Приватизация и социально-экономические последствия, преобразование отношений собственности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение особенностей преобразования отношений собственности в транзитивной экономике 1990-х годов, проанализировать и обобщить накопленный опыт приватизации, рассмотреть перспективы приватизации в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить экономическое содержание процесса приватизации;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Приватизация: сущность, формы, способы и концепции 7
1.1 Сущность приватизационных процессов 7
1.2 Концепции приватизации 12
1.3. Формы и способы приватизации 15
1.4. Особенности приватизации в России 17
Глава 2. Итоги приватизационных процессов в Российской Федерации 24
2.1. Социально-экономические последствия приватизации в России 24
2.2 Оценки и уроки приватизации в Российской Федерации 29
Заключение 33
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

приватизация микроэк-ка.docx

— 68.99 Кб (Скачать файл)

2)Ваучерный (чековый) этап происходил с 1992г. До 30 июня 1994 г. Основными содержанием его было преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа и первоначальное распределения акций между трудовым коллективом и государством. Одновременно происходило продажа малых предприятий по конкурсу и на аукционе. В рассматриваемый период было приватизировано около 1000 тыс. предприятий во всех отраслях народного хозяйства, из них 20 тыс. – крупных, что составляло 17% промышленного потенциала России. Трудовые коллективы на ваучерном этапе получили огромные льготы, что привело к установлению их контроля над 75%приватизированных предприятий.

3)Денежный этап приватизации  продолжается с 1 июля 1994г. Его  отличительная черта – продажа  как самих предприятий ( с аукциона и по конкурсу), так и акций акционированных в ходе приватизации предприятий за деньги. Специфическим методом приватизации в 1995-1996гг. стали залоговые аукционы, когда государственных пакеты акций отдельных предприятий передавались в доверительной управление на определенный период банками, предложившем наиболее крупным кредиты с целью финансирования дефицита госбюджета. В случае непогашения государством кредитов банк получал право продать или сохранить в своей собственности залоговые пакеты акций. С 1997г. Приватизация проводится не по массовым стандартным схемам, а по индивидуальным проектам, причем упор делается на переход в частную собственность не целых предприятий, а имущественных долей государства в них.

В начале рыночных преобразований реформаторы стремились решить три  задачи:

1)в вести процесс приватизации, уже происходивший в спонтанной  форме, в правовые рамки;

2)провести приватизацию  как можно быстрее, с тем чтобы создать общественный слой, заинтересованный в частной собственности, и обеспечить тем самым необратимость реформ;

3)не допустить в ходе  передела собственности социальных  конфликтов, обеспечив определенный  баланс интересов;

В этих условиях приватизация по западной модели путем нормальной продажи государством своего имущество была невозможна. Главной же причиной было отсутствие в России крупных легальных капиталов .Дело в том, что частное предпринимательство в советский период носило нелегальный, «теневой» характер ,поэтому в стране отсутствовали законные частные капиталы ,достаточные для приобретения приватизируемых государственных активов. Иностранные инвесторы считали непомерно высокими политическими и коммерческими риски в России и не спешили активно участвовать в приватизации.

Перечисленные факторы обусловили характерные черты Российской модели приватизации:

1)директивный характер, который  обеспечивался путем установления  конкретных адресных заданий  по приватизации с разбивкой  по отраслям;

2)приоритет частной собственности;

3)широкие права трудовых  коллективов;

4)бесплатная раздача государственного собственности (или продажа как можно дешевле) на начальном этапе;

Массовая приватизация в  России в 90-у годы является одним  из крупнейших в мировой экономической  истории фактов перераспределения  собственности.

Всего за 1992-1997 гг. было приватизировано  около 127 тыс. хозяйственных объектов. Количество государственных предприятий  сократилось более чем в два  раза. Малая приватизация привела  к переходу в частную собственность  за указанный период 88,6% розничной  торговли и общественного питания.

В результате доля частного и полугосударственного (приватизированного) секторов в производстве ВВП в 1997г. Составила около 70%, в численности  занятых – 60,в объеме инвестиций -74%.

