Проблемы формирования региональной инвестиционной инфраструктуры с целью привлечения прямых иностранных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 15:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы определяется тем, что прямые иностранные инвестиции являются катализатором экономического роста государства: будучи направленными в нужные отрасли, ПИИ позволяют переориентировать национальную экономику, придать ей инновационный характер, уменьшить зависимость сырьевых ресурсов. Все эти проблемы в той или иной степени присущи экономике Российской Федерации, поэтому всестороннее изучение структуры ПИИ, их влияния на региональный рост, а также факторов, определяющих инвестиционную привлекательность, имеет первостепенное значение.
Основная цель работы – анализ проблем формирования инвестиционной инфраструктуры и выработка рекомендация по решению этих проблем, основанных на анализе российского и зарубежного опыта.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты формирования региональной инвестиционной
инфраструктуры…………………………………...……………………………………….....5
1.1. Прямые иностранные инвестиции: понятие и современное состояние ……….…….5
1.2. Влияние прямых иностранных инвестиций на экономику региона...……...……….10
1.3. Понятие инвестиционной инфраструктуры и проблемы её формирования……….13
2. Эмпирический анализ опыта регионов РФ и стран по формированию инвестиционной инфраструктуры ………………………………………..………………………………….31
2.1. Особенности региональной инвестиционной инфраструктуры………………...…..17
2.2. Опыт формирования инвестиционной инфраструктуры регионов РФ………..……21
2.3. Зарубежный опыт формирования инвестиционной инфраструктуры……….……..24
2.4. Практические рекомендации по формированию инвестиционной инфраструктуры с целью привлечения ПИИ…………………………………………………..……….……..29
Заключение…………………………………………………..………………………..….….….32
Библиографический список……………………………………………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. Евгения Пахотина.doc

— 583.50 Кб (Скачать файл)

Именно инфраструктура рынка инвестиций определяет основной порядок практических действий участников рынка и все аспекты совершенствования инвестиционных сделок. Увеличение количества сделок на инвестиционном рынке является фактором ускорения движения капитала, его перехода от денежной к производительной форме. Через инфраструктуру инвестиционного рынка и происходит аккумуляция ресурсов и направление вложений в конкретные проекты.

Нельзя не отметить и то, что инвестиционная инфраструктура ориентирована не только на продвижение отдельных проектов, но и на развитие соответствующего предпочтения и менталитета, осуществление институциональных изменений в обществе, затрагивающих всех субъектов инвестиционного процесса, стимулирование развития экономики за счет инвестиций.

Инвестиционная инфраструктура дает возможность более равномерно распределять риски, связанные с осуществлением инвестиционного процесса. Это распределение происходит между участниками инвестиций по стадиям осуществления инвестиционных проектов, между институциональными инвесторами, а также между государством и институциональными инвесторами. Развитие элементов инвестиционной инфраструктуры открывает более широкие возможности для привлечения иностранных инвестиций и уменьшение рисков, связанных с предоставлением кредитов иностранных инвесторов и государств[19].

Инвестиционная инфраструктура – это комплексное понятие, которое включает в себя различные элементы. Если речь идет о рынке финансовых активов, то важнейшими элементами инфраструктуры являются: фондовые биржи, брокерские и дилерские конторы, банковские и парабанковские институты, депозитарии. Все вышесказанные институты образуют институциональный элемент инфраструктуры.

Второй элемент – законодательно-правовой (законы Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты, которые регулируют инвестиционную сферу, защищая права эмитентов и инвесторов и формируют их обязанности).

Третий элемент – информационный элемент инфраструктуры (СМИ и различные рейтинговые агентства, которые должны давать полную, правдивую и достоверную информацию о различных эмитентах и помогать инвесторам в выборе различных инвестиционных документах).

Рассмотрим в первую очередь институциональный элемент инфраструктуры.

В наиболее общем виде к инвестиционным институтам относятся:

                   коммерческие банки (универсальные и специализированные);

                   небанковские кредитно-финансовые институты (финансовые и страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, кредитные союзы и товарищества);

                   инвестиционные институты (инвестиционные компании и фонды, фондовые биржи, финансовые брокеры, инвестиционные консультанты и пр.).

