Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 10:55, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что появление и распространение производных ценных бумаг связано с поиском таких инвестиционных стратегий, которые обеспечивали бы не только получение дохода, но и страхование от рисков при неблагоприятном изменении цен, то есть с решением проблемы оптимального размещения свободных денежных средств.
Введение
1 Теоретические основы и особенности анализа производных ценных бумаг
1.1 Производные ценные бумаги: понятие и признаки
1.2 Основные виды и характеристика производных ценных бумаг
1.3 Особенности оценки и анализа производных ценных бумаг
2 Анализ ценных бумаг ОАО «ЛУКОЙЛ»
2.1 Экономический анализ предприятия-эмитента ценных бумаг
2.2 Анализ ценных бумаг предприятия
3 Проблемы развития и управления производными ценными бумагами в России
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
2. Устанавливается требуемая
3. Денежный поток дисконтируется по требуемой доходности.
Дисконтированные величины суммируются для определения стоимости актива (Рисунок 1) по формуле:
Рисунок - 1 Схема дисконтирования производных ценных бумаг при их анализе и оценке [14, c.264]
Таким образом, анализ и оценка ценных бумаг в целом, и производных ценных бумаг, в частности, как правило, используется на этапе их отбора для включения в инвестиционный портфель. Анализ ценных производных ценных бумаг является инструментом, как долгосрочного инвестора, так и может быть полезен при краткосрочной торговле, т.е. для биржевых спекуляций.
Конечным продуктом анализа является оценка внутренней стоимости компании. Сравнение внутренней стоимости с рыночной ценой акции дает ответ на вопрос, какие акции недооценены рынком, следовательно, их следует покупать, а какие – переоценены, следовательно, лучше воздержаться от их покупки или продать, если они находятся в портфеле.
Открытое акционерное общество «Нефтяная компания ЛУКОЙЛ» (ОАО «ЛУКОЙЛ») было учреждено в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1993г. №299 «Об учреждении акционерного общества открытого типа «Нефтяная компания «ЛУКойл» во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17 ноября 1992г. №1403.
ОАО «ЛУКОЙЛ» является одной из крупнейших мировых вертикально-интегрированных нефтегазовых компаний. Основными видами деятельности Компании являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции, а также сбыт произведенной продукции. Основная часть продукции компании реализуется на международном рынке. «ЛУКОЙЛ» занимается сбытом нефтепродуктов в России, Восточной и Западной Европе, странах ближнего зарубежья и США.
Органами управления ОАО «ЛУКОЙЛ» являются: Общее собрание акционеров, Совет директоров, Правление, Президент ОАО «ЛУКОЙЛ». Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Компании осуществляет Ревизионная комиссия. Акционерами компании являются свыше 53 тысяч юридических и физических лиц. Уставный капитал ОАО «ЛУКОЙЛ» составляет 21264081 руб. и разделяется на 850563255 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 2,5 коп. каждая, составляющих в сумме 100% уставного капитала.
Акции ОАО «ЛУКОЙЛ» – одни из самых ликвидных ценных бумаг на российском фондовом рынке. Акции Компании занимают второе место по объемам торгов среди акций иностранных компаний, торгуемых на Лондонской фондовой бирже, по результатам 2009г. Они сохраняли свою привлекательность для инвесторов даже в кризисные периоды.
Эффективное корпоративное управление является одним из решающих факторов повышения конкурентоспособности Компании. Система корпоративного управления ОАО «ЛУКОЙЛ» направлена на создание и сохранение надежных и доверительных отношений с сообществом инвесторов и акционеров, что способствует дальнейшему увеличению инвестиционной привлекательности компании.
Основные экономические показатели деятельности ОАО «ЛУКОЙЛ» в 2012-2013гг. представлены в таблице 2. Информационная база анализа представлена в приложениях А, Б.
Таблица - 2 Основные финансово-экономические показатели деятельности ОАО «ЛУКОЙЛ» за 2012-2013гг., млн.руб.
