Проблема бедности и социальная защита населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:28, курсовая работа

Краткое описание

При переходе к рыночным отношениям страны с переходной экономикой, в том числе и Беларусь, столкнулись с проблемами бедности, безработицы и т.п. Появилась потребность в пересмотре социальной защиты в целом, а социальная политика стала главным приоритетом государства с целью обеспечения достойного уровня и качества жизни каждого гражданина. Так, в Республике Беларусь наряду с необходимостью решения проблем реформирования системы социальной защиты, обострились проблемы финансирования обязательств государства по пенсиям и социальной помощи.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ччч.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

2. По способу управления. Социальное страхование должно  управляться на принципах социального  партнерства, т.е. и представители  застрахованных, и страхователей  должны участвовать в управлении  системой. Управление государственной социальной помощью осуществляют соответствующими государственными органами.

3. По основаниям предоставления. Обеспечение по социальному страхованию  не зависит от уровня доходов  застрахованного лица и предоставляется  при наступлении страхового случая. Социальная же помощь предоставляется только тем гражданам, которые имеют доход ниже прожиточного минимума.

Классификация форм социальной защиты:

1. В зависимости от  роли субъекта получателя. Социальная  защита может быть активной  и пассивной. Активная социальная защита предполагает активную позицию субъекта получателя, напр., в виде трудоустройства. Если не удается чела трудоустроить, то назначается пособие по безработице.

2. По способу учета  и компенсации социального риска.  Социальная защита может быть страховой и нестраховой. К страховым формам можно отнести обязательное государственное страхование некоторых категорий населения (судьи, прокуроры) и некоторые виды коммерческого страхования. Не страховые формы: социальная помощь, социальная поддержка, это те формы, где не осуществляется предварительная оценка, учет, выявление социального риска.

3. По субъектному составу:  государственная, муниципальная,  корпоративная, социально-партнерская  (паритетная) и общественная, осуществляемая  через общественные объединения, благотворительные организации.

4. В зависимости от  основания предоставления: договорные  и недоговорные формы социальной  защиты, последние возникают в  силу закона.

5. В зависимости от  степени охвата субъектов получателей:  общие (распространяются на всех граждан без исключения, напр., защита от чрезвычайных ситуаций); специальные (категориальные, они предоставляются определенным категориям населения, которые выделяют по профессиональному, территориальному или иным признакам); исключительные (предоставляются на основании специальных нормативных актов, тем категориям населения, которые попадают в экстраординарные обстоятельства, требующие исключительных мер, напр., защита чернобыльцев, защита беженцев, вынужденных переселенцев и т.д.).

Экономические источники социальной защиты:

- средства налогоплательщиков (государственный бюджет);

- страховые средства  работодателей и работников;

- общественная и частная  благотворительность.[1, стр.36-44]

Итак, социальная защита – это система мер государства для обеспечения социальных прав человека в ситуации социального риска (беременность, материнство, болезнь, инвалидность, старость, безработица, потеря кормильца, ЧС и т.д.). Важнейшей задачей социальной политики является адресная социальная поддержка со стороны государства слабозащищенных слоев, которые имеют право на социальную помощь. Кроме того, чтобы определить количество бедных используется черта бедности, в РБ такой чертой является бюджет прожиточного минимума – это критический уровень жизни, который правительство должно гарантировать своим гражданам.

 

3. Особенности  социальной защиты населения  в Республике Беларусь.

 

В Республике Беларусь целью  социальной политики является обеспечение  устойчивого роста уровня и качества жизни населения и сокращение бедности. В процессе трансформационного перехода по сравнению со многими другими странами, вставшими на путь рыночных преобразований, Беларуси удалось не допустить значительных негативных явлений в социальной сфере, связанных с безработицей, резким расслоением населения по уровню доходов, снижением доступности услуг здравоохранения и образования и др.

