Приватизация в Республике Беларусь: особенности, этапы и результаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Разгосударствление представляет собой передачу от государства физическим и юридическим лицам частично или полностью (в том числе посредством приватизации) функции непосредственного управления хозяйствующими субъектами.
Приватизация-это приобретение физическими и (или)юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.
В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают права

Содержание

Введение
1. ПОНЯТИЕ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ
1.1 Подходы к рассмотрению приватизации. Принципы, модели и сроки приватизации
1.2 Приватизация: опыт зарубежных стран.
2 СОСТОЯНИЕ ПРОЦЕССА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 . Основные цели и направления приватизации в Беларуси
2.2 Этапы приватизации и разгосударствления
3 ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1 План приватизации на 2011-2013 годы в Беларуси и ее реальные проблемы
3.2 Итоги и перспективы приватизации
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

1МОЯ Тема Приватизация в Республике Беларусь.docx

— 45.94 Кб (Скачать файл)

        Политика приватизации имела свои плюсы и минусы. Далеко не всегда, как свидетельствуют приведенные факты, она способствовала повышению эффективности и нередко приводила к обострению социальных конфликтов. По-видимому, проблема неэффективности хозяйственного механизма, которую пытались решать через приватизацию, отнюдь не зависит напрямую от масштабов государственной собственности, степени административного вмешательства и регулирования.

        За пять лет было приватизировано 29 промышленных фирм и банков. Приватизация во Франции охватила, прежде всего, конкурентные, высокорентабельные отрасли. Работникам приватизируемых предприятий досталось по льготной цене лишь 10 % капитала.

        Приватизация во Франции имела четко выраженный фискальный характер. Государство продавало свою собственность по значительно более высоким ценам по сравнению с компенсационными платежами при национализации. В итоге государство выручили 71 миллиардов франков, значительная часть этой суммы пошла на погашение государственного долга. Французская приватизация привела к росту численности акционеров – к концу 80-х годов она достигла 6 миллионов, т.е. собственником акций стал каждый шестой житель страны старше 18 лет.

        Приватизация в Германии

        Возрождение предпринимательства  в первый период времени после Второй мировой войны шло в восточных землях в нескольких формах. Это и создание новых фирм, и реприватизация, и организация совместных предприятий при участии западного капитала и бывших народных предприятий. Своего рода переходной мерой является децентрализация управления в рамках бывших комбинатов, в результате чего прежние государственные предприятия начинают действовать как свободные производители в рыночной среде.

        Сразу же после объединения  Германии было подано около  6000 заявок о выкупе предприятий  их бывшими владельцами. При  полном выкупе хозяйства предприятия  имели возможность получить кредит  у Немецкого кредитного банка  под залоговую стоимость земельного  участка. Кредиты на модернизацию  можно было получить по линии  «Программы возрождения Европы».

        Хозяйство ГДР структурно было  организовано в 250 комбинатов, в  которых в свою очередь входило  около 8000 предприятий. После объединения  Германии все они были переданы  под управление ведомства по  реорганизации и приватизации, называемого  Попечительским или Опекунским  советом. Но не все предприятия  могли быть приватизированы. Поэтому  параллельно с приватизацией  были и другие подходы поиска  эффективного управления.

        Первым путем был роспуск комбината:  входящие в него предприятия  получали полную самостоятельность,  выбирали директоров и действовали  на свой страх и риск. Второй  путь – превращение комбината  в штаб – квартиру с координационными  и поддерживающими функциями,  которые предприятию выгодно  делегировать такого рода центру. Третий путь – это создание  холдингов вместо прежних производственных  объединений.

        В марте 1990 года в ГДР был  издан закон об учреждении  и деятельности частных предприятий  и об участии в капитале, где  определялись условия приватизации.

       После того как обозначились  временные рубежи объединения,  понадобилось примерно 4 месяца, чтобы  завершить формирование правовой  базы для приватизации восточногерманских  предприятий. Договор о создании  валютного, экономического и социального  союза между ФРГ и ГДР от 18 мая 1990 года учреждал Опекунский  совет по управлению государственным  имуществом. К нему переходил  государственный долг ГДР в  том объеме, в каком он мог  быть погашен будущими доходами  от реализации государственного  имущества. Оставшаяся задолженность  распределялась между новыми  восточными землями.

