Проблемы формирования региональной инвестиционной инфраструктуры с целью привлечения прямых иностранных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 15:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы определяется тем, что прямые иностранные инвестиции являются катализатором экономического роста государства: будучи направленными в нужные отрасли, ПИИ позволяют переориентировать национальную экономику, придать ей инновационный характер, уменьшить зависимость сырьевых ресурсов. Все эти проблемы в той или иной степени присущи экономике Российской Федерации, поэтому всестороннее изучение структуры ПИИ, их влияния на региональный рост, а также факторов, определяющих инвестиционную привлекательность, имеет первостепенное значение.
Основная цель работы – анализ проблем формирования инвестиционной инфраструктуры и выработка рекомендация по решению этих проблем, основанных на анализе российского и зарубежного опыта.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты формирования региональной инвестиционной
инфраструктуры…………………………………...……………………………………….....5
1.1. Прямые иностранные инвестиции: понятие и современное состояние ……….…….5
1.2. Влияние прямых иностранных инвестиций на экономику региона...……...……….10
1.3. Понятие инвестиционной инфраструктуры и проблемы её формирования……….13
2. Эмпирический анализ опыта регионов РФ и стран по формированию инвестиционной инфраструктуры ………………………………………..………………………………….31
2.1. Особенности региональной инвестиционной инфраструктуры………………...…..17
2.2. Опыт формирования инвестиционной инфраструктуры регионов РФ………..……21
2.3. Зарубежный опыт формирования инвестиционной инфраструктуры……….……..24
2.4. Практические рекомендации по формированию инвестиционной инфраструктуры с целью привлечения ПИИ…………………………………………………..……….……..29
Заключение…………………………………………………..………………………..….….….32
Библиографический список……………………………………………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. Евгения Пахотина.doc

— 583.50 Кб (Скачать файл)

В заключение хотелось бы отметить, что поскольку улучшение инвестиционного климата может происходить лишь постепенно, в процессе эволюции институтов рыночной среды и роста позитивных ожиданий у инвесторов и предпринимателей, необходимо уже сейчас создавать условия для улучшения конкурентоспособности инвестиционного климата российской экономики на мировых рынках капитала.

Теперь перейдём к рассмотрению вопроса дифференциации в уровне инвестиций между регионами.

В силу большой территориальной площади и неоднородной степени экономического развития регионов приток прямых иностранных инвестиций географически распределен крайне неравномерно. Инвестиционная привлекательность регионов зависит в первую очередь от  региональной производственной базы, наличия в области природных ресурсов. Другим немаловажным фактором является объем совокупного спроса региона: области, характеризующиеся крайне низкой покупательной способностью населения, демонстрируют низкую долю прямых иностранных инвестиций в валовом региональном продукте.

Проанализируем региональную структуру иностранных инвестиций в Российскую Федерацию в 2000-2008 гг. Данный период можно охарактеризовать довольно динамичным притоком иностранного капитала в субъекты РФ, однако многие регионы, имеющие высокий инвестиционный и экономический потенциал, испытывают хроническую нехватку инвестиций[22]. Так, например, в 2008 году размер подушевых иностранных инвестиций в Москву составил 3900 долларов в ценах рассматриваемого периода, а средний годовой прирост валового регионального продукта данного субъекта за прошедшие 10 лет достиг 8%. В то же время многие другие регионы демонстрируют средний годовой прирост 6-7% при существенно меньших значениях иностранных инвестиций (Астраханская, Архангельская, Тамбовская область, республика Мордовия,), менее развитой инфраструктуре, а также отсутствии значительных запасов полезных ископаемых. Данная статистика позволяет выдвинуть гипотезу, что инвестиционные ресурсы во многих регионах страны используются неэффективно, поэтому при грамотном распределении иностранного капитала (что, естественно, предполагает активное участие государства в территориальном маркетинге субъектов Федерации) и устранении факторов, негативно сказывающихся на экономическом росте,  возможно ускорение темпов  развития российской экономики в целом и отдельных ее регионов в частности. Сейчас же, однако, можно с уверенностью констатировать следующий факт: территориальная концентрация инвестиций увеличивается. Для доказательства данного тезиса автором были вычислены коэффициенты концентрации (по методике Джини) притока инвестиций на рассматриваемой выборке из семи федеральных округов России в 2000 и 2008 году[23], причем в качестве исследуемого признака рассматривались иностранные инвестиции в округ, а в качестве частот была взята численность населения данных регионов (результаты представлены в таблице).