Инвестиционные институты организуют непосредственное регулирование спроса и предложения на инвестиционные ресурсы. Они влияют на движение, объем, направление инвестиционных средств и, следовательно, на инвестиционный процесс в отраслях хозяйства и регионах. Инвестиционная деятельность прямо связана с количеством специализированных инвестиционных институтов, их мощностью (размером активов), разветвленностью, со структурой и объемом их операций, возможностями аккумуляции инвестиционных ресурсов.

Далее перейдём к рассмотрению законодательно-правового элемента инвестиционный инфраструктуры.

Ни для кого не секрет, что одним из наиболее высоких барьеров на пути инвестиций в России является чрезмерная усложненность процедуры согласования технико-экономических обоснований и проектов строительства, а также получения разрешительной документации на реализацию инвестиционных проектов.[20] Другие факторы, негативно влияющие на правовое поле, включают в себя частые изменения законодательства и отсутствие согласованности федерального и регионального законодательства. Защита прав собственников и инвесторов по-прежнему является слабым местом в России, хотя нельзя не признать, что в этой области наметились обнадеживающие сдвиги, как со стороны государственного подхода к этой проблеме, так и в вопросе заинтересованности собственников и менеджеров ряда компаний в повышении капитализации компаний, нормализации отношений между собой и с владельцами внешнего капитала. Это можно расценивать как появление в российском частном секторе действительно эффективных собственников, заинтересованных в реализации долгосрочных экономических проектов, выстраивании стабильных легальных связей со своими контрагентами, развитии своего бизнеса и его интеграции в мировую экономику.

Однако это не снижает остроты продолжающихся конфликтов, которые, по-прежнему отпугивают значительную часть потенциальных инвесторов от реализации проектов в России. Одной из основных и наиболее болезненных проблем, стоящих на пути развития России и отталкивающих иностранных инвесторов, является отсутствие должной защиты прав и интересов собственников от действий государства, связанных с принудительным изъятием имущества в его собственность, без которой невозможно развитие рыночной экономики, основанной на равноправии всех форм собственности. Для решения этой проблемы разрабатываются четкие законодательные нормы, исключающие возможность произвольного и некомпенсируемого изъятия имущества, и обеспечивающие гарантии защиты прав и интересов его владельцев.

Нарушение прав интеллектуальной собственности, включая нарушение использования товарных знаков и патентов, подделка, нарушение авторских прав и пиратство являются значительными препятствиями для осуществления предпринимательской деятельности в России. Этот вопрос важен как для российского, так и для иностранного деловых сообществ, которые ссылаются на коррупцию, отсутствие должной политической воли, недостаточность законов и уголовных наказаний, а также на низкий уровень образования и профессиональной подготовки работников правоохранительных и судебных органов как на основные препятствия на пути надежной и эффективной защиты прав интеллектуальной собственности в России.

Нарушение прав интеллектуальной собственности не только наносит прямой ущерб компаниям, работающим в России, но также сдерживает новые инвестиции - как иностранные, так и российские. В частности, 1 мая 2000 года Торговый представитель США г-жа Чарлин Баршефски заявила[21], что Россия внесена в специальный список первоочередного контроля N301 ввиду недостаточной защиты прав интеллектуальной собственности на ее территории.

Несмотря на существование законодательной базы по вопросу защиты прав интеллектуальной собственности, в ней есть значительные пробелы, такие как отсутствие основных положений "Аспектов интеллектуальной собственности, касающихся торговли" (TRIPS) в законах, связанных с защитой патентов, товарных знаков и авторских прав. Внесение указанных положений укрепило бы действующее законодательство и позволило бы довести уровень защиты прав на интеллектуальную собственность в России до уровня, существующего в других развитых странах.

Далее перейдём к информационному элементу инвестиционной инфраструкутры.

