Проблемы и прогнозирование занятости населения Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей безработицы и политики занятости в Республике Беларусь.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:
выявить причины безработицы
исследовать рынок труда
оценить современное состояние безработицы в Республике Беларусь

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЗАНЯТОСТИ………………….…5
Понятие и классификация занятости……………..……..……....5
Понятие и классификация безработицы…………………….....8
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………….…..12
Состояние занятости в Республике Беларусь на период 1995 – 2008 гг………………………………………………………….…12
Статистика занятости населения Республики Беларусь на период 2009 – 2011 гг …………………………………..…..…..20
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………..30
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая2003.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

     На  величину структурной безработицы также влияет территориальное распределение рабочей силы, в результате чего в отдельных регионах может накапливаться незанятое население.

     Циклическая безработица связана с колебаниями  экономической конъюктуры по фазам  экономического цикла. Носит вынужденный характер.

     Безработным является человек трудоспособного  возраста, не имеющий работы к моменту  проведения статистического обследования, активно ее ищущий и готовый приступить к работе немедленно. Совокупность занятых и безработных образует рабочую силу. Лица, не имеющие работы и активно ее не ищущие, считаются выбывшими из состава рабочей силы. В состав рабочей силы не включаются лица, находящиеся в длительное время в институциональных учреждениях (психиатрических больницах, тюрьмах и т.д.).

     Уровень безработицы определяется как соотношение численности безработных и численности рабочей силы или как соотношение доли занятых, ежемесячно теряющих работу, и суммы этой доли с долей безработных, ежемесячно находящих работу. [3, c. 51 – 52]

     Измерение безработицы достаточно непростая задача. Статистика безработицы весьма несовершенна. Есть трудности в определении численности рабочей силы безработных, а также занятых, поскольку к безработным относятся желающие работать, а не зарегистрированные на бирже.

     Количественную характеристику безработицы дают два основных показателя: уровень и продолжительность безработицы.

     Уровень безработицы – отношение количества полностью безработных, зарегистрированных официальными службами, к общему количеству экономически активного населения, выраженное в процентах.

     Продолжительность безработицы измеряется средним  количеством времени (месяцев), в  течение которого незанятые остаются без работы. Если безработные находят  быстро работу, то это не создает  экономических проблем, социальной напряженности в обществе. Серьезные трудности у общества возникают при наличии длительной безработицы. Очевидно, более полное представление дает одновременный анализ того и другого показателей.

     В отличие от метода прямого счета, ограничивающегося данными о регистрации в службе занятости, есть балансовый метод. Он включает как использование возможностей статистики, так и социологических методов обследования с учетом территориальных особенностей, а также отраслевых и демографических. [6, с. 146.]

     Безработные, зарегистрированные в органах по труду, занятости и социальной защите, – трудоспособные граждане, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, не имеющие работы и заработка, которые зарегистрированы в органах по труду, занятости и социальной защите по их постоянному месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней.

     Таким образом, в занятое население входят две группы населения: экономически активное и экономически неактивное население. К экономически пассивному населению относятся иждивенцы всех категорий, как семьи, так и общества, а также лица, живущие на сбережения, и т.п. К экономически активному – население, представляющее свой труд для производства товаров.

     Трудовые  ресурсы – это трудоспособное население в трудоспособном возрасте, а также лица в нетрудоспособном возрасте, занятые в экономике. Трудоспособным населением в трудоспособном возрасте является постоянное население в трудоспособном возрасте, кроме неработающих лиц, получающих пенсию.

     Безработица бывает в двух основных формах: естественная и истинная. Каждая из них имеет  свои виды. Безработным является человек трудоспособного возраста, не имеющий работы к моменту проведения статистического обследования, активно ее ищущий и готовый приступить к работе немедленно. Совокупность занятых и безработных образует рабочую силу. Уровень безработицы определяется как соотношение численности безработных и численности рабочей силы или как соотношение доли занятых, ежемесячно теряющих работу, и суммы этой доли с долей безработных, ежемесячно находящих работу. [17] 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2

     АНАЛИЗ  РЫНКА ТРУДА НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

     2.1 Состояние занятости  в Республике Беларусь  на период 1995 –  2008 гг. 

     Рынок труда – общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов, соответствующая товарной экономике. Как экономическая категория рынок труда представляет собой систему производственных отношений между работниками (с собственниками рабочей силы), предпринимателями и государством, во-первых, по поводу обмена индивидуальной способности к труду на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы. Во-вторых, по поводу размещения работников в системе общественного разделения труда в соответствии с законами товарного производства и обращения.

     Республика  Беларусь развивается в контексте  мировых процессов, которые свойственны  сообществу в целом, но прежде  всего  она решает проблемы формирования и  распространения рыночных преобразований своей страны. Основой  процессов  развития экономики и трансформации трудовых отношений как на микро, так и на макроуровне здесь выступают в первую очередь отношения занятости, поскольку они определяют привлечение в производство новых инвестиций, структурную перестройку предприятий и их техническое переоснащение, внедрение новых методов управления, новой технологии и видов изделий, повышение эффективности производства, качества продукции и рыночной восприимчивости, выход на новые рынки сбыта. [11, с. 386]

     В целом сегодня можно говорить, что численность экономически активного населения характеризуется относительной стабильностью и колеблется в пределах 4426 – 4630 тысяч человек [14, с. 54]. Причем следует отметить, что на базе небольшого роста трудовых ресурсов происходит некоторое сокращение экономически неактивного населения, что является положительной тенденцией [приложение А].

