Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 13:23, курсовая работа
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет исключительно важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции. Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели: полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат; затраты на тенге товарной продукции; себестоимость сравнимой товарной продукции; себестоимость отдельных изделий; отдельные элементы и статьи затрат.
За 2010 год фактические затраты превышают плановые показатели на 2150931,60 тыс. тенге или на 5,26%. Перерасход произошел по прочим производственным затратам на 125124,95 тыс. тенге, по заработной плате и отчислениям в фонд страхования 645431,41 тыс.тенге, материальным затратам – 1318915,59 тыс. тенге, амортизация увеличилась на 61459,64 тыс.тенге, а по коммерческим расходам наблюдается снижение затрат на сумму – 1624563,6 тыс. тенге. Общая сумма затрат изменилась из-за снижения объема выпуска продукции, уровня переменных затрат на единицу продукции и суммы постоянных расходов. По сравнению с предыдущим годом доля материальных затрат в общей структуре себестоимости увеличилась на 9%.
Рисунок 8 – Динамика финансовых результатов АО «VITA» за 2008-12 гг.
Таблица 9 - Затраты на производство продукции АО «VITA» за 2010 год.
Элемент затрат |
Сумма, тыс. тенге |
Структура затрат, % | ||||
план |
факт |
отклон. |
план |
факт |
отклон. | |
Материальные затраты |
5734415,61 |
7053331,20 |
1318915,59 |
57,34 |
67,00 |
9,66 |
Заработная плата |
688129,87 |
1269599,62 |
581469,74 |
6,88 |
12,06 |
5,18 |
Отчисления в фонд социальной защиты |
75694,29 |
139655,96 |
63961,67 |
0,76 |
1,33 |
0,57 |
Амортизация основных средств |
368757,86 |
430217,51 |
1536491,10 |
3,69 |
4,09 |
0,40 |
Прочие производственные расходы |
114688,31 |
239813,26 |
125124,95 |
1,15 |
2,28 |
1,13 |
Итого произв. расходы |
6981685,95 |
9132617,54 |
2150931,60 |
69,81 |
86,75 |
16,94 |
Коммерческие расходы |
3019306,05 |
1394742,46 |
-1624563,60 |
30,19 |
13,25 |
-16,94 |
Полная себестоимость |
10000992,00 |
10527360,00 |
526368,00 |
100,00 |
100 |
|
Переменная часть |
6498239,77 |
8462586,77 |
1964347,00 |
64,98 |
80,39 |
15,41 |
Постоянная часть |
3502752,23 |
2064773,23 |
-1437979,00 |
35,02 |
19,61 |
-15,41 |
Рисунок 9– Структура затрат на производство продукции в 2010 году
Таблица 10 - Затраты на производство продукции АО «VITA» за 2011 год.
Элемент затрат |
Сумма, тыс. тенге |
Структура затрат,% | ||||
план |
факт |
отклон. |
план |
факт |
отклон. | |
Материальные затраты |
2460202,20 |
2733558 |
273355,80 |
79,41 |
75,00 |
-4,41 |
Заработная плата |
147612,13 |
164013,48 |
16401,35 |
4,76 |
4,50 |
-0,26 |
Отчисления в фонд социальной защиты |
16237,33 |
18041,48 |
1804,15 |
0,52 |
0,50 |
-0,03 |
Амортизация основных средств |
30422,52 |
338028,04 |
307605,52 |
0,98 |
9,27 |
8,29 |
Прочие производственные расходы |
73806,07 |
82006,74 |
8200,67 |
2,38 |
2,25 |
-0,13 |
Итого произв. расходы |
2728280,26 |
3335647,74 |
607367,49 |
88,06 |
91,52 |
3,45 |
Коммерческие расходы |
369752,14 |
309096,26 |
-60655,89 |
11,94 |
8,48 |
-3,45 |
Полная себестоимость |
3098032,40 |
3644744,00 |
546711,60 |
100,00 |
100,00 |
|
Переменная часть |
2624051,67 |
2915612,96 |
291561,30 |
84,70 |
80,00 |
-4,71 |
Постоянная часть |
473980,73 |
729131,04 |
255150,30 |
15,30 |
20,01 |
4,71 |
Рисунок 10 – Структура затрат на производство продукции в 2011 году
Как видно из таблицы 10, фактические затраты АО «VITA» в 2011 году выше плановых на 273355,80 тыс. тенге, или на 11,1%. Перерасход произошел по заработной плате, амортизации и прочим производственным затратам, по коммерческим расходам - экономия.
Таблица 11 - Затраты на производство продукции АО «VITA» за 2012 год
Элемент затрат |
Сумма, тыс. тенге |
Структура затрат, % | ||||
план |
факт |
отклон. |
план |
факт |
откл. | |
Материальные затраты |
2397876,94 |
2788229 |
390352,06 |
72,47 |
75,00 |
2,52 |
Заработная плата |
155862,00 |
181234,88 |
25372,88 |
4,71 |
4,87 |
0,16 |
Отчисления в фонд социальной защиты |
17144,82 |
19935,84 |
2791,02 |
0,52 |
0,54 |
0,02 |
Амортизация основных средств |
208383,02 |
242305,84 |
33922,82 |
6,30 |
6,52 |
0,22 |
Прочие производственные расходы |
28774,52 |
33458,74 |
4684,22 |
0,87 |
0,90 |
0,03 |
Итого произв. расходы |
2808041,31 |
3265164,32 |
457123,00 |
84,87 |
87,83 |
2,96 |
Коммерческие расходы |
500657,40 |
452474,68 |
-48182,71 |
15,13 |
12,17 |
-2,96 |
Полная себестоимость |
3308698,71 |
3717639,00 |
408940,29 |
100,00 |
100 |
|
Переменная часть |
2570883,76 |
2989399,72 |
418515,96 |
77,70 |
80,41 |
2,71 |
Постоянная часть |
737814,95 |
728239,28 |
-9575,67 |
22,30 |
19,59 |
-2,71 |
Рисунок 11 – Структура затрат на производство продукции в 2012 году
А в 2012 году существенное
увеличение затрат на сырье и материалы
по сравнению с плановыми
Далее приведен анализ факторов, влияющих на изменение себестоимости продукции.
