Приватизация в Республике Беларусь: особенности, этапы и результаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Разгосударствление представляет собой передачу от государства физическим и юридическим лицам частично или полностью (в том числе посредством приватизации) функции непосредственного управления хозяйствующими субъектами.
Приватизация-это приобретение физическими и (или)юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.
В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают права

Содержание

Введение
1. ПОНЯТИЕ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ
1.1 Подходы к рассмотрению приватизации. Принципы, модели и сроки приватизации
1.2 Приватизация: опыт зарубежных стран.
2 СОСТОЯНИЕ ПРОЦЕССА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 . Основные цели и направления приватизации в Беларуси
2.2 Этапы приватизации и разгосударствления
3 ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1 План приватизации на 2011-2013 годы в Беларуси и ее реальные проблемы
3.2 Итоги и перспективы приватизации
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

1МОЯ Тема Приватизация в Республике Беларусь.docx

— 45.94 Кб (Скачать файл)

Тема    Приватизация в  Республике Беларусь: особенности, этапы и результаты

 

Введение 

1. ПОНЯТИЕ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ  И ПРИВАТИЗАЦИИ 

1.1  Подходы  к рассмотрению приватизации. Принципы, модели и сроки приватизации

1.2 Приватизация: опыт зарубежных стран.

2   СОСТОЯНИЕ  ПРОЦЕССА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ФОРМ  СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1 . Основные  цели и направления приватизации  в Беларуси 

2.2 Этапы    приватизации и разгосударствления

3 ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ  В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 

3.1 План приватизации  на 2011-2013 годы в Беларуси и ее  реальные проблемы 

3.2 Итоги и  перспективы приватизации 

Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     1. ПОНЯТИЕ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ  И ПРИВАТИЗАЦИИ 

     1.1  Подходы к рассмотрению  приватизации. Принципы, модели и сроки  приватизации 

       Разгосударствление представляет  собой передачу от государства  физическим и юридическим лицам  частично или полностью (в том  числе посредством приватизации) функции непосредственного управления  хозяйствующими субъектами.

       Приватизация-это приобретение физическими  и (или)юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.

       В результате приватизации государство  полностью или частично утрачивает  права владения, пользования и  распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают  права непосредственного управления  ею. Приватизация осуществляется путем безвозмездной передачи и продажи государственной собственности.

       Приватизация государственной собственности  в Республике Беларусь регулируется  настоящим Законом и другим  законодательством Республики Беларусь. Государственная программа разгосударствления и приватизации принимается Парламентом – Национальным собранием Республики Беларусь. Контроль над осуществлением Государственной программы разгосударствления и приватизации осуществляют Комитет государственного контроля Республики Беларусь и другие уполномоченные на то органы.

       Приватизация является одной  из основных экономических реформ  переходного периода, направленной  как на повышение эффективности  реального сектора экономики,  так и на создание принципиально  новой схемы функционирования  экономики. До 1996 г. приватизация  в Беларуси реализовывалась по  тем же схемам и с той  же динамикой, что и во многих  странах ЦВЕ и СНГ. Однако  к 1998 г. страна выбрала специфическую  модель развития, в которой приоритет  отдан государственной экономике  и повышению эффективности государственного  сектора. В белорусской модели  частному сектору отведено место  лишь на нитевых и сегментированных  рынках (где они не конкурируют  с государственными предприятиями). Актуальность и потребность в  приватизации стала минимальной  к 2005 г. Однако изменение условий  торговли с Россией подчеркнуло  уязвимость действующей модели  и «высветило» системные риски  и вызовы. В результате, в 2007 г.  было реализовано несколько значимых  приватизационных сделок. В тоже  время, поскольку в настоящее  время достигнута политическая  договоренность о достаточно  мягком и постепенном переходе  на мировые цены на энергоносители, необходимость «сброса» значительной  части предприятий с баланса  государства (госбюджета) или потребность  в значительных ресурсах на  дотирование реального сектора  и населения отсутствует. В  результате, в стране реализуется  модель   бесплатной и платной приватизации. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками - ваучерами.

     Платная приватизация. В этом случае государственная  собственность подлежит продаже  по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах  за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем  его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что  только в этом случае появится эффективный  собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.

     Один  из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки её проведения: или она  должна быть растянутой на несколько  десятилетий, или быстрой. Существует мнение части ведущих экономистов, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:

1. сбережения, необходимые для приобретения  в частную собственность объектов  промышленности, накапливаются медленно;

2. требуется  время, чтобы рынок стал хорошо  функционировать и определил  рыночную стоимость предприятий;

3. монополизированную  социалистическую промышленность  необходимо реструктурировать, прежде  чем производственные предприятия  можно было бы выставить на  продажу;

     Сторонники  быстрой приватизации считают, что  таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс  частных собственников - основную базу социальных реформ. В конкретном плане  предлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей  не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.

       В Законе о приватизации закреплены основные принципы приватизации. Ими являются:

1.Сочетание  возмездного и безвозмездного  способов приватизации;

2.Право  каждого гражданина Республики  Беларусь на часть безвозмездно  передаваемой государственной собственности;

3.Дифференциация  методов, форм и процедур приватизации;

4.Разграничение  компетенции по осуществлению  приватизации между органами  государственной власти и управления  различных уровней;

5.Предоставление  определенных социальных гарантий  членам трудовых коллективов  приватизируемых предприятий;

6.Контроль  над осуществлением приватизации  со стороны государства;

7.Обеспечение  широкой гласности процесса приватизации;

8.Постепенность  и поэтапность;

9.Соблюдение  законности.

