

 

Очевидно, что за 2011 год по сравнению с предыдущим годом прибыль от операционных доходов и расходов уменьшилась на 201,1 млн. руб. Причем операционные доходы без налогов увеличились на 490,5 млн. руб., а операционные расходы − увеличились на 691,6 млн. руб. Следовательно, за счет увеличения операционных доходов прибыль от операционной деятельности организации увеличилась на 490,5 млн. руб. Размер операционных доходов увеличился за 2011 г. благодаря увеличению доходов от операций с активами на 95,5 млн.руб. и прочих операционных доходов на 591,9 млн.руб.

Операционные  расходы увеличились за 2011 г. на 691,6 млн.руб., за счет увеличения прочих операционных расходов на 528,4 млн.руб. и расходов от операций с активами – на 163 млн.руб.

Превышение  операционных доходов над операционными  расходами обусловило получение прибыли от операционной деятельности в сумме 360,9 млн.руб.

Прибыль от внереализационной деятельности – это прибыль или убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году; прибыль от сдачи в аренду земли и основных средств; полученные и выплаченные пени, штрафы и неустойки; убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности; убытки от стихийных бедствий и т.д. В процессе анализа изучаются состав, динамика, выполнение плана и факторы изменения суммы полученных убытков и прибыли по каждому источнику внереализационных результатов. Проанализируем прибыль от внереализационной деятельности РУП «МТЗ» представленную в таблице 2.5.

 

Таблица 2.5 – Анализ прибыли от внереализационной деятельности в РУП «МТЗ» за  2010-2011гг., млн. руб.

Наименование показателя

2010 г.

2011г.

Изменение,

(+, -)

Внереализационные доходы

3691,0

3769,0

+78

Налоги и сборы, включаемы во внереализационные  доходы

21,1

121,8

+100,7

Внереализационные доходы за вычетом  налогов

3669,9

3647,2

-22,7

в т.ч.

     

штрафы, пени и неустойки, признанные или по которым получены решения суда об их взыскании

42,9

77,6

+34,7

возмещение убытков, причиненных  неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств

16,2

8,9

-7,3

курсовые разницы по операциям  в иностранной валюте

36,0

206,6

+170,6

списание дебиторских и кредиторских задолженностей, по которым истек  срок исковой давности

9,5

2,6

-6,9

прочие доходы и расходы

3565,3

3351,5

-213,8

Внереализационные расходы

20550,6

28856,0

+8305,4

в т.ч.

     

штрафы, пени и неустойки, признанные или по которым получены решения суда об их взыскании

6,4

25,4

+19

курсовые разницы по операциям  в иностранной валюте

56,8

205,5

+148,7

списание дебиторских и кредиторских задолженностей, по которым истек  срок исковой давности

19,3

0,1

-19,2

прочие доходы и расходы

20468,1

28625,0

+8156,9

Прибыль (убыток) от внереализационных  операций

-16880,7

-25208,8

-8328,1


 

Таким образом, за 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом 2010 год убыток от внереализационной деятельности увеличился на 8328,1 млн. руб. В том числе за счет увеличения внереализационных расходов прибыль уменьшилась на 8305,4 млн. руб., а за счет уменьшения внереализационных доходов без налогов прибыль увеличилась на 22,7 млн. руб.

По внереализационным  доходам наблюдается рост доходов, полученных от изменения курсовых разниц по операциям в иностранной валюте – на 170,6 млн.руб. и снижение доходов  от списания дебиторской задолженности  на 6,9 млн.руб., а также доходов  от возмещения убытков – на 7,3 млн.руб.

По внереализационным  расходам наблюдается увеличение расходов от изменения курсовых разниц по операциям  в иностранной валюте – на 148,7 млн.руб., а также увеличение прочих расходов на 8156,9 млн.руб. Снижение расходов отмечается от списания дебиторской  и кредиторской задолженности на 19,2 млн.руб.

Распределение прибыли является одним из важнейших  вопросов на любом предприятии.

Проанализируем  использование и распределение  прибыли на предприятии РУП «МТЗ» отражённые в таблице 2.6.

 

Таблица 2.6 – Анализ использования прибыли РУП «МТЗ», млн.руб.

Наименование показателя

2010 г.

