Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 15:02, курсовая работа
Актуальность темы определяется тем, что прямые иностранные инвестиции являются катализатором экономического роста государства: будучи направленными в нужные отрасли, ПИИ позволяют переориентировать национальную экономику, придать ей инновационный характер, уменьшить зависимость сырьевых ресурсов. Все эти проблемы в той или иной степени присущи экономике Российской Федерации, поэтому всестороннее изучение структуры ПИИ, их влияния на региональный рост, а также факторов, определяющих инвестиционную привлекательность, имеет первостепенное значение.
Основная цель работы – анализ проблем формирования инвестиционной инфраструктуры и выработка рекомендация по решению этих проблем, основанных на анализе российского и зарубежного опыта.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты формирования региональной инвестиционной
инфраструктуры…………………………………...……………………………………….....5
1.1. Прямые иностранные инвестиции: понятие и современное состояние ……….…….5
1.2. Влияние прямых иностранных инвестиций на экономику региона...……...……….10
1.3. Понятие инвестиционной инфраструктуры и проблемы её формирования……….13
2. Эмпирический анализ опыта регионов РФ и стран по формированию инвестиционной инфраструктуры ………………………………………..………………………………….31
2.1. Особенности региональной инвестиционной инфраструктуры………………...…..17
2.2. Опыт формирования инвестиционной инфраструктуры регионов РФ………..……21
2.3. Зарубежный опыт формирования инвестиционной инфраструктуры……….……..24
2.4. Практические рекомендации по формированию инвестиционной инфраструктуры с целью привлечения ПИИ…………………………………………………..……….……..29
Заключение…………………………………………………..………………………..….….….32
Библиографический список……………………………………………………………………33
Правительство также резко снизило пошлины на импорт товаров, которые входили в производство экспортных товаров (к примеру, запчасти машины). Сегодня более 2\3 китайских экспортных товаров составляют именно такие товары. Центральный банк Китая выделяет кредиты для поддержки компаний-экспортеров. Однако основным секретом успеха является четкая система информирования иностранных инвесторов. В частности подобная «рекламная кампания» осуществляется интернет-порталами (как и государственными, так и частными), содержащими материалы об инвестиционных возможностях в Китае и контактах с возможными партнерами.
В результате успеха подобных проектов сегодня появились сайты, подобные made-in-china.com («сделано-в-Китае»), которые рекламируют исключительно китайские товары для западных покупателей (в том числе, для менеджеров магазинов). Все рассмотренные меры не являются чем-то сверхъестественным и при правильной организации способны внести свой вклад в инвестиционную привлекательность России.
Проведенный анализ современного зарубежного опыта государственного содействия процессам улучшения инвестиционного климата территорий позволяет предложить для внедрения в российскую практику следующие его продуктивные компоненты:
1. Использование механизма государственно-частного партнерства, позволяющего улучшать инвестиционной климат посредством создания структурных элементов новой экономики, концентрации финансовых ресурсов государства и частных инвесторов и их направления на развитие инновационного компонента территорий.
2. Определение в числе приоритетных направлений улучшения инвестиционного климата процессов развития кадрового, инфраструктурного и инновационного обеспечения инвестиционной деятельности, кластеризации социально-экономического пространства регионов
3. Комплексное стимулирование инвестиций, включающее финансовую поддержку (гранты, субсидии, налоговые льготы и др.), инфраструктурное, информационное обеспечение.
4. Высокий уровень разнообразия форм взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности: государства, бизнеса, науки и высшего образования (научные парки, кооперационные соглашения, инновационно-технологические партнерства и др.).
5. Создание в регионах специализированных государственных организаций непосредственно участвующих в обосновании механизмов развития территорий, в том числе связанных с улучшением их инвестиционного климата.
Это только часть рекомендаций. Остальные рекомендации будут даны в параграфе 2.4.
