Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:44, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей безработицы и политики занятости в Республике Беларусь.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:
выявить причины безработицы
исследовать рынок труда
оценить современное состояние безработицы в Республике Беларусь
Введение………………………………………………………………………..….3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЗАНЯТОСТИ………………….…5
Понятие и классификация занятости……………..……..……....5
Понятие и классификация безработицы…………………….....8
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………….…..12
Состояние занятости в Республике Беларусь на период 1995 – 2008 гг………………………………………………………….…12
Статистика занятости населения Республики Беларусь на период 2009 – 2011 гг …………………………………..…..…..20
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………..30
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников………
Примечание – источник : [10].
Данные табл. 4 отражают распределение общего числа безработных по полу и образования за период 2000 – 2008 гг. Здесь отмечаются следующие тенденции. Наибольший уровень безработицы характерен для лиц, имеющих общее среднее, профессионально-техническое и общее базовое образование; наименьший уровень безработицы характерен для лиц с высшим образованием, преимущественно мужского в 2000 г. и женского пола в 2008 г.
Таблица 4 – Распределение численности безработных по полу и уровню образования в Республике Беларусь (в процентах)
Всего | В том числе имеют образование | |||||
Высшее | Среднее специальное | Профессионально-техническое | Общее среднее | Общее базовое | ||
2000 | ||||||
Всего | 100 | 7,6 | 14,6 | … | 63,5 | 14,3 |
Муж. | 100 | 6,2 | 10,6 | … | 64,5 | 18,7 |
Жен. | 100 | 8,5 | 17,1 | … | 62,9 | 11,5 |
2008 | ||||||
Всего | 100 | 10,3 | 15,6 | 23,0 | 39,6 | 11,5 |
Муж. | 100 | 9,3 | 10,2 | 24,2 | 42,0 | 14,3 |
Жен. | 100 | 10,9 | 19,1 | 22,3 | 38,1 | 9,6 |
… В 2000 г. работники, окончившие профессионально-технические учебные заведения, учтены по общему среднем или общему балловому образованию.
Примечание – источник [10]
Анализ
распределения численности
Таблица 5 - Распределение численности безработных по полу и продолжительности безработицы в Республике Беларусь (в процентах)
Всего | В том числе с продолжительностью безработицы | |||||
До 1 мес. | От 1 – 3 мес. | От 3 – 6 мес. | От 6 – 12 мес. | Более года | ||
2000 | ||||||
Всего | 100 | 11,4 | 21,7 | 27,6 | 26,7 | 12,6 |
Муж. | 100 | 13,6 | 23,0 | 26,8 | 30,5 | 6,1 |
Жен. | 100 | 9,9 | 20,9 | 28,2 | 24,3 | 16,7 |
2008 | ||||||
Всего | 100 | 26,5 | 31,4 | 19,0 | 14,9 | 8,2 |
Муж. | 100 | 34,6 | 33,6 | 14,9 | 11,9 | 5,0 |
Жен. | 100 | 21,3 | 29,9 | 21,7 | 16,8 | 10,3 |
Примечание – источник : [12, с. 157].
Особенностью развития экономики Республики Беларусь является наличие скрытой безработицы. Одна ее часть связана с неэффективностью занятого на производстве персонала, а другая – с развитием неформальных трудовых отношений, связанных в большей степени с занятостью экономически неактивного населения. Эта часть фактически безработных нигде не работает, а найдя работу, приступает к ней без оформления трудовых отношений. Их количество можно оценить при анализе структуры экономически неактивного населения. В ней возрастает доля так называемого «прочего неактивного населения», т.е. трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте, чью занятость невозможно установить (в 2007 – около 800 тыс. человек). Среди них определенная часть выезжает на работу в Российскую Федерацию без оформления трудовых отношений (по разным оценкам до 300 тыс. человек). Около 7,5 тыс. человек, по данным Департамента по миграциям МВД Республики Беларусь, выехало для работы в страны дальнего зарубежья. Часть экономически неактивного населения занимается работой в личном подсобном хозяйстве, маятниковой трудовой миграцией. Тогда общий уровень безработицы как сумма параметров официальной, скрытой составит около 8 процентов.
