Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 22:55, курсовая работа
Разгосударствление представляет собой передачу от государства физическим и юридическим лицам частично или полностью (в том числе посредством приватизации) функции непосредственного управления хозяйствующими субъектами.
Приватизация-это приобретение физическими и (или)юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.
В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают права
Введение
1. ПОНЯТИЕ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ
1.1 Подходы к рассмотрению приватизации. Принципы, модели и сроки приватизации
1.2 Приватизация: опыт зарубежных стран.
2 СОСТОЯНИЕ ПРОЦЕССА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 . Основные цели и направления приватизации в Беларуси
2.2 Этапы приватизации и разгосударствления
3 ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1 План приватизации на 2011-2013 годы в Беларуси и ее реальные проблемы
3.2 Итоги и перспективы приватизации
Заключение
Политика приватизации имела свои плюсы и минусы. Далеко не всегда, как свидетельствуют приведенные факты, она способствовала повышению эффективности и нередко приводила к обострению социальных конфликтов. По-видимому, проблема неэффективности хозяйственного механизма, которую пытались решать через приватизацию, отнюдь не зависит напрямую от масштабов государственной собственности, степени административного вмешательства и регулирования.
За пять лет было приватизировано 29 промышленных фирм и банков. Приватизация во Франции охватила, прежде всего, конкурентные, высокорентабельные отрасли. Работникам приватизируемых предприятий досталось по льготной цене лишь 10 % капитала.
Приватизация во Франции имела четко выраженный фискальный характер. Государство продавало свою собственность по значительно более высоким ценам по сравнению с компенсационными платежами при национализации. В итоге государство выручили 71 миллиардов франков, значительная часть этой суммы пошла на погашение государственного долга. Французская приватизация привела к росту численности акционеров – к концу 80-х годов она достигла 6 миллионов, т.е. собственником акций стал каждый шестой житель страны старше 18 лет.
Приватизация в Германии
Возрождение
Сразу же после объединения
Германии было подано около
6000 заявок о выкупе предприятий
их бывшими владельцами. При
полном выкупе хозяйства
Хозяйство ГДР структурно было
организовано в 250 комбинатов, в
которых в свою очередь
Первым путем был роспуск
В марте 1990 года в ГДР был
издан закон об учреждении
и деятельности частных
После того как обозначились
временные рубежи объединения,
понадобилось примерно 4 месяца, чтобы
завершить формирование
При анализе деятельности
После Попечительского совета
были созданы другие
Приватизация в Испании
В Испании, государственный сектор экономики, за последние 15-20 лет значительно сократился. Если в середине 70-х годов его доля в общем объеме валового внутреннего продукта страны составляла более 90 %, в середине 80-х – 83 %, то сейчас – чуть больше 30 %. Продажа бывших государственных предприятий осуществляется уже почти 20 лет.
К государственному сектору
К государственному сектору
И весь этот гигантский сектор
национальной экономики,
Впрочем, такая структура экономики, созданная во времена диктатуры генерала Франко, вполне соответствовала тогдашнему авторитарному режиму. Франко пришел к власти в Испании в 1939 году в результате военного мятежа и трехлетней гражданской войны. Но лишь в 50-е годы его правительство обратилось к национальной экономике, пришедшей к тому времени в полный упадок.
Частный капитал был весьма слабым, в стране преобладало мелкое производство. Но диктатор особо и не доверял ни частной инициативе своих сограждан, ни иностранному капиталу, и делал главную ставку на свое государство. В те годы, ведущие промышленные предприятия национализировались одно за другим.
Диктаторский режим прекратился после смерти Франко в 1975 году, затем наступил «переходный период», когда были заложены основы демократических преобразований.
Приватизацию государственной собственности в Испании начала Социалистическая Рабочая Партия, стоящая на позициях социал-демократии и близкая по идеологии, например, немецким социал-демократам. Эта партия находилась у власти почти 15 лет – с 1982 по 1996 годы. Примечательно, что именно левая партия начала приватизацию, поскольку даже ее лидеры убедились, что альтернативы не существует.
Сменившая социалистов в 1996 году и находящаяся по сей день у власти в Испании правоцентристская Народная Партия продолжила приватизацию.
Разногласий по поводу приватизации промышленных предприятий в испанском обществе практически не было. Против этого не возражали даже коммунисты – третья по влиянию политическая партия в Испании. Все ведущие политические силы страны, представленные в национальном парламенте, сходились в том, что роль государства в экономике должна быть ограниченной.
