Приватизация в Республике Беларусь: особенности, этапы и результаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Разгосударствление представляет собой передачу от государства физическим и юридическим лицам частично или полностью (в том числе посредством приватизации) функции непосредственного управления хозяйствующими субъектами.
Приватизация-это приобретение физическими и (или)юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.
В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают права

Содержание

Введение
1. ПОНЯТИЕ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ
1.1 Подходы к рассмотрению приватизации. Принципы, модели и сроки приватизации
1.2 Приватизация: опыт зарубежных стран.
2 СОСТОЯНИЕ ПРОЦЕССА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 . Основные цели и направления приватизации в Беларуси
2.2 Этапы приватизации и разгосударствления
3 ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1 План приватизации на 2011-2013 годы в Беларуси и ее реальные проблемы
3.2 Итоги и перспективы приватизации
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

1МОЯ Тема Приватизация в Республике Беларусь.docx

— 45.94 Кб (Скачать файл)

5.сокращение вмешательства государства в экономические процессы и улучшение финансового состояния экономики;

6.уменьшение расходов на государственное управление (сокращаются субсидии, административных расходов, дефицит госбюджета);

7.становление слоя частных собственников (среднего класса).

     Конечной  целью приватизации является формирование эффективного рыночного механизма  управления производством, основанного  на конкуренции экономически свободных  товаропроизводителей, которые самостоятельно, с учетом социально-экономической эффективности и целесообразности определяют пути и способы регулирования финансовых отношений и реализации продукции в соответствии с действием законов спроса и предложения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2Этапы  приватизации и  разгосударствления

     После распада СССР Беларусь имела практически  одинаковые со многими пост социалистическими  странами стартовые условия, в том  числе тотальную государственную  экономику.

     Долго и мучительно как никогда, рождался  закон о приватизации. Его концептуальные положения были одобрены в мае 1991г., но лишь с четвертой попытки - 19 января 1993г. - Закон «О разгосударствлении и приватизации» был принят верховным  советом. Однако полное законодательное  оформление белорусская приватизация получила только к середине 1996г.

     Уже в следующем году процесс снова  был заторможен  - отсутствовала  соответствующая программа. 20 марта 1998г. Александр Лукашенко подписал Декрет о приватизации, который отменил  принятие ежегодных программ и перечней предприятий, подлежащих разгосударствлению.

     Тем самым процесс получил возможность  стать непрерывным. Однако и на этот раз, несмотря на полное законодательное  оформление, реформа крупных предприятий  фактически была остановлена. Так и  не определившись со стратегическим курсом, Беларусь вернулась к старым методам управления предприятиями.

     Вернемся  к началу истории приватизации в  РБ. Не дожидаясь, пока появится соответствующий  закон, правительство самостоятельно установило правила игры. Энтузиасты откликнулись, и первые 4 десятка предприятий поменяли свой статус.

     В тот период белорусской приватизации никто не вынуждал соблюдать принцип  добровольности. Порядок был такой: в Госимущество направлялась заявка с подписями не менее 50 % членов трудового  коллектива, после ее рассмотрения создавалась комиссия по приватизации, которая разрабатывала соответствующий  план, согласовывала его с трудовым коллективом и представляла на рассмотрение Госимуществу. Эксперты министерства помогали выбрать наиболее  приемлемую форму приватизации: для технологически несложных производств лучшей формой признавалась аренда с выкупом, для крупных предприятий – акционирование. Малоэффективным способом приватизации в Госимуществе считалось преобразование предприятий в народные предприятия.

     При первоначальном размещении акций 30 % оставалось за государством, 40% выкупал трудовой коллектив, остальное должно было направляться в свободную продажу. Фондовой биржи  еще не существовало (ее планировалось  открыть к концу 1991г.), но любой  гражданин или юридическое лицо могли купить акции – для этого  нужно было обратиться в акционерное  общество.

     Однако  главная проблема оставалась не в  том: по мнению большинства экспертов  того времени приватизационная компания шла не по закону, а по нормативным  актам,  что не соответствовало  принципам формирования рыночной экономики.