Таблица 12 - Выполнение плана по выпуску товарной продукциив 2010 году
Продукция |
Объем продаж, тыс. тенге |
Отклонение фактического выпуска продукции | |||||
2009 год |
Отчетный 2010 год |
От плана |
От прошлого года | ||||
план |
факт |
тыс. тенге |
% |
тыс. тенге |
% | ||
Провансаль-VITA |
20739,75 |
20480,44 |
21558,36 |
1077,92 |
5,26 |
818,61 |
3,95 |
Оливковый |
4190,44 |
5886,1 |
6613,6 |
727,50 |
12,36 |
2423,16 |
57,83 |
Витасой |
1424,1 |
1028,91 |
836,51 |
-192,40 |
-18,70 |
-587,59 |
-41,26 |
Итого: |
26354,29 |
27395,45 |
29008,47 |
1613,02 |
5,89 |
2654,18 |
10,07 |
По результатам таблицы можно сделать следующие выводы:
По всем позициям наблюдается увеличение, за исключением майонеза «Витасой», где наблюдается фактическое снижение производства на 192 тыс.тенге или 18,7%, а в сравнении с прошлым годом фактический объем снизился на 587,59 тыс.тенге или 41,26%;
Выпуск майонеза провансаль-вита и оливковый повысился не только в сравнении с прошлым годом, но и в сравнении планом.
Таблица 13 - Выполнение плана по выпуску товарной продукциив 2011 году
Продукция |
Объем продаж, тыс. тенге. |
Отклонение фактического выпуска продукции | |||||
2010 год |
Отчетный 2011 год |
От плана |
От прошлого года | ||||
план |
факт |
тыс. тенге |
% |
тыс. тенге |
% | ||
Провансаль-VITA |
21558,36 |
23561,44 |
27719,34 |
1397,87 |
5,31 |
6160,98 |
28,58 |
Оливковый |
6613,60 |
4483,25 |
4820,69 |
-182,85 |
-3,65 |
-1792,90 |
-27,11 |
Витасой |
836,51 |
686,56 |
880,21 |
59,09 |
7,20 |
43,70 |
5,22 |
Итого: |
29008,47 |
28731,25 |
39106,29 |
1230,05 |
3,25 |
5935,24 |
17,89 |
Таблица 14 - Выполнение плана по выпуску товарной продукциив 2012 году
Продукция |
Объем продаж, тыс. тенге. |
Отклонение фактического выпуска продукции | |||||
2011 год |
Отчетный 2012 год |
От плана |
От прошлого года | ||||
план |
факт |
тыс. тг. |
% |
тыс. тг. |
% | ||
Провансаль-VITA |
27719,34 |
214276,70 |
240760,34 |
26483,64 |
12,36 |
213041,00 |
768,56 |
Оливковый |
4820,69 |
135338,71 |
112782,26 |
-22556,45 |
-16,67 |
107961,57 |
2239,55 |
Витасой |
880,21 |
5720,03 |
5553,43 |
-166,60 |
-2,91 |
4673,22 |
530,92 |
Итого: |
39106,29 |
355335,44 |
40163,86 |
-315171,58 |
-88,70 |
1057,57 |
2,70 |
В 2011 отклонение фактического выпуска товарной продукции в отрицательную сторону наблюдается по производству майонеза оливковый (-3,65%), от прошлого года (-27,11%), что в абсолютном выражении составило -1792,9 тыс. тенге, а фактического выпуска от плана соответственно -182,85 тыс.тенге.
3 Пути снижения
себестоимости продукции АО «VI
3.1 Выявление
резервов снижения
Основными источниками резервов снижения себестоимости продукции являются:
1. Увеличение объемов производства. Анализ внутреннего рынка показывает насыщенность продукцией данного вида. Увеличение объемов производства возможно за счет выхода предприятия на новые рынки сбыта. В частности, АО «VITA» может рассмотреть вариант продажи майонеза предприятиям общепита (весовой продукт). В настоящий момент предприятие реализует свою продукцию через розничную сеть – это магазины, оптовые склады, отдельные магазины и павильоны. По предварительным подсчетам специалистов АО «VITA» объемы продаж на данном рынке может составить до 1630 тонн в год. Но выходить на этот рынок с действующими марками майонеза нецелесообразно, поскольку достаточно важной характеристикой необходимого для этих целей майонеза является способность держать воду в салате, а не жирность и вкусовые характеристики. На предприятии разработан новый рецепт майонеза. Себестоимость одного кг составит 169,4 тенге, а продажная цена планируется на уровне 240 тенге за кг, что меньше цены майонеза, предлагаемой на рынке. При увеличении объема производства продукции возрастают только переменные затраты, сумма же постоянных расходов, как правило, не изменяется. В результате снижается себестоимость единицы продукции.
2. Резервы сокращения
затрат на производство
АО «VITA» необходимо обеспечить поступление сырья и материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, или использовать «сезонные» скидки на сырье. А также перевозить продукцию наиболее дешевым видом транспорта, используя при этом дисконтные карты, предоставляемые автозаправочными станциями.
При заключении
договоров на поставку