Приватизация и социально-экономические последствия, преобразование отношений собственности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение особенностей преобразования отношений собственности в транзитивной экономике 1990-х годов, проанализировать и обобщить накопленный опыт приватизации, рассмотреть перспективы приватизации в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить экономическое содержание процесса приватизации;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Приватизация: сущность, формы, способы и концепции 7
1.1 Сущность приватизационных процессов 7
1.2 Концепции приватизации 12
1.3. Формы и способы приватизации 15
1.4. Особенности приватизации в России 17
Глава 2. Итоги приватизационных процессов в Российской Федерации 24
2.1. Социально-экономические последствия приватизации в России 24
2.2 Оценки и уроки приватизации в Российской Федерации 29
Заключение 33
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

приватизация микроэк-ка.docx

— 68.99 Кб (Скачать файл)

В общественном сознании, к  сожалению, главным образом на первом плане оказались недостатки, вызванные  быстрыми темпами проведения приватизации (как было принято говорить —  обвальной приватизации) и, как правило, в тени оставались достоинства этого  сложного процесса, например, то, что  оказалась созданной система  законодательства, регулирующего весьма своеобразные и неоднозначные отношения  по поводу денационализации государственного имущества, а также то обстоятельство, что именно благодаря этой нормативной системе оказалось возможным осуществить сложнейший процесс в весьма сжатые сроки.

Однако неизбежные недостатки, обусловленные масштабным перераспределением собственности, не умаляют главного достоинства такого социального  феномена, каковым явилась приватизация государственного имущества в России в 90-е годы.

Выделение приватизации и  приватизационного права в качестве системы нормативного регулирования  специфических (приватизационных) правоотношений произошло в лоне гражданского права  в связи с необходимостью проведения масштабной акции по изменению режима публичной собственности и передачи последней в собственность частную.

Правительство сформулировало новую цель на современном этапе  приватизации — кардинальное повышение  эффективности функционирования предприятий  и народнохозяйственного комплекса  в целом.

Анализ  организации приватизационного  процесса в российской экономике  показывает ряд присущих ей черт, носящих  как позитивный, так и негативный характер. Основными негативными  чертами являются следующие:

  1. Единообразие способов приватизации для предприятий различных отраслей, объединяемых по величине стоимости основных фондов и численности трудовых коллективов. Отраслевые особенности приватизации были сведены к порядку согласования планов приватизации предприятий с министерствами (ведомствами) и ограничению акционирования первым вариантом с выпуском "золотой акции".
  2. Игнорирование региональных особенностей приватизации. Различия в темпах и способах приватизации в регионах были обусловлены скорее действиями местных властей, выходящих за рамки своей компетентности.

Позитивные черты:

  1. Преимущественно бесплатный (или за символическую плату) способ передачи собственности. Его организационная форма – введение системы приватизационных чеков на предъявителя.
  2. Переход государственного имущества в частную собственность, что позволяет приобретателю пользоваться имуществом по своему усмотрению.
  3. Административное установление высоких "заданий" по срокам и объемам приватизации.

Внеэкономическое  принуждение в процессе приватизации породило появление проблем, не решенных в рамках ее начального этапа. Среди  них – порядок использования  и финансирования объектов социально-культурного  значения, условия закрепления и  продажи пользователям земельных  участков и недвижимости.

Многие  элементы приватизационного механизма  начального этапа сохраняются и  в модели послечековой приватизации. Это – перечень и критерии применения способов приватизации, списки приоритетных сфер приватизации, функции государственных органов. Основное же отличие заключается в переходе к денежной приватизации и инвестиционным конкурсам.

Процесс приватизации предприятий  обеспечивает следующие институты: комитеты по управлению имуществом и  фонды имущества различных уровней; инвестиционные фонды и инвестиционные компании; консалтинговые фирмы; фондовые биржи и брокерские фирмы; компании-организаторы аукционов, инвестиционных торгов, тендеров.

Выработка общей стратегии  приватизационных мероприятий стала  исходным пунктом для конкретных решений о способах, темпе, очередности  приватизации и методах оценки имущества.

