Проблемы экономической безопасности РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 01:07, контрольная работа

Краткое описание

Введение. России и народам, проживающим на её территории испокон веков приходилось бороться за свою независимость. С одной стороны, приходилось обороняться против явных врагов: татаро-монгол или Наполеона. С другой стороны, приходилось бороться за рынки сбыта своей продукции, за транспортные пути. Вспомним в этой связи хотя бы борьбу Петра 1 за выход к Черному и Балтийскому морям. Обеспечение государственной безопасности и обороноспособности страны во все времена требовало развитой экономики.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Общее понятие экономической безопасности и характеристики основных ее показателей. 4
Глава 2. Экономика России с точки зрения экономической безопасности. 10
Глава 3. Пути обеспечения экономической безопасности России. 26 Заключение. 33
Приложения. 34
Список литературы. 35

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы экономической безопасности России.doc

— 688.00 Кб (Скачать файл)

7. Загашвили  В.С. Экономическая безопасность  России. - М.: Гардарика, 2004. - С. 114

8. Илларионов  А.И. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. - 2004. - № 10

9. Мартин Г.П., Шуманн Х. Западня глобализации: атака на процветание и демократию. - М.: Издательский дом «АЛЬПИНА», 2001. - С. 82.

10. Мовсесян А., Огнивцев С. Транснациональный  капитал и национальные государства  // МЭ и МО. - 2004. - № 6. - С. 56-57.

11. Некипелов  А.Д. Последствия глобализации  в финансовой сфере. В сб.: Макроэкономическая  и финансовая политика в кризисных  ситуациях: мировой опыт и российская  действительность. Материалы ситуационного  анализа. - М.: ИМЭПИ РАН «ЭПИКОН», 2004. - С. 77.

12. Орттинг Р.  РАО ЕЭС Калифорнии. - Н.Г. 20.01.2001.

13. Паньков В.  Экономическая безопасность // Интерлинк. - 2002. - № 3

14. Плисецкий  А. Экономическая безопасность: валютно-финансовые  аспекты // МЭ и МО. - 2005. - № 5.

15. Плисецкий  Д. Экономическая безопасность: валютно-финансовые аспекты // МЭ и МО. - 2004. - №5. - С. 28.

16. Пузанов В.И.  Интеллектуальные потенциалы США  и России: на пути к конкуренции  умов // США и Канада. - 2003. - № 12.

17. Философская  энциклопедия. - М., 1970. - Т. 5; Богданов  А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. - М., 1989.

18. Чекмарев В.В.  К теории экономического пространства // Известия Санкт-Петербургского  университета экономики и финансов. - 2005. - № 3.

19. Экономическая  безопасность: Производство Ї Финансы  Ї Банки / Под. ред. В.К. Сенчагова. - М.: Финстатинформ, 2004

20. Reddaway P. & Glinsky D. The tragedy of Russia's Reforms. Market Bolshevism Against Democracy. - Wash.: United States Institutes of Peace, 2001.

 
Антропова Т.Г. 
доцент академии государственного и муниципального управления при Президенте Республики Татарстан (г. Казань), 
кандидат экономических наук


ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Проблема  обеспечения национальной безопасности стояла перед человечеством во все  времена, но к началу ХХI в. она приобрела особое звучание. Это объясняется возрастанием и усложнением взаимозависимости государств и народов мира, интернационализацией хозяйственной жизни, научно-техническим прогрессом, в связи с чем появляются новые факторы, способствующие экономическому росту, и одновременно факторы риска, увеличивающие и неопределенность в сфере не только бизнеса, финансовых отношений, но и государственной политики. Обостряющиеся социальные, экономические, сырьевые и другие проблемы приобрели глобальный характер.  
Сформировался мировой хозяйственный комплекс как единство торговых, производственных и кредитно-финансовых отношений, национальные экономики тесно переплелись и взаимодополняют друг друга. Основной тенденцией мирового хозяйства является движение ко все большему экономическому сближению отдельных стран. Одновременно почти все национальные хозяйства становятся все более открытыми. Соответственно и хозяйственная деятельность населения глубоко трансформируется.  
До недавних пор многие считали, что внешние факторы оказывают преимущественно благоприятное влияние на развитие отдельных стран, что международное разделение труда приносит выгоды всем его участникам. Однако развитие мировой экономики, особенно в последние два-три десятилетия, продемонстрировало неоднозначность этого воздействия.  
Включение российской экономики в глобализационный процесс выразилось в либерализации внешней торговли, способствовало ликвидации товарного дефицита, наполнению отечественного рынка разнообразными средствами технического и технологического назначения, способствовало приобщению населения к прогрессивным формам организации труда. В то же время в условиях обостряющейся международной конкуренции интересы обеспечения экономически безопасной интеграции потребовали, как отметил В.В. Путин, "работать на конкурентоспособность России во всех смыслах этого слова"1 .  
Глобализация воспроизводственных процессов влечет за собой глубокие изменения и во всей системе экономических понятий, изменяет представление об экономических отношениях, ресурсах и результатах, всю государственную информационную, экономическую и социальную политику. В связи с этим трудно не согласиться с В. Сенчаговым, утверждающим, что геополитическая стратегия становится определяющей стратегией в системе: "геополитика - национальные интересы - экономическая безопасность"2 .  
В настоящее время можно говорить о том, что в России существуют по крайней мере две геополитические стратегии. Первую характеризует представление о России как европейской стране, соответствующей современным экономическим стандартам, структуре экономики и социального поведения людей. В частности, праволиберальные политики выдвигают задачу "раз и навсегда" повернуть на дорогу западной цивилизации, а глобальной миссией России считают завершение формирования так называемого "Северного Кольца", охватывающего Западную и Центральную Европу, Россию, Японию, Северную Америку. Такая позиция в значительной степени согласуется с геополитической теорией З. Бжезинского, полагающего, что наилучший выбор для России - усиление связей с другими европейскими странами, поскольку "для Америки Россия слишком слаба, чтобы быть ее партнером, но, как и прежде, слишком сильна, чтобы просто быть ее пациентом"3 . По существу, данная позиция означает призыв "замкнуть" ослабленную Россию в границах Европы. Вместе с тем, по оценке З. Бжезинского, "демократически настроенные "прозападники" просто хотели очень много, но сделали очень мало" 4 .  
По мнению идеологов "правого движения", носителями национальных интересов может быть только "класс активных самостоятельных людей, приверженных демократическим ценностям и включенным в свободную рыночную экономику", а не государственные учреждения или корпорации. Однако если степень активности и самостоятельности будет определяться только на основе благосостояния 10% богатых граждан, то остальные, а их подавляющее большинство, оказываются вообще не носителями национальных интересов. Между тем реальным носителем национальных интересов может быть только народ. Соответственно защита его, повышение уровня его благосостояния - одна из главных задач стратегии национальной безопасности.  
