Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 22:55, курсовая работа
Разгосударствление представляет собой передачу от государства физическим и юридическим лицам частично или полностью (в том числе посредством приватизации) функции непосредственного управления хозяйствующими субъектами.
Приватизация-это приобретение физическими и (или)юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.
В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают права
Введение
1. ПОНЯТИЕ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ
1.1 Подходы к рассмотрению приватизации. Принципы, модели и сроки приватизации
1.2 Приватизация: опыт зарубежных стран.
2 СОСТОЯНИЕ ПРОЦЕССА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 . Основные цели и направления приватизации в Беларуси
2.2 Этапы приватизации и разгосударствления
3 ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1 План приватизации на 2011-2013 годы в Беларуси и ее реальные проблемы
3.2 Итоги и перспективы приватизации
Заключение
5.сокращение вмешательства государства в экономические процессы и улучшение финансового состояния экономики;
6.уменьшение расходов на государственное управление (сокращаются субсидии, административных расходов, дефицит госбюджета);
7.становление слоя частных собственников (среднего класса).
Конечной
целью приватизации является формирование
эффективного рыночного механизма
управления производством, основанного
на конкуренции экономически свободных
товаропроизводителей, которые самостоятельно,
с учетом социально-экономической эффективности
и целесообразности определяют пути и
способы регулирования финансовых отношений
и реализации продукции в соответствии
с действием законов спроса и предложения.
2.2Этапы приватизации и разгосударствления
После
распада СССР Беларусь имела практически
одинаковые со многими пост социалистическими
странами стартовые условия, в том
числе тотальную
Долго и мучительно как никогда, рождался закон о приватизации. Его концептуальные положения были одобрены в мае 1991г., но лишь с четвертой попытки - 19 января 1993г. - Закон «О разгосударствлении и приватизации» был принят верховным советом. Однако полное законодательное оформление белорусская приватизация получила только к середине 1996г.
Уже в следующем году процесс снова был заторможен - отсутствовала соответствующая программа. 20 марта 1998г. Александр Лукашенко подписал Декрет о приватизации, который отменил принятие ежегодных программ и перечней предприятий, подлежащих разгосударствлению.
Тем
самым процесс получил
Вернемся к началу истории приватизации в РБ. Не дожидаясь, пока появится соответствующий закон, правительство самостоятельно установило правила игры. Энтузиасты откликнулись, и первые 4 десятка предприятий поменяли свой статус.
В
тот период белорусской приватизации
никто не вынуждал соблюдать принцип
добровольности. Порядок был такой:
в Госимущество направлялась заявка
с подписями не менее 50 % членов трудового
коллектива, после ее рассмотрения
создавалась комиссия по приватизации,
которая разрабатывала
При первоначальном размещении акций 30 % оставалось за государством, 40% выкупал трудовой коллектив, остальное должно было направляться в свободную продажу. Фондовой биржи еще не существовало (ее планировалось открыть к концу 1991г.), но любой гражданин или юридическое лицо могли купить акции – для этого нужно было обратиться в акционерное общество.
Однако главная проблема оставалась не в том: по мнению большинства экспертов того времени приватизационная компания шла не по закону, а по нормативным актам, что не соответствовало принципам формирования рыночной экономики.
Данный период в истории белорусской приватизации завершился быстро. 17 февраля 1991г. приказом председателя Госимущества работа комиссий по приватизации объектов республиканской собственности была приостановлена до принятия Верховным Советом необходимого закона.
28 мая 1991г. Верховный Совет
принимает Постановление «Об
основных концептуальных
Однако
в канун принятия конкретных решений
приватизация натолкнулась на активное
сопротивление со стороны исполнительных
государственных структур под лозунгом
борьбы с неоправданным
В феврале 1993г. был принят Закон о разгосударствлении и приватизации. Концепция блока приватизационных законов, предложенная депутатами впервые вводила единое понятие госсобственности, а также единые правовые нормы для участия населения в перераспределении госимущества, земли и жилья. Однако в результате голосования земля осталась за скобками. Законодательством было закреплено, что 1/3 госимущества не подлежит приватизации – это традиционная сфера государственной монополии. Что же касается законодательства о безвозмездной приватизации, то после серьезной переработки оно стало существенно отличаться от аналогичных законодательных актов в других странах.
