Пути снижения себестоимости продукции на предприятии (на примере предприятия АО «VITA»г.Алматы)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет исключительно важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции. Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели: полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат; затраты на тенге товарной продукции; себестоимость сравнимой товарной продукции; себестоимость отдельных изделий; отдельные элементы и статьи затрат.

Вложенные файлы: 1 файл

себестоимость.doc

— 2.54 Мб (Скачать файл)

Рассмотрим основные технико-экономические показатели хозяйственной деятельности АО «VITA» по годам представленные в  таблице 2.

 

Таблица 2. Основные технико-экономические  показатели АО «VITA»

 

Показатели

2009

2010

2011

2012

Отклонение 2011 от 2010 года

Отклонение 2012 от 2011 года

абсол.

относ, %

абсол.

относ, %

Объем реализации (товарной) продукции, тыс.тенге

17349824

13403268

3915882

4307470

-9487386,0

-70,78

391588,0

2,92

Среднегодовая стоимость ОПФ, т.тг

28580464

30729822

29018356

28506570

-1711466,0

-5,57

-511786,0

-1,67

Численность ППП, чел

1400

1250

560

672

-690,0

-55,20

112,0

8,96

в том числе  рабочих

860

750

320

410

-430,0

-57,33

90,0

12,00

Производительность  труда, тыс.тг

12392,73

10722,61

6992,65

6409,93

-3730,0

-34,79

-582,7

-5,43

Полная себестоимость, тыс.тг

11386516

10527360

3644744

3717639

-6882616,0

-65,38

72894,9

0,69

Затраты на 1 тг товарной прод, тенге

0,656

0,785

0,931

0,863

0,1

18,50

-0,1

-8,62

Среднег.стоимостьобор.ср-в, тыс.тг

5283343,2

6347998

3280270

2974111

-3067728,3

-48,33

-306158,5

-4,82

Прибыль, тыс.тг

5963308

2875908

271138

589831,1

-2604770,0

-90,57

318693,1

11,08

Рентабельность, %

52,37

27,32

7,44

15,87

-19,9

-72,77

8,4

30,85

Фондоотдача, тиын

60,7

43,6

13,5

15,1

-30,1

-69,06

1,6

3,70

Фондоемкость, тиын

164,73

229,27

741,04

661,79

511,8

223,22

-79,2

-34,57

Фондовооруженность, тыс.тенге

20414,62

24583,86

51818,49

42420,49

27234,6

110,78

-9398,0

-38,23

Материальные  затраты, тыс.тг

6604179,28

7053331

2733558

2788229

-4319773,2

-61,24

54671,2

0,78

Материалоотдача, тенге

2,63

1,90

1,43

1,54

2,20

115,58

0,1

5,91


 

Технико-экономические показатели работы предприятия – это система измерителей, характеризующая материально-производственную базу предприятия и комплексное использование ресурсов. Технико-экономические показатели применяются для планирования и анализа организации производства и труда, уровня техники, качества продукции, использования основных и оборотных фондов, трудовых ресурсов и т.д. 

Рассматривая таблицу 2 можно наглядно увидеть все технико-экономические  показатели работы АО «VITA». Как видно, по этим данным все основные параметры с 2009 по 2011 год ухудшались ежегодно. За два года произошло снижение таких параметров как товарная и реализованная продукция (на 22,75% и 70,78% соответственно в 2010 и 2011) и рентабельность продукции (на 47,84 % и 72,77% соответственно).В абсолютном выражении снижение объема товарной продукции и реализации в 2010 году составило -3946556,00 тыс.тенге, а в 2011 снижение составило -9487386,0 тыс. тенге. Прибыль соответственно снизилась на -3087400,00 в 2010 году, что составило 51,77%  и в 2011 году снижение составило уже -2604770,0 или 90,57%. В 2012 году ситуация наблюдается небольшое улучшение позиций, так объем товарной продукции увеличился на  391588,0 тыс.тенге или на 2,92%.

Рисунок 1 - Объем реализации продукции АО «VITA» в тоннах

Это объясняется тем, что предприятие резко сократило объемы выпуска продукции и снизило ассортимент выпускаемой продукции, происходит сворачивание производства. Причинами данного снижения, возможно, является экономический кризис, увеличение материальных и прочих затрат. Кроме того, на предприятии предстоит структурная реорганизация и модернизация производства.

Более подробная динамика выпуска продукции в натуральном  выражении и структура ассортимента товаров по группам и структура  продаж  представлены на рисунке 1, 2 и 3.

