Проблемы экономической безопасности РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 01:07, контрольная работа

Краткое описание

Введение. России и народам, проживающим на её территории испокон веков приходилось бороться за свою независимость. С одной стороны, приходилось обороняться против явных врагов: татаро-монгол или Наполеона. С другой стороны, приходилось бороться за рынки сбыта своей продукции, за транспортные пути. Вспомним в этой связи хотя бы борьбу Петра 1 за выход к Черному и Балтийскому морям. Обеспечение государственной безопасности и обороноспособности страны во все времена требовало развитой экономики.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Общее понятие экономической безопасности и характеристики основных ее показателей. 4
Глава 2. Экономика России с точки зрения экономической безопасности. 10
Глава 3. Пути обеспечения экономической безопасности России. 26 Заключение. 33
Приложения. 34
Список литературы. 35

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы экономической безопасности России.doc

— 688.00 Кб (Скачать файл)

Инвестиционное  сотрудничество. Важной сферой взаимоотношений России и ЕС продолжает оставаться инвестиционное сотрудничество. Оно осуществляется через международные финансовые организации и программы помощи, реализуемые через различные фонды ЕС. Последствия расширения ЕС для России в инвестиционной сфере могут оказаться негативными. - Новые члены ЕС могут привлечь к себе часть прямых инвестиций европейских компаний, которые могли быть направлены в Россию

Евросоюз собирается затратить значительные средства на развитие экономик новых стран и для решения собственных задач интеграционного развития, поэтому финансовые возможности ЕС для инвестирования в российскую экономику ограничены.

Возможность отрицательного воздействия расширения ЕС на отношения  с Россией в области инвестиционных потоков в наибольшей степени проявится только при отсутствии адекватных мер со стороны России по приспособлению своей политики к новым условиям. Переход России к устойчивому экономическому росту обеспечит нашему государству положение привлекательного партнера для иностранных инвесторов.

Проблемы  аграрного сектора. В последние годы в ЕС предпринимается много усилий по реформе аграрной политики Союза. Целью этой реформы является повышения эффективности сельскохозяйственной политики при одновременном сокращении доли средств, выделяемых из общего бюджета на нужды аграрного сектора. В связи с расширением ЕС разрабатывает программу поддержки и стимулирования сельскохозяйственного производства в новых странах-членах. Программа рассчитана на длительный период времени и направлена на подтягивание уровня развития сельского хозяйства этих стран к высоким стандартам ЕС. С другой стороны, активное субсидирование ЕС аграрного экспорта может иметь положительные последствия для России. Теоретически распространение этой практики на новые страны-члены ЕС может удешевить для России закупки их сельскохозяйственных товаров. Однако то, что этот импорт начнет частично субсидироваться ЕС, не сильно его удешевит. Поэтому бюджет аграрных субсидий ЕС будет в перспективе снижаться. Это в значительной степени обесценивает возможный выигрыш России.

В результате аграрной политики ЕС рынки новых стран-членов: окажутся фактически закрытыми для  российского сельскохозяйственного  экспорта. При этом режим аграрного  импорта в ЕС является наименее предсказуемым и подвергается постоянным изменениям. Распространение общей сельскохозяйственной политики ЕС на новые страны-члены, по моему мнению, будет иметь конечный негативный эффект для России.

Проблемы  Калининграда. Расширение ЕС непосредственным образом затронет визовый режим и проблему Калининграда. Перед вступлением в ЕС новые страны ввели в отношении России визовый режим. Шенгенский визовый режим является более жестким, чем прежние двусторонние безвизовые режимы России с этими государствами. ЕС стремится обезопасить себя от нелегальной иммиграции, наркоторговли и преступности. При этом новые страны-участницы ЕС установили для российских граждан визовый режим еще до момента присоединения к Евросоюзу. В этом плане приобретает актуальность проблема регулирования поездок российских граждан на территорию стран ЕС, проблема трудовой миграции, а также обеспечения социальной защиты граждан России. Новые визовые правила отрицательно отразятся на деловом общении и туризме России и новых стран-членов ЕС, нанося ущерб обеим сторонам.

Приходится  констатировать, что пока в этих областях найдены лишь частичные  и промежуточные решения. В частности, было принято решение о введении порядка упрощенного транзита для  граждан РФ. В последующем предполагается возможность введения скоростного безостановочного безвизового транзитного поезда, а также активизация паромного сообщения между Калининградом и Россией по морю, тоже не требующего никаких виз.

