Проблемы и прогнозирование занятости населения Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей безработицы и политики занятости в Республике Беларусь.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:
выявить причины безработицы
исследовать рынок труда
оценить современное состояние безработицы в Республике Беларусь

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЗАНЯТОСТИ………………….…5
Понятие и классификация занятости……………..……..……....5
Понятие и классификация безработицы…………………….....8
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………….…..12
Состояние занятости в Республике Беларусь на период 1995 – 2008 гг………………………………………………………….…12
Статистика занятости населения Республики Беларусь на период 2009 – 2011 гг …………………………………..…..…..20
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………..30
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая2003.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

     Примечание  – источник : [10].

     Данные  табл. 4 отражают распределение общего числа безработных по полу и образования за период 2000 – 2008 гг. Здесь отмечаются следующие тенденции. Наибольший уровень безработицы характерен для лиц, имеющих общее среднее, профессионально-техническое и общее базовое образование; наименьший уровень безработицы характерен для лиц с высшим образованием, преимущественно мужского в 2000 г. и женского пола в 2008 г.

     Таблица 4 – Распределение численности безработных по полу и уровню образования в Республике Беларусь (в процентах)

  Всего В том  числе имеют образование
    Высшее Среднее специальное Профессионально-техническое Общее среднее Общее базовое
2000            
Всего 100 7,6 14,6 63,5 14,3
Муж. 100 6,2 10,6 64,5 18,7
Жен. 100 8,5 17,1 62,9 11,5
2008            
Всего 100 10,3 15,6 23,0 39,6 11,5
Муж. 100 9,3 10,2 24,2 42,0 14,3
Жен. 100 10,9 19,1 22,3 38,1 9,6

     … В 2000 г. работники, окончившие профессионально-технические учебные заведения, учтены по общему среднем или общему балловому образованию.

     Примечание  – источник [10]

     Анализ  распределения численности безработных  по полу и продолжительности безработицы (табл. 5) за период 2000 – 2008 гг. позволяет сделать следующие выводы. В начале периода наименьшее число безработных наблюдалось с продолжительностью ее до 1 мес., длительная безработица составляла 12,6 процента общего числа безработных, затем следовала безработица с продолжительностью 1 – 3мес., 6 – 12 мес., 3 – 6 месяцев. В 2008 г. ситуация несколько поменялась. Наименьшее значение имела длительная безработица – 8,2 процента, затем следовали сроки 6 – 12 мес., 3 – 6 мес., до 1 мес. и от 1 – 3 месяцев.

     Таблица 5  - Распределение численности безработных по полу и продолжительности безработицы в Республике Беларусь (в процентах)

  Всего В том  числе с продолжительностью безработицы
    До 1 мес. От 1 – 3 мес. От 3 – 6 мес. От 6 – 12 мес. Более года
2000            
Всего 100 11,4 21,7 27,6 26,7 12,6
Муж. 100 13,6 23,0 26,8 30,5 6,1
Жен. 100 9,9 20,9 28,2 24,3 16,7
2008            
Всего 100 26,5 31,4 19,0 14,9 8,2
Муж. 100 34,6 33,6 14,9 11,9 5,0
Жен. 100 21,3 29,9 21,7 16,8 10,3

     Примечание  – источник : [12, с. 157].

     Особенностью  развития экономики Республики Беларусь является наличие скрытой безработицы. Одна ее часть связана с неэффективностью занятого на производстве персонала, а другая – с развитием неформальных трудовых отношений, связанных в большей степени с занятостью экономически неактивного населения. Эта часть фактически безработных нигде не работает, а найдя работу, приступает к ней без оформления трудовых отношений. Их количество можно оценить при анализе структуры экономически неактивного населения. В ней возрастает доля так называемого «прочего неактивного населения», т.е. трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте, чью занятость невозможно установить (в 2007 – около 800 тыс. человек). Среди них определенная часть выезжает на работу в Российскую Федерацию без оформления трудовых отношений (по разным оценкам до 300 тыс. человек). Около 7,5 тыс. человек, по данным Департамента по миграциям МВД Республики Беларусь, выехало для работы в страны дальнего зарубежья. Часть экономически неактивного населения  занимается работой в личном подсобном хозяйстве, маятниковой трудовой миграцией. Тогда общий уровень безработицы как сумма параметров официальной, скрытой составит около 8 процентов.

     В нашей экономике обнаруживает себя и проблема неэффективной занятости, что находит выражение в форме вынужденной неполной занятости на производстве. Кадровая политика большинства предприятий направлена на сохранение персонала, недопущение массового высвобождения работников путем перевода их в режим неполного рабочего времени и предоставления административных отпусков. В результате для сферы занятости в целом типичен высокий уровень вовлеченности работников с низким эффектом фактического их использования и потерями рабочего времени. В 2000 г. уровень скрытой безработицы, проявляемой в  форме вынужденной неполной занятости, в целом в экономике составлял 10 процента от среднесписочной численности работников, в 2002 – 14,1 процента. В 2007 г. число работавших в режиме вынужденной неполной занятости существенно уменьшилось – до 122 тыс. человек, или 3,4 процента среднесписочной численности работников. Общие потери времени уменьшились до 1,4 млн. человеко-дней, что равнозначно ежедневному невыходу на работу 5 тысяч человек. В 2007 г. из общего объема потерь рабочего времени по причине неполной занятости 76 процентов приходилось на промышленность. Около 9 процентов работников данной отрасли либо не востребованы производством, либо работают в сокращенном режиме. Особенно высок уровень вынужденной неполной занятости в легкой промышленности (27 процента) и машиностроении (22 процента от среднесписочной численности работников). В первом полугодии 2009 г. 258,8 тыс. работников трудились в режиме вынужденной неполной занятости. Общее количество неотработанного времени составило 2,8 млн. человеко-дней, что равнозначно ежедневному невыходу на работу 22,2 тыс. человек. Из общего числа неотработанных по этой причине человеко-дней на промышленные предприятия приходилось 85,4 процента, на строительные – 6,1 процента. Условно рассчитанная численность ежедневно неработающих составляла в промышленности 19 тыс. человек, в строительстве – 1,4 тыс. человек. [1, с. 154 – 155]