2011г.

Изменение,

(+,  -)

Прибыль за отчетный период

44211,2

57598,4

+13387,2

Налог на прибыль

10602,6

13480,0

+2877,4

Прочие налоги, сборы из прибыли

2380,9

3121,9

+741

Расходы и платежи из прибыли

61,7

12,4

-49,3

Прибыль к распределению

11230,2

12617,5

+1387,3

в том числе распределено по направлениям использования:

     

фонд накопления

9826,9

8968,0

-858,9

резервный фонд

243,4

699,5

+456,1

фонд потребления

-

764,7

+764,7

перечисление части прибыль УП

-

2057,0

+2057,0

содержание аппарата ГПО

-

893

+893,0

прибыль прошлых лет

1159,9

-

-


 

На основании  данных таблицы 2.12 можно сделать вывод о том, что в отчетном году по сравнению с прошлым годом прибыль к распределению увеличилась на 1387,3 млн. руб.

При этом налоги на прибыль увеличился на 2877,4 млн.руб. по сравнению с 2008 годом, прочие налоги и сборы из прибыли увеличились на 741 млн.руб., а расходы и платежи из прибыли снизились на 49,3 млн.руб.

На предприятии  фонд накопления за 2011 г. уменьшился на 858,9 млн.руб. и составил 8968,0 млн.руб., резервный фонд увеличился на 456,1 млн.руб. За 2010г. на предприятии отсутствовал фонд потребления, а за 2011 г. он был сформирован в сумме 764,7 млн.руб., перечисление части прибыли предприятия также не осуществлялось, а за 2011 г. составило 2057,0 млн. руб., на содержание аппарата управления в 2011г. было использовано 893 млн.руб. прибыли.

Следовательно, можно сделать вывод, что прибыль от реализации возрастает за счет таких факторов как увеличение объема реализации и увеличение среднереализационных цен. И в большей степени от изменения среднереализационных цен, что ставит предприятия в зависимость от конъюнктуры рынка.

 

ГЛАВА3

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ  РАБОТЫ

ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Одним из эффективных путей увеличения прибыли РУП «МТЗ» является сокращение до минимума влияние негативных факторов и применение факторов роста прибыли.

Важнейшими путями роста прибыли  РУП «МТЗ» являются:

– увеличение объема выручки;

– рациональная ценовая политика;

– формирование позитивного имиджа предприятия в глазах потребителей;

– внедрение новых видов услуг;

− внедрение инноваций.

Рассмотрим пути роста  прибыли РУП «МТЗ», связанные с увеличением объема выручки:

1. Изучение спроса потребителей.

 Спрос на продукцию РУП «МТЗ» выступает как форма проявления потребности в сельскохозяйственной технике.

Выделяют реализованный, неудовлетворенный, формирующийся спрос.

Тенденции развития, размеры и структура  реализованного спроса за определенный период времени характеризуются динамикой выручки, то есть объемом продаж услуг.

Неудовлетворенный спрос – это  часть фактически предъявляемого спроса, которая в определенный момент не была реализована по каким-либо причинам: из-за высокого уровня цен, отсутствия необходимого оборудования.

Формирующийся спрос на услуги РУП  «МТЗ» представляет собой совокупность новых требований, предъявляемых потребителями.

Рост прибыли предприятия будет  зависеть от степени удовлетворения этих видов спроса населения.

Деятельность РУП «МТЗ» должна быть направлена на производство высококачественной продукции.  От качества продукции РУП «МТЗ» зависит его конкурентоспособность.

2. Расширение и обновление ассортимента  продукции РУП «МТЗ». В качестве дополнительных видов услуг можно предложить установку газового оборудования на автомобили.

Сейчас газ признан во всем мире как дешевое, экологически чистое топливо, по многим свойствам превосходящее бензин. Немаловажно, что использование газа не требует изменения конструкции автомобиля, оставляя возможность использования как бензина, так и горючего газа в качестве топлива.

Существенно снизив расходы на его обслуживание, а РУП «МТЗ» в свою очередь сможет значительно увеличить выручку от реализации услуг.

3. Проведение рекламных мероприятий.

Грамотная, хорошо разработанная реклама  может повлиять на рост выручки не только в текущем, но и в долгосрочном периоде.

