Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:04, курсовая работа
Цель исследования - изучение особенностей преобразования отношений собственности в транзитивной экономике 1990-х годов, проанализировать и обобщить накопленный опыт приватизации, рассмотреть перспективы приватизации в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить экономическое содержание процесса приватизации;
Введение 3
Глава 1. Приватизация: сущность, формы, способы и концепции 7
1.1 Сущность приватизационных процессов 7
1.2 Концепции приватизации 12
1.3. Формы и способы приватизации 15
1.4. Особенности приватизации в России 17
Глава 2. Итоги приватизационных процессов в Российской Федерации 24
2.1. Социально-экономические последствия приватизации в России 24
2.2 Оценки и уроки приватизации в Российской Федерации 29
Заключение 33
Список использованной литературы
2)Ваучерный (чековый) этап происходил с 1992г. До 30 июня 1994 г. Основными содержанием его было преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа и первоначальное распределения акций между трудовым коллективом и государством. Одновременно происходило продажа малых предприятий по конкурсу и на аукционе. В рассматриваемый период было приватизировано около 1000 тыс. предприятий во всех отраслях народного хозяйства, из них 20 тыс. – крупных, что составляло 17% промышленного потенциала России. Трудовые коллективы на ваучерном этапе получили огромные льготы, что привело к установлению их контроля над 75%приватизированных предприятий.
3)Денежный этап приватизации продолжается с 1 июля 1994г. Его отличительная черта – продажа как самих предприятий ( с аукциона и по конкурсу), так и акций акционированных в ходе приватизации предприятий за деньги. Специфическим методом приватизации в 1995-1996гг. стали залоговые аукционы, когда государственных пакеты акций отдельных предприятий передавались в доверительной управление на определенный период банками, предложившем наиболее крупным кредиты с целью финансирования дефицита госбюджета. В случае непогашения государством кредитов банк получал право продать или сохранить в своей собственности залоговые пакеты акций. С 1997г. Приватизация проводится не по массовым стандартным схемам, а по индивидуальным проектам, причем упор делается на переход в частную собственность не целых предприятий, а имущественных долей государства в них.
В начале рыночных преобразований реформаторы стремились решить три задачи:
1)в вести процесс
2)провести приватизацию как можно быстрее, с тем чтобы создать общественный слой, заинтересованный в частной собственности, и обеспечить тем самым необратимость реформ;
3)не допустить в ходе
передела собственности
В этих условиях приватизация по западной модели путем нормальной продажи государством своего имущество была невозможна. Главной же причиной было отсутствие в России крупных легальных капиталов .Дело в том, что частное предпринимательство в советский период носило нелегальный, «теневой» характер ,поэтому в стране отсутствовали законные частные капиталы ,достаточные для приобретения приватизируемых государственных активов. Иностранные инвесторы считали непомерно высокими политическими и коммерческими риски в России и не спешили активно участвовать в приватизации.
Перечисленные факторы обусловили характерные черты Российской модели приватизации:
1)директивный характер, который
обеспечивался путем
2)приоритет частной
3)широкие права трудовых коллективов;
4)бесплатная раздача
Массовая приватизация в России в 90-у годы является одним из крупнейших в мировой экономической истории фактов перераспределения собственности.
Всего за 1992-1997 гг. было приватизировано около 127 тыс. хозяйственных объектов. Количество государственных предприятий сократилось более чем в два раза. Малая приватизация привела к переходу в частную собственность за указанный период 88,6% розничной торговли и общественного питания.
В результате доля частного и полугосударственного (приватизированного) секторов в производстве ВВП в 1997г. Составила около 70%, в численности занятых – 60,в объеме инвестиций -74%.
В процессе приватизации жилья исходная идея заключалась в том, что жильцы, проживающие в арендуемых у государства квартирах, должны иметь возможность приобрести свою квартиру по крайне низкой цене или совсем бесплатно. Так как они и ранее были их фактическими владельцами.
Принятый в июле в июле 1991г. Закон о приватизации жилья устанавливал, что граждане России и их семьи, проживающие в государственных квартирах, могли по желанию приобрести законные права собственности на свою квартиру, включая право продать, сдать внаем или завещать свою квартиру. В ходе приватизации установленная законом минимальная норма передавалась бесплатно, а площадь сверх нормы – по умеренным ценам.
