Проблемы и прогнозирование занятости населения Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей безработицы и политики занятости в Республике Беларусь.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:
выявить причины безработицы
исследовать рынок труда
оценить современное состояние безработицы в Республике Беларусь

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЗАНЯТОСТИ………………….…5
Понятие и классификация занятости……………..……..……....5
Понятие и классификация безработицы…………………….....8
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………….…..12
Состояние занятости в Республике Беларусь на период 1995 – 2008 гг………………………………………………………….…12
Статистика занятости населения Республики Беларусь на период 2009 – 2011 гг …………………………………..…..…..20
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………..30
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая2003.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

     В январе – сентябре 2011 г. в экономике республики было занято 4 653,2 тыс. человек, что на 0,2 процента меньше, чем в январе – сентябре 2010 г. С 2009 по 2010 гг. произошло сокращение численности занятого населения в государственном секторе, отток рабочей силы произошел в частный сектор, где доля занятости возросла за этот же период до 54 процента; в смешанной собственности – до 3,9 процента и в иностранной – до 1,8 процента.

     В сентябре 2011 г. по сравнению с августом численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем), уменьшилась, численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, увеличилась.

     Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец октября 2011 г. составила 29,6 тыс. человек, что меньше, чем в октябре 2010 г. и в сентябре 2011 г.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ГЛАВА 3

ПРОБЛЕМЫ  И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ  ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

     Безработица в Беларуси не носит характера  долгосрочной, но этому явлению также присущи свои особенности. Во-первых, она достаточно неравномерно распределена в региональном разрезе. Во-вторых, длительная безработица очень показательна по своим социально-демографическим характеристикам. В-третьих, в 2006 г. принято решение о снятии с учета безработных, которые стоят на учете свыше 3 лет, что автоматически приводит к значительному улучшению статистических показателей – снижению доли безработных со стажем безработицы свыше 1 года и средней продолжительности безработицы. [4, с. 21 – 23]

     Международная практика показала, что наиболее эффективный  способ определения безработицы – это выборочные исследования населения (домашних хозяйств). К сожалению, в нашей стране расчет населения безработных на основе социологических обследований домашних хозяйств по методике Международной организации труда как централизованное мероприятие не проводится. Другими источниками данных об уровне безработицы могут быть перепись населения, картотеки службы занятости, страховых организаций, органов социального обеспечения и т.д. но такие обследования требуют больших финансовых затрат. [9, c. 77]  

     Регулирование рынка труда имеет большое  социально-экономическое и политическое значение и составляет особую заботу государства. Задача государства –  удержать безработицу на естественном уровне, что означает достижение полной занятости.

     Государственная политика в области занятости  должна строиться, прежде всего, исходя из определения безработицы. Государство  должно бороться в первую очередь  с циклической безработицей.

     Для снижения безработицы целесообразно  использование любых инфляционно  безопасных методов:

    • снижение налоговых ставок на бизнес;
    • совершенствование системы информации о свободных рабочих местах;
    • создание и улучшение деятельности бирж труда;
    • развитие системы переподготовки кадров;
    • создание условий для развития малого и среднего бизнеса;
    • разработка новых целевых программ трудоустройства молодежи, женщин и работников реструктурируемых отраслей.

     Таким образом, в отношении безработицы  государство проводит определенную политику: социальную, макроэкономическую и политику в сфере занятости.

     Макроэкономическая  политика предполагает использование  денежно-кредитных и бюджетно-налоговых  мер для сокращения безработицы.

     Также, мероприятия, связанные с организацией рынка руда, направлены на повышение степени информированности населения о спросе на рабочую силу и о наличии вакантных мест. Для этого создаются центры занятости, организуется переквалификация безработных, осуществляется социальная реабилитация.

