Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 13:49, курсовая работа
Социально-экономические реформы, проводимые в Республике Беларусь, затронули все сферы жизни общества, в том числе разные аспекты формирования и использования трудовых ресурсов. Демографический кризис, во многом обусловленный общим социально-экономическим кризисом в стране, отрицательно повлиял и, согласно прогнозным расчетам, в будущем еще более повлияет на количественное формирование трудовых ресурсов. Рыночная экономика повышает требование к их качественным показателям, особо обостряются проблемы занятости и безработицы населения.
Введение 5
1. Рынок труда: понятие, основные элементы 7
2. Основные модели регулирования рынка труда в экономически развитых странах 19
3. Пути стабилизации рынка труда в Республике Беларусь посткризисный период. 30
Заключение 43
Список литературы 47
Регулирование в области социальной защиты, включая пособия по безработице, оплату бюллетеней и пенсионную систему, также влияет на рынок труда. «Щедрая» система социального обеспечения страхует трудящихся на случай потери работы. Законы о защите занятости представляют собой альтернативную форму такого страхования, обеспечивая работникам более стабильную занятость. С учетом этого можно было бы предположить, что жесткое регулирование занятости и «щедрое» социальное обеспечение взаимозаменяемы. Соотношение между этими системами изображено на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3. – Системы социального обеспечения и защиты занятости
На рисунке 2.3 индекс социальной защиты составлен на основе показателей «щедрости» системы пособий по безработице, болезни и пенсионного обеспечения. К примеру, для системы оплаты бюллетеней в качестве переменных используются количество месяцев, в течение которых работник должен оплачивать страховку по болезни, или трудовой стаж, необходимый для получения права на компенсацию по болезни, размер страховых выплат по отношению к зарплате, сроки получения компенсации и процент реальной зарплаты, который она покрывает. Аналогичные переменные определены и для пособий по безработице и пенсионной системы; их усредненная величина по разным странам вычисляется по шкале от 0 до 1. Естественно, все богатые страны ОЭСР оказались в верхней части шкалы.
Рисунок 2.3. свидетельствует о том, что на деле, судя по всему, особой зависимости между двумя системами не наблюдается, а если какая-то связь и существует, то она носит позитивный характер. У Швеции, к примеру, высокий показатель по обоим индексам, а у США - низкий также по обоим. Таким образом, анализируя причины регулирования рынка труда, мы не сможем исходить из аргумента о том, что регулирование занятости заменяет отсутствующие пособия по безработице. Более обоснованным представляется вывод о том, что защита занятости и развитая система социального обеспечения обеспечивают интересы одной и той же группы - людей, имеющих постоянную работу.
А теперь проанализируем последствия различных моделей регулирования рынка труда, основываясь не на теоретических построениях, а на статистических данных.
Согласно международной традиции, все население страны делится на экономически активное (которое, в свою очередь, разделено на занятых и безработных) и экономически неактивное. Нас будет интересовать именно экономически активное население, являющееся, в отличие от неактивного, участником рынка труда.
Итак, какая
же картина экономической
2.4. - Численность экономически активного населения Великобритании и Франции с 2000 по 2008 гг., тыс. человек
Мы видим, что, в целом, в Соединенном королевстве на протяжении всего выбранного промежутка уровень экономически активного населения был выше, чем во Франции примерно на 2800 человек . Эта разница, вероятнее всего, большей частью обусловлена не какими-то специфическими экономическими причинами, а площадью стран и общей численностью их населения. Если взглянуть на удельные веса экономически активного населения в общей численности населения, то мы увидим подтверждение нашей гипотезы: этот показатель во Франции ниже в среднем на 7% за весь анализируемый период.
Что касается динамики, то из диаграммы видно, что численность экономически активного населения во Франции менялась более плавно, нежели в Великобритании, в которой в 2002 г. произошел достаточно резкий спад изучаемого показателя, однако затем, после 2003 г. и вплоть до 2008 г., уровень экономически активного населения в Соединенном Королевстве неуклонно возрастал. На это влияло очень много параметров, будь то экология, довольство жизнью, заработная плата и т.д. Во Франции же рост показателя наблюдался с самого начала исследуемого периода – с 2000 г. В 2005 г. произошел незначительный спад, но потом динамика роста сохранилась. Все эти изменения, на наш взгляд, не являются достаточно значительными, чтобы рассуждать о причинах, на них повлиявших, поскольку и сами причины в этом случае не представляют существенного интереса для нашего анализа.
2.5. - Удельный вес экономически активного населения в общей численности населения Великобритании и Франции с 2000 по 2008 гг., %
Стоит отметить другую важную деталь. В Соединенном Королевстве доля экономически активного населения среди всего населения ненамного, но все же больше 50%, в то время как во Франции этот показатель за выбранный период не превышал 45%.
Поговорим более подробно
о демографической структуре
и распределении по полу экономически
активного населения
В обоих государствах среди экономически активного населения большая часть – это мужчины и женщины в возрасте от 35 до 45 лет, причем свое первенство эта возрастная группа сохраняет на протяжении всех исследуемых 9 лет. Затем по численности следуют те, кому от 25 до 34 лет . Относительно малочисленной является группа от 15-16 до 20 лет, поскольку, по классификации МОТ, учащиеся и студенты дневной формы обучения относятся к экономически неактивному населению. Интересно также, что в среднем (за период с 2001 по 2008 гг.) французы уходят с рынка труда в 59 лет, в то время как британцы – в 63 года .