К концу 1994г. было приватизировано 10,4 млн. квартир (31% жилья, предназначенного для приватизации), в том числе свыше 90% квартир было передано в собственность бесплатно. К середине 1999г. в России было приватизировано около 60% квартир.
Результаты приватизации
в России представляются неоднозначными.
К числу положительных
1)ликвидированная абсолютная
монополия государственной
2)новый класс частных
собственников не только
3) возник российский фондовый рынок;
4)созданы объективные
предпосылки для привлечения
в российскую экономику
5)грандиозное по своим масштабам перераспределения собственности произошло без глубоких социальны потрясений.
Вместе с тем приватизация в России принесла и целый ряд отрицательных результатов:
1)не сформировался «
2)не произошло сколько-нибудь
заметного повышения
3)приватизация не выполнила
ни одной из своих главных
задач - привлечения крупных
4)не оправдались надежды
на денежную приватизацию как
важный источник доходов
5)произошло усиление
Приватизация в России на первом этапе (с 1 июля 1991года по 1 июля 1994г.) в большинстве случаев к формальной смене собственника без технического развития производства и обращения к рыночным методам управления. Более важным стало политическое значения слома в ходе приватизации прежнего механизма управления отраслями российской экономики, распада государственной монополии в экономике. Второй этап приватизации (уже реальной) требуется для того, чтобы произошла концентрация акций у многочисленного слоя лиц, чтобы сформировались конкретные группы, владеющие контрольным пакетом акций.
Сегодня необходимо выработать
целостную программу
Здесь наиболее важная проблема связанная с поиском инвестиций . Только через инвестиции можно всерьез поднять предприятия , тем более, что сама по себе приватизация подготовила их к этому .Таким образом , приватизация может стать действенным инструментом и структурной политики.
Для того, что бы приватизация стала реальной, нужно время. Тогда будут реализованы и важнейшие цели реформы. Например, цель пополнения доходов государственного бюджета. Для того, чтобы существенно пополнить бюджет, нужно изыскивать иные ресурсы, проводить эффективную фискальную (бюджетно-налоговую) политику.
Другая важная цель-это
повышения эффективности
В долгосрочном плане приватизация может способствовать росту эффективности, тогда как на сегодняшний день может оказаться, что затраты нового собственника на приобретения предприятия будут им быстро восполняться, и вместо накопления капитала произойдет его вымывание, сокращение производственных ресурсов предприятия с целью покрытия понесенных затрат.
В современном мире процесс
приватизации считается составной
частью институциональных изменений,
сопровождающих демократические реформы.
Успехи Российской Федерации на пути
построения демократического, правового,
экономически развитого государства
– равноправного партнера ведущих
держав мира оцениваются на международной
арене по целому комплексу индикаторов,
среди которых важное место занимают
показатели, связанные со становлением
основ рыночной экономики, возникновением
частной собственности и
Экономическая реформа в
России (структурная, ценовая, финансовая)
проводится в каждой сфере в разных
временных потоках, с разной скоростью
и интенсивностью. Приватизация государственного
и муниципального имущества, являющаяся
сердцевиной экономической
Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в российской экономической науке. Это обусловлено следующими причинами: необходимость осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; использованием приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.
Как показала история, решения
о начале массовой российской приватизации
в определенном смысле оказалось
вынужденным. Однако начало реформ в
сфере государственной
Несмотря на то, что в результате приватизации была решена задача изменения форм, собственности, сформировались новые рыночные институты (акционерные общества, рынок ценных бумаг, система институциональных инвесторов, банки, страховые компании), а сами приватизационные мероприятия прошли при относительном минимуме социальных конфликтов, многие стратегические цели приватизации достигнуты не были.
Анализ причин и последствий
недостаточной эффективности
Поскольку избранная при проведении экономической реформы концепция "шоковой терапии" требовала принятия быстрых решений, таковые решения не всегда оказывались согласованными, если в себе противоречия, что и порождало сложную, неоднозначную оценку процесса приватизации со стороны общественности. Усугублялось положение тем, что не всегда верными оказывались избранные правовые способы решения проблем перевода предприятий, имущества из режима государственной собственности в собственность частную, нередки были случаи злоупотреблений как результата юридического несовершенства нормативной базы приватизации.