В результате для 2000 года было получено значение коэффициента 28,89%, а для 2008 года – 79,2% (!). Таким образом, за прошедшие восемь лет структура инвестиций изменилась в сторону усиления роли Центрального Федерального округа как основного реципиента инвестиций (53,2% от общего притока) и ослабления роли других регионов России (в особенности это касается Приволжского и Дальневосточного федеральных округов). Для наглядной демонстрации текущих процессов приведем диаграммы Лоренца для притока иностранных инвестиций в 2000 и 2008 году. Как видно, отклонение структуры инвестиций от равномерного распределения значительно возросло.

 

Рис. 2.1 Диаграмма Лоренца для притока иностранных инвестиций в 2000 и 2008 гг.

Источник: составлено автором на основе данных www.gks.ru

Другим немаловажным индикатором обеспеченности региона прямыми иностранными инвестициями является ПИИ на душу населения. Данный показатель характеризует относительную инвестиционную привлекательность региона в сопоставлении с его населением. Для анализа регионального распределения ПИИ на душу населения была составлена картограмма[24](см. рис. 1.4). При построении классификации регионов России можно воспользоваться следующей градацией, которая задает 4 уровня обеспеченности ПИИ:

       >2700 руб. на душу населения (очень высокая норма инвестиций);

       650-2700 руб. на душу населения (высокая норма инвестиций);

       380-659 руб. на душу населения (средняя норма инвестиций);

       <379 руб. на душу населения (низкая норма инвестиций)

Рис. 2.2 Средние ПИИ на душу населения в регионах России (в рублях 2009 года с учетом пересчета рублевого эквивалента)

 

Такая градация разбивает всю совокупность субъектов РФ на 4 приблизительно равных по количеству входящих регионов группы. Именно этот критерий (равные по числу регионов группы) и явился основным принципом, использованным для выбора интервалов групп. Как  видно из рисунка, высокую норму ПИИ имеют те регионы, в структуре экономики которых высока доля добычи топливно-энергетических ископаемых с акцентом на газо- и нефтедобычу (Ханты-Мансийский, Ямало-ненецкий АО, Тюменская область, Сахалинская область), а также обрабатывающих производств (Уральский регион, Башкортостан, Татарстан[25]. Также относительно высокий объем подушевых инвестиций имеют области, непосредственно граничащие с Московской. Таким образом, можно выделить три основных фактора, которые влияют на объем подушевых ПИИ в регион:

       возможность ведения добычи топливно-энергетических ископаемых;

       развитость обрабатывающих производств;

       близость к Федеральному Центру.

К сожалению, вышеназванные факторы ни в коей мере не способствуют развитию новой, инновационной, «умной» экономики[26]. Сырьевые регионы получают перед несырьевыми очевидное преимущество, поэтому догоняющим областям приходится искать новые способы раскрытия своего экономического потенциала, а именно, через разработку грамотной инвестиционной инфраструктуры. Успех этих регионов, с выделением ключевых факторов будет исследован во второй главе.

Проделанный автором анализ говорит о том, что приток инвестиций способствует хроническому недоинвестированию одних регионов России и избыточному инвестированию других. Такой подход не может быть оправдан в силу двух ключевых факторов: во-первых, он противоречит стратегии социально-экономического развития до 2020 года, поскольку лишь усугубляет и без того высокое региональное неравенство как в пространственном, так и экономическом аспекте. При сохранении текущей тенденции распределения  прямых иностранных инвестиций, провозглашенный курс на «сбалансированное пространственное развитие» будет провален. Так, Центральная Россия является реципиентом половины всех ПИИ, поступающих в страну, в то время как население данного региона составляет всего 26%. С другой стороны, не выдерживает критики и обоснование неравномерного притока ПИИ, основанное на экономическом неравенстве регионов. Центральный округ РФ в 2008 году произвел 37,6% ВВП страны, в то время как привлек иностранных инвестиций несоизмеримо больше.

