Проблемы экономической безопасности РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 01:07, контрольная работа

Краткое описание

Введение. России и народам, проживающим на её территории испокон веков приходилось бороться за свою независимость. С одной стороны, приходилось обороняться против явных врагов: татаро-монгол или Наполеона. С другой стороны, приходилось бороться за рынки сбыта своей продукции, за транспортные пути. Вспомним в этой связи хотя бы борьбу Петра 1 за выход к Черному и Балтийскому морям. Обеспечение государственной безопасности и обороноспособности страны во все времена требовало развитой экономики.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Общее понятие экономической безопасности и характеристики основных ее показателей. 4
Глава 2. Экономика России с точки зрения экономической безопасности. 10
Глава 3. Пути обеспечения экономической безопасности России. 26 Заключение. 33
Приложения. 34
Список литературы. 35

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы экономической безопасности России.doc

— 688.00 Кб (Скачать файл)

Несмотря на то что в целом наметилась положительная  динамика снижения инфляции, она значительно  превысила прогнозные показатели. Так, инфляция в России по данным Росстата в процентах по годам выглядит следующим образом: 2001 г. — 18,6%;. 2002 г. — 15,1%; 2003 г. — 12%; 2004 г. — 11,7%; 2005 г. — 10,9%: 2006 г. — 9%; 2007 г. — 11,9%; 2008 г. — 15%.

В стране остается недопустимо высокий уровень  теневой экономики. Ее масштабы по разным методикам подсчета составляют от 30–40% до 80% от всей экономики (использование двойной бухгалтерии, «черный нал», откаты чиновникам, другой нелегальный инструментарий). Теневая экономика представляет собой реальную угрозу экономической безопасности Российской Федерации, поскольку выводит значительную часть экономики страны из-под контроля государства, способствует криминализации отечественной экономики и выступает как один из основных источников финансовой подпитки организованных преступных групп и сообществ, террористических и экстремистских формирований и организаций.

Огромный урон экономической безопасности страны наносит отъем собственности  криминальными структурами. Только в Москве ежегодно меняют собственников  силовым путем порядка 300 фирм, фабрик, заводов. Так, в $5 млн был оценен ущерб, нанесенный черными рейдерами в результате силового захвата в Москве в 2005 г. здания, принадлежащего ОАО «Гипрозем». Если бы организаторам захвата удалось юридически его отстоять, они получили бы $40 млн прибыли. Заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности, руководитель рабочей депутатской группы по борьбе с «недружественными захватами» и поглощением российских предприятий Г.В. Гудков отмечает: «Отъем собственности криминальными структурами превратился в настоящий бизнес. Угроза для национальной безопасности так серьезна, что мы создали рабочую группу для выработки законодательных мер противодействию “захватам”. Наша задача — бороться со схемами, которые используют мошенники. В России на их стороне коррупция, отсутствие бизнес-этики, отсутствие в российском менталитете чувства уважения к собственности. Считаю необходимым участие прокуратуры в арбитражном процессе, кроме того, необходимо также внесение в Уголовный кодекс поправок, которые сделают фальсификацию документов действительно наказуемым деянием». По мнению экспертов, экономика России сегодня теряет десятки миллиардов долларов из-за «недружественных поглощений».

Серьезная проблема, подрывающая экономическую безопасность страны, — коррупция. Выступая на пресс-конференции в Кремле, В.В. Путин подчеркнул, что коррупция всегда сопровождает развивающиеся рынки и развивающиеся страны. Нужно повышать денежное содержание чиновников, развивать институты гражданского общества и свободу средств массовой информации, совершенствовать законодательство.

Другая проблема, которая наносит серьезный урон экономической безопасности, — миграция. Ежегодно миллиарды рублей скрываются от налогообложения и перечисляются  гастарбайтерами в страны ближнего зарубежья. В России насчитывается от 5 до 7 млн нелегалов. Больше всего мигрантов из Узбекистана — 17,5%, на втором месте Китай (15,5%), многие приезжают также с Украины, из Молдавии, Азербайджана, Армении, Грузии.

Не менее остро  стоит и проблема борьбы с изготовлением и сбытом поддельных денежных знаков. В 2004 г. в Салониках (Греция) прошел международный конгресс по проблемам фальшивомонетничества, которые в современных условиях актуальны для многих стран мира, в том числе и для России. По данным МВД РФ, только в 2004 г. в нашей стране было зарегистрировано 28 519 преступлений, связанных с подделкой и сбытом фальшивых денег, — на 9,5% больше, чем в 2003 г. Была разоблачена 51 преступная группа, занимавшаяся изготовлением и сбытом фальшивых денег. Было изъято 55 комплектов печатного оборудования, 1602 человека привлечены к уголовной ответственности. Ущерб, нанесенный фальшивомонетчиками, составил 5 191 755 000 рублей.