        При анализе деятельности предприятий  выяснилось, что лишь 8 % рабочих мест  являются рентабельными, а производительность  труда в ГДР составляла менее  30 % от западногерманского уровня. Тем не менее, к концу 1994 года, когда попечительское ведомство  завершило свою деятельность, удалось  приватизировать или вернуть  прежним владельцам около 20000 предприятий, преимущественно производственных. При этом в договорном порядке  были получены гарантии создания 1,5 миллиона рабочих мест и  выделения инвестиций на сумму  210 миллиардов марок. Как показывает  текущая проверка выполнения  гарантий, данных предприятиями,  в среднем было создано больше  рабочих мест и вложено инвестиций, чем это предусматривалось договорами.

        После Попечительского совета  были созданы другие организации,  которые занимаются приватизацией  оставшихся в руках государства  производственных предприятий и  контролируют выполнение договоров,  заключенных с инвесторами.

        Приватизация в  Испании

        В Испании, государственный сектор экономики, за последние 15-20 лет значительно сократился. Если в середине 70-х годов его доля в общем объеме валового внутреннего продукта страны составляла более 90 %, в середине 80-х – 83 %, то сейчас – чуть больше 30 %. Продажа бывших государственных предприятий осуществляется уже почти 20 лет.

        К государственному сектору экономики  еще совсем недавно относилось  большинство промышленных предприятий  Испании – практически вся  металлургия, угледобывающие шахты,  электроэнергетика, нефтепереработка, газоснабжение, крупнейшие судоверфи,  телефонная связь. Вся электроэнергия  в стране производилась на  государственных электростанциях  компании «ЭНДЕСА». Государственными  были – весь используемый в  стране газ, 65 % угля и почти  90 % стали. Полностью в руках  государства находилась телефонная  связь.

        К государственному сектору экономики  относились также сеть лучших  гостиниц, ведущие туристические  агентства и даже гольф-клубы. Разумеется, весь общественный транспорт в стране, кроме такси, был государственным.

        И весь этот гигантский сектор  национальной экономики, включавший  в себя более половины всех  предприятий Испании, управлялся  из одного центра – так называемого  Национального Института промышленности. По сути, это было одно грандиозное  министерство.

        Впрочем, такая структура экономики, созданная во времена диктатуры генерала Франко, вполне соответствовала тогдашнему авторитарному режиму. Франко пришел к власти в Испании в 1939 году в результате военного мятежа и трехлетней гражданской войны. Но лишь в 50-е годы его правительство обратилось к национальной экономике, пришедшей к тому времени в полный упадок.

        Частный капитал был весьма слабым, в стране преобладало мелкое производство. Но диктатор особо и не доверял ни частной инициативе своих сограждан, ни иностранному капиталу, и делал главную ставку на свое государство. В те годы, ведущие промышленные предприятия национализировались одно за другим.

        Диктаторский режим прекратился после смерти Франко в 1975 году, затем наступил «переходный период», когда были заложены основы демократических преобразований.

        Приватизацию государственной собственности в Испании начала Социалистическая Рабочая Партия, стоящая на позициях социал-демократии и близкая по идеологии, например, немецким социал-демократам. Эта партия находилась у власти почти 15 лет – с 1982 по 1996 годы. Примечательно, что именно левая партия начала приватизацию, поскольку даже ее лидеры убедились, что альтернативы не существует.

       Сменившая социалистов в 1996 году и находящаяся по сей день у власти в Испании правоцентристская Народная Партия продолжила приватизацию.

        Разногласий по поводу приватизации промышленных предприятий в испанском обществе практически не было. Против этого не возражали даже коммунисты – третья по влиянию политическая партия в Испании. Все ведущие политические силы страны, представленные в национальном парламенте, сходились в том, что роль государства в экономике должна быть ограниченной.