Вторая геополитическая стратегия предлагается сторонниками нового "евразийства", по мнению которых Россия является не просто евроазиатской страной, Россия и Запад - разные цивилизации, реализующие разные цивилизационные модели, имеющие разные системы ценностей5 . Они придерживаются "гетеродоксальной экономической традиции" - третьего пути в области классического либерализма, который они называют неортодоксальным либерализмом или неортодоксальным социализмом, считая, что у России как государства и ее народа недостаточно прагматизма. В связи с этим подчеркивается, что евразийское мировоззрение - "не только философская идея, это еще и инструмент стратегического планирования".  
Однако у сторонников такой стратегии нет ответа на простые вопросы, которые задают не только оппоненты из либерального лагеря, но и те, кто в той или иной мере разделяет их идеи, и прежде всего на вопрос - в чем конкретно состоит особый путь России, отличный от сложившихся моделей современного рыночного хозяйства?  
Определенный ответ на эти вопросы дается в принятой Государственным Советом РФ Концепции внешнеполитического развития страны (которую назвали "Доктриной Путина"). Она обосновывает модель безопасности, обеспечивающую защиту России от внешних угроз и создание благоприятных внешних условий для модернизации экономики. Рядом исследователей в этой связи делается вывод о том, что политическое взаимодействие с НАТО и США, а также устойчивые отношения с Евросоюзом должны, в частности, "уравновешиваться тесным взаимодействием в рамках "Шанхайской организации сотрудничества", что внешние отношения России должны охватывать и Запад, и Восток, опираться на двусторонние договоры о коллективной безопасности и Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).  
Такая концепция внешней политики действительно может обеспечить защиту от внешних угроз, одной из которых стал и международный терроризм.  
Особый образ рыночной экономики формируется в Китае, где наряду со стратегическим планированием широко используются инструменты рыночной экономики. Сохраняя свою философско-культурную самобытность, КНР вовсе не отрицает европейские ценности рыночных отношений, а применяет их в адаптированном варианте, с учетом специфики страны, придавая серьезное значение и проблеме ее экономической безопасности. Реализация национальной концепции стратегии экономических реформ на наших глазах превратила Китай во вторую мировую державу, самую быстроразвивающуюся страну: ВВП за 10 лет вырос в 3,5 раза, доходы населения - в 65 раз, и рост доходов обгоняет рост цен. Успех Китая зиждется на принципах градуализма в проведении реформ, решительном отказе от шоковых методов, на стремлении к развитию самого современного производства, на реальной заинтересованности всего населения в успехе преобразований в экономике и решении социальных проблем. Экономический рост Китая основан не столько на факторах удачи или благоприятной экономической конъюнктуры, сколько на позиции формирования "общества духовного и физического здоровья".  
К сожалению, до сих пор теория экономической безопасности не обладает признаками комплексности и поэтому не может предложить методы изучения безопасности, имеющие междисциплинарную значимость. Соответственно и парадигма экономической безопасности находится лишь на стадии становления.  
Экономическая безопасность - элемент системы государственной безопасности. Ее обеспечение является одним из первоочередных национальных приоритетов, гарантией независимости страны, стабильной и эффективной жизнедеятельности общества и его членов.  
Целостное концептуальное видение проблемы экономической безопасности предполагает определение системы условий, критериев, показателей, организационных форм и механизмов защиты национальной экономики от разного рода угроз системе национально-государственных интересов. Последние фиксируют проблемы экономического потенциала и экономической мощи государства, генофонда нации, предпосылки ее физического здоровья и социально-культурного процветания, геополитические и геоэкономические позиции страны в современном мире. Стратегия экономической безопасности и государственная экономическая политика должны находиться во взаимозависимости, взаимодействовать.  
Стратегия обеспечения экономической безопасности России основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "О безопасности" (от 5 марта 1992 г.), Государственной стратегии экономической безопасности РФ (Основные положения), одобренной Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г., Концепции национальной безопасности Российской Федерации, принятой Указом Президента РФ от 10 января 2000 г., и Модели безопасности страны, утвержденной Госсоветом РФ 22 января 2003 г. Экономическая безопасность в этих документах определяется как возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и военно-политическую стабильность общества и целостность государства, противостоять влиянию внутренних и внешних негативных факторов и быть материальной основой национальной безопасности.  