     Таким образом, структура официальной  безработицы в Беларуси характеризуется  высокой долей женщин, что свидетельствует  о существовании женской безработицы, причем женщины более уязвимы на рынке труда, чем мужчины. Женщины доминируют и в структуре длительно безработных. В общем составе состоящих на учете безработных на начало 2008 г. 39,77 процента составляет молодежь в возрасте 16 – 29 лет. Анализ распределения безработных по продолжительности безработицы позволяет говорить о снижении числа длительно безработных (свыше 1 года) – с 12,6 процента в 2000 г. до 8,2 процента в 2008 г. Следует отметить, что их шансы на трудоустройство снижаются, так как рынок труда пополняется молодой рабочей силой, происходит быстрое моральное старение профессий.

     Наличие скрытой безработицы и особая значимость вызываемых ею последствий предполагает ряд мероприятий по оптимизации отношений занятости в рамках трудовых отношений. Для урегулирования скрытой технологической безработицы в Республике Беларусь необходимо развитие по пути формирования новой экономики, смещение акцента на технологические параметры развития, осуществление инновационного прорыва, доведение уровня производительности труда до аналогичных параметров развитых стран и высвобождение занятых в сферу услуг.

     Проблемы  наличия скрытой нормативной  безработицы, которая связана с  тем, что существующие в нашем  государстве законодательные, нормативные  акты, методики исчисления параметров безработных автоматически ориентированы на минимизацию их количества, (согласно законодательству Республики Беларусь, пособие по безработице выплачивается только тем гражданам, которые зарегистрированы в службе занятости и были признаны безработными), предполагают осуществления комплекса мероприятий по совершенствованию нормативной базы, проведению социологических обследований, усилению мотивирующего статуса пособия по безработице.

       Решение проблем скрытой безработицы,  обусловленной неэффективностью использования труда, предполагает высвобождение неэффективно занятого персонала и трансформацию его за счет системы переквалификации и переобучения. Общеизвестным здесь является тот факт, что государства социальной ориентации в условиях кризисных явлений не экономят на персонале, они сохраняют его даже ценой роста издержек производства. Что же касается либеральных моделей рынка, то в условиях нестабильности экономической конъюктуры осуществляется значительное высвобождение занятого персонала и солидная экономия на издержках. Однако следует учитывать и позитивный опыт социально ориентированных стран, поскольку, во-первых, сохранение высокой занятости означает стимулирование совокупного спроса населения, прежде всего за счет компоненты потребительского спроса; во-вторых, означает рост свободного времени работников, что может сориентировать их на удовлетворение личных потребностей.  
 

    1. Статистика  занятости населения  Республики Беларусь на период 2009 – 2011 гг.
 

     Полной  статистики рабочих мест в Беларуси нет. Но возможности трудоустройства правомерно оценивать по параметрам безработицы и количеству свободных рабочих мест и вакансий, заявленных в службу занятости. При анализе численности безработных в Беларуси следует учитывать три потока: численность обратившихся в службу занятости граждан, количество зарегистрированных в качестве безработных в течение года и численность состоящих на учете на конец отчетного периода.

     В 2010 г. количество занятых в экономике не сократилось, а незначительно возросло – до 4,646 млн. человек против 4,580 млн. в сравнении с 2009 г. [15, с. 6]. В органах по труду, занятости и социальной защите на 2010 г. зарегистрировано 35,2 тыс. безработных. При этом уровень безработицы на 2010 г. составил 0,7 процента от экономически активного населения (на 2009 г. –0,9 процента) [приложение Б].

     Такая динамика свидетельствует о приоритете национальной политики на рынке труда  по сохранению занятости. Следует отметить, что службы занятости в кризисных  условиях сработали как своеобразный фильтр, отслеживая ситуацию с безработными и нуждающимися в содействии в трудоустройстве, усилили акценты на заполнении имевшихся вакансий, обучении и переобучении безработных и скорейшем возвращении их на рабочие места.

     Так, в 2010 г. на учет было поставлено 287,9 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 175,9 тыс. человек, или 61,1 процента от числа обратившихся. Трудоустроено в 2010 г. 175,3 тыс. человек, в том числе 115,6 тыс. безработных, или 65,9 процента от числа всех трудоустроенных

     Вместе  с тем отдельные индикаторы белорусского рынка труда активно реагировали  на вызовы мирового кризиса. Это, прежде всего, касается политики сокращения продолжительности  рабочего времени и предоставления «административных» отпусков. В 2010 г. 141,3 тыс. работников предприятий, или 4,1 процента среднемесячной численности трудились в режиме вынужденной неполной занятости, тогда как в прошлом году –7,3 процента.

     Одной из главнейших задач Государственной  комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь 7 июня 2007 г. №265 (далее – Государственная программа), является обеспечение занятости населения, проживающего в малых городах.

Информация о работе Проблемы и прогнозирование занятости населения Республики Беларусь