Приватизация и социально-экономические последствия, преобразование отношений собственности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение особенностей преобразования отношений собственности в транзитивной экономике 1990-х годов, проанализировать и обобщить накопленный опыт приватизации, рассмотреть перспективы приватизации в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить экономическое содержание процесса приватизации;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Приватизация: сущность, формы, способы и концепции 7
1.1 Сущность приватизационных процессов 7
1.2 Концепции приватизации 12
1.3. Формы и способы приватизации 15
1.4. Особенности приватизации в России 17
Глава 2. Итоги приватизационных процессов в Российской Федерации 24
2.1. Социально-экономические последствия приватизации в России 24
2.2 Оценки и уроки приватизации в Российской Федерации 29
Заключение 33
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

приватизация микроэк-ка.docx

— 68.99 Кб (Скачать файл)

У приватизации существует два хорошо известных определения:

1) приватизация - процесс  продажи частному сектору (физическим  и негосударственным юридическим  лицам) полностью или частично  имущества (активов) госпредприятий. Синонимом этого определения  в некотором смысле является  разгосударствление или денационализация. Однако это определение используется  в большинстве своем для стран  Запада и не берется за основу  российскими реформаторами как  метод приватизационной программы.  Хотя такой процесс и наблюдался  во время первого этапа перестройки в 1987-1988 годах. Однако для России, да и для других стран, рассматривающих приватизацию как важнейший элемент системных преобразований, такого определения недостаточно. Второе определение выглядит так:

2) Приватизация - системообразующее  явление, для которого характерны  два параллельных процесса: с  одной стороны - постепенное самоустранение  государства от тех функций  регулятора отношений собственности,  которые не свойственны ему  в рамках рыночно- конкурентного хозяйства, т.е. идет процесс сужения возможностей государства как субъекта имущественных правоотношений; с другой стороны идет процесс формирования новых экономических и правовых механизмов и структур, без которых невозможна в полной мере реализация системы частной собственности. Причем последний процесс является второстепенным и происходит вслед за самоустранением государства. В качестве примера можно привести множество корпораций, образовавшихся в самом начале приватизации, которые почти ничем не отличались от своих государственных предшественников.

Приватизация выполняет две  функции. С одной стороны, она  должна стать элементом экономической  реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного  характера. Непосредственными целями приватизации являются:

  1. формирование слоя мелких и средних собственников;
  2. сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  3. перераспределение экономических основ власти.

Достижение  социальной справедливости, повышение  экономической эффективности производства, рост доходов государственного бюджета  не выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать развитию данных процессов только в долгосрочном периоде.

Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и  размер предприятия, учет принципов  социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля  предприятия и его производственного  потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные  критерии обусловили следующие основные способы приватизации – акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и  имущества по коммерческому или  инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство.

Успешное  проведение приватизации и особенно постприватизационное развитие предприятий зависит от создания и функционирования управленческих как государственных, так и не государственных структур (холдингов, финансово-промышленных групп). Именно они призваны обеспечить эффективное распоряжение государственной долей в уставном капитале акционерных обществ.

Прогноз процесса приватизации в России показывает следующие перспективы: ведущим способом приватизации станет продажа предприятий (имущества, пакетов  акций) на инвестиционных конкурсах; сложились  условия для перехода к оригинальным моделям приватизации в регионах; индивидуализация условий приватизации оставшихся государственных крупнейших научно-производственых комплексов, малых и средних предприятий.

1.2 Концепции приватизации

 

Народное хозяйство бывшего  СССР имело систему планового  ценообразования - централизованное установление государственных фиксированных  цен на большинство видов продукции  и услуг, что являлось неотъемлемой составной частью плановой экономики. Она позволяла через систему  государственных нормативов учитывать  уровни издержек производства и прибыли  на предприятии, сравнительную эффективность  того или иного вида продукции  для народного хозяйства, исчислять  абсолютные уровни и динамику различных  валовых показателей развития производства.

Государственные цены являлись плановыми нормативами затрат и  дохода в народном хозяйстве. До 85% цены занимала себестоимость продукции. Поскольку цены служили прежде всего  средством покрытия и учета затрат, а спрос, как правило не влиял  на уровень цены, то такое ценообразование  стали называть затратным. Поэтому  переход к рыночной экономике, где  спрос определяет через уровень  цены размеры производства, объективно потребовал реформировать всю систему цен.

Экономические реформы в  России 1990-х годов проводились  в каждой сфере с разной скоростью  и интенсивностью. Для анализа  последствий экономических реформ необходимо выявить особенности  и задачи процесса либерализации  цен, его проблемы.

Либерализация цен - ликвидация тотального государственного контроля над ценами. Либерализация цен  наряду с приватизацией стала  самым ощутимым проявлением изменений  в экономике. Так как рыночный механизм основан на свободных ценах, выступающих индикатором соотношения  спроса и предложения, то он и является ориентиром для субъектов рыночной экономики. Основой действия законов  рынка является свобода экономических  решений субъекта в области ценообразования. Без гибких цен невозможно установить соотношение спроса и предложения, связи производства и потребления. Поэтому в ходе проведения экономических  реформ по переходу к рынку встаёт вопрос о реформе ценообразования, или либерализации цен.

