Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:28, курсовая работа
При переходе к рыночным отношениям страны с переходной экономикой, в том числе и Беларусь, столкнулись с проблемами бедности, безработицы и т.п. Появилась потребность в пересмотре социальной защиты в целом, а социальная политика стала главным приоритетом государства с целью обеспечения достойного уровня и качества жизни каждого гражданина. Так, в Республике Беларусь наряду с необходимостью решения проблем реформирования системы социальной защиты, обострились проблемы финансирования обязательств государства по пенсиям и социальной помощи.
молодой семьи с одним ребенком – 365990 руб.;
семьи пенсионеров – 303080 руб.;
мужчины пенсионера – 341190 руб.;
женщины пенсионерки – 340790 руб.;
студента – 299360 руб.;
студентки – 302430 руб.;
девочки в возрасте до 3-х лет – 273440 руб.;
мальчика в возрасте до 3-х лет – 271270 руб.;
девочки в возрасте от 3-х до 6-ти лет – 332340 руб.;
мальчика в возрасте от 3-х до 6-ти лет – 334950 руб.;
девочки в возрасте от 6-ти до 14-ти лет – 352940 руб.;
мальчика в возрасте от 6-ти до 14-ти лет – 344220 руб.;
девушки в возрасте от 14-ти до 18-ти лет – 396480 руб.;
юноши в возрасте от 14-ти до 18-ти лет – 405130 руб.
Структура среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из 4-х человек в ценах сентября 2008 года по статьям расходов:
продукты питания – 51,0 %;
одежда, белье, обувь – 18,5 %;
пользование жилым помещением и коммунальные услуги – 11,1 %;
бытовые услуги, транспорт, связь – 7,3 %;
предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения – 6,2 %;
культурно-просветительные мероприятия и отдых – 2,3 %;
взносы и платежи – 1,9 %;
предметы санитарии, гигиены, лекарства – 1,7 %.[7]
Основными статьями распределения бюджета этого фонда являются пенсии (на их долю приходится 77% в структуре расходов) и социальные пособия (15,6%).
В республике пенсионерами являются более 2,6 млн. человек, что составляет около 26,3% населения. Законом «О пенсионном обеспечении» (1992 г.) установлены основные виды государственных пенсий: трудовые и социальные.
Право на трудовую пенсию имеют лица, занятые общественно полезным трудом или иной деятельностью, засчитываемой в стаж работы, а также некоторые другие граждане.
Пенсии по возрасту получают более 80% получателей трудовых пенсий.
Право на пенсию по возрасту на общих основаниях имеют мужчины по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины – по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.
В республике существует
система досрочных пенсий для
лиц, проработавших определенное время
в неблагоприятной
Социальные пенсии назначаются гражданам, которые не получают трудовой пенсии: инвалидам, в т. ч. инвалидам с детства, лицам, достигшим пенсионного возраста; детям — в случае потери кормильца.[8]
Для повышения эффективности мер по социальной защите инвалидов принят закон «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» (1991 г., новая редакция – 2000 г.)[4]
По социально-правовым основаниям обеспечения в Беларуси выделяются следующие важнейшие виды пособий: по временной нетрудоспособности; семьям, воспитывающим детей; по безработице; на погребение.
Пособие по временной нетрудоспособности обеспечивает материальную поддержку граждан, которые по различным причинам временно утратили возможность трудиться, получать заработную плату или иной трудовой доход. На эту статью в 2001 г. приходилось 8,1% в расходах Фонда социальной защиты населения.
Пособиями по временной нетрудоспособности обеспечиваются лица, на которых в соответствии с законодательством распространяется государственное социальное страхование.
Пособия семьям, воспитывающим детей, имеют целью социальную защиту семьи, укрепление ее положения в обществе, охрану материнства и детства. В 2001 г. около 45% детей получали государственные пособия. Для этих пособий характерен «коллективный» получатель, которым выступает семья.
В соответствии с законом «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», назначаются следующие виды пособий:
Работающие беременные женщины имеют отпуск по беременности и родам продолжительностью 126 календарных дней, а в случаях осложненных родов или рождения двух и более детей – соответственно 140 и 160 дней. В период такого отпуска пособия выплачиваются работающим женщинам, женщинам, обучающимся с отрывом от производства, а также женщинам, признанным в установленном порядке безработными.
Пособие по безработице гарантируется и регулируется законом о занятости населения.