Таким образом, в этом параграфе, мы выяснили, что регионы очень сильно различаются между собой. Они имеют разный уровень притока инвестиций, с большой кончцентрацией инвестиций в Федеральном центре. Однако, есть регионы, которые “чудесным образом” не вписываются в эту общую концепцию. Эти регионы, по мнению авторы, смогли обеспечить себе приток иностранных инвестиций за счёт создание благоприятной для инвесторов региональной инфраструктуры. Этому будет посвящен второй параграф второй главы.

 

2.2   Опыт формирования инвестиционной инфраструктуры регионов РФ

 

В данном параграфе мы проанализируем опыт регионов РФ, являющихся лидерами в области привлечения «несырьевых» иностранных инвестиций. Именно опыт таких областей имеет практическую ценность, так в краткосрочной и среднесрочной перспективе все области уже сформировались как сырьевые и несырьевые, и единственная переменная которой можно управлять – это политика по формированию инвестиционной инфраструктуры. Элементы инвестиционной инфраструктуры являются факторами, определяющими инвестиционную привлекательность региона. Данный параграф содержит качественный анализ экономического курса региональной власти и инвестиционных проектов наиболее удачных областей.

Рассмотрим подробно в контексте инвестиционной привлекательности следующие регионы: Калужская, Липецкая, Рязанская, Новгородская области, Приморский край.

Калужская область. Успех в привлечении ПИИ данным регионом свидетельствует о том, что региональная власть вполне способна построить и реализовать грамотную инвестиционную стратегию. На сегодняшний день область обладает портфелем согласованных инвестиционных проектов с привлечением иностранного капитала на сумму 4,5 млрд. долл[27]. Основной «достопримечательностью» Калуги являются 6 индустриальных парков – Грабцево, А-парк, Калуга-Юг, Росва, Детчино, Вотчино. Также создана благоприятная инфраструктура бизнеса – механизмы административной поддержки, включающие индивидуальную работу с каждым инвестором, полная свобода при выборе подрядчика, предоставление налоговых льгот и т.д. По мнению автора, Калужская область смогла эффективно решить вопрос финансирования инфраструктурных проектов – очевидно, что бюджетных субсидий было недостаточно для развертывания столь масштабной кампании для привлечения ПИИ. Поэтому, наряду с бюджетным субсидированием, регион также привлек заемные средства под государственные гарантии. Основными кредиторами выступили Европейский банк реконструкции и развития, а также Внешэкономбанк.

Индустриальные парки Калужской области созданы на основе кластерного подхода. Самым крупным кластером является автомобильный, в процессе формирования находятся  кластер биотехнологий и кластер ядерной медицины. По мнению Башлыкова В.А., «управление высокими технологиями не может состояться без производственной цепочки Сырье-Машины-Технологии-Люди»[28]. Поэтому использование кластерного подхода положительно отражается на экономическом росте и степени диверсификации экономики, поскольку создание экономических кластеров по сути представляет собой размещение на территории региона предприятий, осуществляющих деятельность на протяжении всей технологической цепочки, начиная созданием узлов и деталей машин и заканчивая их сборкой и получением конечных товаров.