2.4 Практические рекомендации по формированию инвестиционной инфраструктуры с целью привлечения ПИИ
Проанализировав опыт успешных регионов РФ и опыт других стран , мы выделим основные направления развития инвестиционной инфраструктуры субъектов федерации для реализации их экономического потенциала и привлечения иностранного капитала. Именно эти направления должны быть доминирующими в областях, желающих стать лидерами по привлечению ПИИ. Рассмотрим их подробнее:
Создание индустриальных парков. Как показывает опыт многих регионов, именно на базе индустриальных парков удобнее всего создавать промышленные кластеры, включающие в себя предприятия всей технологической цепочки. Индустриальные парки уже продемонстрировали свою высокую эффективность в большинстве развитых Европейских стран, Канаде, США, Японии и Китае. Лучше всего создавать и развивать такие площадки в городах с налаженной научной инфраструктурой (это является желательным, но не необходимым условием) и научных центрах (например, Новосибирск, Бийск, Троцик, Обнинск и т.д.), поскольку это облегчит коммуникацию бизнеса и науки и в конечном итоге выступит акселератором процесса коммерциализации научных разработок. При этом нужно обратить внимание на тот факт, что индустриальные парки значительно различаются от относительно широко представленных в нашей стране бизнес-инкубаторов. Идея инкубирования состоит в оказании различных форм поддержки (финансовая, консультативная) новым стартапам, стимулирование активности малого бизнеса. «Окрепший» бизнес должен со временем покинуть инкубатор, освободив место для очередного стартапа. В технопарке же этого не производит. Компания может пройти долгий пусть развития от мелкого до среднего или даже крупного бизнеса, однако не покинуть технопарк.
Создание ОЭЗ с льготными режимами ведения бизнеса определенных типов (например, инновационного, или бизнеса с участием иностранного капитала): это позволяет дать преимущество компаниям, имеющим высокий потенциал роста, на стадии их становления; Все вышесказанное относится не только к промышленным ОЭЗ, но и зонам рекреационно-туристского типа; Также следует упростить процедуры таможенного контроля для облегчения ввоза высокотехнологичного оборудования, а также оптимизировать режим миграции. К примеру, во многих экономически развитых странах для высококвалифицированных специалистов существует льготный режим, состоящий в упрощении правил признания различных дипломов и научных степеней, взаимное признание медицинских справок).
Активное привлечение заемных средств крупных финансовых институтов для реализации выгодных инвестиционных проектов; эта мера обоснована тем, что государство не в состоянии полностью обеспечить капиталом все важные проекты, поэтому использование заемного капитала должно стать одним из основных способов финансирования важных инвестпроектов[39];
Создание и развитие в России венчурных фондов, а также бизнес-ангелов[40]. Такие компании имеют ключевое значение в процессе коммерциализации научных разработок компаний, скажем, Силиконовой Долины в США. Венчурные фонды и бизнес-ангелы осуществляют капиталовложения в перспективные разработки, если они имеют высокую практическую ценность. По мнению автора, деятельность венчурных фондов более эффективна по сравнению с государственным финансированием важных технических проектов. Венчурные фонды представляют собой вид бизнеса, который получает прибыль, если научная разработка будет полностью коммерциализована, поэтому венчурный фонд – это эффективный механизм введения инноваций в производство. Государственные же механизмы реализации инвестиционных проектов носят административно-
Активная позиция региональных властей в области инвестиционной политики: государство должно стать посредником между российскими и иностранными компаниями для реализации крупномасштабных взаимовыгодных проектов;
Территориальный маркетинг: одним из решений данной задачи может являться создание новой региональной властной структуры – областного агентства по развитию территорий, деятельность которого должна затрагивать такие направления, как передача информации о деятельности компаний в посольства иностранных государств, сотрудничество с иностранными агентствами по региональному развитию и т.д. Отдельные функции такой структуры уже выполняются региональными Министерствами экономического развития и внешнеэкономических связей, однако взаимодействие между российскими компаниями и иностранными инвесторами должно быть налажено более эффективно и на постоянной основе.
Упрощение процедуры подключения к объектам инфраструктуры: зачастую коммунальные службы злоупотребляют монопольным положением, что создает для инвесторов значительные сложности при подключении к инфраструктурным объектам. Довольно распространено навязывание инвестору дополнительных обязательств, таких как 100% предоплата, навязывание дополнительных услуг и др. Такие злоупотребления возможны в силу несовершенства текущего законодательства, которое содержит лишь общие рекомендации присоединения инвесторов к объектам инфраструктуры. Для решения данной проблемы необходимо:
Устранить пробелы в законодательстве, дающие коммунальным службам широкие границы трактовки правовых норм, регулирующих процессы подключения к инфраструктурным объектам;
Ужесточить ответственность коммунальных хозяйств на нарушение текущего законодательства;
Довести до сведения потенциальных инвесторов о принятых изменениях с четкой формулировкой их прав;
Строительство инвестиционных площадок в регионах России: процесс формирования экономического кластера можно ускорить, если государство будет осуществлять масштабное строительство т.н. инвестиционных площадок – свободных территорий с подведенной инфраструктурой. Осуществление проекта на инвестиционной площадке значительно легче, чем реализация проекта «green field» («в чистом поле», «с нуля»), к тому же данная мера призвана защитить потенциальных инвесторов от произвола коммунальных служб, описанного выше.
