Пути повышения эффективности использования и воспроизводства рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 21:49, курсовая работа

Краткое описание

Центральное место в производственной деятельности любой организации занимает труд и его результаты, поскольку с помощью рабочей силы создаётся прибавочный продукт. Это обстоятельство предопределяет отношение к рациональному использованию, а также к процессам восстановления рабочей силы, так как без труда работников не существует предприятия; без труда необходимого количества людей определенных профессий и квалификации ни одно предприятие, учреждение, организация не может достичь своей цели.
В условиях развивающихся рыночных отношений правильная организация труда и заработной платы должна обеспечивать воспроизводство рабочей силы, формирование мотивов и стимулов к труду, повышению его качества и производительности. Расходы на оплату труда составляют значительную часть себестоимости продукции, работ, услуг промышленных организаций. Поэтому нормы труда и его оплаты необходимо устанавливать, учитывая не только необходимость воспроизводства рабочей силы, но также конкурентоспособность продукции, работ, услуг на рынке товаров.

Содержание

Введение……………………………………………………………….. 3
Теоретический раздел. Понятие о рабочей силе, ее соотношении
с трудовыми ресурсами, их эффективном использовании и восстановлении 6
1.1 Понятие рабочей силы и ее использование……………………. 6
1.2 Соотношение понятий “рабочая сила” и
“трудовые ресурсы”, “трудовой потенциал”………………………………. 7
1.3. Особенности исследования трудовых ресурсов предприятия.. 18
Аналитический раздел. Анализ эффективности использования
рабочей силы на ЧП “Резинщик”……………………………………………. 22
2.1 Анализ обеспеченности и использования трудовых ресурсов
на предприятии……………………………………………………………….. 22
2.2. Анализ эффективности использования труда на предприятии.. 27
Прикладной раздел……………………………………………………. 30
3.1 Мероприятия, рекомендуемые для повышения эффективности
использования и восстановления рабочей силы предприятия……………. 30
3.2 Определение экономической эффективности от внедрения
мероприятий по повышению эффективности использования рабочей силы 33
Заключение………………………………………………………………. 40
Список использованной литературы…………………………………… 43

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЭФФЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ_2.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

Е. И. Рузавина утверждает, что «понятие рабочей силы отражает атрибутивное свойство человека осуществлять производственную деятельность с помощью орудий труда. Рабочая сила есть потенциальное состояние способности к труду, взятое в единстве с живой человеческой личностью как носителем этой способности. В своем функционирующем состоянии рабочая сила есть сам труд» [13]. В данном случае понятие «рабочая сила» близко по своему значению относительно понятия «трудовой потенциал».

Рабочая сила не охватывает всю сумму отношений по поводу формирования и активизации экономического ресурса «труд». За пределами данного понятия остается представление о потенциале человека.

Потенциал человека - это экономическая форма ресурса «труд», характеризующая меру наличных ресурсов и возможностей, непрерывно формируемых в трудовом поведении и определяющих его реальную плодотворность. Потенциал этимологически означает «скрытые возможности, мощность, силу». В его основе лежит термин, который несет двойной смысл: с одной стороны, он характеризует «степень мощности в каком-нибудь отношении», а с другой -указывает, что эта мощность скрытая, т.к. содержит не только средства, но и возможности [11, с. 571]. Широкая трактовка смыслового понятия «потенциал» состоит в его рассмотрении как источника возможностей, средств, запаса, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи или достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области. Потенциал отдельного человека соотносится с его возможностями в будущем что-то сделать, реализовать свои интересы, достигнуть своих целей [15, с. 1058].

Понятие «трудовой потенциал» возникло в 70-80 гг. ХХ в. и было обусловлено резким возрастанием роли личного фактора производства, недостатками в использовании имеющихся трудовых ресурсов и возникновением в связи с этим ряда негативных последствий. Трудовой потенциал определяется в литературе как категория, отражающая возможное количество и качество труда, которым располагает общество при данном уровне развития науки и техники, а также как совокупность различных качеств людей, определяющая их трудоспособность [17, с. 106]. Данное понятие является обобщающей характеристикой личного фактора производства.

Ведущую роль в понятии трудового потенциала играют качественные параметры социального и экономического характера, прежде всего, образовательный уровень, профессионально-квалификационная подготовка и мобильность контингентов трудовых ресурсов.

Л. И. Гольдин сводит эту дефиницию к совокупности социально-экономических и организационно-управленческих возможностей, реализуемых в процессе трудовой деятельности [19].

Трудовой потенциал определяют и как сочетание трех его основных компонентов: психофизиологического, производственно-квалификационного и личностного. Тем самым происходит в некоторой степени отождествление данного понятия со способностями человека к труду.

С методологической точки зрения трудовой потенциал, выступая в единстве пространственных и временных характеристик, концентрирует в себе одновременно три уровня связей и отношений [9, с. 446-447]:

1. Отражает  прошлое, то есть представляет  собой совокупность свойств, накопленных  системой в процессе ее становления и обуславливающих ее возможность к функционированию и развитию. В этом плане «потенциал» фактически принимает значение понятия «ресурс».