В нашей экономике обнаруживает себя и проблема неэффективной занятости, что находит выражение в форме вынужденной неполной занятости на производстве. Кадровая политика большинства предприятий направлена на сохранение персонала, недопущение массового высвобождения работников путем перевода их в режим неполного рабочего времени и предоставления административных отпусков. В результате для сферы занятости в целом типичен высокий уровень вовлеченности работников с низким эффектом фактического их использования и потерями рабочего времени. В 2000 г. уровень скрытой безработицы, проявляемой в форме вынужденной неполной занятости, в целом в экономике составлял 10 процента от среднесписочной численности работников, в 2002 – 14,1 процента. В 2007 г. число работавших в режиме вынужденной неполной занятости существенно уменьшилось – до 122 тыс. человек, или 3,4 процента среднесписочной численности работников. Общие потери времени уменьшились до 1,4 млн. человеко-дней, что равнозначно ежедневному невыходу на работу 5 тысяч человек. В 2007 г. из общего объема потерь рабочего времени по причине неполной занятости 76 процентов приходилось на промышленность. Около 9 процентов работников данной отрасли либо не востребованы производством, либо работают в сокращенном режиме. Особенно высок уровень вынужденной неполной занятости в легкой промышленности (27 процента) и машиностроении (22 процента от среднесписочной численности работников). В первом полугодии 2009 г. 258,8 тыс. работников трудились в режиме вынужденной неполной занятости. Общее количество неотработанного времени составило 2,8 млн. человеко-дней, что равнозначно ежедневному невыходу на работу 22,2 тыс. человек. Из общего числа неотработанных по этой причине человеко-дней на промышленные предприятия приходилось 85,4 процента, на строительные – 6,1 процента. Условно рассчитанная численность ежедневно неработающих составляла в промышленности 19 тыс. человек, в строительстве – 1,4 тыс. человек. [1, с. 154 – 155]
Таким образом, структура официальной безработицы в Беларуси характеризуется высокой долей женщин, что свидетельствует о существовании женской безработицы, причем женщины более уязвимы на рынке труда, чем мужчины. Женщины доминируют и в структуре длительно безработных. В общем составе состоящих на учете безработных на начало 2008 г. 39,77 процента составляет молодежь в возрасте 16 – 29 лет. Анализ распределения безработных по продолжительности безработицы позволяет говорить о снижении числа длительно безработных (свыше 1 года) – с 12,6 процента в 2000 г. до 8,2 процента в 2008 г. Следует отметить, что их шансы на трудоустройство снижаются, так как рынок труда пополняется молодой рабочей силой, происходит быстрое моральное старение профессий.
Наличие скрытой безработицы и особая значимость вызываемых ею последствий предполагает ряд мероприятий по оптимизации отношений занятости в рамках трудовых отношений. Для урегулирования скрытой технологической безработицы в Республике Беларусь необходимо развитие по пути формирования новой экономики, смещение акцента на технологические параметры развития, осуществление инновационного прорыва, доведение уровня производительности труда до аналогичных параметров развитых стран и высвобождение занятых в сферу услуг.
Проблемы наличия скрытой нормативной безработицы, которая связана с тем, что существующие в нашем государстве законодательные, нормативные акты, методики исчисления параметров безработных автоматически ориентированы на минимизацию их количества, (согласно законодательству Республики Беларусь, пособие по безработице выплачивается только тем гражданам, которые зарегистрированы в службе занятости и были признаны безработными), предполагают осуществления комплекса мероприятий по совершенствованию нормативной базы, проведению социологических обследований, усилению мотивирующего статуса пособия по безработице.
Решение проблем скрытой
Полной статистики рабочих мест в Беларуси нет. Но возможности трудоустройства правомерно оценивать по параметрам безработицы и количеству свободных рабочих мест и вакансий, заявленных в службу занятости. При анализе численности безработных в Беларуси следует учитывать три потока: численность обратившихся в службу занятости граждан, количество зарегистрированных в качестве безработных в течение года и численность состоящих на учете на конец отчетного периода.
В 2010 г. количество занятых в экономике не сократилось, а незначительно возросло – до 4,646 млн. человек против 4,580 млн. в сравнении с 2009 г. [15, с. 6]. В органах по труду, занятости и социальной защите на 2010 г. зарегистрировано 35,2 тыс. безработных. При этом уровень безработицы на 2010 г. составил 0,7 процента от экономически активного населения (на 2009 г. –0,9 процента) [приложение Б].
Такая динамика свидетельствует о приоритете национальной политики на рынке труда по сохранению занятости. Следует отметить, что службы занятости в кризисных условиях сработали как своеобразный фильтр, отслеживая ситуацию с безработными и нуждающимися в содействии в трудоустройстве, усилили акценты на заполнении имевшихся вакансий, обучении и переобучении безработных и скорейшем возвращении их на рабочие места.
Так, в 2010 г. на учет было поставлено 287,9 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 175,9 тыс. человек, или 61,1 процента от числа обратившихся. Трудоустроено в 2010 г. 175,3 тыс. человек, в том числе 115,6 тыс. безработных, или 65,9 процента от числа всех трудоустроенных
Вместе
с тем отдельные индикаторы белорусского
рынка труда активно
Одной из главнейших задач Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь 7 июня 2007 г. №265 (далее – Государственная программа), является обеспечение занятости населения, проживающего в малых городах.
Информация о работе Проблемы и прогнозирование занятости населения Республики Беларусь