Под инфраструктурой информационного обеспечения инвестиций в основной капитал мы понимаем систему взаимоувязанных норм и правил, организационных и технологических структур, обеспечивающих обслуживание инвестиционной деятельности на основе интеграции информационных ресурсов, необходимых для принятия инвестиционного решения. Принятие решения об инвестировании требует тщательного изучения специфических особенностей множества экономических, социальных, технических процессов и явлений. Нельзя качественно обосновать долговременные инвестиционные решения без анализа затрат, в частности расхода средств на проведение строительства и приобретения активов, учета особенностей законодательной базы, результатов экспертиз, оценок потребностей в капитальном и текущем ремонте, себестоимости производства и реализации продукции, спроса на выпускаемые товары, работы и услуги, ликвидационной стоимости имущества и др. Кроме того, необходимо учитывать финансовые аспекты реализации капиталовложений (объем, структуру и цену

капитала, уровень инфляции, график погашения обязательств), тенденции и прогнозы

развития отрасли, региона и страны в целом. Это  далеко не полный перечень факторов и условий, влияющих на результативность и уровень рискованности инвестиций, определяет необходимость сбора достоверной и полной информации о различных сторонах этого вида деятельности, обобщения полученных данных в виде аналитических

показателей и последующего их использования в механизме регулирования инвестиций в основной капитал. В условия конкуренции между отдельными регионами за привлечение инвестиций выигрывают те субъекты Федерации, которые создают наилучшие условия для деятельности инвесторов и ведут активную компанию по информированию потенциальных деловых партнеров об условиях инвестиционной деятельности в регионе. Отсутствие даже части требуемых данных заставляет потенциально- го инвестора затрачивать дополнительные временные и финансовые ресурсы на поиск информации, а в ряде случаев ведет и к отказу от работы в данном городе или субъекте Федерации.

Таким, в рамках данного параграфа, мы выяснили, что инвестиционная инфраструктура это система, способствующая эффективному формированию, распределению реальных инвестиций и оказанию услуг для развития инвестиционной деятельности. Инвестиционная инфраструктура состоит из трёх основных элементов, а именно институционального, законодательно-правового и информационного. Различия в притоках ПИИ для  регионов России зачастую объясняются именно инвестиционной инфраструктурой.

Подводя итоги этой главы, стоит сказать, что прямые иностранные инвестиции, как считают большинство авторов, положительно влияют на такие экономические показатели как внутренний валовой продукт и занятость. Поэтому изучение проблемы формирования инвестиционной инфраструктуры очень актуально. Инвестиционная инфраструктура является комплексным понятием и состоит из элементов, описанных в параграфе 1.3. Для России по всем этим элементам наблюдаются определенные проблемы, поэтому в следующих параграфах мы рассмотрим опыт самых успешных регионов РФ и стран, для того чтобы разработать комплекс рекомендаций по формированию эффективной инвестиционной инфраструктуры.

             

 

 

 

2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОПЫТА РЕГИОНОВ РФ И СТРАН ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ.

 

В этой главе мы сначала выясним необходимость изучения вопроса формирования инвестиционной инфраструктуры именно на уровне регионов РФ. Для этого в первом параграфе будут описаны особенности регионов по уровню притока ПИИ, а также обоснован тот факт, что изучение региональной инфраструктуры имеет смысл, в силу того, что регионы имеют определенную самостоятельность в принятии решений по вопросу привлечения ПИИ. Причём, одни регионы очень успешны в этом , а другие нет.    Далее мы проведем анализ опыта “успешных” российских регионов. То есть это те регионы, которые получают огромные объёмы инвестиций, не обладая, при этом, какими либо значительными сырьевыми производствами. Также мы посмотрим на опыт других стран. После чего будут сделаны выводы и рекомендации по формированию региональной инвестиционной инфраструктуры, которые будут использованы в дальнейшем при рассмотрении Омской области.

 

2.1   Особенности региональной инвестиционной инфраструктуры

 

Прежде чем переходить к анализу опыта регионов РФ и других стран, необходимо выяснить, почему же целесообразно рассматривать именно региональную инвестиционную инфраструктуру.

