Приватизация в России: итоги, особенности и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2015 в 06:06, курсовая работа

Краткое описание

Цели работы:
1. Понять сущность и цели приватизации;
2. Рассмотреть основные формы и способы приватизации;
3. Изучить особенности приватизации в России.
Задачи работы:
1. Раскрыть экономическое содержание процесса приватизации
2.Определить необходимость и предпосылки российской приватизации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….. 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ
Сущность, цели и задачи приватизации……………………………………….4
Экономическое содержание приватизации……………………………………7
Формы и способы приватизации………………………………………………10
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ
2.1 Необходимость и предпосылки российской приватизации ………………… 14
2.2 Цели и этапы российской приватизации ……………………………………… 17
2.3 Итоги и последствия приватизации в России…………………………………. 32
2.4 Приватизационные процессы на современном этапе……………………….. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….. 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 1 .doc

— 377.50 Кб (Скачать файл)

В социалистических странах господствовала монополия государства на управление производством. Поэтому для постсоциалистических стран разгосударствление – это качественное сокращение сферы и объема государственного вмешательства в экономику, форма перехода от командной экономики к регулируемому рыночному хозяйству. Ввиду отсутствия опыта перехода от командной экономики к рынку и стремительности его проведения, а также из-за вмешательства в него криминальных кругов, разгосударствление экономики в России оказалось несравненно более сложным процессом, чем разгосударствление на Западе. Если в развитых странах денационализированные предприятия легко и быстро «растворялись» в рыночной конкурентной среде, то в странах социалистического лагеря этой среды практически не было, она была не предпосылкой разгосударствления, а скорее ее желаемым результатом./7/

Таблица 1. Роль государственных предприятий в странах смешанной и командной экономики.

Страны  смешанной экономики

Доля в добавленной стоимости, %

Страны командной экономики

Доля в добавленной стоимости, %

Франция

17

СССР

96

Италия

14

Югославия

87

Великобритания

11

Польша

82

ФРГ

11

Китай

74

США

1

Венгрия

65


На основе  опыта  приватизации  в  странах  с  рыночной  экономикой  и  с экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов:

  • приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная
  • собственность необходима как дополнение к рыночному механизму;
  • приватизации  должны  предшествовать   реструктуризация   и   разрушение неоправданных монополий;
  • изменения структуры собственности должны носить постепенный характер;
  • обязательными  условиями  приватизации  должны  быть  новые,  инвестиции,
  • совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и
  • социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев;
  • приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности;
  • каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным  и  доступным
  • народному контролю.

 

1.2.  Экономическое содержание  приватизации

 

Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов.

Специфика сложившейся в начале процесса приватизации в России ситуации характеризуется следующими чертами: практическое отсутствие крупных частных фирм, слабость негосударственного сектора, отсутствие финансовых компаний и инвестиционных банков. Формализация и унификация структур экономической деятельности до сих пор сказывается на темпах и масштабах приватизации.

Различные способы приватизации приводят к передаче государственного имущества в «частную», «общую долевую» или «акционерную» собственность. При продаже предприятия происходит реальная приватизация государственной собственности. Преобразование предприятия в акционерное общество можно назвать формальной приватизацией, так как после выкупа акций бывшего государственного предприятия членами трудового коллектива остальные акции остаются в государственной собственности, и требуется время, пока их не выкупят другие инвесторы.

Содержание системы отношений приватизации раскрывается через ее цели. В этом аспекте приватизация – не цель реформы, а ее инструмент.

Приватизация способствует демонополизации производства. К сожалению, резкий переход к акционированию крупных предприятий произошел без их предварительной реорганизации и коммерциализации. Это не позволило увязать задачи приватизации и демонополизации. Следует учитывать, что проблему демонополизации удается решить не во всех отраслях народного хозяйства и не только методами разукрупнения. Взаимосвязь приватизации и демонополизации настолько сложна, что использование разрешенных программой приватизации методов приводило к разрушению сложившихся отраслевых научных комплексов при выходе из них структурных подразделений./11/

Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива. Например, рост доходов бюджета не может быть обеспечен при продаже имущества на инвестиционных торгах, предполагающих передачу средств не государству, а предприятию. Явные противоречия существуют также между принципами социальной справедливости и экономической эффективности. Здесь пришлось поступиться нормами справедливости в целях ускорения процесса разгосударствления и приватизации.

Важным средством приватизации является перераспределение доходов и имущества. Однако приватизация имущества, капитала вовсе не означает равноценную приватизацию доходов. Последняя происходит как благодаря изменениям в структуре собственности, так и одновременному изменению (в результате приватизации) уровня и структуры цен.

Сравнительный анализ основных черт приватизационного процесса в Восточной Европе и в России показывает наличие общих тенденций:

1) использование  в качестве инструмента перехода  к рынку коммерциализации и  акционирования государственных  предприятий;

2) введение  чековой (или купонной) системы;

3)низкая  доходность приватизации;

4) аукционная  продажа малых объектов.

Приватизация в развитых странах имеет ряд существенных отличий: многообразие форм приватизации, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса, использование в качестве постоянного элемента государственного регулирования экономики. В перспективе именно эти характеристики будут свойственны российской приватизации.