Проблема Калининграда является, по сути, вопросом территориальной  целостности России. Существует опасность того, что Россия может утратить влияние на собственный регион. При этом Евросоюз исходит из приоритета визового соглашения ЕС, а реальные рычаги влияния России на его позицию ограничены. Конечная же цель России состоит в том, чтобы Евросоюз согласился на распространение льгот, соответствующих шенгенским нормам, на РФ. Расширяющийся ЕС заинтересован в отсутствии напряженности на восточных границах, поэтому он, вероятно, будет искать реальный компромисс с РФ в урегулировании калининградской проблемы.

Кроме того, в  данный момент предполагается, что  присоединение к ЕС стимулирует  экономический рост в новых странах-членах, а следовательно, будет генерироваться дополнительный спрос на российский экспорт. При расширении ЕС Россия получит возможность выйти на новый рынок, общий объем которого составляет около 450 млн. потребителей.

По моему  мнению, положительным фактором в  развитии торгово-экономических отношений  новых стран с Россией станет жесткая конкурентная борьба на рынке  ЕС. Трудности, с которыми встретились новые страны-участницы, попытавшись переориентировать свои операции с востока на рынок ЕС, только усилил их интерес к российскому рынку. В целом же динамика сотрудничества России с новыми государствами-участниками ЕС будет определяться степенью близости отношений с Евросоюзом.

Отношения между  интегрированной Европой и Россией  могут складываться по разным сценариям. В худшем случае, ситуация  будет  заморожена  в нынешнем состоянии.  В лучшем – развиваться в соответствии с избранной стратегией партнерства, но, однако,  весьма умеренными темпами. В 2007 г. заканчивается срок действия СПС. В зависимости от ситуации, стороны могут либо продлить его действие, либо заменить его новым соглашением. В любом случае, избранный вариант станет индикатором готовности или неготовности, к реальному и полновесному стратегическому партнерству России и ЕС.

По нашему мнению, создание ОЕЭП, основанного на эффективно функционирующих рыночных механизмах, на общих, гармонизированных или  совместимых правилах ведения бизнеса могло бы внести значительный вклад в развитие взаимной торговли и инвестиций между Россией и ЕС и оказать серьезное стабилизирующее воздействие на экономическую безопасность обеих сторон.  

 

 

 март 2009 № 3 "В  МИРЕ НАУКИ"  
Мнение

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

О путях предотвращения угроз экономической безопасности нашей страны рассказывает доктор исторических наук, профессор Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации Александр Иванович Василенко

 

Экономическая безопасность — это способность  государства поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчиво обеспечивать ресурсами  и необходимыми средствами народное хозяйство, силовые структуры и  спецслужбы, защиту национальных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз.

Становление и  развитие рыночных отношений в России, либерализация внешнеэкономической  деятельности, открытость ее экономики, а также меры, предпринятые по интеграции в мировую экономическую и  финансово-кредитную системы, существенно обострили проблему экономической безопасности Российской Федерации.

На законодательном  уровне понятие экономической безопасности в России было сформулировано в 1995 г. в Федеральном законе «О государственном  регулировании внешнеэкономической деятельности». В нем данный вид безопасности определялся как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

В связи с  переходом на новую модель государственного устройства с середины 1994 г. под эгидой Совета безопасности велась разработка Концепции экономической безопасности, которая была обнародована в начале 1995 г. как Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) и введена Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.

По данным Института общественного проектирования, коррупционное бремя уже значительно превышает размер официальных налогов и достигает 10% валовой выручки. Взятки и откаты по версии института распределены следующим образом:

·  крупный бизнес: за получение лицензий, отзыв лицензий у конкурентов — $1–5 млн; за получение госзаказа — 1/3 от суммы проекта;

·  таможня: до 50% суммы, на которую снизили пошлину;

·  налоговики: до 50% от списанной недоимки;

·  политики: место в партийном списке — до $5 млн; вынесение законопроекта на рассмотрение — $250 тыс.;

·  госмонополии: до 20% от суммы госзаказа, до 40% от стоимости проекта.


К потенциальным  угрозам экономической безопасности в указе были отнесены экономическое  расслоение населения страны, проблема растущих сепаратистских настроений в регионах, проблемы негативного характера, связанные со структурной перестройкой промышленности, захват иностранными компаниями российских рынков и скупка российских предприятий, криминализация общества и государства. Впоследствии руководство страны причислило к угрозам экономической безопасности отсутствие правового поля, адекватного новым социально-экономическим условиям, а также контроля в сфере экономики.

В структуре  экономической безопасности российские ученые и специалисты, как правило, выделяют три важнейших элемента: хозяйственную независимость, стабильность и устойчивость национальной экономики, способность к саморазвитию и прогрессу.