Правом на пособие пользуются безработные, к которым относятся трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно проживающие на территории республики, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости. Пособие не облагается налогами и подлежит индексации в установленном порядке.[9]
Удельный вес бедного населения в Беларуси снизился с 41,9% в 2000 году до 12,7% в 2005-м при сокращении его абсолютной численности более чем на 2,9 млн. человек. Такие данные содержатся в итоговом документе совместного проекта правительства Беларуси и ПРООН "Содействие в подготовке основных направлений по предотвращению бедности в Республике Беларусь".
Основным источником информации для измерения бедности в ходе реализации проекта выступили выборочные обследования домашних хозяйств. Обследованием было охвачено около 6 тыс. домашних хозяйств в Минске, областных центрах, больших городах, а также в 32 средних и малых городских поселениях и 58 сельских районах.
Проведенная оценка бедности позволила инициаторам исследования сделать следующие выводы: социально-демографическими факторами, повышающими рост бедности, являются место проживания, тип домашнего хозяйства, статус занятости и уровень образования главы семьи. Так, сельские жители и население малых городов (особенно на территории, загрязненной после аварии на ЧАЭС) подвержены высокому риску бедности: удельный вес бедных среди сельских домашних хозяйств в 1,4 раза превышает их количество среди городских семей. 11,3% домашних хозяйств в малых городах проживают за чертой бедности, в то время как в больших городах - 8,4%, в Минске - 3,6%.
К числу лиц, подверженных наибольшему риску бедности, относятся дети. В 2005 году ниже черты бедности проживали 556,7 тыс. детей в возрасте до 18 лет. Риск попадания за черту бедности высок для лиц, которые имеют среднее или начальное образование, - доля таких граждан среди малообеспеченных в 2005 году составляла 45,7%.
В документе отмечено, что сокращение бедности происходит на неблагоприятном демографическом фоне. Снижение рождаемости и старение населения увеличивает демографическую нагрузку на работающих.
В ходе реализации совместного проекта был разработан документ "Основные направления стратегии по предотвращению бедности в Беларуси", который предлагает конкретные меры по сокращению малообеспеченности. Документ в ближайшее время будет представлен на рассмотрение правительству.
Общей целью стратегии является продолжение устойчивого роста качества жизни всех слоев населения при сокращении уровня малообеспеченности в стране до 10% в 2010 году. "Основные направления стратегии по предотвращению бедности в Беларуси "предусматривают к 2010 году увеличить среднюю номинальную заработную плату в 2,1 раза, минимальную - в 2,6 раза, повысить за 2006-2010 годы средний размер пенсий по возрасту в 1,5 раза в реальном исчислении, поэтапно довести до бюджета прожиточного минимума размер пособий на детей до трех лет.[13]
Белорусский Фонд социальной защиты населения имеет трехуровневую структуру управления – это центральный аппарат, 6 областных и Минское городское управления, а также 150 городских и районных отделов (рис. 1).
Фонд сегодня реализует следующие элементы государственного социального страхования:
Делая выводы, можно отметить, что целью социальной политики в Республике Беларусь являются сокращение бедности, обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения. Задачи государства в этой сфере: повышение трудовой активности, улучшение материального положения, социальные гарантии. В республике функционирует Национальный совет по трудовым и социальным вопросам, помимо этого есть Министерство социальной защиты и труда. В основе потребительских бюджетов лежит система потребительских корзин – это сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющий потребности человека в определенные отрезки времени. К тому же существует система выплат в соответствии с различными законами, представленными ранее.
Заключение
Бедность – показатель критически низкого уровня жизни малообеспеченных граждан и категорий населения, недостаточная степень удовлетворения их материальных и духовных потребностей.
Как было выяснено, одним из критериев цивилизованности любого государства в социальной сфере является поддержание приемлемого для данной страны уровня жизни тех групп населения, которые в силу каких-то причин оказались не в состоянии даже на минимальном уровне удовлетворить определенный круг минимальных потребностей - необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода и т.д.
Проделанная работа показала, что бедность тесно связана с безработицей, бедность имеет классификацию и свои причины.
В том числе и на
борьбу с бедностью направлена социальная
защита населения. Важнейшей задачей
социальной политики является адресная
социальная поддержка со стороны
государства слабозащищенных
В задачи Министерства социальной защиты и труда входят повышение трудовой активности, улучшение материального положения, социальные гарантии. Государство всячески помогает малоимущим гражданам, гарантом которых является свод законов по социальной защите.
Самый бедный — это тот, кто не умеет пользоваться тем, чем располагает. (Пьер Буаст)
Информация о работе Проблема бедности и социальная защита населения