Проблема бедности и социальная защита населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:28, курсовая работа

Краткое описание

При переходе к рыночным отношениям страны с переходной экономикой, в том числе и Беларусь, столкнулись с проблемами бедности, безработицы и т.п. Появилась потребность в пересмотре социальной защиты в целом, а социальная политика стала главным приоритетом государства с целью обеспечения достойного уровня и качества жизни каждого гражданина. Так, в Республике Беларусь наряду с необходимостью решения проблем реформирования системы социальной защиты, обострились проблемы финансирования обязательств государства по пенсиям и социальной помощи.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ччч.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

молодой семьи с одним  ребенком – 365990 руб.;

семьи пенсионеров – 303080 руб.;

мужчины пенсионера – 341190 руб.;

женщины пенсионерки  – 340790 руб.;

студента – 299360 руб.;

студентки – 302430 руб.;

девочки в возрасте до 3-х лет – 273440 руб.;

мальчика в возрасте до 3-х лет – 271270 руб.;

девочки в возрасте от 3-х до 6-ти лет – 332340 руб.;

мальчика в возрасте от 3-х до 6-ти лет – 334950 руб.;

девочки в возрасте от 6-ти до 14-ти лет – 352940 руб.;

мальчика в возрасте от 6-ти до 14-ти лет – 344220 руб.;

девушки в возрасте от 14-ти до 18-ти лет – 396480 руб.;

юноши в возрасте от 14-ти до 18-ти лет – 405130 руб.

 Структура среднедушевого  минимального потребительского  бюджета семьи из 4-х человек  в ценах сентября 2008 года по  статьям расходов:

продукты питания – 51,0 %;

одежда, белье, обувь – 18,5 %;

пользование жилым помещением и коммунальные услуги – 11,1 %;

бытовые услуги, транспорт, связь – 7,3 %;

предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения – 6,2 %;

культурно-просветительные  мероприятия и отдых – 2,3 %;

взносы и платежи  – 1,9 %;

предметы санитарии, гигиены, лекарства – 1,7 %.[7]

Основными статьями распределения  бюджета этого фонда являются пенсии (на их долю приходится 77% в структуре  расходов) и социальные пособия (15,6%).

В республике пенсионерами являются более 2,6 млн. человек, что  составляет около 26,3% населения. Законом  «О пенсионном обеспечении» (1992 г.) установлены основные виды государственных пенсий: трудовые и социальные.

Право на трудовую пенсию имеют лица, занятые общественно  полезным трудом или иной деятельностью, засчитываемой в стаж работы, а  также некоторые другие граждане.

Пенсии по возрасту получают более 80% получателей трудовых пенсий.

Право на пенсию по возрасту на общих основаниях имеют мужчины  по достижении 60 лет и при стаже  работы не менее 25 лет; женщины –  по достижении 55 лет и при стаже  работы не менее 20 лет.

В республике существует система досрочных пенсий для  лиц, проработавших определенное время  в неблагоприятной производственной среде, а также для работников некоторых других профессиональных категорий.

Социальные пенсии назначаются  гражданам, которые не получают трудовой пенсии: инвалидам, в т. ч. инвалидам с детства, лицам, достигшим пенсионного возраста; детям — в случае потери кормильца.[8]

Для повышения эффективности  мер по социальной защите инвалидов  принят закон «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» (1991 г., новая редакция – 2000 г.)[4]

По социально-правовым основаниям обеспечения в Беларуси выделяются следующие важнейшие  виды пособий: по временной нетрудоспособности; семьям, воспитывающим детей; по безработице; на погребение.

Пособие по временной  нетрудоспособности обеспечивает материальную поддержку граждан, которые по различным  причинам временно утратили возможность  трудиться, получать заработную плату  или иной трудовой доход. На эту статью в 2001 г. приходилось 8,1% в расходах Фонда социальной защиты населения.

Пособиями по временной  нетрудоспособности обеспечиваются лица, на которых в соответствии с законодательством  распространяется государственное  социальное страхование.

Пособия семьям, воспитывающим  детей, имеют целью социальную защиту семьи, укрепление ее положения в обществе, охрану материнства и детства. В 2001 г. около 45% детей получали государственные пособия. Для этих пособий характерен «коллективный» получатель, которым выступает семья.

В соответствии с законом «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», назначаются следующие виды пособий:

  • по беременности и родам; в связи с рождением ребенка;
  • матери, ставшей на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности;
  • пособие и отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, причем период ухода за ребенком зачисляется в непрерывный трудовой стаж;
  • пособие на детей в возрасте от 3 до 16 (18) лет, размер его устанавливается в процентах к бюджету прожиточного минимума в среднем на душу населения и зависит от совокупного ежемесячного дохода семьи;
  • пособия по уходу за больными детьми и детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, в т. ч. пособия на детей, ВИЧ-инфицированных или больных СПИДом;
  • выплачиваются надбавки к государственным пособиям на детей, рожденных вне брака, воспитываемых одним родителем в случаях, установленных законодательством, а также на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.

Работающие беременные женщины имеют отпуск по беременности и родам продолжительностью 126 календарных дней, а в случаях осложненных родов или рождения двух и более детей – соответственно 140 и 160 дней. В период такого отпуска пособия выплачиваются работающим женщинам, женщинам, обучающимся с отрывом от производства, а также женщинам, признанным в установленном порядке безработными.

Пособие по безработице  гарантируется и регулируется законом  о занятости населения.