Показатель |
Годы |
Изменение в 2012г. по отно-шению к 2011г. |
Изменение в 2013г. по отно-шению к 2012г. | ||||
2011 |
2012 |
2013 | |||||
+- |
Темп роста, % |
+- |
Темп роста, % | ||||
Основные средства, млн.руб. |
766125 |
782900 |
948250 |
16775 |
102,2 |
165350 |
121,1 |
Выручка от реализации, млн.руб. |
1394350 |
1692100 |
2047275 |
297750 |
121,3 |
355175 |
121,0 |
Операционные расходы, млн.руб. |
86075 |
116300 |
154300 |
30225 |
135,1 |
38000 |
132,7 |
Себестоимость нефти, газа, млн.руб. |
489750 |
566050 |
699550 |
76300 |
115,6 |
133500 |
123,6 |
Валовая прибыль от основной деятельности, млн.руб. |
234700 |
261925 |
335450 |
27225 |
111,6 |
73525 |
128,1 |
Чистая прибыль, млн.руб. |
161075 |
187100 |
237775 |
26025 |
116,2 |
50675 |
127,1 |
Кредиторская задолженность, млн.руб. |
72400 |
68975 |
113850 |
-3425 |
95,3 |
44875 |
165,1 |
Дебиторская задолженность, млн.руб. |
155325 |
128950 |
186675 |
-26375 |
83,0 |
57725 |
144,8 |
Рентабельность продаж, % |
16,8 |
15,5 |
16,4 |
-1,3 |
92,3 |
0,9 |
105,8 |
Производственный потенциал предприятия, заключенный в его основных средствах в течение отчетного периода имеет тенденцию к росту. Так, в 2012г. среднегодовая стоимость основных средств выросла на 16775 млн.руб., что составляет 102,19% по отношению к 2011г. В 2013г. прирост основных средств составил 165350 млн.руб. или 21,12%.
Объем производства валовой продукции в 2012г. превышает показатели 2011г. на 297750 млн.руб. (21,35%). В 2013г. темпы прироста валового производства составили 20,99% или 355175 млн. руб. Затраты предприятия на производство и реализацию продукции на протяжении 2011-2013гг. имеют положительную динамику. В результате произошедших изменений валовая прибыль предприятия в 2012г. выросла на 27225 млн.руб., что составляет 111,16% к 2011г., и 73525 млн.руб. (128,07%) в 2013г. по отношению к предыдущему году.
Рост валовой прибыли положительным образом отразился на чистой прибыли, которая в 2012г. выросла на 26025 млн.руб. (16,16%), в 2013г. – на 50675 млн.руб. (27,08%).
Рентабельность продаж ОАО «ЛУКОЙЛ», исчисленная по отношению к чистой прибыли, составляет 16,8% в 2011г., 15,5% 2012г. и 16,4% в 2013г. Таким образом, рентабельность предприятия, несмотря на некоторое ее снижение в 2012-2013гг. выше среднеотраслевой (15%).
Эффективность использования трудовых ресурсов можно проанализировать на основе расчета и оценки динамики следующих показателей: производительность труда, выручка на одного работника, размер чистой прибыли в расчете на одного работника, фондовооруженность труда, средняя зарплата работника таблица 3.
Таблица - 3 Динамика трудовых показателей ОАО «ЛУКОЙЛ» за 2011-2013гг., млн.руб.
Показатель |
Годы |
Изменение в 2012г. по отношению к 2011г. |
Изменение в 2013г. по отношению к 2012г. | ||||
2011 |
2012 |
2013 | |||||
+- |
Темп роста, % |
+- |
Темп роста, % | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Основные средства, млн.руб. |
766125 |
782900 |
948250 |
16775 |
102,1 |
165350 |
121,12 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Выручка от реализации, млн.руб. |
1394350 |
1692100 |
2047275 |
297750 |
121,3 |
355175 |
120,99 |
Валовая прибыль, млн.руб. |
234700 |
261925 |
335450 |
27225 |
111,6 |
73525 |
128,1 |
Чистая при-быль, млн.руб. |
161075 |
187100 |
237775 |
26025 |
116,1 |
50675 |
127,2 |
Фонд заработной платы, млн.руб. |
23597 |
26070 |
26547 |
2473,7 |
110,5 |
476,7 |
101,8 |
Среднегодовая численность работников, тыс.ел. |
146200 |
148600 |
151400 |
2400 |
101,6 |
2800,0 |
101,9 |
Фондовооруженность труда, млн. руб./чел. |
5,240 |
5,269 |
6,263 |
0,03 |
100,5 |
1,0 |
118,9 |
Производительность труда на 1 чел. млн.руб. /чел. |
9,537 |
11,387 |
13,522 |
1,85 |
119,2 |
2,1 |
118,7 |
Чистая прибыль на 1 работающего, млн.руб./чел. |
1,10 |
1,26 |
1,57 |
0,16 |
114,3 |
0,31 |
124,7 |
Среднемесячная зарплата 1 человека, тыс.руб. |
13,45 |
14,62 |
14,63 |
1,17 |
108,7 |
0,01 |
100,1 |
За отчетный год наблюдаются положительные изменения трудовых показателей. Так, фондовооруженность труда в 2012г. выросла на 30 тыс.руб. в расчете на одного работника (0,54%), в 2013г. – на 990 тыс.руб. (18,88%), что означает рост технической оснащенности труда и производства и наряду с ростом фондоотдачи следует рассматривать как положительное явление.