        Это не значит, впрочем, что разногласий по поводу приватизации не существует вовсе. Но они затрагивают в основном социальную сферу – здравоохранение и образование. Здесь также давно присутствует частный сектор: многочисленные частные школы и университеты, развитая сеть частных клиник и консультаций. Тем не менее, ключевые позиции по-прежнему сохраняет за собой государство.

        Частный сектор пока не в состоянии решить всех существующих в социальной сфере проблем. Ведь он всегда ориентирован на получение прибыли, а медицинское обслуживание, также как и общественный транспорт, должны быть общедоступны.

        В Испании и национальная железнодорожная компания «РЕНФЕ» пока остается в полной собственности государства, как и городской транспорт – автобусы и метро.

        Что касается общественного транспорта, то после многочисленных парламентских дебатов, в Испании началась приватизация национальной авиакомпании «Иберия». Автобусные междугородние перевозки уже приватизированы.

        Практически все отрасли топливно-энергетического комплекса и телефонная связь также приватизированы.

        Например, бывший монополист, государственная нефтегазовая компания «РЕПСОЛЬ», стала полностью частной еще 10 лет назад и сегодня контролируется, в основном, испанским капиталом. Внутренний рынок нефтепродуктов в Испании контролируют, в основном, три компании: это частные испанские «РЕПСОЛЬ» и «КАМСА», а также международная «Бритиш Петролеум».

        Что касается других крупных монополий, то, скажем, приватизация национальной телефонной компании «Телефоника» была полностью завершена еще в 1996 году. Полностью приватизирована и другая крупнейшая государственная монополия – национальная энергетическая компания «ЭНДЕСА».

        С другой стороны, в собственности государства по-прежнему остаются самые крупные в стране угольные шахты «УНОСА», в провинции Астурия, на севере. Их приватизация пока нереальна – шахты убыточны, а просто закрыть их государство не может. Без работы сразу скажутся сотни людей. Поэтому испанское правительство считает пока более целесообразным предоставление дотаций этим шахтам, так как не в состоянии решить проблему переквалификации и трудоустройства шахтеров в этом угольном регионе.

       Как же осуществляется контроль над предприятиями стратегических отраслей? Как правило, государство владеет в этих компаниях так называемой «золотой акцией», дающей право блокировать любое нежелательное, с точки зрения правительства, решение акционеров. Кроме того, ни испанская, ни зарубежная компания, не может купить сколько-нибудь значимый пакет акций предприятия, относящегося к числу стратегических, без специального разрешения правительства Испании.

        Существует специальная, подотчетная парламенту, государственная Комиссия по приватизации, которая контролирует весь процесс продажи государственных предприятий. В среднем крупнейшие предприятия в Испании продаются в течение 5-8 лет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.Состояние  процесса преобразования  форм собственности  в Республике Беларусь

     2.1Основные  цели и направления  приватизации в  Беларуси

     Прежде чем что-либо приватизировать, надо понять, с какой конкретной целью это делается. Цели приватизации могут быть многообразными, долгосрочными и краткосрочными. И чрезвычайно важно в этом многообразии определить приоритеты, ранжировать их по степени неотложности задач и не допустить возникновения противоречий между ними.

     К главным целям приватизации, следует  отнести:

1.формирование новых форм собственности: частной и смешанной. Господство частной собственности обеспечивает формирование основных черт рыночной экономики -- это свобода выбора и предпринимательства, личный интерес к максимизации прибыли; конкуренция, новые; распределительные отношения; ограничение государственного вмешательства в хозяйственные процессы Все это вместе способствует формированию новых производственных отношений.

2.создание хозяйственно-правовых условий для эффективной работы отдельных предприятий и национальной экономики в целом, содействие структурной перестройке и активизации инвестиционного процесса, повышению на этой основе жизненного уровня населения;

3.формирование новых экономических отношений, построенных  на многообразии форм собственности, самостоятельности производителей товаров и услуг, достижение оптимальной структуры форм собственности как экономической базы социально ориентированного рыночного хозяйства;

4.развитие конкурентной среды и предпринимательской деятельности, содействие демонополизации народного хозяйства, формирование активной трудовой и хозяйственной мотивации;

Информация о работе Приватизация в Республике Беларусь: особенности, этапы и результаты