Пути стабилизации рынка труда в Республике Беларусь посткризисный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 13:49, курсовая работа

Краткое описание

Социально-экономические реформы, проводимые в Республике Беларусь, затронули все сферы жизни общества, в том числе разные аспекты формирования и использования трудовых ресурсов. Демографический кризис, во многом обусловленный общим социально-экономическим кризисом в стране, отрицательно повлиял и, согласно прогнозным расчетам, в будущем еще более повлияет на количественное формирование трудовых ресурсов. Рыночная экономика повышает требование к их качественным показателям, особо обостряются проблемы занятости и безработицы населения.

Содержание

Введение 5
1. Рынок труда: понятие, основные элементы 7
2. Основные модели регулирования рынка труда в экономически развитых странах 19
3. Пути стабилизации рынка труда в Республике Беларусь посткризисный период. 30
Заключение 43
Список литературы 47

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ пО МАКРОЭКОНОМИКЕ рабочий вариант дополнена Франция.doc

— 576.50 Кб (Скачать файл)

В  январе-ноябре 2011  г.  в экономике республики  было  занято 4 645  тыс.  человек,  что на 0,4% меньше, чем в январе-ноябре 2010  г. (рис.7). В общей численности населения,  занятого  в  экономике, 3 451,8  тыс. человек, или 74,3% составляли  работники  организаций (кроме  субъектов  малого предпринимательства негосударственной формы собственности).

Кроме того, на условиях совместительства и по  гражданско-правовым договорам для  работы в этих организациях привлекалось 148,6 тыс. человек.

Рис. 3.6. - Численность занятого населения РБ за 2010- 2011гг.

Организациями (кроме  субъектов  малого  предпринимательства негосударственной формы собственности) в январе-ноябре 2011 г. было принято на работу 781,4 тыс. человек, в том числе на дополнительно введенные рабочие места – 51,4  тыс.,  уволено  по  различным  причинам 836,4  тыс.  человек. Соотношение  принятых  и  уволенных  работников  по  республике  составило 93,4% (в январе-октябре 2011  г. – 94,1%).  Из  общей численности уволенных 7,7% было уволено за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, 0,8% – в  связи  с  сокращением  численности  или  штата  работников,  ликвидацией организаций. 

Общее  количество  неотработанного  времени  по  причине  вынужденной неполной  занятости  в  январе-ноябре 2011  г.  составило 0,7  млн.  человеко-дней (в январе-ноябре 2010 г. – 1,6 млн. человеко-дней), что равнозначно ежедневному невыходу на работу 3 тыс. человек (в январе-ноябре 2010 г. – 6,7 тыс. человек). Из общего  числа  неотработанных  человеко-дней  на  предприятия обрабатывающей промышленности  приходился 65,8%,  на  строительные  организации – 16,4%. Условно рассчитанная  численность ежедневно неработающих  составила  в обрабатывающей  промышленности 2  тыс.  человек,  в  строительстве – 0,5  тыс. человек.

Численность  безработных,  зарегистрированных  в  органах  по  труду занятости  и  социальной  защите,  на  конец  декабря 2011  г.  составила 28,2  тыс. человек,  что на 14,8%

Рис. 3.7. - Численность принятых и уволенных работников по видам экономической деятельности за январь-ноябрь 2011г.

меньше,  чем  на  конец  декабря 2010  г. и на 5% меньше чем на конец ноября 2011 г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец декабря 2011  г. составил 0,6% от экономически активного населения (на конец декабря 2010 г. – 0,7%). Данные  о  численности  безработных,  зарегистрированных  в  органах  по труду,  занятости  и  социальной  защите,  по  областям  и  г. Минску  приведены  в таблице 3.3

В 2011 году на учет было поставлено 313,3 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 188,4 тыс. человек, или 60,1%  от  числа  обратившихся.  Трудоустроено  в 2011  году 200,8  тыс. человек,  в  том  числе 130,5  тыс.  безработных,  или 65%  от  числа  всех трудоустроенных. 

На  оплачиваемые  общественные  работы  в 2011  году  было  привлечено 96,7  тыс.  человек,  из  них 50,1  тыс.  безработных,  или 51,8%  от  числа привлеченных.

На  конец  декабря 2011  г.  в  общей  численности  зарегистрированных безработных женщины  составляли 54,1%. На  одну  заявленную  в  органы по  труду,  занятости и  социальной  защите вакансию  на  конец  декабря 2011  г.  условно  приходилось 0,5  безработных  (на конец декабря 2010 г. – 0,7 безработных). Из общего числа вакансий 77,6% предназначены для трудоустройства рабочих.