В предыдущем параграфе мы в общих чертах выяснили, что из себя представляет инвестиционная инфраструктура, из каких элементов она состоит и в чём кроются проблемы инвестиционной инфраструктуры для России. Но, предмет этой работы – региональная инвестиционная инфраструктура. В этой связи, нам необходимо показать, чем обосновывается наш выбор изучать инвестиционную инфраструктуру именно на уровне регионов. Выбор зависит от двух особенностей. Во-первых, регионы обладают определенной самостоятельностью в выборе своей инвестиционной политики и формировании инвестиционной инфраструктуры, что и формирует особенность региона. Во-вторых, между регионами существует очень высокая дифференциация  по уровню притока ПИИ, а значит нам необходимо рассмотреть каждый регион в отдельности и выделить “факторы успеха” для того, чтобы потом сформулировать общие рекомендации по формированию региональной инфраструктуры. Эту особенность назовём инвестиционной. Вторая особенность во многом вытекает из первой, так как грамотная политика региональных властей по вопросу формирования инвестиционной инфраструктуры приводит к различию в фактических притоках ПИИ.

Теперь по порядку рассмотрим каждую из особенностей.

В соответствии с Конституцией РФ федеральный центр наделен и обладает необходимыми полномочиями установления правовых основ единого рынка, проведения научно обоснованной экономической политики, отвечающей общим интересам страны, регионов, отечественных товаропроизводителей. На него также возложены функции финансового, валютного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, выработки основ ценовой политики, регулирования банковской системы. В настоящее время страна оказалась вновь перед выбором дальнейшей стратегии экономической политики. Каждый субъект Федерации является частью общей экономической среды, его экономика, банковская система в значительной степени зависят от общего состояния дел в стране в целом, поэтому главная идея корректировки курса рыночных реформ состоит в ориентации их на отечественное производство, создание стимулов экономического роста и наращивание экономического потенциала регионов Федерации. Для сбалансированного развития их требуются специальные отраслевые и региональные программы мобилизации бюджетных и инвестиционных ресурсов, направленные на обеспечение потребностей регионов, преодоление убыточности и повышение конкурентоспособности продукции отечественных предприятий. Необходимы также активные меры по реструктуризации как промышленных предприятий, так и финансовых институтов с участием государства и субъектов Федерации. По Конституции РФ субъекты Федерации тоже наделены большими полномочиями (в частности, законодательными). Исходным моментом является правильное определение приоритетов региональной экономической политики и стратегии. В расчете на долгосрочную перспективу это рационализация налоговой системы субъекта, бюджетная самодостаточность, создание целостной системы потребительского рынка, поддержка малого бизнеса и предпринимательства с целью формирования его как одного из ведущих секторов экономики региона, налаживание эффективного управления имущественным комплексом, создание благоприятных условий для притока инвестиций, повышение роли банковской системы в развитии реального сектора экономики и т.д. Одной из основных задач региональной экономической политики должно быть улучшение инвестиционных условий как для отечественного, так и для иностранного предпринимательства. При этом нужно ориентироваться на активизацию собственного потенциала, что позволит укрепить независимость регионов и тем самым федеративную структуру государства. В каждом регионе проводятся мероприятия, направленные на усиление экономического роста за счет увеличения объема и эффективности инвестиций. Важным по своей экономической значимости является предоставление региональных накоплений инвесторам для осуществления проектов развития и предотвращения оттока средств. С этой задачей вполне могут справиться региональные отделения государственных банков и банков развития. В настоящее время денежный капитал – ощутимо дефицитный ресурс отечественной экономики. До сих пор у нас не разработана единая концепция развития банковской системы страны. По-прежнему недооценивается роль региональных банков. Проблема их развития до сих пор тесно связана с вопросами денежно-кредитной политики, формирования бюджета и прогноза социально-кредитного развития страны на ближайший год.

Информация о работе Проблемы формирования региональной инвестиционной инфраструктуры с целью привлечения прямых иностранных инвестиций