Приватизация в Республике Беларусь: особенности, этапы и результаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Разгосударствление представляет собой передачу от государства физическим и юридическим лицам частично или полностью (в том числе посредством приватизации) функции непосредственного управления хозяйствующими субъектами.
Приватизация-это приобретение физическими и (или)юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.
В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают права

Содержание

Введение
1. ПОНЯТИЕ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ
1.1 Подходы к рассмотрению приватизации. Принципы, модели и сроки приватизации
1.2 Приватизация: опыт зарубежных стран.
2 СОСТОЯНИЕ ПРОЦЕССА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 . Основные цели и направления приватизации в Беларуси
2.2 Этапы приватизации и разгосударствления
3 ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1 План приватизации на 2011-2013 годы в Беларуси и ее реальные проблемы
3.2 Итоги и перспективы приватизации
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

1МОЯ Тема Приватизация в Республике Беларусь.docx

— 45.94 Кб (Скачать файл)

     В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 3 ноября 2005 года № 520 «О совершенствовании правового регулирования отдельных отношений в экономической сфере» предстоит разработка свыше 20 проектов нормативных правовых актов, регламентирующих управление и распоряжение государственным имуществом, включая разработку подходов и критериев изменения организационно-правовой формы государственных предприятий.

     Предстоит также активизировать работу по вовлечению в хозяйственный оборот принадлежащего государству неиспользуемого и  неэффективно используемого недвижимого  имущества, включая принадлежащие  государству акции, в целях выполнения совместно с республиканскими органами государственного управления заданий  по поступлению в бюджет доходов  от реализации и использования государственного имущества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ  В СОВРЕМЕННЫХ  УСЛОВИЯХ 

3.1 План приватизации  на 2011-2013 годы в  Беларуси и ее  реальные проблемы 

     В Беларуси утвержден план приватизации объектов приватизации, находящихся  в собственности Республики Беларусь, и план преобразования республиканских  унитарных предприятий в открытые акционерные общества на 2011-2013 годы. Такое решение принято постановлением Совета Министров от 21 марта 2011 года №348.

     В проект плана приватизации в Беларуси на 2011-2013 годы включены 244 акционерных общества. План формировался на основании предложений отраслевых министерств и концернов. Он разбит на годы: в план на 2011 год включено 180 АО, акции которых планируются для продажи, на 2012 год - 48 АО, на 2013 год - 16 АО.

     В новом плане приватизации в отличие  от предыдущего, который реализовывался в 2008-2009 годах, "сделана смена акцентов". Если тогда акцент делался на акционировании предприятий, то сейчас, первые два года больше внимания будет уделяться продаже акций акционерных обществ.

     Республиканские органы государственного управления в  двухмесячный срок должны представить  в Государственный комитет по имуществу предложения о количестве подлежащих приватизации акций открытых акционерных обществ, указанных  в плане приватизации, и способе  их приватизации. В случае приватизации акций путем продажи по конкурсу должны быть представлены предложения  об условиях конкурса, а также годовые  бухгалтерские балансы этих обществ  на 1 января 2011 года.

     До 15 апреля 2012 года и до 15 апреля 2013 года в Госкомимущество будут представляться годовые бухгалтерские балансы  соответственно на 1 января 2012 года и  на 1 января 2013 года открытых акционерных  обществ, указанных в плане приватизации, акции которых не были проданы.

     В плане приватизации объектов, находящихся  в собственности Республики Беларусь, на 2011-2013 годы содержится перечень хозяйственных  обществ, акции (доли в уставных фондах) которых подлежат приватизации. Среди  наиболее крупных - предприятия машиностроения, входящие в систему Министерства промышленности, - открытые акционерные общества "Барановичский завод станкопринадлежностей", "Борисовский инструментальный завод", "Брестмаш", "Витебский приборостроительный завод", "ВолМет" (Волковыск), "Техноприбор" (Могилев).

     В 2011 году будут представлены к приватизации акции 17 ОАО Министерства энергетики. В их числе - открытые акционерные  общества "Барановичигазстрой", "Белгазстрой" (Минск), "Белоозерский энергомеханический завод", "Белэнергоавтоматика" (Минск), "Гомельгазстрой".