Таким образом, по мнению автора, сформулированные меры при грамотной их реализации вполне могут обеспечить высокий приток ПИИ в регион. Однако не следует также забывать и о проблемах регионального экономического развития, носящих институциональный характер. Такими проблемами, в частности, является коррупция и низкая доля малого бизнеса в ВВП. Инвестиционный портрет области создается не только за счет осуществления мероприятий, направленных на привлечение иностранных инвесторов, но и за счет улучшения ее социально-экономического положения. Поэтому инвестиционная политика области должна соответствовать ее социально-экономической политике. Необходима разработка эффективной программы борьбы с коррупцией, являющейся значительной препоной бизнесу, а также улучшение условий ведения малого бизнеса в целом (хотя бы на уровне снижения административных барьеров[41]). При реализации данных мер, вкупе с предложенными выше, область сможет добиться синергетического эффекта, который, несомненно, приведет к ее динамичному экономическому развитию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в данной работе мы достигли поставленной цели, а именно выявили основные проблемы региональной инфраструктуры при привлечении ПИИ и проанализировав опыт лучших регионов и стран, дали практические рекомендации для всех регионов, желающих увеличить приток ПИИ. Основными выводами по работе являются следующие утверждения.
1) ПИИ положительно влияет на ВВП страны и на занятость, что было доказано многими исследованиями (п.1.2).
2) Проведён анализ статистических данных по структуре прямых иностранных инвестиций. Приток прямых иностранных инвестиций географически распределен крайне неравномерно. Географическое распределение ПИИ в значительной степени зависит от возможности ведения добычи топливно-энергетических ресурсов, наличия обрабатывающих производств, близости к Федеральному Центру. На данный момент, ПИИ большей частью направляются в добывающие отрасли и сектора экономики, занимающиеся переработкой первичных ресурсов. (п. 2.1)
Таким образом, сложившиеся потоки инвестиций способствуют хроническому недоинвестированию одних регионов России и избыточному инвестированию других. Низкую норму прямых иностранных инвестиций (относительно лидирующих округов) имеет Южный, Привожский, Уральский и Сибирский ФО. Таким образом, часть регионов демонстрирует наличие точек роста инновационной экономики. Лидерами в области привлечения «несырьевых» иностранных инвестиций являются Калужская, Липецкая, Рязанская, Новгородская области, Приморский край. Основной «достопримечательностью» Калужской области являются индустриальные парки (автомобильный, биотехнологий и кластер ядерной медицины), создана благоприятная инфраструктура бизнеса. В Новгородской области реализуются крупные проекты: по производству кондитерских изделий и жевательной резинки, по производству гибкой упаковки, деревообработке, машиностроению. В Липецкой области функционируют ОЭЗ агропромышленного, производственно-промышленного и рекреационно-туристского типа. В Рязанской области поощряется развитие предприятий с участием иностранного капитала «ТНК-ВР», «GUARDIAN», Аутомотив Лайтинг, «Евроцемент», группа компаний «Технониколь», торговые сети «Metro Cash&Carry», «GLOBUS», «SELGROS». Приморский край становится центром международного сотрудничества (в 2012 году во Владивостоке пройдет международный саммит АТЭС).
3) На основании опыта лучших регионов и стран, были сделаны практические рекомендации.
Так, по мнению автора, доминирующими направлениями по формированию эффективной региональной инвестиционной инфраструктуры для привлечения ПИИ должны стать: создание индустриальных парков, ОЭЗ с льготными режимами ведения бизнеса, активное партнёрство между региональных властей, российскими и иностранными компаниями, территориальный маркетинг.
Таким образом, в данной работе определена важность ПИИ для регионов и выделены основные проблемы инвестиционной инфраструктуры, как главного фактора, влияющего на приток ПИИ. Был проанализирован опыт лучших российских регионов и зарубежных стран и в итоге сформулированы рекомендации, способные значительно улучшить положение стагнирующих областей и позволить относительно инновационным областям достичь еще большего роста.