С положительной стороны следует отметить и прирост производительности труда. Если в 2011г. одним работником было произведено продукции на 9,537 млн. руб., то в 2012г. – 11,387 млн. руб. (прирост 1,85 млн.руб. или 19,39%), 2013г. – 13,522 млн.руб., что на 2,14 млн. руб. (18,75%) больше, чем в предыдущем году.
Это вызвало прирост чистой прибыли, приходящейся на одного работника. В 2012г. чистая прибыль на одного работника ОАО «ЛУКОЙЛ» выросла на 160 тыс.руб. (14,28%), в 2013г. – на 310 тыс.руб. (24,73%) по сравнению с предыдущими периодами.
При этом, несмотря на неуклонный рост расходов на оплату труда, выраженной в положительной динамике фонда заработной платы (2473 млн.руб. или 10,48% в 2012г. и 476,7 млн.руб. или 1,83% в 2013г.), темпы прироста среднемесячной заработной платы (8,7% и 0,08% в 2012 и 2013гг. соответственно) отстают от темпов прироста средней выработки на одного работника предприятия.
Основным показателями, применяемыми при анализе ценных бумаг, являются:
1. Р/Е (price to earnings) – отношение цены акции к доходу на акцию;
P/E= Priсe /Earnings Per Share,
где Price – рыночная цена акции;
Earnings Per Share – чистая прибыль на одну акцию
Р/E – самый популярный аналитический показатель при оценке потенциальной стоимости компании. Главная цель этого показателя – дать возможность для сравнения стоимости сопоставимых ценных бумаг и установить ориентиры (рамки) для конкретных отраслей.
2. EPS (earnings per share) – прибыль на акцию:
где Net Profit – чистая прибыль;
Shares - количество акций.
Эта величина представляет большой интерес для акционеров, т.к. дает приблизительную оценку потенциальной доходности акции.
P/BV (price to book value) – отношение цены акции к балансовой стоимости активов на акцию;
P/CF (price to cashflow) – отношение цены акции к величине операционного денежного потока на акцию;
P/S (price to sales) – отношение цены акции к объему продаж на одну акцию.
Рассмотрим показатели роста компании за анализируемый период для оценки качества ее ценных бумаг таблица 4.
Таблица - 4 Показатели роста компании за 2009-2013гг., млн.долл.
Показатель |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
Среднегодовой темп роста |
Выручка от реализации |
22299 |
34058 |
56215 |
68109 |
82238 |
1,38 |
Прибыль от основной деятельности |
4587 |
6034 |
9388 |
10477 |
13418 |
1,31 |
Отношение прибыли к выручке |
0,21 |
0,18 |
0,17 |
0,15 |
0,16 |
0,93 |
Базовая прибыль в расчете на одну акцию (EPS) |
4,52 |
5,2 |
7,91 |
9,06 |
11,48 |
1,26 |
Дивидендные выплаты |
516 |
681 |
795 |
1009 |
1223 |
1,24 |
В компании наблюдается постоянный рост выручки от реализации, прибыли от основной деятельности и нормы прибыли, что позволило ей обеспечить ежегодный рост дивидендов, выплачиваемых акционерам. Положительная динамика показателей позволяет рассчитывать на дальнейший рост денежных потоков компании. Негативным моментом является то, что за последние годы снижается норма прибыли, что по всей видимости объясняется опережающим ростом издержек по сравнению с ценами на продукцию компании [9, c.123].
В таблице 5 приведен расчет показателя Р/Е.
Таблица - 5 Расчет показателя Р/Е за анализируемый период, долл.
Показатель |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
2013г. (июль) |
2013г. (3 кв.) |
Цена акции, долл. |
23,25 |
30,35 |
59,40 |
87,95 |
87,00 |
94,75 |
52,5 |
Базовая прибыль на акцию (ЕРS), долл. |
4,52 |
5,20 |
7,91 |
9,06 |
11,48 |
н.д |
н.д. |
Р/Е |
5,14 |
5,84 |
7,51 |
9,71 |
7,58 |
8,25 |
5,0 |