     Одним из главных индикаторов рыночных преобразований является изменение  соотношения занятых в государственном  и негосударственном секторах экономики. Динамика занятости в государственном секторе характеризовалась устойчивой тенденцией сокращения численности (табл. 1).

     Таблица 1 – Распределение численности занятого населения Республики Беларусь по формам собственности

Показатель 1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Всего занято 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
В т.ч. Государст-венная 73,9 59,8 57,2 56,1 54,1 50,7 51,3 51,7 51,2 50,5 50
Частная 26,1 40,1 42,4 42 43,2 46,1 46,1 47 47,4 48 48,4
Смешанная 0,1 0,5 1,4 1,4 1,8 2,2 2,5 2,6 2,7 2,9 3,2
Иностранная - 0,1 0,4 0,5 0,9 1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6

     Примечание  – источник : [10]

     За  период с 1990 по 2008 гг. произошло сокращение численности занятого населения  в государственном секторе с 73,9 процента до 50,0 процента, отток рабочей силы произошел в частный сектор, где доля занятости возросла за этот же период с 26,1 процента до 48,4 процента; в смешанной собственности – с 0,1 процента до 3,2 процента и в иностранной – до 1,6 процента.

     Развитие негосударственного сектора в сфере занятости, к сожалению, определяется не эффективностью функционирования этих форм хозяйствования, а экономической политикой государства: принимаемым законодательными актами, действующими действующим финансовыми квотами, дающими свободу частному сектору. Основными же причинами медленных темпов развития негосударственных видов деятельности и занятости населения являются: высокая степень налоговой нагрузки, недостаточность собственного и заемного капитала, правовая незащищенность, отсутствие государственной поддержки предпринимательства. Доля занятости на предприятиях государственной формы собственности значительно снизилась за весь период преобразований, но пока еще достаточно высока, что отражает характерную черту белорусской модели развития – развитие государственного сектора наряду с частным. К тому же это в некотором смысле обусловлено ментальными склонностями белорусского населения к патерналистским особенностям государства. Следует учитывать и то, что здесь сказывается реализация политики государства, направленной на всемирное содействие достижению полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения, сдерживание безработицы в пределах допустимого уровня.

     За  период с 1995 по 2008 гг. наблюдалось устойчивое сокращение численности безработных  сл 131000 до 49000 человек, соответственно уровень безработицы снизился с 2,9 процента до 1,1 процента. Что касается структуры безработицы, то здесь доминирует общемировая тенденция по преобладанию женской безработицы (табл. 2).

     Таблица 2 – Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости Республики Беларусь.

Безработные 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Численность безработных, тыс. 131,0 95,8 102,9 130,5 136,1 83,0 67,9 64,2 44,0 37,3
Из  них женщин 84,3 58,2 62,1 82,7 90,0 57,5 46,8 42,6 28,9 22,6
Удельный  вес женщин в общей численности  безработных, % 64,3 60,7 60,3 63,3 66,1 69,3 68,9 66,0 65,6 60,7
Уровень безработицы 2,9 2,1 2,3 3,0 3,1 1,9 1,5 1,4 1,0 0,8

     Примечание  – составлено по [10].

     Состав  безработных, зарегистрированных в  службе занятости, можно определить следующим образом. В первые годы реформ наибольший удельный вес занимали уволенные с предприятий и организаций в связи с высвобождением, затем их доля стала существенно понижаться, и наибольший удельный вес стал приходиться на уволенных по собственному желанию. Объясняться это может рядом причин: во-первых, часть лиц увольняется в связи с переходом в негосударственный сектор экономики с целью открыть собственное дело или потому, что здесь выше заработная плата; во-вторых, развились и усилились миграционные процессы; в-третьих, часть трудовых ресурсов переходит на неполную занятость; в-четвертых, сказывается государственная социальная политика, направленная на повышение уровня рождаемости населения и продолжительности жизни. [13, с. 68 – 69]

     Как свидетельствуют данные табл. 3, безработица в республике сокращается, но вызывает опасение тот факт, что в общей массе безработных существенно повышается доля выпускников общеобразовательных школ; доля же выпускников средних специальных и высших учебных заведений осталась приблизительно на прежнем уровне. В целом среди молодежи 16 – 29 лет безработица остается очень высокой. По-прежнему актуальной является проблема длительной безработицы, что в значительной степени связано с низким образовательным уровнем состоящих на учете безработных. [1, с. 152 – 153]

     Таблица 3 – Распределение численности безработных по полу и возрастным группам в Республике Беларусь (в процентах)

  Всего В том  числе в возрасте, лет
2000 год   До 20 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50 и старше 
Всего 100 22,0 18,9 13,0 10,9 10,3 9,8 7,5 7,6
Муж. 100 19,8 21,3 13,6 10,1 9,4 9,4 7,1 9,3
Жен. 100 23,4 17,4 12,6 11,4 10,8 10,0 7,8 6,6
2008 год                  
Всего 100 8,0 18,4 13,8 12,1 10,4 9,7 11,1 16,5
Муж. 100 6,6 16,0 12,4 12,1 10,6 10,3 11,5 20,5
Жен. 100 8,8 19,9 14,7 12,0 10,3 9,4 10,9 14,0

Информация о работе Проблемы и прогнозирование занятости населения Республики Беларусь