Процесс приватизации нуждается  в поддержке на двух уровнях: всего  общества и трудового коллектива конкретного предприятия. Недостаточная  пропаганда идей приватизации привела  к тому, что у значительной части  как специалистов, так и населения  в целом сформировался негативный образ приватизационного процесса. Хотя в действующей модели приватизации превалировали способы, формально  ориентированные на уравнительную  справедливость ("чековая приватизация").

Передача собственности  на государственное имущество сложившимся  коллективам предприятий несовместима с рыночным механизмом отбора покупателей, как мелких, так и стратегических. Поэтому в схеме приватизации, реализуемой через аренду с выкупом  государственного имущества, закрепляется нерыночный результат – долговременная консервация прямого соединения собственников с имуществом. В  основе выбора именно этого способа  лежит критерий не эффективности (или  массовости), а приоритета трудового  коллектива.

Основным способом приватизации (в начале этого процесса) являлась продажа имущества предприятий  по конкурсу или на аукционе.

Преобразование предприятий  в открытые акционерные общества стало набирать темпы со второй половины 1992 г. и стало в России наиболее распространенной формой перехода к  приватизации предприятий. В соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных  предприятий в Российской Федерации  все предприятия, имеющие по состоянию  на 1 января 1994 г. балансовую стоимость  основных фондов свыше 20 млн. рублей, могут  быть (по желанию трудового коллектива) приватизированы путем преобразования в открытые акционерные общества.

Приватизация муниципального имущества по количественным показателям  наиболее активно проходила в 1993 г. Способом приватизации объектов муниципальной  собственности преимущественно  является продажа на открытых аукционных торгах и выкуп арендованного  имущества. Для приватизации муниципальных  предприятий характерен и большой  удельный вес средств, поступающих  от продажи на аукционе, по конкурсу по сравнению со средствами, поступающими от продажи акций.

Одной из форм становится так  называемая "парциальная" приватизация, предлагаемая многими комитетами имущества  на местах. Государственное (муниципальное) предприятие в таком случае ликвидируется, а имущество вносится в качестве вклада во вновь создаваемое акционерное  общество, обычно закрытого типа. Другими  участниками данного общества становятся члены трудового коллектива и  сторонний инвестор (вкладчик). К  развитию подобных способов приватизации подталкивает и сложная ситуация, складывающаяся с приватизацией  недвижимости в городах.

Новым способом приватизации, оговоренным впервые в Государственной  программе приватизации становится банкротство государственных и муниципальных предприятий. На этапе денежной приватизации передача обанкротившегося предприятия кредиторам превращается в одну из форм приватизации с привлечением инвестора. Однако банкротство как способ приватизации не получит в России широкого распространения. Оно будет применено для 700-800 средних предприятий, включая их переход в руки кредиторов. Управления по делам о несостоятельности (банкротстве) будут заниматься предотвращением банкротств тех государственных предприятий и акционерных обществ, где высока государственная доля в уставном капитале.

 

2.2 Оценки и уроки приватизации в Российской Федерации

 

Положительная оценка приватизации связана, главным образом, с системной  трансформацией экономического строя  России, в том числе с устранением  монополии госсобственности в стране и формированием основы многоукладной  экономики. Важными результатом  является также то, что приватизационные программы реализованы в целом  без социальных потрясений, с обеспечением минимально необходимых предпосылок  для включения субъектов развивающегося отечественного рынка в мировые  хозяйственные связи.

О появлении тенденции улучшения  функционирования приватизированных  предприятий по сравнению с неприватизированными говорят некоторые показатели. В частности, по выборочным обследованиям, существенно возрос в сфере услуг удельный показатель эффективности, то есть объем выручки с 1 кв. м площади (коэффициент использования площади); в ряде отраслей добывающей промышленности увеличилась извлекаемость сырья.

