Проблемы и прогнозирование занятости населения Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей безработицы и политики занятости в Республике Беларусь.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:
выявить причины безработицы
исследовать рынок труда
оценить современное состояние безработицы в Республике Беларусь

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЗАНЯТОСТИ………………….…5
Понятие и классификация занятости……………..……..……....5
Понятие и классификация безработицы…………………….....8
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………….…..12
Состояние занятости в Республике Беларусь на период 1995 – 2008 гг………………………………………………………….…12
Статистика занятости населения Республики Беларусь на период 2009 – 2011 гг …………………………………..…..…..20
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………..30
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая2003.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

     Соответствующий законопроект уже поступил на рассмотрение парламентариев и был даже обсужден. Этот документ, в частности, предусматривает повышение стипендии гражданам, которые были зарегистрированы как безработные и направлены на профессиональное обучение. Более того, если новый вариант закона будет принят, стипендия для человека, потерявшего работу из-за модернизации производства или оптимизации численности персонала, составит восемь базовых величин.  
В законопроекте также предлагается дополнительная мера социальной защиты тех, кто прошел реабилитацию в лечебно-трудовом профилактории. Таких людей, как гласит документ, нужно признать особо нуждающимися в соцзащите и неспособными на равных условиях конкурировать на рынке труда.

     Есть  в проекте закона и норма, которая  вводит обязанности для безработных, чего ранее не было. Например, предлагается, чтобы безработный обязан был  явиться в орган по труду после соответствующего приглашения, чтобы получить направление на работу или обучение. Если же такого приглашения не было, нужно являться не реже одного раза в месяц в определенный день. Еще одна обязанность – являться на переговоры с нанимателем в течение двух рабочих дней со дня выдачи направления от органа по труду, занятости и соцзащите.

     Также документ определяет категории работников, которые находятся под угрозой  увольнения. В частности, это люди, находящиеся в вынужденном простое  по инициативе нанимателя либо работающие в режиме неполного рабочего времени. При этом наниматели должны будут информировать органы по труду, занятости и соцзащите о введения такого режима работы и появлении вакансий в течение трех рабочих дней.

     Законопроект  содержит и положения, которые более конкретно регулируют вопросы трудоустройства белорусских граждан за границей. Определяется круг организаций, которые могут заниматься такого рода трудоустройством.

     Таким образом, в Республике Беларусь  следующее пятилетие пройдет под стягом модернизации экономики, перехода на более высокий технологический уклад развития производства. Реализация мероприятий госпрограмм позволит повысить уровень занятости населения к 2015 году до 80 процентов трудовых ресурсов, увеличить долю работающих в сфере услуг до 58 процентов от общей численности занятых в экономике, сохранить стабильную и контролируемую ситуацию на рынке труда, удержать регистрируемую безработицу в социально допустимых пределах. [18] 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В ходе проведенного исследования были сделаны следующие теоретические выводы.

     В занятое население входят две группы населения: экономически активное и экономически неактивное население. К экономически пассивному населению относятся иждивенцы всех категорий, как семьи, так и общества, а также лица, живущие на сбережения, и т.п. К экономически активному – население, представляющее свой труд для производства товаров.

     Трудовые  ресурсы – это трудоспособное население в трудоспособном возрасте, а также лица в нетрудоспособном возрасте, занятые в экономике. Трудоспособным населением в трудоспособном возрасте является постоянное население в трудоспособном возрасте, кроме неработающих лиц, получающих пенсию.

     Безработица бывает в двух основных формах: естественная и истинная. Каждая из них имеет свои виды. Безработным является человек трудоспособного возраста, не имеющий работы к моменту проведения статистического обследования, активно ее ищущий и готовый приступить к работе немедленно. Совокупность занятых и безработных образует рабочую силу. Уровень безработицы определяется как соотношение численности безработных и численности рабочей силы или как соотношение доли занятых, ежемесячно теряющих работу, и суммы этой доли с долей безработных, ежемесячно находящих работу.

     Структура официальной безработицы в Беларуси характеризуется высокой долей женщин, что свидетельствует о существовании женской безработицы, причем женщины более уязвимы на рынке труда, чем мужчины. Женщины доминируют и в структуре длительно безработных. В общем составе состоящих на учете безработных на начало 2008 г. 39,77 процента составляет молодежь в возрасте 16 – 29 лет. Анализ распределения безработных по продолжительности безработицы позволяет говорить о снижении числа длительно безработных (свыше 1 года) – с 12,6 процента в 2000 г. до 8,2 процента в 2008 г. Следует отметить, что их шансы на трудоустройство снижаются, так как рынок труда пополняется молодой рабочей силой, происходит быстрое моральное старение профессий.

     Наличие скрытой безработицы и особая значимость вызываемых ею последствий предполагает ряд мероприятий по оптимизации отношений занятости в рамках трудовых отношений. Для урегулирования скрытой технологической  безработицы в Республике Беларусь необходимо развитие по пути формирования новой экономики, смещение акцента на технологические параметры развития, осуществление инновационного прорыва, доведение уровня производительности труда до аналогичных параметров развитых стран и высвобождение занятых в сферу услуг.

     Проблемы  наличия скрытой нормативной  безработицы, которая связана с тем, что существующие в нашем государстве законодательные, нормативные акты, методики исчисления параметров безработных автоматически ориентированы на минимизацию их количества, (согласно законодательству Республики Беларусь, пособие по безработице выплачивается только тем гражданам, которые зарегистрированы в службе занятости и были признаны безработными), предполагают осуществления комплекса мероприятий по совершенствованию нормативной базы, проведению социологических обследований, усилению мотивирующего статуса пособия по безработице.