Начиная с 1996 г. в стране ежегодно резко увеличивается  количество воровства с пластиковых карт. По данным УБЭПа, в РФ 34% воруют с поддельных карт, 33% — с украденных, 10% — с утерянных, прочие варианты составляют 23%. За последние пять лет количество преступлений с пластиковыми карточками в России увеличилось в шесть раз. Размер ущерба стабильно держится на уровне $2–3 млн в год.

В связи с  проведением административной реформы  и развитием новейших технологий исключительное значение в обеспечении  экономической безопасности государства  приобретает реформа банковской системы. Сегодня по статистике до 90% всех преступлений в банковской сфере совершаются при непосредственном участии собственных сотрудников. Усиливается процесс страхования банков от криминальных рисков. Из всех участков банковской деятельности криминальным воздействиям наиболее подвержены расчетно-платежные операции. Как заявил заместитель председателя Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам А.Г. Аксаков, чиновники, торгующие служебной информацией, будут поставлены вне закона.

В ближайшей перспективе обеспечение экономической безопасности — приоритетное направление политики государства. Сегодня государственная политика Российской Федерации в указанной сфере включает расширение рынков сбыта российской продукции, формирование единого экономического пространства с государствами-участниками Содружества Независимых Государств, создание благоприятных условий для участия России в международном разделении труда, усиление защиты интересов отечественных товаропроизводителей, повышение эффективности борьбы с теневой экономикой.

Чрезвычайно важно  проведение сбалансированной кредитно-финансовой политики, нацеленной на поэтапное  сокращение зависимости России от внешних  кредитных, особенно долларовых, заимствований  и укрепление ее позиций в международных финансово-экономических организациях. Многополярный мир должен иметь многополярную валютную систему, в которой Россия займет достойное место.

Все эти меры, безусловно, должны способствовать укреплению экономической безопасности России.

Курсовая  работа

На тему: Проблемы экономической безопасности России

Содержание

Введение

1.Современное  состояние развития проблем экономической  безопасности

1.1 Ключевые тенденции  проблематики экономической безопасности

1.2. Фактор глобализации  национальной и экономической  безопасности

2. Прикладные  аспекты экономической безопасности

2.1 Методика определения  ключевых проблем экономической  безопасности: исторический аспект

2.2. Глобализация  как угроза экономическому суверенитету  государства

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Исследование  проблем экономической безопасности России, по праву, заняло в настоящее  время ведущее место в работе российских научно-исследовательских  и аналитических центров. Этой теме посвящается значительное число  авторских статей, монографий, коллективных исследованийСм.: Илларионов А.И. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. - 2004. - № 10; Экономическая безопасность: Производство Ї Финансы Ї Банки / Под. ред. В.К. Сенчагова. - М.: Финстатинформ, 2004; Богданов И.А. Экономическая безопасность России: теория и практика. - М.: ИСПИРАН, 2005. - С. 28; Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. - 1994. - № 12; Паньков В. Экономическая безопасность // Интерлинк. - 2002. - № 3; Загашвили В.С. Экономическая безопасность России. - М.: Гардарика, 2004. - С. 114; Плисецкий А. Экономическая безопасность: валютно-финансовые аспекты // МЭ и МО. - 2005. - № 5.. В сущности, современное социально-экономической положение России таково, что, какое бы исследование в той или иной сфере ни предпринимали российские экономисты, они не могут не затронуть проблем экономической безопасности страны.

Экономическая безопасность имеет различные структурные  уровни. Речь идет об экономической  безопасности государства, общества, предприятия, личности. Все эти уровни образуют усложненную экономическую систему, которая не парит в безвоздушном пространстве, а имеет твердое основание - экономическое пространство.

Экономическое пространство является основанием современной экономической системы, обладая при этом относительной самостоятельностью. Экономическая роль пространства, его неоднородность, дробность и в прежние времена учитывалась при анализе условий образования дифференциальной земельной ренты, что выражалось в конкретных стоимостных величинах.

Цель курсовой работы - Определение места и роли экономической безопасности в системе развития современной системы хозяйствования.