     В современных условиях актуализируются  вопросы, связанные с социальной защитой от безработицы. Национальная система страхования на случай потери рабочего места традиционно предлагает:

  1. выплату пособий по безработице с учетом прежнего заработка и существующего минимума заработной платы за счет накопленных сумм (взносы предприятий и работников, а также дотации из бюджета),
  2. разовые денежные льготы (льготы по оплате жилья, пособия для детей и др.)

     Следует признать, что разработка и реализация таких программ оказывают позитивное воздействие на занятость населения. Вместе с тем не исключено и накопление побочных отрицательных эффектов. Так нарастает идеология социального патернализма, что заметно снижает стимулы к высокопроизводительному труду. Рост государственных расходов при дефиците бюджета ведет к повышению рыночной процентной ставки и снижает инвестиционную активность предпринимателей.

     Социальное  страхование по случаю потери работы можно отнести к пассивным  формам регулирования занятости.

     Активный  тип регулирования занятости предполагает использование методов, повышающих спрос и сокращающих предложение рабочей силы.

     На  разработку программ регулирования  занятости всегда непосредственное воздействие оказывают доминирующие в стране теоретические представления  экономической науки о проблемах безработицы, [5, с. 261].

     По  основным положениям проекта Программы  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы, следующее пятилетие пройдет под стягом модернизации экономики, перехода на более высокий технологический уклад развития производства. Как известно, в условиях структурных изменений экономики и ее инновационного развития приоритеты в политике занятости смещаются в сторону повышения эффективности использования трудовых ресурсов. Таким образом, речь идет об обеспечении не только полной, но и экономически эффективной занятости с высокой производительностью труда, достойной оплатой и условиями труда. Тем более это важно для Беларуси в условиях прогнозируемого уменьшения трудового потенциала, просто необходимо для успешного вхождения страны в мировое экономическое пространство после глобального финансово-экономического кризиса.

     Основная цель государственной политики в социально-трудовой сфере повышение эффективности использования трудовых ресурсов и формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства. Стабилизации, сохранению контроля над ситуацией на рынке труда и благоприятного социального фона осуществляемых экономических преобразований, поддержанию социальной стабильности общества в целом служит реализация мероприятий ежегодно разрабатываемых государственной и региональных программ содействия занятости населения, программы господдержки малого предпринимательства, развития малых городов, сферы услуг, а также ряда иных программ.

     С 2005 года наблюдается устойчивая тенденция  роста численности населения, занятого в экономике, – с 4403 тыс. человек в 2006-м до 4646,3 тыс. в январе – сентябре текущего года.  Уровень безработицы удерживается в социально допустимых пределах. Более того, этот показатель снизился с 1,5 процента до 0,7 процента. Значительно уменьшилась дифференциация регионов республики по уровню безработицы.

     Современная демографическая ситуация в республике характеризуется процессом естественной убыли населения. С 2007 года идет сокращение численности трудоспособного населения, с 2009 года – численности трудовых ресурсов. При этом уровень занятости населения составляет около 78 процента трудовых ресурсов страны. Такой высокий уровень занятости наблюдался в СССР в 1986 – 1987 годах (82 процента), когда конституцией предусматривалась обязательная занятость, а тунеядство влекло административное наказание. Действующая Конституция Республики Беларусь предусматривает свободно избранную занятость. 

     В Республике Беларусь растет количество свободных рабочих мест. На 1 ноября 2010 года число вакансий в 1,6 раза превысило количество зарегистрированных безработных, при этом более 80 процентов вакансий – по рабочим профессиям. Оптимистичный факт – вдвое по сравнению с прошлым годом уменьшилась численность работавших в режиме вынужденной неполной занятости на производстве.

     Особое  внимание уделяется содействию занятости жителей сельской местности и малых городов, а также людей, особо нуждающихся в соцзащите. Численность сельских безработных снизилась более чем в 15 раз (со 124 тыс. человек на начало 2006 года до 8 тыс. на 1 октября  2010-го) и практически сравнялась с количеством имеющихся на селе вакансий. Стабилизируется ситуация в малых городах республики. Уровень безработицы, который еще несколько лет назад составлял от 5 процентов до 10 процентов в таких самых проблемных с точки зрения занятости регионах, как Поставский, Ганцевичский, Краснопольский, теперь снижен в пять и более раз.