Новгородская область.   Инвесторы проявляют интерес к области как к выгодному региону для размещения инвестиций. В портфеле инвестиционных предложений по состоянию на 1 февраля 2010 года находился 41 проект, общий объем инвестиций по которым составил 141,0 млрд. рублей.  Результатом создания благоприятного инвестиционного климата стал уверенный рост внешних инвестиций в экономику области. Инвесторами, прежде всего иностранными, реализован ряд крупных проектов на территории региона. Британская «Кэдбери-Швеппс» выпускает широкий ассортимент шоколадных кондитерских изделий и жевательной резинки. Проект по производству гибкой упаковки («Амкор Флексиблз Новгород») также реализован с участием британской стороны. Финские инвесторы представлены компаниями «ЮПМ Кюммене» и «СтураЭнсо», разместившими деревообрабатывающие предприятия в Новгородской области. Германский капитал представлен в сфере машиностроения «Зоммер», «Бентелер», производства сигаретной упаковки «Амкор Ренч» (Amcor Rentsch) и деревообработки «Флайдерер» (Pfleiderer). Австрийские капиталовложения стали основой для создания успешно действующего на протяжении длительного времени деревообрабатывающего предприятия «Мадок» (Holzindustrie Prading). Администрацией области также подготовлена подробная документация и каталог приоритетных инвестиционных площадок с развитой инфраструктурной базой[29]. Таких площадок насчитывается порядка 30. Более того, Новгородская область целенаправленно создает инвестиционные площадки, что само по себе уже  привлекает инвесторов: гораздо легче реализовать инвестиционный проект на территории с подведенными линиями электропередач, налаженным железнодорожным сообщением и т.д.

Липецкая область. В формировании действующих предприятий с участием иностранного капитала основными партнерами России являются 30 иностранных государств и страны СНГ. Зарубежные страны составляют 83 % из общего количества партнеров, СНГ - 17 %.  В октябре 2010 года рейтинговая служба Standard & Poor's присвоила Липецкой области долгосрочный рейтинг по национальной шкале «ruAA». В области функционируют ОЭЗ агропромышленного, производственно-промышленного и рекреационно-туристского типа, созданные для развития территорий области, обрабатывающих отраслей экономики, производства новых видов продукции, туризма и рекреационной деятельности, внедрения наиболее прогрессивных технологий и производств[30]. На территории зон создан льготный налоговый режим (понижение налоговой ставки по налогу на прибыль организаций и др.). Эти и другие меры создают благоприятный климат для малого бизнеса и привлечения иностранных инвестиций.

Рязанская область. На территории региона создан благоприятный инвестиционный климат, отработаны четкие механизмы для реализации инвестиционных проектов в различных отраслях экономики. Рязанский регион признан одним из лидеров Центрального федерального округа по темпам роста российских и иностранных инвестиций. За последние несколько лет оценить надежность долгосрочного партнерства с Рязанским регионом смогли такие крупные российские и зарубежные компании, как «ТНК-ВР», «GUARDIAN», Аутомотив Лайтинг, «Евроцемент», группа компаний «Технониколь», торговые сети «Metro Cash&Carry», «GLOBUS», «SELGROS»[31]. В регионе создается особая экономическая зона, резиденты которой облагаются налогами[32] по сниженной ставке, поощряется развитие предприятий с участием иностранного капитала.

Приморский край. Сегодня Приморье лидирует в списке регионов по инвестиционной привлекательности. По объёму инвестиций в основной капитал край занимает первое место в ДФО и 12-ое в Российской Федерации по итогам 9 месяцев 2010 года. В общем объёме частных инвестиций иностранные капиталовложения составили 84 миллиона долларов США. Повышению инвестиционной привлекательности Приморья способствует его новый статус. Сегодня по инициативе федерального центра в крае реализуются проекты, призванные модернизировать экономику и повысить её конкурентоспособность, сделать Приморье центром международного сотрудничества в регионе. К примеру, в 2012 году во Владивостоке будет проведен саммит АТЭС-2012, что, несомненно, говорит об увеличении роли области в экономике Дальневосточного Федерального округа. 

Таким образом, нами были выяснены основные черты инвестиционно привлекательных областей, такие как: наличие особых экономических зон и технопарков, льготных налоговых режимов, высокий энтузиазм региональных властей в сфере привлечения иностранного капитала. В параграфе 1.3 автором будут даны подробные рекомендации, являющиеся необходимым условием для превращения региона, имеющего высокий экономический потенциал, в центр привлечения прямых иностранных инвестиций   

Информация о работе Проблемы формирования региональной инвестиционной инфраструктуры с целью привлечения прямых иностранных инвестиций