     В концерне "Белнефтехим" на продажу будут выставляться акции четырех предприятий. Это ОАО "Гродненский механический завод", "Медпласт" (Гомель), "Промжилстрой" (Могилев), "Речицкий текстиль".

     Также в плане много предприятий  Минстройархитектуры. Это ОАО "Барановичский комбинат железобетонных конструкций", "Гомельжелезобетон", "Забудова" (поселок Чисть, Молодечненский район). В перечень вошли и автотранспортные предприятия Минтранса, предприятия концернов "Белгоспищепром", "Беллегпром", "Беллесбумпром", министерств связи и коммуникаций, образования, торговли, культуры.

     План  преобразования республиканских унитарных  предприятий в открытые акционерные  общества на 2011-2013 годы включает 134 РУП. Сюда вошли дочерние предприятия "Белоруснефти", в частности республиканские дочерние унитарные предприятия по обеспечению нефтепродуктами "Белоруснефть-Могилевоблнефтепродукт", "Белоруснефть-Гомельоблнефтепродукт", "Белоруснефть-Гроднооблнефтепродукт". В этом перечне находятся республиканское унитарное предприятие "Производственное объединение "Белоруснефть" (Гомель), а также РУП "Светлогорское производственное объединение "Химволокно".

     Намечено  преобразование ряда ликеро-водочных предприятий концерна "Белгоспищепром". Это производственно-торговое республиканское унитарное предприятие "Минск Кристалл", РПУП "Брестский ликеро-водочный завод "Белалко", РПУП "Гродненский ликеро-водочный завод "Неманофф" и другие.

     Среди предприятий Минтранса, планируемых  к акционированию, - республиканские  унитарные предприятия "Национальная авиакомпания "Белавиа", "Авиакомпания Гомельавиа", "Авиакомпания Гродно".

     Вошли в план преобразования и крупные  предприятия Министерства промышленности. Это РУП "Минский тракторный завод" и предприятия, входящие в ПО "МТЗ", РУП "Белорусский металлургический завод", РУП "Гомельский завод  сельскохозяйственного машиностроения "Гомсельмаш", республиканское конструкторское унитарное предприятие "ГСКБ по зерноуборочной и кормоуборочной технике" (Гомель), РУП "Речицкий метизный завод".

     Приступая к реализации новой программы  приватизации, ряд трудовых коллективов  столкнулся с трудноразрешимой задачей  выкупа многомиллиардных основных фондов. Поэтому акционирование на этапе послечековой приватизации может быть затруднено из–за отсутствия инициативы трудовых коллективов.

     Малая приватизация означает переход государственных  предприятий розничной торговли (продуктовых, промтоварных магазинов, ресторанов, предприятий сферы бытовых  услуг) в частное владение. Эти  предприятия являются ключевыми  при переходе к эффективной рыночной экономике, поскольку они формируют  спрос на готовые товары и продукцию. Путем приватизации малых объектов торговли в Беларуси, находящейся  в стадии формирования рыночных отношений, создается спрос предприятий  частного сектора на готовую продукцию.

     Специфика интересов трудовых коллективов  арендных предприятий обусловлена  закрытым характером создаваемых на их базе акционерных обществ и  бесплатным распределением имущества, заработанного за время аренды. Наибольшие разногласия в трудовых коллективах  вызывает решение следующих проблем:

1.оценка стоимости и выявление долей членов арендного коллектива в приращенном имуществе;

2.точное определение состава и стоимости имущества, подлежащего выкупу;

3.определение круга лиц, имеющих право на получение доли приращенного имущества;

4.реорганизация арендного предприятия в общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество закрытого типа.

     За  вычетом суммы выкупа имущество, отраженное в балансе, является собственным  имуществом арендного предприятия, находящимся в общей долевой  собственности членов трудового  коллектива. Индивидуальные доли работников рассчитываются с учетом заработной платы, стажа и управленческой сложности  труда работника.

     Становление полноценной рыночной экономики  предполагает развитие рынка ценных бумаг. Это отмечается практически  во всех программах стабилизации экономики  и перехода к рынку.

3.2 Итоги и перспективы  приватизации


Информация о работе Приватизация в Республике Беларусь: особенности, этапы и результаты