На основе практического  опыта рыночных реформ 90-х годов  сформировались радикальная и постепенная  системы образования цен. В первом случае это быстрая и широкомасштабная, полная либерализация цен, основной элемент так называемых «шоковых»  экономических реформ. Во втором случае это поэтапная и рассчитанная на длительный период времени либерализация  цен как элемент концепции  осторожных и постепенных рыночных преобразований.

Государственная и рыночная модели ценообразования противоположны по своему содержанию. Если первая ориентирована  на интерес предприятия-изготовителя, то вторая – на интересы потребителя, представленные его спросом на рынке. Государственные плановые цены стабильны  и ориентированы на полный учет затрат, а рыночные цены, напротив, отличаются гибкостью, подвижностью и максимальным учетом потребительских свойств продукции. Поскольку принципы ценообразования очень существенно отличаются, следовательно, имеется различный уровень цен на аналогичную продукцию. Поэтому переход от одной модели ценообразования к другой является процессом сложным, так как затрагивает интересы предприятий, государства и самых широких слоёв населения.

В условиях рыночной трансформации российской экономики в центре дискуссий чаще всего оказываются понятия "частная собственность", "приватизация", "разгосударствление", "коммерциализация".

В соответствии с "традиционным" подходом общественная и частная  собственность рассматриваются  как два антагонистических типа собственности. Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование  в экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась  антагонистичной общественной. Поэтому  приватизация представляется изменениями  в структуре частной собственности.

Второй подход – "трудовой" – на первый план выдвигает такой  критерий, как "трудовой" и "эксплуататорский" характер собственности. Понятие "трудовая собственность" может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность. В принципиальном отношении "трудовой" и "традиционный" подходы весьма близки, так как основным критерием в них выступает наличие или отсутствие эксплуатации.

Значительно отличается от предыдущих третий подход, который  по его собственному критерию можно  было бы назвать "субъектным". Он тяготеет к отождествлению частной  и индивидуальной собственности  безотносительно к типу и способу  производства.

Четвертый подход условно  можно назвать "западным": в  соответствии с ним негосударственная  собственность является частной (хотя и не вся – отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому  и приватизация понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора. Для оценки приватизации и механизма ее осуществления в России наиболее подходящим представляется именно этот подход.

Необходимость приватизации для введения в производстве рыночных отношений  определяется еще и тем, что на государственных предприятиях России была сосредоточена подавляющая  часть продукции народного хозяйства  и почти все производство промышленной продукции.

Однако приватизация не сводится к общей политике дерегулирования экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она представляет собой элемент государственного регулирования долговременного характера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видов государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъекты предпринимательской деятельности.

Массовый характер приватизация может  принять только при использовании  разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи). Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость  приватизации и деприватизации – двух возможных методов государственного воздействия на формирование экономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий.

 

1.3. Формы и способы приватизации

 

Имеются различные пути передачи прав собственности из рук государства  в руки частных лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране.

Формальная приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Это может происходить в порядке общего или частного правопреемства. Формальная приватизация ничего не меняет ни в отношениях собственности, ни в капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. В процессе проведения формальной приватизации задачи государства не определяются заново. Для реализации этих задач государство использует инструменты частного права. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит никаких существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.

Реальная приватизация. О реальной приватизации говорят в том случае, когда государственное предприятие продается частным стратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего, на муниципальном уровне и имеет четыре основные формы:

  1. продукция - услуги, производимые государственными предприятиями, заменяются продукцией - услугами других предприятий;
  2. "Контрактная система" - частный продавец оказывает государственному органу определенные платные услуги, которые потребляются непосредственно населению;
  3. "Концессионная модель" - частное предприятие оказывает гражданам платные услуги;
  4. "Чековая система" - государство размещает финансируемые за счет налоговых поступлений чеки, которыми можно производить расчеты с любыми предприятиями - поставщиками.

Открытый и ограниченный тендер. С помощью этого в высшей степени открытого метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток капитала.

Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене. При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов.

Прямая продажа. По стратегическим соображениям предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.

Приватизация сопровождается рядом  сопутствующих мероприятий, таких  как разукрупнение, реструктуризация, оценка предприятий, поиск инвесторов, изменение антимонопольного законодательства и реализация мероприятий в социальной сфере.

 

1.4. Особенности приватизации в  России

 

Этапы приватизации в России:

1)Доваучерная приватизация охватывает 1989-1991 гг. Она проводилась в формах выкупа арендованного имущества, создания национальных холдингов и спонтанной приватизации. Аренда государственных предприятий давала их работником возможность приватизации путем выкупа по низким ценам. В начале 1992г. 9,5 тыс. государственных предприятий были сданы в аренду, а численность их персонала составляла 8% всех занятых в народном хозяйстве. Создания национальных холдингов происходило через образование различных ассоциаций, концернов и т.д. Последние должны были взять на себя управления десятками и сотнями предприятий, что рассматривалось как путь повышения эффективности хозяйственной деятельности. Концу 1991г. Существовало 3076 ассоциаций, 227 концернов и 123 консорциума.

Информация о работе Приватизация и социально-экономические последствия, преобразование отношений собственности в России