Приватизация является тем звеном экономической реформы, которое одновременно создает предпосылки для реализации других направлений реформы. Приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановки при переходе от «дирижистской» модели регулирования экономики к «неолиберальной». Обратный переход может сопровождаться процессом деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного процесса как инструмента государственного регулирования./8/

Проведение приватизационных мероприятий в России сталкивается с целым рядом объективных препятствий. Прежде всего масштаб предполагаемых преобразований несопоставим с аналогичными процессами в других странах. Практически отсутствовала инфраструктура рынка капиталов. Резкий спад производства значительно усложнил оценку потенциала низкорентабельных предприятий. Наблюдалась нехватка финансовых средств у населения. Эти условия объясняют неизбежную неэквивалентность продажи государственного имущества и необходимость привилегий для различных групп населения (трудовых коллективов, безработных и т.п.).

Приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики, и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства. Приватизация на самом деле сделала реформы необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей. Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности.

Сложившийся механизм приватизационного процесса в России соответствует балансу интересов различных групп и слоев населения.

В российской концепции приватизации соединились два разнонаправленных подхода. Первый подход во главу угла ставит интересы трудовых коллективов приватизируемых предприятий, второй – задачи народной приватизации и соблюдение принципа социальной справедливости при распределении государственной собственности. Занявший ведущее место на начальном этапе приватизации механизм закрытой подписки и чековых аукционов совмещает оба эти подхода. Наиболее трудным стал для предприятия выбор момента начала приватизации предприятия в целом (или арендуемого имущества).

Массовое преобразование государственных предприятий в акционерные общества создало возможность развития фондового рынка в Российской Федерации. Были сняты ограничения на продажу акций, приобретенных работниками предприятий на трудовых льготных условиях. Отмена трехлетнего моратория на продажу акций способствовала выбору второго варианта акционирования большинством трудовых коллективов. Важное значение для приобретения дальнейшей самостоятельности приватизированными предприятиями имело принятие законодательных актов, регламентирующих продажу земельных участков./14/

 

    1. Формы и способы приватизации

 

Понятие «приватизация» не всегда  употребляется  в  одинаковом  значении.Порой преобразование предприятий или сфер деятельности из государственных  вчастные называется приватизацией  даже  в  том  случае,  если  пакеты  акцийданных компаний продолжают оставаться полностью во владении  государства.  Вболее  узком  понимании  приватизация  имеет   место   лишь   тогда,   когдагосударство  перестает  быть  основным  собственником,  а  покупателями  иливладельцами долей выступают частные лица  или  предприятия  с  преобладающимчастным капиталом. Имеются различные пути  передачи  прав  собственности  изрук государства в руки частных лиц. Выбор того или  иного  пути  зависит  отполитических, экономических и социальных реалий, а также  от  приоритетов  вкаждой конкретной стране.

Формальная приватизация. Данная форма приватизации  предполагает  переводгосударственного предприятия в частноправовую форму. Это  может  происходитьв  порядке  общего  или  частного  правопреемства.  Формальная  приватизацияничего не меняет ни в отношениях собственности, ни в капиталовооруженностипредприятия,  ни  в  доступе  к  техническим  знаниям   или   управленческимресурсам. В процессе проведения формальной приватизации  задачи  государстване определяются заново.

Для реализации  этих  задач  государство  используетинструменты частного права. Здесь также можно  говорить  об  организационнойприватизации, при которой не происходит  никаких  существенных  изменений  враспределении задач между государством и частными лицами.  В  таких  случаяхформальная приватизация  рассматривается  как  необходимый  подготовительныйэтап для проведения материальной приватизации./15/

Реальная приватизация. О реальной  приватизации  говорят  в  том  случае,когда   государственное   предприятие   продается   частным  стратегическиминвестором.  Подобная  форма  приватизации  встречается,  прежде  всего,  намуниципальном уровне и имеет четыре основные формы:

- продукция - услуги,   производимые   государственными   предприятиями,   заменяются продукцией - услугами других предприятий;

- при использовании так  называемой «контрактной системы»  частный  продавец   оказывает  государственному органу определенные  платные  услуги,  которые   потребляются непосредственно населением;

- при использовании «концессионной  модели»  частное  предприятие  оказывает   гражданам платные услуги;

- в  случае  использования   «чековой   системы»   государство   размещает  финансируемые  за  счет  налоговых  поступлений  чеки,   которыми   можно   производить расчеты с любыми  предприятиями - поставщиками.

- массовая приватизация  путем выдачи приватизационных  ваучеров позволяет сравнительно  быстро распределить государственные  активы среди большого числа  граждан.

Независимо от того, выдаются ли приватизационные свидетельства бесплатно или за некоторую небольшую сумму денег, ваучерные схемы являются социально наименее конфликтным способом приватизации.Бесплатность или низкая цена ваучеров позволила большей части населения принять участие в массовой приватизации, а государственные активы прошли этап первичного закрепления прав собственности довольно быстро./3/

Положительным моментом является также быстрый старт приватизации наиболее проблемной части государственных активов – крупных промышленных предприятий, что предотвратило или приостановило спонтанное  расхищение подлежащего приватизации госимущества. Вместе с тем ваучерные схемы, исключив возможность получения доходов от приватизации в бюджет, углубили проблемы внутреннего и внешнего государственного долга.

Открытый и ограниченный тендер. С помощью этого, в высшей  степени  открытого,   метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов.  При  выборе   инвестора цена не  имеет  первостепенного  значения;  важную  роль  могут   играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь  может   иметь место значительный приток капитала.

Информация о работе Приватизация в России: итоги, особенности и проблемы