В процессе приватизации жилья  исходная идея заключалась в том, что жильцы, проживающие в арендуемых у государства квартирах, должны иметь возможность приобрести свою квартиру по крайне низкой цене или совсем бесплатно. Так как они и ранее были их фактическими владельцами.

Принятый в июле в июле 1991г. Закон о приватизации жилья устанавливал, что граждане России и их семьи, проживающие в государственных квартирах, могли по желанию приобрести законные права собственности на свою квартиру, включая право продать, сдать внаем или завещать свою квартиру. В ходе приватизации установленная законом минимальная норма передавалась бесплатно, а площадь сверх нормы – по умеренным ценам.

К концу 1994г. было приватизировано 10,4 млн. квартир (31% жилья, предназначенного для приватизации), в том числе  свыше 90% квартир было передано в  собственность бесплатно. К середине 1999г. в России было приватизировано  около 60% квартир.

Результаты приватизации в России представляются неоднозначными. К числу положительных результатов  следует отнести следующее:

1)ликвидированная абсолютная  монополия государственной собственности,  возникло многообразие форм собственности;

2)новый класс частных  собственников не только сформировался , но и превратился во влиятельную социальную и политическую силу;

3) возник российский фондовый  рынок;

4)созданы объективные  предпосылки для привлечения  в российскую экономику иностранных  инвестиций;

5)грандиозное по своим масштабам перераспределения собственности произошло без глубоких социальны потрясений.

Вместе с тем приватизация в России принесла и целый ряд  отрицательных результатов:

1)не сформировался «эффективный  собственник». В подавляющем большинстве  приватизированные предприятия  не имеют определенного собственника; на них возникло сложное переплетение  прав собственности между государством, директорским корпусом, трудовым коллективом и внешним инвесторами;

2)не произошло сколько-нибудь  заметного повышения экономической  эффективности приватизированных  предприятий. В переходной экономике  влияние формы собственности  на эффективность хозяйствования в конечном счете оказывается меньшим, чем воздействия государственной экономической политики в целом (налоговая, денежно – кредитная, валютная и др.). Только в отношениях мелких предприятий подтвердился тезис о больше эффективности частных предприятий по сравнению с государственными. Что касается средних и крупных предприятий, то успешное их функционирование в переходной экономике больше зависит от качества управления, а не от форм собственности. Контроль за управляющими со стороны частного собственника (зачастую – коммерческого банка) далеко не всегда является более эффективным, чем со стороны государства;

3)приватизация не выполнила  ни одной из своих главных  задач - привлечения крупных стратегических  инвесторов и крупных прямых  инвестиций. Российский частный  капитал в ходе приватизации  стремился по дешевке получить  государственную собственность,  зачастую не задумываясь о  перспективах ее дальнейшего  эффективного использования. Иностранные  же инвесторы или предпочитали  создавать предприятия заново, или  ограничивались в основном портфельными  инвестициями;

4)не оправдались надежды  на денежную приватизацию как  важный источник доходов государственного  бюджета;

5)произошло усиление социальной  дифференциации не только по  доходам. Но и по имуществу.  В скорее после завершения  массовой приватизации начался  активный процесс перераспределения  акций полученных работниками  предприятий на ваучерном этапе, в пользу директорского корпуса.

Приватизация в России на первом этапе (с 1 июля 1991года по 1 июля 1994г.) в большинстве случаев к  формальной смене собственника без  технического развития производства и  обращения к рыночным методам  управления. Более важным стало политическое значения слома в ходе приватизации прежнего механизма управления отраслями российской экономики, распада государственной монополии в экономике. Второй этап приватизации (уже реальной) требуется для того, чтобы произошла концентрация акций у многочисленного слоя лиц, чтобы сформировались конкретные группы, владеющие контрольным пакетом акций.

Сегодня необходимо выработать целостную программу реконструкций  российских предприятий.

Здесь наиболее важная проблема связанная с поиском инвестиций . Только через инвестиции можно всерьез поднять предприятия , тем более, что сама по себе приватизация подготовила их к этому .Таким образом , приватизация может стать действенным инструментом и структурной политики.