       Решение проблем скрытой безработицы,  обусловленной неэффективностью  использования труда, предполагает  высвобождение неэффективно занятого  персонала и трансформацию его  за счет системы переквалификации  и переобучения. Общеизвестным здесь является тот факт, что государства социальной ориентации в условиях кризисных явлений не экономят на персонале, они сохраняют его даже ценой роста издержек производства. Что же касается либеральных моделей рынка, то в условиях нестабильности экономической конъюктуры осуществляется значительное высвобождение занятого персонала и солидная экономия на издержках. Однако следует учитывать и позитивный опыт социально ориентированных стран, поскольку, во-первых, сохранение высокой занятости означает стимулирование совокупного спроса населения, прежде всего за счет компоненты потребительского спроса; во-вторых, означает рост свободного времени работников, что может сориентировать их на удовлетворение личных потребностей.

       Проанализировав статистику занятости населения Республики Беларусь на период 2009 – 2011 гг., можно увидеть следуещее.

     В 2010 г. количество занятых в экономике не сократилось, а незначительно возросло, в сравнении с 2009 г. Такая динамика свидетельствует о приоритете национальной политики на рынке труда по сохранению занятости.

      По результатам за 2010 год численность занятых в экономике в малых городах выросла по сравнению с 2009 годом на 4,5 тыс. человек и составила 823,7 тыс. человек.

     В январе – сентябре 2011 г. в экономике республики было занято 4 653,2 тыс. человек, что на 0,2 процента меньше, чем в январе – сентябре 2010 г. С 2009 по 2010 гг. произошло сокращение численности занятого населения в государственном секторе, отток рабочей силы произошел в частный сектор, где доля занятости возросла за этот же период до 54 процента; в смешанной собственности – до 3,9 процента и в иностранной – до 1,8 процента.

     В сентябре 2011 г. по сравнению с августом численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем), уменьшилась, численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, увеличилась.

     Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец октября 2011 г. составила 29,6 тыс. человек, что меньше, чем в октябре 2010 г. и в сентябре 2011 г.

     В Республике Беларусь  следующее пятилетие пройдет под стягом модернизации экономики, перехода на более высокий технологический уклад развития производства. Реализация мероприятий госпрограмм позволит повысить уровень занятости населения к 2015 году до 80 процентов трудовых ресурсов, увеличить долю работающих в сфере услуг до 58 процентов от общей численности занятых в экономике, сохранить стабильную и контролируемую ситуацию на рынке труда, удержать регистрируемую безработицу в социально допустимых пределах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  
 

     
  1. Базылева  М. Н. Современное состояние занятости в Республике Беларусь в контексте анализа трудовых отношений // Экономика и управление. – 2010. – №3. – 195 с.
  2. Библиографическое описание. Библиографическая ссылка : метод, указания / сост. Е. Г. Хохол. — Барановичи : РИО БарГУ, 2008. — 58[6] с.
  3. Бычинская, В. Д. Макроэкономика : учебно-методический комплекс для студентов экономических специальностей / Министерство образования Республики Беларусь, Барановичский государственный университет. – Барановичи : РИО БарГУ, 2009. – 411 с.
  4. Ванкевич, Е. В. Рынок труда в Республике Беларусь : тенденции и особенности развития // Экономический бюллетень НИЭН Министерства экономики Республики Беларусь. – 2009. –  №1. – 97 с.
  5. Лемешевский, И. М. Макроэкономика: социально-экономический аспект : курс лекций для студентов вузов / под. ред. И. М. Лемешевского. – Минск : ФУАинформ, 2007. – 543 с.
  6. Лутохина, Э. А. Макроэкономика : социально-ориентированный подход. – Минск, 2005. – 400 с.
  7. Методические указания о подготовке, оформлению и представлению к защите курсовых работ (проектов) / сост. : В. Н. Зуев, Е. Г. Хохол. — Барановичи : РИО БарГУ, 2008. — 29[3] с.
  8. Нестерович, С. Р. Социально-экономическая статистика : учебное пособие / под общ. ред. Нестерович С.Р. – Мн. : БГЭУ, 2000г. – 231с.
  9. Разоренова, Л. В. Оценка уровня реальной и скрытой безработицы в Республике Беларусь // Квартальный бюллетень клуба экономистов, выпуск 3. – 86 c.
  10. Республика Беларусь в цифрах : стат. Сб. [Электронный ресурс]. – Электрон., текстовые дан. и прогр. (61,1 Мб). – Минск : Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2009. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  11. Савас, Э. С. Приватизация : ключ к рынку/ Э. С. Савас ; пер. с англ. – М. : Дело, 1992. – 414 с.
  12. Статистический справочник «Беларусь в цифрах». – Минск, 2008. – 226 с.
  13. Экономический бюллетень НИЭН Министерства экономики Республики Беларусь.– 2008. – №8. – 84 с.
  14. Экономический бюллетень НИЭН Министерства экономики Республики Беларусь. – 2008. – №11. – 104 с.
  15. Экономический бюллетень НИЭН Министерства экономики Республики Беларусь. – 2010. – №6. – 102 с.
  16.    Электронный ресурс: Белорусское телеграфное агенство. – www.belta.by. – Дата доступа : 01.11.2011
  17.   Официальный сайт Статистики и анализа Республики Беларусь. – www.belstat.by. – Дата доступа : 20.10.2011 г.
  18. Электронный ресурс : Белорусская деловая газета. – www.bdg.by. – Дата доступа : 01.11.2011 г.
  19. Электронный ресурс : Белорусское информационно-правовое агентство «Регистр». – www.profmedia.by. – Дата доступа : 20.10.2011 г.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Информация о работе Проблемы и прогнозирование занятости населения Республики Беларусь