     Данный  период в истории белорусской  приватизации завершился быстро. 17 февраля 1991г. приказом председателя Госимущества работа комиссий по приватизации объектов республиканской собственности  была приостановлена до принятия Верховным  Советом необходимого закона.

      28 мая 1991г. Верховный Совет  принимает Постановление  «Об  основных концептуальных положениях  разгосударствления и приватизации  экономики Белорусской ССР и  о проекте Закона «О приобретении  гражданами и юридическими лицами  объектов государственной собственности  (о приватизации)». Правовой основой  для реформирования стал Временный  порядок разгосударствления и  приватизации государственной собственности,  а также программа приватизации  на 1991-1992гг.

     Однако  в канун принятия конкретных решений  приватизация натолкнулась на активное сопротивление со стороны исполнительных государственных структур под лозунгом борьбы с неоправданным разворовыванием  государственной собственности. В  ноябре 1992г. Верховный Совет своим решением полностью остановил процесс приватизации. Депутаты объяснили такой шаг необходимостью обуздать дикую «прихватизацию».

     В феврале 1993г. был принят Закон о  разгосударствлении и приватизации. Концепция блока приватизационных законов, предложенная депутатами впервые вводила единое понятие госсобственности, а также единые правовые нормы для участия населения в перераспределении госимущества, земли и жилья. Однако в результате голосования земля осталась за скобками. Законодательством было закреплено, что 1/3 госимущества не подлежит приватизации – это традиционная сфера государственной монополии. Что же касается законодательства о безвозмездной приватизации, то после серьезной переработки оно стало существенно отличаться от аналогичных законодательных актов в других странах.

     Однозначно  говорилось, что цель безвозмездной  приватизации – обеспечение социального  равенства. Каждый гражданин получает 2 вида квот: чеки «Жилье» и чеки «Государственное имущество». 50% оценочной стоимости  объекта оплачивается приватизационными  чеками по их номинальной стоимости  с учетом индексации. Таким образом была создана законодательная база приватизационных процессов.

     16 июня 1993г. Верховный Совет утвердил  соответствующую госпрограмму. Согласно  этому документу, намечалось направить  на приватизацию 2/3 стоимости основных  фондов государственных предприятий  и организаций, в том числе   в 1993г. – около  20 % (объемы  на последующие годы определены  не были). Кроме этого 6 июля  Парламент принял закон об  именных приватизационных чеках.  Был также утвержден перечень  предприятий не подлежащих приватизации.

     29 сентября 1993г. состоялся первый  массовый открытый аукцион в  рамках программы массовой приватизации  в г.Бресте, в разработке и реализации программы которой впервые участвовали эксперты Международной финансовой корпорации. Итоги аукциона превзошли ожидания и экспертов и городской власти.

     1 февраля 1994г. Совет Министров  РБ своим постановлением утвердил  Положение о специализированных  инвестиционных фондах, аккумулирующих  именные приватизационные именные  чеки «Имущество». Инициаторы  этого проекта надеялись, что  белорусский ваучер заложит основу  рынка ценных бумаг в РБ. Таким  образом 1 июля 1994г. в РБ началась массовая приватизация.

     В марте 1994г. Президиум Совмина рассмотрел вопрос о выполнении программы приватизации за 1993г. Доля разгосударствленного приватизированного имущества составила 10,1% от запланированного. Тем не менее была утверждена программа приватизации на 1994г., в которой ставилась более радикальная задача- провести разгосударствление 20 % собственности. Однако итоги выборов Президента резко изменили ситуацию в стране.

      23 мая 1995 после  трехчасового  обсуждения на коллегии Совета  Министров была утверждена Программа  разгосударствления и приватизации  на 1995г. В ней имелись определенные  подвижки вперед.

       Накануне. 17 мая 1995г. был подписан  Указ № 191 «Об упорядочении  распоряжения государственным имуществом»,  согласно которому требовалось  все сделки с государственной  собственностью свыше 10 тыс. МЗП  согласовывать с Президентом.

     Летом 1995г. промышленный кризис усиливает  наметившуюся тенденцию реприватизации. В октябре того же года был провален пилотный проект по привлечению инвестиций в процесс приватизации.