Исследователи данной проблемы выделяют в государственной стратегии три аспекта:  
- определение национальных государственных интересов в области экономики, отвечающих требованиям экономической безопасности и обеспечивающих защиту важных условий жизнедеятельности страны;  
- выявление опасностей и угроз экономической безопасности как совокупности условий и факторов, наносящих вред жизненно важным экономическим интересам личности, общества и государства, определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы и государства в краткосрочной и среднесрочной перспективе;  
- формирование предложений по корректировке экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействия, подрывающие устойчивость экономики6 .  
Стратегия экономической безопасности должна содержать:  
- характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности как совокупности условий и факторов, создающих опасность жизненно важным экономическим интересам личности, общества и государства;  
- определение критериев и параметров состояния экономики, отвечающих требованиям экономической безопасности на основе применения всеми институтами государственной власти соответствующих правовых, экономических и административных мер воздействия.  
К основным принципам обеспечения экономической безопасности как составной части национальной безопасности, на наш взгляд, относятся:  
- противодействие источникам потенциальной экономической опасности;  
- мониторинг и индикативный анализ состояния экономики;  
- технологическое совершенствование экономики как условие прогресса и устойчивого ее развития;  
- целевое управление внешнеэкономической деятельностью;  
- постоянное взаимодействие органов власти при реализации стратегии экономической безопасности;  
- определение ориентиров инвестиционной политики.  
Реакция на изменения, происходящие на мировом рынке, предпочтительна в форме так называемой ограничительной деловой практики, т. е. предупреждения ущерба экономике с помощью протекционистских либо иных мер. Ограничительная деловая практика должна осуществляться по экономически и юридически мотивированным соображениям, в том числе в интересах определенных фирм, корпораций, хозяйствующих субъектов в целом.  
Интересы обеспечения экономической безопасности должны учитываться при подготовке проектов бюджетов, законодательных предложений и основополагающих решений, в области финансово-кредитной и денежной политики.  
Господствующий долгое время принцип обеспечения национальной безопасности за счет силовых мер или угрозы их применения в современном мире уступает место гуманитарно-социальным, научно-техническим, политическим, информационным и особенно экономическим методам, которые способствуют ослаблению или снятию угроз7 .  
Концепция национальной безопасности РФ 1917 г. со временем дополняется новыми положениями. Прежде всего, усиливаются акценты на информационную и внешнеэкономическую составляющие безопасности, на решение задач по расширению рынков сбыта российской продукции и либерализации внешней торговли и по усилению роли государства в сфере валютного контроля8 .  
С точки зрения национальных интересов в области экономики наиболее актуальными являются: обеспечение режима расширенного воспроизводства, защита интересов отечественных производителей, повышение инновационной и инвестиционной активности, жесткий контроль за стратегическими ресурсами страны, поддержание научного потенциала, способного утвердить независимость России.  
Криминализация и те или иные попытки противоправных действий в сфере экономики требуют адекватной политики, должны своевременно оцениваться как экономически опасные для принятия не только экономических, финансовых мер, но и мер репрессивного характера.  
К приоритетным целям при отражении угроз экономическим интересам России можно отнести:  
- уже упомянутую активизацию инвестиционного процесса в стране;  
- консолидацию общества на основе повышения уровня жизни всего населения;  
- стимулирование притока частных инвестиций в наиболее эффективные экономические проекты;  
- жесткую налоговую политику;  
- меры по укреплению национальной валюты;  
- государственное регулирование внешнеэкономических отношений и эффективный таможенный контроль;  
- поддержание и развитие интеллектуального потенциала страны, отечественной науки;  
- укрепление позиций на внутреннем экономическом пространстве России на основе формирования эффективных экономических подсистем в ее регионах;  