Это не значит, впрочем, что разногласий по поводу приватизации не существует вовсе. Но они затрагивают в основном социальную сферу – здравоохранение и образование. Здесь также давно присутствует частный сектор: многочисленные частные школы и университеты, развитая сеть частных клиник и консультаций. Тем не менее, ключевые позиции по-прежнему сохраняет за собой государство.
Частный сектор пока не в состоянии решить всех существующих в социальной сфере проблем. Ведь он всегда ориентирован на получение прибыли, а медицинское обслуживание, также как и общественный транспорт, должны быть общедоступны.
В Испании и национальная железнодорожная компания «РЕНФЕ» пока остается в полной собственности государства, как и городской транспорт – автобусы и метро.
Что касается общественного транспорта, то после многочисленных парламентских дебатов, в Испании началась приватизация национальной авиакомпании «Иберия». Автобусные междугородние перевозки уже приватизированы.
Практически все отрасли топливно-энергетического комплекса и телефонная связь также приватизированы.
Например, бывший монополист, государственная нефтегазовая компания «РЕПСОЛЬ», стала полностью частной еще 10 лет назад и сегодня контролируется, в основном, испанским капиталом. Внутренний рынок нефтепродуктов в Испании контролируют, в основном, три компании: это частные испанские «РЕПСОЛЬ» и «КАМСА», а также международная «Бритиш Петролеум».
Что касается других крупных монополий, то, скажем, приватизация национальной телефонной компании «Телефоника» была полностью завершена еще в 1996 году. Полностью приватизирована и другая крупнейшая государственная монополия – национальная энергетическая компания «ЭНДЕСА».
С другой стороны, в собственности государства по-прежнему остаются самые крупные в стране угольные шахты «УНОСА», в провинции Астурия, на севере. Их приватизация пока нереальна – шахты убыточны, а просто закрыть их государство не может. Без работы сразу скажутся сотни людей. Поэтому испанское правительство считает пока более целесообразным предоставление дотаций этим шахтам, так как не в состоянии решить проблему переквалификации и трудоустройства шахтеров в этом угольном регионе.
Как же осуществляется контроль над предприятиями стратегических отраслей? Как правило, государство владеет в этих компаниях так называемой «золотой акцией», дающей право блокировать любое нежелательное, с точки зрения правительства, решение акционеров. Кроме того, ни испанская, ни зарубежная компания, не может купить сколько-нибудь значимый пакет акций предприятия, относящегося к числу стратегических, без специального разрешения правительства Испании.
Существует специальная, подотчетная
парламенту, государственная Комиссия
по приватизации, которая контролирует
весь процесс продажи государственных
предприятий. В среднем крупнейшие предприятия
в Испании продаются в течение 5-8 лет.
2.Состояние процесса преобразования форм собственности в Республике Беларусь
2.1Основные цели и направления приватизации в Беларуси
Прежде чем что-либо приватизировать, надо понять, с какой конкретной целью это делается. Цели приватизации могут быть многообразными, долгосрочными и краткосрочными. И чрезвычайно важно в этом многообразии определить приоритеты, ранжировать их по степени неотложности задач и не допустить возникновения противоречий между ними.
К главным целям приватизации, следует отнести:
1.формирование новых форм собственности: частной и смешанной. Господство частной собственности обеспечивает формирование основных черт рыночной экономики -- это свобода выбора и предпринимательства, личный интерес к максимизации прибыли; конкуренция, новые; распределительные отношения; ограничение государственного вмешательства в хозяйственные процессы Все это вместе способствует формированию новых производственных отношений.
2.создание хозяйственно-правовых условий для эффективной работы отдельных предприятий и национальной экономики в целом, содействие структурной перестройке и активизации инвестиционного процесса, повышению на этой основе жизненного уровня населения;
3.формирование новых экономических отношений, построенных на многообразии форм собственности, самостоятельности производителей товаров и услуг, достижение оптимальной структуры форм собственности как экономической базы социально ориентированного рыночного хозяйства;
4.развитие конкурентной среды и предпринимательской деятельности, содействие демонополизации народного хозяйства, формирование активной трудовой и хозяйственной мотивации;
Информация о работе Приватизация в Республике Беларусь: особенности, этапы и результаты