Рисунок  2 - Структура  продаж холдинга «VITA» по группам товаров

 

Рисунок 3 - Структура  продаж холдинга VITA по регионам 2009-2010

В целом анализ основных технико-экономических показателей  показал, что на предприятии наблюдается  тенденция снижения объемов производства и полученной прибыли, но несмотря на данное снижение у предприятия имеются потенциал для развития и расширения рынка, резервы по росту производства. Данный потенциал подтверждается широким ассортиментом выпускаемой продукции, перспективами развития дистрибутивной базой, налаженными связями с поставщиками и потребителями.

Как можно наблюдать  из таблицы 2 себестоимость единицы  выработанной продукции из года в  год растет, что связано как  уже указывалось выше с повышением цен на сырье и материалы, а  также расходами на расширение и модернизацию производства, а в дальнейшем предполагается расширение ассортимента выпускаемой продукции.

Наиболее обобщающим параметром, который характеризует  уровень затратности производства предприятия является показатель затраты  на 1 тенге произведенной продукции.

На рисунке 4 представлена динамика основных показателей характеризующих расходы предприятия с 2009 по 2012 годы.

 

 

Рисунок  4 – Расходы  предприятия в динамике

 

Исходя из данных рисунка 4 мы видим, что затраты на 1 тенге товарной продукции с каждым годом растут, при этом доля материальных затрат в полной себестоимости также имеет тенденцию  резкого увеличения.  Так в 2009 году затраты на 1 тенге товарной продукции составили 0,656 тенге, в 2010 году они увеличились на  0,13 тенге или на 19,68%, а в 2011 году еще на 0,15 тенге или на 18,5%. Сумма материальных затрат в 2009 году составила 6604179,28 тыс.тенге, в 2010 она увеличились на449151,92 тыс.тенге или на 6,8%, в 2011 году материальные затраты резко сократились на сумму -4319773,2 тыс.тенге или на -61,24%, что вызвано резким спадом объемов производства. Однако материалоотдача в 2009 году составила 2,63 тенге, в 2010 году снизилась на 0,73 тенге (27,67%) и составила 1,9 тенге, в 2011 году снижение составило 0,47 тенге или 24,62%. Соответственно материалоемкость в 2009 году составила 38,06 тиын, в 2010 году 52,62тиын – в сравнении с 2009 годом увеличилась на  14,56тиын или 38,25 %, в  2011 году сумма материалоемкости повысилась до69,81тиын, таким образом, увеличение составило 17,18тиын или 32,65%. Материалоемкость увеличивается скачкообразно ежегодное увеличение свыше 30%, что объясняется не только высоким уровнем инфляции, но и неправильным управлением, налаживанием связи с поставщиками продукции, расходов на реализацию продукции и прочих расходов. В данном случае у предприятия есть реальная возможность сократить расходы за счет налаживания взаимовыгодного сотрудничества с оптимальными поставщиками, возможно также на увеличение себестоимости материальных затрат повлияли высокие транспортные расходы, за счет отдаленности поставщиков и потребителей.   

Таким образом, на основании  данных таблицы можно сделать  вывод, что фирме необходимо сократить  уровень затратности продукции  в первую очередь расходов на сырье  и материалы, оптимизировать менеджмент предприятия в плане логистического похода к сбыту продукции и доставке сырья и материалов.

Анализируя результаты таблицы 2 и рисунка 5 можно также охарактеризовать и использование основных и оборотных фондов предприятия.

 

 

Рисунок 5 – Динамика основных и оборотных фондов

Хотя использование  основных производственных фондов из года в год снижается, мы видим, что  данное ухудшение лишь связано с  резким спадом объемов производства продукции. Непосредственно сама стоимость  основных фондов не претерпела резких изменений особенно в процентном соотношении, так в 2010 году увеличение среднегодовой стоимости ОПФ составило - 2149,36 млн. тенге или  7,52%, а в 2011 году стоимость снизилась на сумму -1711,5млн.тенге или на -5,57%.

Основныепараметры характеризующие использование основных производственных фондов фондоотдача за три года снизились с 60,71 тиына до 43,62 тиын в 2010 году, и до 13,49 тиын в 2011 году.Фондоемкостьувеличилась в сравнении с 2009 годом со 164,73тиына до  229,27тиына в 2010 году увеличение составило 64,54тиына или 39,18%, в 2011 году фондоемкость составила 741,04тиына, увеличение составило 511,8тиына или 223,22%.

Из рисунка 5 особенно явно видно, что наиболее проблемными параметрами работы фирмы является фондоотдача и фондоемкость, рентабельность и оборачиваемость текущих активов. Это связано как со спадом объема производства, так и повышением удельного веса материальных затрат в себестоимости продукции. Но, несмотря на это, ухудшение небольшое и у фирмы имеются значительные резервы по улучшению этих параметров.