Правом на пособие  пользуются безработные, к которым  относятся трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины  до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно проживающие на территории республики, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости. Пособие не облагается налогами и подлежит индексации в установленном порядке.[9]

Удельный вес бедного  населения в Беларуси снизился с 41,9% в 2000 году до 12,7% в 2005-м при сокращении его абсолютной численности более  чем на 2,9 млн. человек. Такие данные содержатся в итоговом документе совместного проекта правительства Беларуси и ПРООН "Содействие в подготовке основных направлений по предотвращению бедности в Республике Беларусь".

Основным источником информации для измерения бедности в ходе реализации проекта выступили выборочные обследования домашних хозяйств. Обследованием было охвачено около 6 тыс. домашних хозяйств в Минске, областных центрах, больших городах, а также в 32 средних и малых городских поселениях и 58 сельских районах.

Проведенная оценка бедности позволила инициаторам исследования сделать следующие выводы: социально-демографическими факторами, повышающими рост бедности, являются место проживания, тип домашнего хозяйства, статус занятости и уровень образования главы семьи. Так, сельские жители и население малых городов (особенно на территории, загрязненной после аварии на ЧАЭС) подвержены высокому риску бедности: удельный вес бедных среди сельских домашних хозяйств в 1,4 раза превышает их количество среди городских семей. 11,3% домашних хозяйств в малых городах проживают за чертой бедности, в то время как в больших городах - 8,4%, в Минске - 3,6%.

К числу лиц, подверженных наибольшему риску бедности, относятся  дети. В 2005 году ниже черты бедности проживали 556,7 тыс. детей в возрасте до 18 лет. Риск попадания за черту бедности высок для лиц, которые имеют среднее или начальное образование, - доля таких граждан среди малообеспеченных в 2005 году составляла 45,7%.

В документе отмечено, что сокращение бедности происходит на неблагоприятном демографическом фоне. Снижение рождаемости и старение населения увеличивает демографическую нагрузку на работающих.

В ходе реализации совместного  проекта был разработан документ "Основные направления стратегии  по предотвращению бедности в Беларуси", который предлагает конкретные меры по сокращению малообеспеченности. Документ в ближайшее время будет представлен на рассмотрение правительству.

Общей целью стратегии  является продолжение устойчивого  роста качества жизни всех слоев  населения при сокращении уровня малообеспеченности в стране до 10% в 2010 году. "Основные направления стратегии по предотвращению бедности в Беларуси "предусматривают к 2010 году увеличить среднюю номинальную заработную плату в 2,1 раза, минимальную - в 2,6 раза, повысить за 2006-2010 годы средний размер пенсий по возрасту в 1,5 раза в реальном исчислении, поэтапно довести до бюджета прожиточного минимума размер пособий на детей до трех лет.[13]

Белорусский Фонд социальной защиты населения  имеет трехуровневую  структуру управления – это центральный аппарат, 6 областных и Минское городское управления, а также 150 городских и районных отделов (рис. 1).

Фонд сегодня реализует  следующие элементы государственного социального страхования:

  • сбор страховых взносов (около 800 млрд. руб. ежемесячно);
  • пенсионное страхование – выплата пенсий по возрасту, по профессиональной непригодности, по потере трудоспособности, по случаю потери кормильца;
  • социальное страхование (выплата пособий по болезни, по беременности и родам, детские пособия, пособия на погребение);
  • финансирование страхования по безработице;
  • ведение индивидуального (персонифицированного) учета.[3]

Делая выводы, можно отметить, что целью социальной политики в  Республике Беларусь являются сокращение бедности, обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения. Задачи государства в этой сфере: повышение трудовой активности, улучшение материального положения, социальные гарантии. В республике функционирует Национальный совет по трудовым и социальным вопросам, помимо этого есть Министерство социальной защиты и труда. В основе потребительских бюджетов лежит система потребительских корзин – это сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющий потребности человека в определенные отрезки времени. К тому же существует система выплат в соответствии с различными законами, представленными ранее.

 

 

Заключение 

 

Бедность – показатель критически низкого уровня жизни  малообеспеченных граждан и категорий  населения, недостаточная степень  удовлетворения их материальных и духовных потребностей.

Как было выяснено, одним из критериев цивилизованности любого государства в социальной сфере является  поддержание приемлемого для данной страны уровня жизни тех групп населения, которые в силу каких-то причин оказались не в состоянии даже на минимальном уровне удовлетворить определенный круг минимальных потребностей - необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода и т.д.

Проделанная работа показала, что бедность тесно связана с безработицей, бедность имеет классификацию и свои причины.

В том числе и на борьбу с бедностью направлена социальная защита населения. Важнейшей задачей  социальной политики является адресная социальная поддержка со стороны  государства слабозащищенных слоев, которые имеют право на социальную помощь. Кроме того, чертой бедности в Республике Беларусь является бюджет прожиточного минимума – это критический уровень жизни, который правительство должно гарантировать своим гражданам. Минимальный потребительский бюджет – расходы на приобретение товаров и услуг для удовлетворения физиологических и социо-культурных потребностей.

 В  задачи Министерства  социальной защиты и труда  входят повышение трудовой активности, улучшение материального положения, социальные гарантии. Государство всячески помогает малоимущим гражданам, гарантом которых является свод законов по социальной защите.

Самый бедный — это  тот, кто не умеет пользоваться тем, чем располагает. (Пьер Буаст)

 




Информация о работе Проблема бедности и социальная защита населения