2. Характеризует  настоящее с точки зрения практического  применения и использования наличных  способностей. В этой функции  понятие «потенциал» совпадает  с понятием «резерв». Различие  между этими понятиями заключается в том, что «потенциал» содержит как сущее, так и потенциальное, а «резервы» – только потенциальное, использованное. Используемые резервы, таким образом, есть существенная часть потенциала.

3. Ориентирован  на развитие (будущее): в процессе  трудовой деятельности работник не только реализует свои наличные способности, но и приобретает новые силы и способности. Представляя собой единство устойчивого и изменчивого состояния, потенциал содержит в себе в качестве «потенции» элемент будущего развития.

Уровень потенциала, характеризуя наличное состояние системы, обусловлен тесным взаимодействием всех трех вышеперечисленных состояний, что и отличает его от таких на первый взгляд, близких ему понятий, как «ресурс» и «резерв».

Один и тот же потенциал работника может быть реализован совершенно по-разному в зависимости от продуктивности его труда, его мотивации. Все качественные характеристики работника реализуются именно в процессе труда (а могут и не реализоваться). Подобную позицию разделяют В. С. Буланов и Н. А. Волгин, полагающие, что «вознаграждается не потенциальная, а функционирующая рабочая сила; не вся совокупность способностей, а только первичные, профессиональные востребованные способности к труду, обмену подлежат (обмениваются на жизненные средства) только функционирующие способности к труду» [14].

Ю. Г. Одегов, В. Б. Бычин, К. Л. Андреев акцентируют внимание на том, что сходство между понятиями «рабочая сила» и «трудовой потенциал» состоит в том, что они обе характеризуют способности человека к труду, различие определяется тем, что трудовой потенциал не есть еще рабочая сила [10].

Быть использованным как «рабочая сила» – это назначение, объективная цель «трудового потенциала» личности. Происходит это в процессе производства, когда труд из потенциальной формы переходит в кинетическую, т. е. происходит расходование физических и умственных способностей.

Понятие «рабочая сила» отражает способность человека к труду и определяется его психофизиологическими свойствами (общее состояние здоровья, тип нервной системы, выносливость) и квалификацией. Понятие «трудовой потенциал» включает помимо вышеназванных черт еще и личностный потенциал (уровень социальной зрелости, социальные потребности, ориентация и интересы в сфере труда).

Таким образом, трудовой потенциал рассматривается как потенциальные способности работника к труду, а рабочая сила - как непосредственно используемые способности к труду в процессе производства общественных благ. Потенциал труда - это еще не труд, а только возможность труда. Носителем (источником) потенциала труда является человек, который в процессе жизненного цикла приобретает определенные навыки и способности к деятельности в некоторых предметных областях, формирует и реализует по возможности свой трудовой потенциал.

Второй подход. В англоязычных научных исследованиях и учебниках «рабочая сила» - это «общее количество занятых и незанятых или общее количество работающих и ищущих работу граждан старше 16 лет» [2, с. 267]. При таком толковании рабочей силы, она полностью замещается понятием «трудовые ресурсы».

Термин «трудовые ресурсы» ввел в начале 20-х гг. ХХ в. академик С. Г. Струмилин. Он активно применялся в практике планирования и управления производством до 90-х гг. ХХ в. В отечественной науке данное понятие используется как экономическая и планово-учетная категория. Как экономическая категория, трудовые ресурсы - это часть населения, занятая в народном хозяйстве или способная работать, но не работающая по тем или иным причинам (домохозяйки, учащиеся, студенты). Как планово-учетная категория, трудовые ресурсы включают:

- трудоспособное  население в трудоспособном возрасте - как занятое, так и не занятое  в общественном производстве;

- население  старше и моложе трудоспособного  возраста, занятое в производстве (фактически работающее).

В рамках неоклассической теории под «рабочей силой» понимается не способность к труду, а категории населения. Характерное определение приведено А. И. Рофе и А. Л. Жуковым. Однако сторонники неоклассической экономической теории допускают трактовку рабочей силы как способности к труду, подразумевая под ней физическое явление, находящее свое отражение в трудовой потенции человека, его возможностях [9, с. 290-291].

Таким образом, до момента занятости человека трудом говорить о его рабочей силе можно лишь условно как о физической и духовной трудоспособности вообще, как о возможном потенциальном трудовом вкладе. Результат использования индивидуальной рабочей силы – это реальный трудовой вклад работника. Он выражается в конкретном продукте, а также в определенном уровне производительности и эффективности труда, достигнутым данным работником.

Взаимосвязь между понятиями «рабочая сила» и «трудовые ресурсы» рассматривались многими авторами: М. Я. Сониным, А. Э. Котляром, Е. В. Касимовским, И. С. Масловой, П. П. Литвяковым, Н. А. Гореловым, В. С. Немченко и др.