     Приоритетами  в сфере занятости на следующую пятилетку должны стать стимулирование роста занятости на основе создания рабочих мест в наукоемких и высокотехнологичных производствах и сфере услуг, создание условий мотивации к высокоэффективному труду и повышение социальной ответственности за результаты своего труда. Очень важно повысить гибкость рынка труда за счет совершенствования системы переподготовки кадров. Формирование кадрового потенциала должно идти в одной связке с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы. И еще одно магистральное направление – создание системы социального страхования населения от безработицы.

     Подготовлен проект Государственной программы  содействия занятости населения  Республики Беларусь на 2011 год, в котором  заложены основы повышения экономической эффективности занятости. Органы по труду, занятости и соцзащите будут оказывать содействие нанимателям в структурной перестройке организаций. Планируется создание условий для трудоустройства высвобождаемых работников за счет организации новых рабочих мест и развития малого предпринимательства. Для выявления потенциально избыточной численности персонала организаций и разработки планов социально ответственной реструктуризации предусматривается оказание помощи нанимателям в проведении кадровой диагностики. Опережающее обучение будет осуществляться под заказ нанимателей, им будут компенсировать затраты на профобучение работников, находящихся под риском увольнения в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников при условии гарантии последующего трудоустройства.

     Чтобы максимально широко информировать  население о возможностях трудоустройства, будут проводиться ярмарки вакансий, дни организаций. Планируется создание на крупных предприятиях информационно-консультационных пунктов органов по труду, занятости и соцзащите, а также организация работы телефонной горячей линии. Значительно повысит оперативность предоставления информации о наличии свободных рабочих мест внедрение электронного обмена информацией с нанимателями на базе существующих в республике сетей и каналов связи.

     Основной  упор в новой госпрограмме сделан на стимулирование создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных  наукоемких, высокотехнологичных, динамично развивающихся отраслях экономики и сфере востребованных услуг. В первую очередь – через выделение нанимателям бюджетных ссуд из средств Фонда соцзащиты населения для создания рабочих мест. Особое внимание – стимулированию роста занятости в сфере услуг, в том числе информационных, компьютерных, маркетинга и рекламы, деловых и профессиональных услуг, агроэкотуризма, ремесленничества. Будет организовано обучение безработных по новым специальностям, востребованным в сфере услуг.

     Предусмотрены и меры, направленные на вовлечение в экономическую деятельность незанятых граждан, в том числе длительно неработающих, освобожденных из исправительных учреждений. 

     В целях повышения качества и конкурентоспособности  рабочей силы, усиления сбалансированности спроса и предложения будет продолжена организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных, прежде всего, по востребованным на рынке труда профессиям (из них не менее 45 процента под заказ нанимателей).

     Дальнейшее развитие получит система трудоустройства молодежи, профориентации школьников, нацеленной на повышение престижа рабочих профессий. Будет совершенствоваться система содействия временной трудовой занятости учащейся и студенческой молодежи в свободное от учебы время. 

     Реализация мероприятий госпрограмм позволит повысить уровень занятости населения к 2015 году до 80 процентов трудовых ресурсов, увеличить долю работающих в сфере услуг до 58 процентов от общей численности занятых в экономике, сохранить стабильную и контролируемую ситуацию на рынке труда, удержать регистрируемую безработицу в социально допустимых пределах. [16]

     Белорусские парламентарии планируют утвердить  ряд существенных изменений в  закон "О занятости населения  Республики Беларусь", согласно которым безработный обязан регулярно отмечаться в органе по труду и вовремя являться на переговоры с нанимателем.

Информация о работе Проблемы и прогнозирование занятости населения Республики Беларусь