В рамках выбранной страной  социально ориентированной рыночной модели отношений правительство  стремится решить задачи, направленные на:

  • создание экономических и правовых условий для повышения трудовой активности, развития деловой инициативы трудоспособного населения;
  • улучшение демографической ситуации с целью расширенного воспроизводства населения страны; достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни населения;
  • обеспечение конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
  • защиту прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям, молодежи, инвалидам.

 Активная социальная политика и очевидные успехи в экономике позволили Беларуси занять согласно данным, рассчитываемым ООН, самое высокое место среди стран СНГ по индексу человеческого развития, учитывающему уровень жизни населения, его образованность и продолжительность жизни.

Государство рассматривает  социальное партнерство как важнейший  механизм регулирования трудовых отношений  и денежных доходов населения. На принципах такого партнерства и  взаимодействия сторон (статья 14 Конституции), которые отвечают международным правилам, осуществляется взаимодействие профсоюзов, нанимателей и государственных органов управления.

Состав сторон и их представителей, а также порядок  переговоров на разных уровнях и  стадиях социального партнерства  определяются с учетом особенностей отрасли и региона.

Представителями сторон, выражающими их интересы, являются:

от имени работников — органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, или иные организации, представляющие интересы работников;

от имени нанимателей  — руководители предприятий и  организаций независимо от формы  собственности или другие уполномоченные лица; полномочные органы объединений нанимателей, иные уполномоченные нанимателями органы;

от имени государства  — Совет Министров, уполномоченные им органы государственного управления, а также органы государственной  власти на местах (область, город, район).

Соглашения заключаются  на республиканском (Генеральное соглашение), отраслевом (тарифное соглашение) и  местном (коллективные договоры) уровнях. На обсуждение выносятся преимущественно  следующие вопросы:

 1. механизм регулирования оплаты труда и ее размер, индексация доходов населения;

 2. улучшение условий охраны труда, экологическая безопасность; продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпуска;

3. занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

4. социальная защита — пенсионное обеспечение, помощь безработным, инвалидам и малообеспеченным слоям населения;

5. организация взаимоотношений между представителями нанимателей и работников.

В республике создан и  функционирует Национальный совет  по трудовым и социальным вопросам. В областях, отраслях, городах и районах действуют согласительные комиссии по трудовым и социальным вопросам, на предприятиях — комиссии по коллективным переговорам. Урегулированием коллективных трудовых конфликтов занимается Республиканский трудовой арбитраж. Гарантом соблюдения конституционных прав социальных партнеров является Конституционный суд Республики Беларусь.

Политика в области  регулирования доходов населения  и оплаты труда направлена на последовательное приближение государственных социальных гарантий к бюджету прожиточного минимума, а затем — к минимальному потребительскому бюджету за счет расширения сферы действия программ социальной защиты, усиления адресной помощи беднейшим слоям.

Основные положения, задачи и подходы к совершенствованию оплаты труда в отраслях народного хозяйства были заложены в Концепции реформы оплаты труда, одобренной Советом Министров в октябре 1991 г. С января 1992 г. введены в действие Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь и рекомендации по ее применению, которые постоянно совершенствуются. С введением Единой тарифной сетки учреждения и организации социальных отраслей бюджетной сферы и предприятия внебюджетного сектора экономики были поставлены в равные условия по ставкам (окладам) оплаты труда специалистов.

В основу механизма управления заработной платой положен также  принцип сочетания государственного и договорного регулирования. Это  содействовало решению проблемы экономического стимулирования хозяйствующих  субъектов в наращивании объемов производства, повышению ответственности руководителей министерств, других органов управления за поддержание заработной платы на должном уровне и ее своевременную выплату.

Предусмотренная законом  минимальная продолжительность  оплачиваемого отпуска составляет 24 дня при пятидневной рабочей неделе. Государственное социальное страхование распространяется на всех работников.