Дальнейший опыт эволюции взглядов на экономическую  безопасность нашел отражение в  новой редакции Концепции национальной безопасности, принятой Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.

Экономическая безопасность тесно связана с  важнейшими характеристиками экономической  системы, поэтому государства с  той или иной степенью развития рыночной экономики сталкиваются с проблемой обеспечения своей экономической безопасности ввиду угроз внутреннего и внешнего порядка.

Практика государственного строительства показала, что создание в государстве единого органа, обеспечивающего государственную, в том числе и экономическую, безопасность, таких служб, как Федеральная служба безопасности РФ, Служба внешней разведки РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации РФ и др., не привело к ожидаемым результатам в деле борьбы с преступностью. Отсутствие надлежащей координации деятельности правоохранительных органов, единой информационной системы, явно недостаточное финансирование и, как следствие, отток подготовленных кадров из правоохранительной системы привели к усилению организованных преступных формирований.

В соответствии с Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 306 с 1 июня 2003 г. была упразднена Федеральная  служба налоговой полиции РФ, и  в структуре центрального аппарата МВД РФ создана Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям. Основными ее задачами стали выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в сфере экономики и налоговых преступлений, осуществление комплексного анализа информации о состоянии преступности в сфере экономики и налогообложения, подготовка предложений по основным направлениям государственной политики в борьбе с преступлениями в этих сферах, организация и проведение профилактических и оперативно-розыскных мероприятий.

Согласно исследованиям, проведенным за последние пять лет, наиболее значимое место в структуре выявленных компетентными государственными правоохранительными органами экономических преступлений занимают следующие виды преступлений:

·  преступления против собственности — около 10%;

·  преступления в сфере экономической деятельности — около 25%;

·  преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях — около 15%;

·  преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления — около 25%.

·  Треть (35,6%) от общего числа выявленных преступлений экономической направленности составили тяжкие и особо тяжкие преступления.


Анализ показывает, что предотвращение или смягчение  последствий действия угроз экономической  безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства. Меры и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые на федеральном и региональном уровнях, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации.

Количественные  параметры должны быть разработаны  не только для страны в целом, но и для каждого ее региона. При  этом состав критериев и показателей  экономической безопасности Российской Федерации по регионам должен корреспондировать с соответствующим составом критериев и параметров в части, касающейся экономики и национальных интересов России в целом.

На основе сформулированных в Государственной стратегии  национальных интересов в области экономики, критериев и параметров экономической безопасности Российской Федерации должны определяться меры и разрабатываться механизмы реализации экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности страны.

На прошедшем  в 2004 г. Всероссийском форуме «Стратегия обеспечения национальной безопасности РФ в современном мире», было отмечено, что экономическая безопасность нашей страны выходит на первый план. Глобальные процессы, связанные с  переделом мира, тесно связаны с экономикой и финансами. Россия, обладающая значительным ресурсным потенциалом, становится все более привлекательной для экономической экспансии на фоне стремительного развития международной преступности и терроризма, наркотизации многих регионов земного шара. Энергичные меры, предпринятые президентом и его администрацией, а также Правительством РФ, позволили значительно укрепить экономическое положение России, уменьшить остроту угроз ее экономической безопасности. Выступая на расширенном заседании Госсовета с программной речью «О стратегии развития России до 2020 года», В.В. Путин отметил, что за последние восемь лет объем иностранных инвестиций вырос в семь раз, а капитализация фондового рынка по отношению к 1999 г. — в 22 раза. Товарооборот России с зарубежными странами увеличился более чем в пять раз. Реальные доходы людей выросли в 2,5 раза. Пенсии — также почти в 2,5 раза. Безработица и уровень бедности уменьшились более чем в два раза.

Вместе с тем  в инвестиционной сфере отмечаются тревожные тенденции. Так, в 2007 г. в страну пришло $120 млрд иностранных инвестиций, что в 2,2 раза больше чем в 2006 г. Однако не может не насторожить тот факт, что по объему накопленных инвестиций первые три места занимают Кипр, Нидерланды и Люксембург, затем идут Германия, Великобритания, США и Франция, а на восьмом месте — Британские Виргинские острова. Становится ясно, что в Россию под видом иностранных инвестиций возвращаются российские же капиталы. По состоянию на конец 2007 г. объем инвестиций из России, накопленный за рубежом, составил $32,1 млрд, из которых на долю Кипра приходится почти $10 млрд или 31,1%.

Информация о работе Проблемы экономической безопасности РФ