     В отношении малых и средних  государственных предприятий:

1.Продажа  исключительно через открытый  аукцион, чтобы не допустить  дискриминации потенциальных инвесторов,

2.Продажа  коммерческих предприятий с землей, на которых они находятся,

3.Продажа  без навязывания объемов инвестирования, сохранения обязательного профиля  предприятий, без принуждения  нового собственника к сохранению  старой численности работников,

4.Продажа  по рыночной цене, т. е. по  той, которая будет результатом  проведения открытого аукциона,

5.Продажа  100% акций, чтобы у номенклатуры  не было соблазна осуществить  рейдерский захват,

6.Продажа,  как минимум, контрольного пакета (50% плюс одна акция) одному  инвестору,

7.Передача  до 10% акций (бесплатно) работникам  приватизируемого предприятия с  правом продажи акций новому  собственнику, владельцу контрольного  пакета;

8.Продажа  за деньги, а не за чеки или  другие «ценные» бумаги,

9.Поступление  от приватизации: 60% - в пенсионный  фонд на накопление, остальное  – в местные бюджеты,

10.Продажа  по остаточной стоимости объектов  недвижимости для арендаторов  коммунальной и республиканской  собственности.

11.Продажа  преимущественно для белорусских  инвесторов предприятий, с числом  работающих до 200 человек и с  годовым оборотом до $50 млн. 

       В отношении крупных предприятий 

1.Продажа  каждого крупного предприятия  отдельно, при участии авторитетной  консалтинговой организации (белорусской  или зарубежной), которая специализируется  в данном секторе экономики,

2.Активная  информационная кампания (как минимум, 6 месяцев) о приватизации стратегических  предприятий в Беларуси на  ведущих информационных площадках  мира;

3.Проведение  независимого аудита приватизируемого  предприятия для определения  начальной цены на аукционе;

4.Создание  равных условий участия в приватизационных  аукционах для белорусских и  зарубежных компаний,

5.Продажа  контрольного пакета стратегическому  инвестору (минимум, 50% +1 акция), передача  до 20% акций в пенсионный фонд  и до 10% акций – работникам  предприятия. В отдельных случаях  должна быть предусмотрена продажа  с обязательством сохранения  профиля предприятия в течение  10 лет (например, МАЗ, МТЗ, БМЗ  и т.п.),

6.Передача  управления пакетам акций, остающихся  в собственности государства,  в независимый орган или в  трастовое управление частным  структурам с четкими обязательствами  их перед государством;

7.Финансирование  государством программ по переобучению  и переквалификации уволенных  работников за счет бюджета;

8.Поддержка  переезда уволенных работников  из моногородов (денежный грант  и помощь в аренде жилья);

9.Подключение  гражданского общества к обсуждению  хода приватизации, участие авторитетных  неправительственных организаций  и представителей СМИ в комиссиях  по приватизации стратегических  предприятий. 

         Приватизация с одной  стороны,  должна  стать  элементом   экономической реформы, ядром   радикальных  преобразований,  а  с  другой,  –  инструментом  государственного регулирования  долговременного характера. http://www.levonevski.net/pravo/razdel2/num3/2d370.html 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2Приватизация: опыт зарубежных  стран

        Я хочу рассмотреть приватизацию на примере некоторых западноевропейских стран.

        Приватизация во Франции

        Госсектор Франции формировался под воздействием сменявших друг друга волн национализации (1936, 1945, 1982 годов) и приватизации (конец 60-х и первая половина 70-х годов, 1986-1988, 1993-1996 годов). Выбор правительствами той или иной стратегии в каждый конкретный исторический момент обусловлен многими экономическими, идеологическими политическими и другими мотивами. Однако главную роль во Франции, глубинную первопричину изменений в политике правительств в отношении госсектора играли экономические императивы.

        В 1982 году правительством левых сил была проведена масштабная национализация. Анализируя эту национализацию можно сказать, что она противоречила потребностям экономического развития страны, привела к увеличению числа неэффективно работающих, убыточных государственных предприятий. Правительству не удалось доказать, что государство способно управлять ими эффективно.

        В отличие от национализации 1982 года приватизация 1986 года не стала единовременным актом, связанным исключительно с приходом к власти правоцентристского правительства. Она приобрела характер долговременного стратегического курса, которого придерживались все правительства Франции, в открытой форме или де-факто, независимо от их политической ориентации.

        У этой приватизации существует внутренняя противоречивость: приватизация вовсе не означает «ухода» государства из экономики, хотя формально приводит к сокращению размеров государственной собственности. При проведении приватизации правительства разной политической ориентации всегда старались сохранить в своих руках (или даже увеличить) рычаги контроля и управления экономическими процессами. Это очень важно для соблюдения законов ее проведения, так как соблазн расхищения государственной собственности во время приватизации особенно велик. Все мероприятия по приватизации тщательно и порой долго готовились, просчитывались различные варианты и возможности, а в послеприватизационный период государство продолжало наблюдать за деятельностью переданных в частные руки предприятий с тем, чтобы не допустить их перепродажи. Государством принимались меры, ограничивающие сосредоточение капитала приватизируемых компаний в одних руках, а также ограничивающие участие в их капитале иностранных инвесторов.

Информация о работе Приватизация в Республике Беларусь: особенности, этапы и результаты