В настоящее время  вопросы найма и увольнения, режима труда и отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, вопросы социального развития коллектива регулируются также коллективным договором и индивидуальными трудовыми договорами (контрактами) с работниками, которые, в свою очередь, регулируются государственным законодательством.

Целью законодательной  базы Республики Беларусь по социальной защите являются недопущение снижения жизненного уровня населения, и, прежде всего, наименее защищенных категорий (пенсионеров по возрасту, инвалидов, многодетных и неполных семей), повышение эффективности социальных программ и рациональное использование выделяемых государством средств на защиту населения.[21]

Основополагающую роль в социальной политике играет закон  Республики Беларусь «Об основах  государственного социального страхования» (1995 г.), в котором закреплена система  государственного социального страхования как основная форма социального обеспечения граждан. В ней определено место пенсий и пособий.[5]

К базисным для социальной сферы относится также закон  «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» (1999 г.), который устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума, его использования при формировании и реализации государственной политики регулирования уровня жизни, а также при осуществлении мер социальной защиты населения.

Законом Республики Беларусь «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» установлена правовая основа определения прожиточного минимума и его использования. Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную величину минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам, и ежеквартально утверждается постановлением Совета Министров Республики Беларусь.[7]

Бюджет прожиточного минимума как социальный норматив используется для анализа и прогнозирования  уровня жизни населения; оказания государственной  социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям); обоснования минимальных  государственных социально-трудовых гарантий.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2008 г. № 1628 утверждены следующие  размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и  по основным социально-демографическим  группам в ценах сентября 2008 г. в расчете на один месяц на период с 1 ноября 2008 г. по 31 января 2009 г.:

в среднем на душу населения  – 223660 руб.;

для трудоспособного  населения – 245270 руб.;

для пенсионеров – 195780 руб.;

для студентов – 233870 руб.;

для детей в возрасте от 3 до 16 лет – 265100 руб.;

для детей в возрасте до 3 лет – 191470 руб.

 Структура бюджета  прожиточного минимума в среднем  на душу населения в ценах  сентября 2008 года по статьям расходов:

продукты питания – 53,3 %;

плата за пользование  жилым помещением и коммунальные услуги – 15,9 %;

предметы гардероба  – 15,5 %;

бытовые и транспортные услуги – 6,9 %;

товары бытового и  хозяйственного назначения – 3,2 %;

взносы и платежи  – 3,0 %;

предметы первой необходимости, санитарии и лекарства – 2,0 %

На социальное обеспечение, помимо ассигнований из государственного бюджета, направляются ресурсы внебюджетного Фонда социальной защиты населения, который формируется за счет взносов на государственное социальное страхование (35% от фонда оплаты труда для нанимателей и 1% от индивидуальной заработной платы работающих граждан).[18]

Законом Республики Беларусь «О формировании и использовании  минимального потребительского бюджета» установлена правовая основа определения  и использования минимального потребительского бюджета. Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Минимальные потребительские бюджеты утверждаются ежеквартально постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в ценах последнего месяца квартала для 18 социально-демографических групп населения.

Минимальный потребительский  бюджет применяется как социальный норматив для прогнозирования изменений уровня жизни населения; усиления социальной поддержки нуждающихся граждан; формирования системы народнохозяйственных пропорций и приоритетов, обеспечивающих поэтапное приближение потребления граждан к научно обоснованному уровню.

В настоящее время  среднедушевой минимальный потребительский  бюджет семьи их четырех человек  служит основой для определения  права граждан на получение льготных кредитов и субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.[6]

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2008 г. № 143 утверждены следующие размеры среднедушевых минимальных потребительских бюджетов в ценах сентября 2008 г. на период с 1 ноября 2008 г. по 31 января 2009 г.:

семьи из 4-х человек – 346190 руб.;

мужчины трудоспособного  возраста – 416800 руб.;

женщины трудоспособного  возраста – 420560 руб.;

молодой семьи с двумя  детьми – 327200 руб.;

Информация о работе Проблема бедности и социальная защита населения