     Продолжается  совершенствование нормативно правовой базы в области приватизации государственного имущества. В парламенте страны находится  на рассмотрении проект новой редакции закона о приватизации, который разработан с учетом современного положения  в сфере имущественных отношений, а также с учетом обеспечения  унификации с российским законодательством. Одна из основных целей нового законопроекта — это правовое обеспечение создания условий для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций в экономику страны.

     С целью привлечения инвестиций в  акционерные общества, будет организована продажа крупных пакетов акций, принадлежащих государству вплоть до контрольных, при условии выполнения обязательств новыми собственниками по развитию самих предприятий и  расширению рынков сбыта продукции, работ и услуг.

     В 2005 году реформирование государственной  собственности проводилось с  целью повышения экономической  эффективности работы предприятий, рационализации структуры государственной  собственности, пополнения республиканского бюджета и бюджетов административно-территориальных  единиц. При этом изменение организационно-правовой формы объектов государственной  собственности осуществлялось на основе принципа «точечного» подхода к  приватизации, предполагающего учет финансового состояния реформируемого предприятия, перспектив его развития, развития отраслей и регионов.

     Некоторое снижение темпов приватизации в 2005 году по сравнению с предыдущими годами связано с повышением требований к целесообразности реформирования объектов государственной собственности, определению планируемого экономического эффекта от изменения организационно-правовой формы предприятий, выбору инвестора, готового взять на себя обязательства  по модернизации производства, созданию новых рабочих мест, улучшению  социальных условий работающих.

     В целях организации продажи принадлежащих  Республике Беларусь акций открытых акционерных обществ в 2005 году на основании предложений отраслевых министерств и концернов были сформированы и утверждены приказом Министерства экономики от 30 марта 2005 г. № 52 перечни открытых акционерных  обществ, акции которых планируются  для продажи по конкурсу, на аукционе, в том числе в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» в 2005 году.

     Министерством экономики были подготовлены и объявлены  аукционы по продаже пакетов акций 46 акционерных обществ, стоимость  которых не превышала 10 тыс. базовых  величин, на общую сумму 4740,9 млн. рублей и конкурсы по продаже акций семи акционерных обществ на сумму 883,1 млн. руб.

     Действующее в Республике Беларусь законодательство в области приватизации предусматривает  условия и возможности участия  иностранных инвесторов в данном процессе.

     Так, учредителями акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации, могут быть, кроме государства, юридические  и физические лица, в том числе  иностранные, внесшие принадлежащие  им денежные средства или иное имущество  в уставные фонды данных обществ. При этом доля иностранного инвестора  в уставном фонде созданного ОАО  будет соответствовать стоимости  внесенных им денежных средств или  иного имущества.

     Иностранный инвестор может стать участником ОАО, созданного в процессе приватизации республиканской собственности, путем  внесения принадлежащего ему имущества  в уставный фонд такого ОАО или  приобретения дополнительного выпуска  акций ОАО на сумму внесенного им вклада.

     Иностранный инвестор может также приобрести акции открытых акционерных обществ  по конкурсу, на аукционе либо на торгах в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа».

     Иностранный инвестор может принять участие  в создании совместного предприятия  в виде закрытого акционерного общества или в виде другой организационно-правовой формы на территории Республики Беларусь путем внесения денежного или  неденежного вклада в уставный фонд создаваемого общества.

     Государственные предприятия могут быть проданы  на аукционе, по конкурсу в процессе приватизации государственной собственности. Участниками таких торгов могут  быть иностранные инвесторы.

     Законодательством Республики Беларусь также предусмотрена  возможность продажи предприятий, имеющих до 100 рабочих мест, у которых  задолженность по финансовым обязательствам равна активной части баланса  или превышает ее, по начальной  цене, равной одной базовой величине.

     Ежегодно  формируются и утверждаются перечни  акционерных обществ, акции которых  планируются для продажи в  соответствующем календарном году.

     Информация  об акционерных обществах, акции  которых планируются для продажи, публикуется в печатных изданиях, а также размещается в сети Интернет.

Информация о работе Приватизация в Республике Беларусь: особенности, этапы и результаты