Для того, что бы приватизация стала реальной, нужно время. Тогда  будут реализованы и важнейшие  цели реформы. Например, цель пополнения доходов государственного бюджета. Для того, чтобы существенно пополнить бюджет, нужно изыскивать иные ресурсы, проводить эффективную фискальную (бюджетно-налоговую) политику.

Другая важная цель-это  повышения эффективности производства. Простая смена собственника не приведет автоматически к повышению эффективности. К этому может привести долговременный поиск эффективного собственника. Для  большинства предприятий нужен  не столько «хороший» собственник, сколько умелый менеджер.

В долгосрочном плане приватизация может способствовать росту эффективности, тогда как на сегодняшний день может оказаться, что затраты  нового собственника на приобретения предприятия будут им быстро восполняться, и вместо накопления капитала произойдет его вымывание, сокращение производственных ресурсов предприятия с целью  покрытия понесенных затрат.

В современном мире процесс  приватизации считается составной  частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. Успехи Российской Федерации на пути построения демократического, правового, экономически развитого государства  – равноправного партнера ведущих  держав мира оцениваются на международной  арене по целому комплексу индикаторов, среди которых важное место занимают показатели, связанные со становлением основ рыночной экономики, возникновением частной собственности и эффективных  собственников.

Экономическая реформа в  России (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере в разных временных потоках, с разной скоростью  и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходила быстро, последовательно  и стала самым ощутимым проявлением  изменений в экономике.

Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в российской экономической науке. Это обусловлено следующими причинами: необходимость осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; использованием приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ИТОГИ ПРИВАТИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИСКОЙ ФЕДИРАЦИИ.

2.1. Социально-экономические последствия приватизации в России

 

Как показала история, решения  о начале массовой российской приватизации в определенном смысле оказалось  вынужденным. Однако начало реформ в  сфере государственной собственности  было недостаточно подготовлено с точки  зрения формирования должных правовых и институциональных условий. Недостатки законодательной базы, неразвитость приватизационных институтов и процедур, фактическое отсутствие внешнего контроля создали возможности для многочисленных нарушений законности в ходе реализации конкретных приватизационных мероприятий, а также стали причиной целого ряда негативных социально-экономических  последствий.

Несмотря на то, что в  результате приватизации была решена задача изменения форм, собственности, сформировались новые рыночные институты (акционерные общества, рынок ценных бумаг, система институциональных  инвесторов, банки, страховые компании), а сами приватизационные мероприятия  прошли при относительном минимуме социальных конфликтов, многие стратегические цели приватизации достигнуты не были.

Анализ причин и последствий  недостаточной эффективности действий органов исполнительной власти в  достижении стратегических целей приватизации, а также исследование наиболее типичных фактов нарушения законности при  проведении приватизационных сделок позволили  Счетной палате разработать ряд  конкретных рекомендаций, направленных на совершенствование правовых и  институциональных основ приватизации, что является вкладом высшего  органа финансового контроля страны в решение общей задачи по наведению  порядка в сфере управления государственным имуществом. В 90-е годы уходящего столетия приватизация стала одним из наиболее значимых явлений проводимой в России экономической реформы. Экономическое и социальное значение приватизации состоит в том, чтобы путем передачи государственных предприятий в частные руки создать условия для развития частной собственности, конкурентной среды свободного рынка.

Поскольку избранная при  проведении экономической реформы  концепция "шоковой терапии" требовала  принятия быстрых решений, таковые  решения не всегда оказывались согласованными, если в себе противоречия, что и  порождало сложную, неоднозначную  оценку процесса приватизации со стороны  общественности. Усугублялось положение  тем, что не всегда верными оказывались  избранные правовые способы решения  проблем перевода предприятий, имущества  из режима государственной собственности  в собственность частную, нередки  были случаи злоупотреблений как  результата юридического несовершенства нормативной базы приватизации.

Информация о работе Приватизация и социально-экономические последствия, преобразование отношений собственности в России