В последние два десятилетия прослеживается устойчивая тенденция старения экономически активного населения, причем как во Франции, так и в Великобритании. «В 1995 году соотношение между численностью экономически активного населения в возрасте 20-39 лет и в возрасте 40-59 лет составило 1,23. К 2000 году оно снижается до 1,10. В 2010 году этот показатель будет равен 0,95, а в 2015 году - 0,92. После 2005 года группа в возрасте 40-59 лет будет доминировать в составе экономически активного населения» - такова картина во Франции, в Соединенном Королевстве ситуация примерно такая же, лишь с небольшим отставанием во времени. Почему на этот факт стоит обратить внимание? А потому, что старение население требует внесения соответствующих изменений в политику в области занятости, влечет за собой необходимость пересмотра статей государственных расходов, идущих на обеспечение пенсионеров.
Что касается распределения экономически активного населения Франции и Великобритании по полу, то здесь картина следующая.
2.6. - Численность женщин и мужчин среди экономически активного населения Великобритании и Франции с 2000 по 2008 гг., тыс. человек
Разница между численностью женщин и мужчин (сильный пол преобладает в обоих государствах) среди всего экономически активного населения наиболее явно ощущается в Великобритании (мужчин в среднем на 2700 человек больше, чем женщин), тогда как во Франции различие составляет 2000. Причины вполне очевидны: среди женщин больше домохозяек, они берут отпуск по уходу за детьми, которым в целом отводят больше времени, чем мужчины. Кроме того, представители сильного пола в большей степени посвящают себя карьере и, соответственно, в среднем уделяют работе больше времени. Так же есть тяжелые физические работы, на которые способны только мужчины: бетонные работы, погрузка и разгрузка. Опять же, различия между двумя странами не столь существенны, чтобы уделять особое внимание тому, чем они обусловлены.
Как упоминалось выше, экономически активное население страны делится на занятых и безработных.
Мы видим, что количество занятых в Соединенном королевстве больше, чем во Франции. Отчасти это объясняется и большей численностью в Великобритании экономически активного населения в целом. Однако безработных все же больше во Франции. Возмож-
2.7. - Численность занятых и безработных в Великобритании и Франции с 2000 по 2008 гг., тыс. человек
но, одна из причин – это 35-часовая рабочая во Франции, введенная в 1998 г. (в то время как в Великобритании продолжительность рабочей недели превышает 40 часов). С сокращением рабочей недели возросла стоимость рабочей силы, которая повлекла за собой увеличение безработицы.
Если подробнее рассматривать структуру безработицы, то можно убедиться, что во Франции наблюдается более явная «концентрация» безработицы в определенных возрастных группах. Например, среди молодежи (группа от 20 до 24 лет) уровень безработицы составляет 26%, что почти в два раза выше, чем в той же возрастной группе в Соединенном Королевстве. Еще одной подобной «аутсайдерской» группой являются пожилые работники в возрасте от 55 до 64 лет – занятость в этой категории во Франции на 15% ниже, чем в Великобритании. Однако подобное неблагополучное положение французских пенсионеров не приводит к высокому уровню безработицы, «поскольку из-за существующей системы досрочного выхода на пенсию многие представители этой возрастной категории не регистрируются на бирже труда, а просто уходят на покой».
Стоит отметить,
что более уязвимыми для
Как во Франции,
так и в Соединенном
Таким образом, можно сделать вывод, что регулирование рынка рабочей силы, призванное улучшить условия и оплату труда, а также обеспечить преобладание коллективных договоров, действительно выполняет эти задачи, но только за счет ограничения занятости для «аутсайдерских» групп: молодых, пожилых и неопытных работников. Прежде всего, эта система приводит к росту долгосрочной безработицы и безработицы среди молодежи.
Конечно, мы проанализировали ситуацию только в двух странах. Однако детальные статистические исследования ситуации в странах - членах ОЭСР в течение последних 30 лет дают тот же результат [2, с. 113]. Регулирование безработицы в рамках «британской модели» не обязательно приводит к росту общего числа безработных, поскольку оно в равной степени препятствует как оттоку рабочей силы с предприятий, так и притоку туда новых сотрудников из числа безработных. Однако оно способствует росту и концентрации безработицы в определенных группах. Кроме того, многое зависит от форм «сращивания» профсоюзов с государством, и от того, насколько коллективные требования рабочих учитывают интересы всех категорий трудящихся. Однако такой «комплексный подход» у профсоюзов возникает не всегда; во Франции, к примеру, он отсутствует [2, с. 111].
Вывод: проблема
сбалансированности рынка труда
затрагивает общегосударственны
Сравнение «британской»
и «французской» моделей
- британской модели в отличие от французской свойственно большее полагание на регулирующую роль рынка и меньшая степень давления на нанимателей с целью защиты занятых. Итог реализации данной модели выражен в более оптимальной возрастной структуре занятости наряду с высокой текучестью кадров;
- итогом реализации
французской модели является
менее выраженная дифференциаци
Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах социально-экономического развития.
3. ПУТИ СТАБИЛИЗАЦИИ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В
ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД
Влияние валютного кризиса на белорусский рынок труда можно оценить так . В условиях дефицита валюты многие частные компании, лишенные оборотных средств, вынуждены были отправлять людей в отпуска, а некоторые расставались с сотрудниками. В 2009 году компании оптимизировали штат, чтобы сократить издержки бизнеса, возникшие в результате кризиса. Происходит коренная перестройка бизнеса компаний, изменение стратегии вплоть до изменения вида деятельности, и это в настоящее время является ключевой причиной расставания с персоналом.
Информация о работе Пути стабилизации рынка труда в Республике Беларусь посткризисный период