Очевидно, что эффективность работы любой компании связана не столько  с видами собственности, сколько  с компетентностью управления, и  с условиями макросреды, в которой  она функционирует. До настоящего времени  все еще нет принципиальных различий в результатах деятельности большинства  государственных и частных акционерных  предприятий, поскольку отсутствует  реальная ответственность менеджмента  за результаты деятельности и в тех, и в других. Среда, в которой действуют оба типа предприятий, также меняется очень медленно и остается далеко не идеальной.

Для процесса приватизации, проводимого  в нашей стране можно отметить несколько характерных особенностей, присущих только ему:

  1. Приватизация проводилась не столько по Законам, сколько по Указам президента и ведомственным нормативным документам Госкомимущества (которые даже не всегда направлялись в Минюст для регистрации).
  2. Для предприятий госсектора были разработаны типовые стандарты процедур приватизации, однако широко применялись "индивидуальные процедуры приватизации", вводимые местными органами власти (т.е. незаконные).
  3. Составлялись ежегодные государственные программы приватизации, но включение в эти программы адресных заданий означало выбор лучших предприятий и их форсированный передел.
  4. Из-за отсутствия финансовых средств у населения, осуществлялась бесплатная раздача государственной собственности и продажа ее по минимальным ценам, главным образом, в интересах директоров и государственных чиновников.
  5. При выборе модели ускоренной массовой приватизации главенствовала текущая политическая целесообразность, а не экономическая разумность.

Фактически устанавливалось господство частной собственности в условиях неполноценной среды ее функционирования и неблагоприятных макроэкономических условиях. При этом внешняя открытость национальной экономики, вместо фактора  развития рыночной экономики, оказывала  не стимулирующее, а скорее угнетающее и разрушающее воздействие.

Таким образом, при ощутимом политическом результате (возникли слои мелких и  крупных собственников) экономически приватизация в России оказалась  малоэффективной. Очевидно, что вместо форсирования этого процесса, было необходимо налаживать действенное  управление остававшейся государственной  собственностью.

В современных условиях, в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ" изменены порядок  принятия решений о приватизации, расширены права Правительства  РФ. Приватизация крупных предприятий  и продажа акций из государственного пакета будет проводиться после  тщательной предпродажной подготовки.

Естественно, что приватизация в  нашей стране повлияла и на занятость  населения и рынок труда. Оценивая это влияние приватизации необходимо отметить, что в России был избран вариант такой реформы, который  не должен был привести к резкому  росту безработицы, и жесткая  санация, массовое банкротство предприятий  были отложены из-за реальной опасности  социальной катастрофы. На приватизированных  предприятиях директора избегали проводить  в рамках структурной реорганизации  и оздоровления хозяйственной деятельности сокращение персонала. Оно проводилось  до середины 90-х годов лишь в очень  ограниченных масштабах и коснулось, прежде всего, инженерно-технических  работников, могущих серьезно противостоять  директорскому корпусу, а не рядовых  работников.

Однако слабость программ в области  регулирования рынка труда в  условиях экономической либерализации, отсутствие хорошо налаженной системы  профессиональной переподготовки кадров и перепрофилирования производства привели к тому, что в определенный момент времени, главной чертой российского  рынка труда стало преобладание латентной безработицы. Структурная  перестройка экономики привела  к расширению масштабов безработицы, наблюдается и рост ее средней  продолжительности.

Одна из негативных сторон латентной  безработицы состоит в том, что  скрытые формы безработицы позволяют  Правительству Российской Федерации  выводить за рамки системы социальной помощи, социальной защиты огромное число  не полностью занятых граждан.

Особенно неблагоприятная ситуация с безработицей наблюдалась в  группах людей с высоким уровнем  образования - специалистов и научных  работников. Среди них не только высок уровень безработицы, но они к тому же обладают лишь относительно ограниченными возможностями устроиться на новую работу по специальности.

Принимая во внимание, что для  России и до реформ был характерен невысокий уровень жизни как  следствие низких доходов населения, именно рост безработицы как результат  приватизации в совокупности с падением доходов и жизненного уровня особенно опасен для стабильности социально-политического  положения в стране.

Информация о работе Приватизация и социально-экономические последствия, преобразование отношений собственности в России