- обеспечение экономической самостоятельности решений при выходе на мировой рынок.  
Можно согласиться с Т.Д. Ромащенко9 , что основными направлениями обеспечения внешней экономической безопасности России в условиях открытой экономики являются:  
· создание стабильной политической системы, ориентированной на достижение благосостояния всего общества путем эффективного использования преимуществ рыночной экономики;  
· совершенствование внешнеэкономической деятельности государства;  
· привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций;  
· разрешение проблемы внешнего государственного долга;  
· структурная трансформация экспорта и импорта, снижение импортзависимости, диверсификация внешних связей и источников сырья и комплектующих;  
· проведение политики разумного протекционизма;  
· обеспечение продовольственной независимости;  
· использование достижений научно-технического прогресса и активное взаимодействие с мировыми партнерами в этой области;  
· постоянное совершенствование хозяйственного механизма для повышения эффективности использования ресурсов и конкурентоспособности продукции и услуг на мировом рынке и т. д.  
Переход к открытой экономике должен сопровождаться усилением регулирующей роли государства в области внешнеэкономической деятельности. Приоритетными в этой сфере должны быть национальные интересы, имеющие стратегический характер, с учетом и положения России как великой державы. Россия имеет особые жизненно важные интересы во многих регионах земного шара, с которыми она связана экономически.  
Вместе с тем необходимо учитывать, что в ряде случаев иностранная конкуренция приводит к разрушению целых отраслей, увеличивает зависимость от импорта, изменяет сложившуюся экономическую структуру и даже образ жизни. Основные выгоды от расширения мирохозяйственных связей получают, в первую очередь, ТНК и компании с определенной экспортной ориентацией. Многие же сферы национального хозяйства - отстающие в развитии отрасли и регионы, мелкие и средние предприниматели при усилении взаимодействия с мировым хозяйством оказываются в сложном положении.  
Конкуренция импортных товаров была одной из причин глубокого спада производства в ряде отраслей российской промышленности - легкой, пищевой, электронной, электротехнической и др. Открытие экономики России, поставившее фирмы страны перед необходимостью соперничать с иностранными конкурентами как на внешнем, так и на внутреннем рынках, не стало импульсом обновления технологий, снижения издержек, цен и улучшения качества продукции, изменения структуры хозяйства в пользу отраслей, имеющих перспективы для развития.  
Экономическая безопасность предполагает достаточно высокий уровень развития производительных сил, обеспечивающий расширенное воспроизводство национального продукта, высокий уровень общественного согласия в отношении долгосрочных национальных целей, поскольку не может быть экономической безопасности в обществе, раздираемом социальными конфликтами.  
На экономическую безопасность, естественно, влияет и то обстоятельство, что в настоящее время примерно 20% наличных долларов США, циркулирующих вне США, сосредоточено в России, которая, нуждаясь в определенной иностранной помощи, таким образом фактически выступает и в роли кредитора Америки. Начиная с 1992 г., то есть с года начала реформ, наличный доллар был и остается фактически параллельным платежным средством на российском внутреннем рынке. Однако доллар теряет свои позиции как резервная валюта мира, да и доля США в мировой экономике упала с 60 до 12-15%.  
Вообще степень экономической зависимости России от внешнего мира является неприемлемо высокой. До 70% продовольствия, потребляемого населением крупных российских городов, поступает из-за рубежа. Глубокая же долларизация экономики привела к тому, что в этой сфере Россия находится в состоянии не просто внешней зависимости, а зависимости от одной страны и ее валюты. Между тем подавляющая часть внешней торговли России (до 2/3) связана с Европой: одна треть приходится на ЕС, а другая треть - на страны Центральной и Восточной Европы и европейские государства СНГ, в то время как доля США в экспортно-импортных операциях РФ не превышает 10%. В последнее время Евросоюз стал и ведущем иностранным инвестором в экономику России.  
В условиях экономической глобализации необходимо всесторонне оценивать влияние научно-технической революции, всевозрастающий спрос на мировые ресурсы, появление множества точек соприкосновения, где пересекаются интересы и потребности многих государств. Поэтому обеспечение национальной безопасности становится все усложняющейся задачей.