4. Проведение маркетинговых исследований.

Эффективность деятельности РУП «МТЗ» должна подкрепляться проведением маркетинговых исследований, путем изучения спроса на продукцию и изучения ассортимента и качества продукции конкурентов.

5. Полная и ритмичная обеспеченность  инструментами и расходными материалами.

 Анализ поступления инструментов  и расходных материалов должен  проводиться по общему объему, ассортименту, количеству, качеству, источникам поступления, отдельным поставщикам. Прежде всего, исходя из планов по оказанию услуг необходимо определять потребность в товарных ресурсах и сравнивать с возможностями их закупки.

6. Обеспеченность квалифицированными  трудовыми ресурсами, повышение квалификации работников.

 Наличие квалифицированных  работников имеет большое значение  для РУП «МТЗ», так как этот фактор способствует повышению производительности труда, изготовлению высококачественной продукции. В условиях конкуренции этому фактору должно уделяться особое внимание.

Фактором увеличения выручки от реализации услуг является обеспеченность трудовыми ресурсами, правильность установления режима труда, эффективность использования рабочего времени, рост производительности труда.

7. Обеспеченность оборудованием  и эффективное его использование.

Большое влияние на развитие выручки  от реализации  продукции оказывают состояние, развитие и использование материально-технической базы РУП «МТЗ».

На показатели эффективности использования  материально-технической базы большое  влияние оказывает повышение цен на продукцию. Внедрение в практику достижений научно-технического прогресса  повышает эффективность использования материально-технической базы.

8. Повышение культуры обслуживания.

Качество обслуживания потребитель  субъективно оценивает на основе культуры обслуживания, комфорта, удобства расположения и режима работы предприятия.

9. Внедрение инноваций.

Для формирования мощностей на выпуск новых моделей разрабатываются планы технического перевооружения каждого цеха, внедрены прогрессивные технологии с использованием обрабатывающих центров, станков с ЦПУ, других высокоэффективных агрегатов и механизмов.

В соответствии с принятой на РУП "МТЗ" стратегией развития конструкций тракторов "БЕЛАРУС", разрабатываются перспективные модели.

Минский тракторный завод  разработал инновационный трактор "Беларус-3023" с бесступенчатой электромеханической трансмиссией. Сегодня в мире нет аналогов такой машине. При ее разработке были использованы инновационные технологии, впервые применяющиеся в тракторостроении, и огромный опыт, накопленный в результате создания предыдущих поколений энергонасыщенных тракторов. Разработка "Беларус-3023" выполнена совместно с российским холдингом "Русэлпром" - одним из крупнейших производителей электрических машин.

Предложим ряд мероприятий способствующих увеличению прибыли предприятия.

1. Расширение  товаропроводящей сети РУП «МТЗ».

Для расширения товаропроводящей сети МТЗ в странах  СНГ заводу необходимо принять меры по оживлению работы технических центров РУП "МТЗ", созданных в предыдущие годы. В адрес этих центров постоянно направляются официальные письма с приглашением к сотрудничеству и возобновлению договорных отношений на новых коммерческих условиях договоры.

С целью  установления прямых контактов с  главами администраций крупных промышленных и сельскохозяйственных областей и привлечения новых партнеров к сотрудничеству необходимо организовывать командировки ответственных представителей РУП "МТЗ" в Россию, Украину, Молдавию, Туркменистан, Узбекистан.

Проблемы  организации сбытовой сети связаны  с рядом объективных причин:

− недостаток свободных финансовых средств у РУП “МТЗ”, которые целевым образом могут быть привлечены к инвестициям в товаропроводящую сеть для организации новых звеньев сбытовой сети, привлечения новых партнеров путём предложения им льготных условий, могущих заинтересовать их в работе с продукцией МТЗ на долгосрочной основе (товарный кредит, т.е. рассрочка платежа, совместные формы хозяйствования и т.п.).

− отсутствие, как правило, у покупателей и потребителей финансовых средств для приобретения продукции РУП “МТЗ” по предоплате.

− объективно сложившаяся ситуация, когда покупатели и потребители могут приобрести продукцию МТЗ у коммерческих структур по ценам, которые значительно ниже отпускных завода.

Информация о работе Прибыль как экономическая категория