Однозначно говорилось, что цель безвозмездной приватизации – обеспечение социального равенства. Каждый гражданин получает 2 вида квот: чеки «Жилье» и чеки «Государственное имущество». 50% оценочной стоимости объекта оплачивается приватизационными чеками по их номинальной стоимости с учетом индексации. Таким образом была создана законодательная база приватизационных процессов.
16
июня 1993г. Верховный Совет
29
сентября 1993г. состоялся первый
массовый открытый аукцион в
рамках программы массовой
1
февраля 1994г. Совет
В марте 1994г. Президиум Совмина рассмотрел вопрос о выполнении программы приватизации за 1993г. Доля разгосударствленного приватизированного имущества составила 10,1% от запланированного. Тем не менее была утверждена программа приватизации на 1994г., в которой ставилась более радикальная задача- провести разгосударствление 20 % собственности. Однако итоги выборов Президента резко изменили ситуацию в стране.
23 мая 1995 после трехчасового
обсуждения на коллегии Совета
Министров была утверждена
Накануне. 17 мая 1995г. был подписан
Указ № 191 «Об упорядочении
распоряжения государственным
Летом 1995г. промышленный кризис усиливает наметившуюся тенденцию реприватизации. В октябре того же года был провален пилотный проект по привлечению инвестиций в процесс приватизации.
Продолжается
совершенствование нормативно правовой
базы в области приватизации государственного
имущества. В парламенте страны находится
на рассмотрении проект новой редакции
закона о приватизации, который разработан
с учетом современного положения
в сфере имущественных
С
целью привлечения инвестиций в
акционерные общества, будет организована
продажа крупных пакетов акций,
принадлежащих государству
В
2005 году реформирование государственной
собственности проводилось с
целью повышения экономической
эффективности работы предприятий,
рационализации структуры государственной
собственности, пополнения республиканского
бюджета и бюджетов административно-
Некоторое
снижение темпов приватизации в 2005 году
по сравнению с предыдущими годами
связано с повышением требований
к целесообразности реформирования
объектов государственной собственности,
определению планируемого экономического
эффекта от изменения организационно-
В
целях организации продажи
Министерством экономики были подготовлены и объявлены аукционы по продаже пакетов акций 46 акционерных обществ, стоимость которых не превышала 10 тыс. базовых величин, на общую сумму 4740,9 млн. рублей и конкурсы по продаже акций семи акционерных обществ на сумму 883,1 млн. руб.
Действующее в Республике Беларусь законодательство в области приватизации предусматривает условия и возможности участия иностранных инвесторов в данном процессе.
Так,
учредителями акционерных обществ,
создаваемых в процессе приватизации,
могут быть, кроме государства, юридические
и физические лица, в том числе
иностранные, внесшие принадлежащие
им денежные средства или иное имущество
в уставные фонды данных обществ.
При этом доля иностранного инвестора
в уставном фонде созданного ОАО
будет соответствовать
Иностранный инвестор может стать участником ОАО, созданного в процессе приватизации республиканской собственности, путем внесения принадлежащего ему имущества в уставный фонд такого ОАО или приобретения дополнительного выпуска акций ОАО на сумму внесенного им вклада.
Иностранный инвестор может также приобрести акции открытых акционерных обществ по конкурсу, на аукционе либо на торгах в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа».
Иностранный инвестор может принять участие в создании совместного предприятия в виде закрытого акционерного общества или в виде другой организационно-правовой формы на территории Республики Беларусь путем внесения денежного или неденежного вклада в уставный фонд создаваемого общества.
Государственные предприятия могут быть проданы на аукционе, по конкурсу в процессе приватизации государственной собственности. Участниками таких торгов могут быть иностранные инвесторы.
Законодательством
Республики Беларусь также предусмотрена
возможность продажи
Ежегодно
формируются и утверждаются перечни
акционерных обществ, акции которых
планируются для продажи в
соответствующем календарном
Информация
об акционерных обществах, акции
которых планируются для
Информация о работе Приватизация в Республике Беларусь: особенности, этапы и результаты