1 Путин  В.В. Послание Федеральному Собранию  Российской Федерации // Российская газета. 2001. 4 апреля. 
2 Сенчагов В. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности России // Вопросы экономики. 2001. N 8. С. 67. 
3 Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1999. С. 143. 
4 Там же. С. 128 
5 Дугин А. Евразийство: от философии к политике //Независимая газета. 2001. 30 мая. С. 8. 
6 Потрубач Н.Н., Максутов Р.К. Концепция экономической безопасности // Социально-гуманиттарные знания. 2000. N 3. С. 130. 
7 Потрубач Н.Н., Максутов Р.К. Концепция экономической безопасности // Социально-гуманитарные знания. 2000. N 3. С. 136-137. 
8 Концепция национальной безопасности Российской Федерации. С. 7 
9 Ромащенко Т.Д. Экономическая безопасность национальной экономики: механизм и система обеспечения в России. Воронеж: ВГУ, 2003. С. 124.


 

 

 

ЦВЕТКОВА  А.Ю.  
к.э.н., доцент  
ГОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В.Плеханова (ТУ)

Проблемы обеспечения  экономической безопасности России в период экономического кризиса

Проблемы обеспечения экономической безопасности страны, стабильного экономического развития государства и общества стоят перед многими странами мира, особенно в период кризиса. Современное социально-экономическое положение России обусловливает чрезвычайную актуальность целенаправленной деятельности государства в сфере обеспечения экономической безопасности страны и российского общества. 
 
Реализация национальных интересов России в большинстве случаев возможна только при условии наличия достаточных экономических возможностей и устойчивого экономического развития. Таким образом, можно говорить о том, что экономической безопасности принадлежит определяющее место в общей системе национальной безопасности [1]. 
 
Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности – это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, достижения успеха. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов. 
 
Экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, страхующую от различного рода угроз и потерь. 
 
Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т.д. Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики. 
 
В 2000 году была принята Концепция национальной безопасности Российской Федерации [2] – система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации. 
 
Концепция определяет принципиальные исходные положения по национальной безопасности страны, которые должны стать основой формирования внутренней и внешней политики государства. В нем дан анализ места России в мировом сообществе, определены ее национальные интересы, процессы и явления, им угрожающие. 
 
Первостепенную роль в обеспечении национальной безопасности России играет защита национальных интересов страны в сфере экономики. В конечном счете, обеспечение всех элементов национальной безопасности: оборонной, экологической, информационной, внешнеполитической и других – зависит от экономических возможностей страны. В то же время разработка программы первоочередных и долговременных мер по обеспечению экономической безопасности России и практические шаги в этом направлении должны опираться на четкое осознание современных угроз. 
 
В соответствии с Концепцией национальной безопасности, «в сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены, прежде всего, существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости» [4]. Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны. Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России. 
 
Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих – производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем. 
 
Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации [3]. 
 
Даже краткий анализ современных угроз позволяет сделать вывод о необходимости радикального изменения подходов к обеспечению экономической безопасности страны. Нарастание этих угроз во многом связано с просчетами в выборе стратегии и тактики российских реформ.  
 
В ходе реформ, каких-либо преобразований в обществе и экономике, в период кризиса экономика особенно беззащитна перед угрозами экономической безопасности. Как показывает мировой опыт, в такие периоды повышается неустойчивость экономики, нарушается её нормальное функционирование.  
 
Экономическая логика развития предполагает диверсификацию рынков сбыта, и в этом случае разумная долгосрочная политика России должна увязывать энергетическую стратегию и модернизацию страны, поскольку экспорт энергоносителей является основным финансовым источником развития, как это следует из структуры российской внешней торговли. В долгосрочной перспективе Россия, как и любая страна с достаточными человеческими и природными ресурсами, будет пытаться модернизировать свою обрабатывающую промышленность, особенно машиностроение, при этом задача поиска экспортных ниш будет все более актуальной в условиях экономического кризиса.  
 
В настоящее время необходимо развивать внутренний российский рынок, повышать платёжеспособность населения, всеми мерами увеличивать благосостояние населения. 
 
Следует повысить эффективность управления собственностью – и в частном, и в государственных секторах.  
 
Необходимо уменьшить существующий перекос национальной экономики в пользу экспортно-ориентированного сектора экономики путём размещения масштабных государственных заказов в ВПК, атомную, машиностроительную, авиационную и авиакосмическую, химическую и фармацевтическую, электронную промышленность, обеспечивающие создание товаров с высокой добавочной стоимостью.

 

 
Источники 
 
1. Блохин С.В. Понятие экономической безопасности // oad.rags.ru/…/issues/issue0506/090508.htm  
2. Концепция национальной безопасности РФ. Указ Президента Российской Федерации №24, 10.01.2000. 
3. Кузык Б. Стратегия развития: задачи перехода к геоэкономической модели // Российский экономический журнал. №3. 2008.  
4. Миронова Т.А. Экономическое развитие России в 2008 году // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2007. № 23 (154).