Нельзя забывать, что пространство в паре со временем являются основополагающими философскими категориями, природа которых пока не изучена досконально.

1.Современное  состояние развития проблем экономической  безопасности

1.1 Ключевые  тенденции проблематики экономической  безопасности

В основе повышенного  внимания к проблеме экономической  безопасности России лежат объективные процессы и явления, происходящие в национальной экономике и в российском обществе, а также в глобальной экономике и в международных экономических отношениях. К наиболее важным таким процессам и явлениям представляется целесообразным отнести, в том числе, следующие.

Во-первых, экономический  эксперимент 90-х годов в России своей главной целью имел передел  собственности и контроля над  национальными природными ресурсами  и материальной базой общественного  производства. В целом, вполне понятно, что для быстрого достижения этой цели в ходе приватизации единственно эффективным средством было выбрано разрушение государственной системы управления, так как именно государство являлось основным держателем собственности на условия и средства производства.

Все это привело  к тому, что экономические реформы  носили преимущественно разрушительный, а не созидательный характер. Россия установила своеобразный рекорд продолжительности  и глубины экономического спада  в мирное время. К началу нового века социально-экономические проблемы России приобрели настолько острый характер, что изменение внутренней и внешней экономической политики стало не вопросом дискуссий экономистов и политологов, а вопросом сохранения российского государства на экономической и политической карте мира. Как известно, руководством Китая, например, в качестве приоритетов реформ были выбраны цели достижения экономического роста за счет преимущественного развития производства товаров длительного пользования. Естественно, это сопровождалось структурным переделом собственности в той степени, в какой это отвечало основным целям развития без разрушения национальной системы управления.

Национальные  интересы, вопросы экономической  безопасности государства были и  остаются определяющими в комплексе реформ, проводимых в Китае. В результате, КНР продемонстрировала рекордные темпы экономического роста, стала одной из движущих сил и стабилизирующим фактором мировой экономики. Все страны мира, практически без исключения, оказались буквально «завалены» китайскими товарами, а китайская диаспора за рубежом заняла прочные позиции в местных деловых кругах не только развивающихся, но и промышленно развитых стран. В отличие от многих именно эта страна устояла в развернувшемся в 1997-1998 гг. мировом финансовом кризисе.

Во-вторых, в  результате смены руководства России на рубеже веков проблема экономической  безопасности государства из декларативной  и конъюнктурной стала постепенно превращаться в вопрос практической экономической политики государства. Это послужило толчком для проведения новых исследований и разработки практических подходов к обеспечению национальной безопасности в различных сферах, в том числе и безопасности финансово-хозяйственной деятельности.

В-третьих, процесс  начала относительной финансово-экономической стабилизации в России, наблюдаемый в настоящее время, как представляется, отражает завершение некоторого переходного этапа дерегулирования национальной экономики. В определенной степени основной раздел государственной собственности уже произошел, и предпринимательство в большей степени становится заинтересованным в сохранении сложившегося положения, в стабилизации и закреплении достигнутого. Новые радикальные изменения и общественные катаклизмы уже не отвечают интересам предпринимательства, ибо они могут нарушить нормальный производственный процесс, ухудшить сбыт продукции и услуг, и, самое главное, могут угрожать новым радикальным переделом собственности.

В сложившейся  ситуации российские предприниматели  все в большей степени сами становятся заинтересованными в закреплении своего положения в условиях регулируемого рынка, при совершенствовании законодательной базы предпринимательства, защите личности, имущественных прав, иными словами, в реализации государством своих принципиальных задач обеспечения экономической безопасности финансово-хозяйственной деятельности.

В-четвертых, произошло  явное разочарование результатами реформ в среде экономистов и  политологов из числа «реформаторов», стоявших у истоков начала экономических  преобразований. Таким образом, не только большинство населения, которое осталось «за бортом» рыночных реформ, но и значительная часть российской научной элиты стала критически оценивать результаты проводившегося в стране экономического эксперимента. Спрос на экономический и политический «радикальный либерализм» был крайне высок на этапе разрушения существовавшей системы государственного управления и осуществления приватизации. Однако, как и при других происходивших в истории социальных потрясениях, идеологи радикальных реформ оказались лишними после завершения передела национального богатства. В этих условиях в российской экономической литературе усилилось критическое осмысление проводившихся реформ, все большее внимание стало уделяться роли государства в экономике и проблемам обеспечения национальной экономической безопасности.

Информация о работе Проблемы экономической безопасности РФ