 

 

Рисунок 6 – Использование  трудовых ресурсов

 

Общая численность персонала  производственного предприятия  из года в год снижается. За последние  годы среднесписочная численность  работников АО «VITA» как мы видим исходя из данных таблицы 2 и рисунка 6 сократилась с  увеличилась с 1400 человек в 2009 году до 560 в 2011 году.

Данное снижение числа  работников соответственно сопровождалось соответствующим снижением расходов на оплату труда.

Производительность труда в 2009 году составила в общем 12392,73 тыс.тенге на 1 работника компании, в 2010 году произошло снижение производительности на сумму -1670,12тыс.тенге или -13,48%, в 2011 году производительность труда работников предприятия снизилась на сумму -3729,97тыс.тенге или -34,79%. Производительность рабочих также подверглась снижению с 20174,21 тыс.тенге в 2009 году до 12237,13 тыс.тенге в 2011 году, в 2010 снижение составило -2303,19тыс.тенге или - 11,42%, в 2011 году -5633,89тыс.тенге или - 31,53%.

По-видимому, сокращение работников предприятия отрицательно сказалась и на производительности труда работников и на другие показатели характеризующие эффективность работы компании. Помимо того, в качестве возможного резерва фирмы по улучшению деятельности рабочих можно рассмотреть потери рабочего времени внутри технологического цикла, такие как выбор сочетания операций и разработка обоснованных нормативов времени и выработки.

В 2012 году ситуация на производстве улучшается, так объем реализации продукции увеличился на 391588 тыс.тенге или на 2,92%, повысилась полная себестоимость продукции на 72894,9тыс.тенге или на 0,69%. Однако затраты на 1 тенге ТП снижаются, на 0,1 тенге или на 8,62%. Среднегодовая стоимость оборотных средств снизилась  на  -306158,5  тыс. тенге или -4,82%, что увеличило число оборотов на 0,3 раза или на 12,06%. Основные фонды снизились на  -511786,0 тыс.тенге или на -1,67%, на фонддотдаче это отразилось ее увеличением на 1,6 тиын. Прибыль от производства продукции также увеличилась на 318693,1 тыс.тенге или на 11,08%. Рентабельность продукции соответственно увеличилась на 8,4%.

Производительность труда  снизилась на -582,7 тыс.тенге или -5,43%, в результате увеличения численности работников на 112 человек или 8,96%.

Сумма материальных затрат также увеличилась на 54671,2 тыс.тенге или 0,78%. Что повлияло на увеличение материалоотдачи на 0,1 тенге или 5,91%.

Фондовооруженность снизилась  на -9398,0 тыс.тенге или-38,23%, за счет увеличения численности работников и снижения стоимости основных средств предприятия.

 

2.3 Анализ себестоимости  продукции АО «VITA»

Конечно, в первую очередь  на процесс ценообразования влияет себестоимость продукции. От ее уровня зависят рыночная цена продукта, уровень  ее конкурентоспособности, а также, финансовые результаты деятельности предприятии, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующего субъекта.

Анализ себестоимости  продукции имеет исключительно  важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного  показателя, выполнения плана по его  уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.

Чтобы установить, как  эти факторы повлияли на изменение  суммы дохода, необходимо абсолютные приросты затрат на тенге реализованной продукции за счет каждого фактора умножить на фактический объем реализации продукции, выраженных в плановых ценах.

Здесь можно привести пример в виде рисунка, о том как  влияет себестоимость на цену товара и наоборот.

 

 

Рисунок 7 - Факторы влияния цены на себестоимость и себестоимости на цену

 

Как известно, калькуляция  себестоимости позволяет определить расходы, связанные непосредственно  с производственным процессом, от расходов по управлению и обслуживанию производства и использовать для определения себестоимости единицы продукции. В этой себестоимости общепроизводственные и общехозяйственные расходы относятся к накладным расходам.

В целом, для более  глубокого изучения себестоимости продукции предприятия анализируют отчетные калькуляции по отдельным изделиям, сравнивают фактический уровень затрат на единицу продукции с данными прошлых лет в целом и по статьям затрат.В качестве базы сравнения берутся калькуляции, рассчитанные по технико-обоснованным нормативам, договорным и другим условиям. При этом расчеты ведутся отдельно по переменным и постоянным расходам. Последние прибавляются к переменным по определенным признакам или базам их распределения по видам продукции: прямым материальным расходам, зарплате производственных рабочих, машино-часам работы оборудования и т.п.

Информация о работе Пути снижения себестоимости продукции на предприятии (на примере предприятия АО «VITA»г.Алматы)