 

 

 

 

ПРОБЛЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

 

Доклад  Председателя ЦС РУСО

академика РАСХН В.С. Шевелухи

на  Втором Пленуме РУСО

                                                                   Москва, 24 декабря 2005 года

 

Уважаемые товарищи!

 

Россия  из могучей мировой державы в  результате вероломного разрушения СССР, ликвидации социалистического строя и образа жизни советских людей и реставрации капитализма в стране ускоренными темпами превращается в третьестепенную державу, теряет свою независимость и  национальную безопасность. Незамедлительная остановка этого разрушительного процесса сегодня - главная задача государства, ученых и всего общества. Наибольший «вклад» в разрушение СССР, безопасности России, экономики и всей жизни внесли персонально политические оборотни Ельцин и Горбачев, а также их ближайшие сподвижники Яковлев и Шеварднадзе. Процесс разрушения продолжается и в настоящее время. Реальной силой, способной противодействовать ему, является КПРФ, другие патриотические партии и движения России.

Безопасность – главное условие устойчивого и эффективного функционирования государства. Под безопасностью понимается защищенность человека, общества и страны в целом от опасного воздействия  важнейших отрицательных факторов, наносящих ущерб здоровью и самой жизни людей, экономике, механизмам государственного управления и окружающей среде. В зависимости от факторов влияния и объектов воздействия безопасность может быть военная, социально-экономическая, продовольственная, энергетическая, экологическая, ресурсная, управленческая, информационная. Не меньшее значение имеют биологическая, медицинская, научно-образовательная, техногенная, радиационная, транспортная, духовно-нравственная, политическая, космическая, криминальная, террористическая, алкогольная, наркотическая и другие виды безопасности.

Каждая из них  может оказаться главной, решающей для судьбы народа и государства в зависимости от масштабов, силы и направления их действия. Поэтому в политической, социально-экономической и других видах деятельности государства должен быть обеспечен комплексный подход в стратегическом планировании и практических мерах по обеспечению безопасности.

В истории СССР и России внешние и внутренние силы многократно испытывали их на прочность и делали все для  того, чтобы столкнуть страну с  социалистического пути развития. В  горбачевский, так называемый перестроечный период и, особенно, в эпоху ельцинских «реформ» была создана чрезвычайная ситуация, при которой наша страна оказалась в глубоком  системном кризисе с  катастрофическими последствиями.

Во все времена фундаментальная и прикладная науки всегда имели и имеют в настоящее время основополагающее значение в создании и укреплении безопасности государства.  Ученые Института истории науки и техники РАН сделали важнейший вывод: невостребованность науки, какие бы экономические трудности страна не испытывала, самым пагубным образом сказывается на состоянии всех видов национальной безопасности. Об этом же неоднократно предупреждали руководителей России выдающиеся деятели российской науки Вернадский, Сергей Вавилов, Капица и другие.

В современный  период развития России и мировой цивилизации в целом не меньшее значение, чем собственно военные для безопасности страны, имеют также невоенные факторы.

К большому сожалению, эти важнейшие принципы и подходы не учтены в полной мере в Доктрине национальной безопасности Российской Федерации, введенной указом Президента от 10 января 2000 года.

Позиция Президента Российской Федерации В.В.Путина по проблемам безопасности человека, общества и государства изложена в его посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации. Президент заявил: «Прежде всего, нас не устраивает уровень жизни людей. За время длительного экономического кризиса Россия потеряла почти половину своего экономического потенциала… Необходимо сделать все для нормальной жизни каждого человека. Мы должны общими усилиями создать безопасные условия жизни, снизить уровень преступности в стране, улучшить состояние здоровья российской нации, остановить рост наркомании, избавиться от детской беспризорности. Мы должны снизить уровень смертности, увеличить продолжительность жизни людей, преодолеть демографический спад». Так заявлял Президент 26 мая 2004  года.