В.С. Немченко разграничивает эти категории, понимая под трудовыми ресурсами совокупность общества к труду или массы труда, которым располагает общество как потенциальными запасами; а под рабочей силой используемую, занятую в народном хозяйстве часть трудовых ресурсов [6]. При таком подходе трудовые ресурсы выступают как социально-экономическая база рабочей силы.

Рабочую силу индивида по своему происхождению и состоянию до использования в труде можно рассматривать как ресурс личности. На этой стадии – стадии трудовых ресурсов – она существует в виде потенциальной рабочей силы (некоторого множества трудоспособных работников, обладающих совокупностью физических и духовных способностей), которая вне трудового процесса, т. е. вне предметов и орудий труда, не проявляется. В процессе развития количественные характеристики (численность трудоспособного населения) дополняются качественными (уровень образования, квалификации, опыта и др.).

С момента прекращения трудовой деятельности, ввиду высвобождения, рабочая сила вновь становится трудовыми ресурсами. Таким образом, трудовые ресурсы состоят из реальных и потенциальных работников. При таком подходе понятия «трудовые ресурсы» и «рабочая сила» выступают как различные стадии формирования трудового потенциала.  А. Э. Котляр отождествляет понятия «рабочая сила» и «трудовые ресурсы» [3]. Он рассматривает рабочую силу двояко: с экономических позиций рабочая сила выражает отношения по поводу развития способностей к труду – совокупности физических и интеллектуальных качеств, знаний, навыков, умений, необходимых людям для выполнения конкретных трудовых операций при производстве товаров и услуг; применительно к анализу рыночных отношений термин «рабочая сила» выступает синонимом термина «трудовые ресурсы» – экономически активное население (то есть часть трудоспособного населения, занятую и ищущую работу).

Стоит не согласиться с таким подходом, т.к. рабочая сила не может быть тождественна своему носителю. Это одна лишь из функций человека, реализующая часть его природных задатков, социально-сформированных черт через взаимодействие со средствами производства и участие в кооперации труда и производстве материальных благ. Трудовые ресурсы представляют собой совокупность носителей функционирующей и потенциальной рабочей силы, которая обладает качественными характеристиками.

На рис. 1.1 отображены взаимосвязи между понятиями «рабочая сила», «трудовой потенциал», «трудовые ресурсы».

Данный рисунок позволяет рассматривать понятия «трудовые ресурсы», «рабочая сила», «трудовой потенциал» как элементы одной системы. На микроуровне – «рабочая сила», на макроуровне – «трудовые ресурсы», «трудовой потенциал» на макроуровне включает как потенциальные, так и непосредственно используемые способности к труду.

Рис. 1.1. Взаимосвязи понятий «трудовые ресурсы», «рабочая сила»,

«трудовой потенциал»

 

На наш взгляд, наиболее верным будет определение рабочей силы с точки зрения ресурсного подхода. В рамках ресурсной концепции конкретному использованию ресурсов, т. е. комбинации в соответствии со сложившейся ситуацией, придается особое значение. В отличие от факторов производства в центре проблемы стоит не формальная функциональная связь, а качественное состояние ресурсов. Имеющиеся в распоряжении предприятия ресурсы позволяют реализовать определенные виды деятельности. Эта активность в специфических рыночных условиях может привести к повышению конкурентоспособности предприятия. В другой обстановке и в другое время аналогичная деятельность с соответствующим ресурсным обеспечением может не повлиять на конкурентоспособность предприятия.

Согласно определению Дж. Барни, ресурсы – это все активы, способности, организационные процессы, фирменные атрибуты, информация, знания и т. п., которые контролируются предприятием и позволяют ему разрабатывать и применять стратегии, ведущие к повышению рациональности и эффективности производства [1, с. 102].

Трактовка рабочей силы как ресурса позволяет учитывать человека в ресурсной концепции, основной идеей которой является предположение о том, что эффективное использование всех организационных ресурсов позволяет максимально приблизиться к достижению целей предприятия. Такой подход позволяет отказаться от представлений о рабочей силе как «даровом богатстве», освоение которого не требует денежных средств и организационных усилий со стороны государства и предприятий. Это дает возможность рассматривать рабочую силу в качестве приоритетного ресурса предприятия в обеспечении его конкурентоспособности, а также признать проблемы нехватки отдельных категорий квалифицированных работников по сравнению с потребностями производства.

 

 

 

1.3. Особенности исследования трудовых  ресурсов предприятия.

Трудовые ресурсы предприятия (кадры, кадровый состав) являются главным ресурсом каждого предприятия, от качества и эффективности использования которого во многом зависят результаты деятельности предприятия и его конкурентоспособность [16, с.114].

Исследование трудовых ресурсов можно разделить на две взаимосвязанные группы: исследование собственной рабочей силы, то есть численности и состава работников и их динамика, и рассмотрение рабочего времени, то есть общего объема располагаемого и фактически затраченного времени, а также использование рабочего времени.

Информация о работе Пути повышения эффективности использования и воспроизводства рабочей силы