А вот что  он сказал через год.  «Прежде  чем говорить о приоритетах и  ставить задачи, назову самые острые проблемы, стоящие перед страной. Мы привыкли смотреть на Россию как на систему органов власти или как на хозяйственный организм, но Россия – это, прежде всего люди. Люди, которые считают ее своим домом. Их благополучие и достойная жизнь – главная задача власти. Любой. Однако сегодня в нашем доме далеко до комфорта. Еще очень многим трудно растить детей, обеспечивать достойную старость своим родителям. Трудно жить. Нас, граждан России, из года в год становится все меньше и меньше. Уже несколько лет численность населения страны в среднем ежегодно уменьшается на 750 тыс. человек… Уже через 20 лет россиян может стать меньше на 22 млн. человек. Я прошу вдуматься в эту цифру, - заявил Президент. Это же седьмая часть населения страны. Если нынешняя тенденция сохранится, выживаемость нации окажется под угрозой. Нам реально грозит стать дряхлеющей нацией. Сегодня демографическая ситуация одна из тревожных».

«Другой серьезной  проблемой – добавил Президент, - является то, что продолжает оставаться экономическая слабость России. Подрастающий разрыв между передовыми государствами и Россией толкает нас в страны третьего мира. … Мы по-прежнему продолжаем жить в условиях прогрессирующего экономического отставания. Я прошу Вас обратить на это особое внимание, - сказал Президент. Экономический рост находится на грани риска. Нынешний рост лишь в небольшой степени связан с обновлением экономического механизма. Во многом он является результатом благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры». Сказано, как есть на самом деле. Напрашивается один важнейший вывод – Россия потеряла национальную безопасность! Налицо глубокий национальный кризис. Президент и Правительство должны принимать экстренные меры по выводу России из него, обеспечить безопасность страны по всем направлениям ее развития. Но они этих мер не принимают.

Кризис  – это рубеж, крайнее состояние общества, достижение им критической массы и черты недовольства и недоверия людей властям.

Меры по безопасности, принимаемые властью оппозицией диаметрально противоположны по своему содержанию, но однозначны по своей  конечной цели – обезопасить себя от поражения и уничтожения. Оппозиция и власть используют разные методы самозащиты. Все зависит от целей и задач, которые они перед собой ставят, а также от того, кому они служат. Власть служит мировому капиталу и национальной олигархической буржуазии, а оппозиция защищает интересы трудового народа.

В сегодняшней  России власть выкачивает национальные богатства – нефть, газ и капитал  за рубеж, а оппозиция ведет борьбу за сохранение и эффективное их использование  в своей стране. Власть делает все, чтобы обезглавить оппозицию в России, максимально ограничить деятельность КПРФ и других левопатриотических прогрессивных партий и движений, а затем ликвидировать их. Одновременно она кровно  заинтересована в разрушении международной солидарности и взаимодействия национально-освободительных, коммунистических и рабочих партий и движений. Антикоммунизм направляется мировым капитализмом из однополюсного центра – США. В настоящее время активность антикоммунистов резко возросла.

Системы государственного управления, политических и социально-экономических структур выстроены по вертикали и приспособлены в России для обеспечения жесткой правовой и управленческой деятельности по подавлению оппозиции и превращению страны в сырьевую колонию, недопущению создания союзного государства Россия-Белоруссия, ликвидации социальной и политической базы для перехода России на социалистический путь развития. Разрушение реальных секторов экономики – промышленности и сельского хозяйства, по замыслу американских консультантов и российских реформаторов, должно сделать Россию полностью зависимой от Международного Валютного Фонда (МВФ) и Международного Банка Реконструкции и Развития и других мировых и региональных финансовых источников, а главное – разрушить социальную базу оппозиции, устранить с политической арены рабочий класс и коллективное крестьянство.

Информация о работе Проблемы экономической безопасности РФ