Средний  размер  пособия  на  одного  безработного  в  декабре 2011 г. составил 102,3  тыс.  рублей, или 15,2%  от  бюджета прожиточного минимума  в среднем на душу населения. [27]

Таблица 3.3. Данные  о  численности  безработных,  зарегистрированных  в органах по труду,  занятости  и  социальной  защите,  по  областям  и  г. Минску

На выполнение мероприятий Государственной программы  в 2011 году было выделено 171 171 621 тыс. рублей, в том числе средства Фонда – 121 565 555 тыс. рублей (в бюджеты областей и г.Минска передается 118 867 500 тыс. рублей), средства местных бюджетов (средства от возврата бюджетных ссуд) – 34 264 800 тыс. рублей, собственные средства организаций-исполнителей – 15 341 266 тыс. рублей. При этом основная сумма средств будет направлена на финансирование мероприятий, связанных с реализацией активных мер политики занятости населения. [26]

В целях оперативного реагирования на ситуацию, которая  складывается на рынке труда в  текущем году, Министерством труда и соцзащиты организован еженедельный мониторинг работы службы занятости. Каждую пятницу анализируются данные об обращении граждан и регистрации безработных сведения о наличии вакансий, трудоустройстве и так далее. Дважды в месяц формируется оперативная информация о предполагаемом высвобождении работников. Анализ оперативных данных позволяет своевременно реагировать на современные вызовы, подчеркнул заместитель министра, активизировать меры по стабилизации ситуации в каждом конкретном регионе страны [8, с. 34].

Большое внимание уделяется теме привлечения в  народное хозяйство Беларуси экономически неактивных граждан. Число таковых, по некоторым оценкам, составляет 400-500 тыс. Работа по задействованию этого серьезного ресурса правительством уже начата. Утверждена государственная Программа занятости на 2009-2011гг., предусматривающая создание новых рабочих мест. На создание, в основном силами частного бизнеса, десятков тысяч новых рабочих мест в кризисных регионах рассчитана государственная программа развития малых городов. Вместе с тем в целом действия правительства по вовлечению в экономику дополнительного числа граждан пока не получили соответствующего материального обеспечения, без чего трудно рассчитывать на их высокую эффективность. Например, приостановлено действие положения Закона о занятости, предусматривающего создание фонда занятости. Ранее аккумулировавшиеся в фонде средства не подлежали изъятию; они накапливались как страховой резерв на случай обострения ситуации на рынке труда. Теперь же эти средства объединены со средствами Фонда социального страхования и используются для закрытия сиюминутных потребностей. Надо ли разъяснять, насколько опасен такой подход? [8, с. 34]

Логичным является предположение, что одной из причин принятия парламентом решения о частичном приостановлении действия Закона о занятости была необъективная информация о ситуации с использованием трудовых ресурсов. Действительно, если в стране столь низкий уровень безработицы, то зачем нужен Фонд занятости?

Ошибочной представляется и практика выплаты безработным низких пособий. В тех странах, где созданы эффективные страховые механизмы от безработицы, размер пособия достигает 70 % среднего заработка. В Беларуси средний размер пособия по безработице составляет 15,2 % бюджета прожиточного минимума. Очевидно, что государство таким способом стремится лишить безработных мотивации обращаться за поддержкой в службу занятости. Так и создается благостная, но очень далекая от реальности картина состояния безработицы.

В цивилизованных странах имеются и другие инструменты, защищающие интересы безработных. В частности, существует понятие "подходящая работа" и человеку с высшим экономическим образованием никто не предложит уборку улиц. Из белорусского же законодательства это понятие изъято.

В данной ситуации важно признать, что несбалансированность спроса и предложения рабочей  силы, скрытая безработица на предприятиях, наличие неформальной занятости  требуют совершенствования механизмов вовлечения рабочей силы в трудовую сферу и рационального использования трудового потенциала страны.

Социально-экономические  механизмы управления спросом рабочей  силы должны включать систему бюджетных, инвестиционных, кредитных и налоговых  рычагов, направленных на стимулирование создания рабочих мест, эффективное использование рабочей силы. Существенные возможности для создания новых рабочих мест без реализации долговременных инвестиционных проектов заложены в малом бизнесе, позволяющем вовлечь в производство на нестандартных режимах занятости многие категории населения, нуждающиеся в дополнительном заработке. Поддержка предпринимательства должна рассматриваться как часть политики увеличения спроса на рабочую силу, а финансовая помощь предприятиям – увязываться с числом создаваемых рабочих мест.

Ключевым механизмом регулирования спроса рабочей силы на рынке труда является создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест на основе их модернизации и технического перевооружения. Действие данного механизма связано, прежде всего, с расширением инвестиционной активности как одним из основных экономических приоритетов. Для этого необходимо, во-первых, расширение источников инвестиций за счет привлечения сбережений населения, средств республиканского и местных бюджетов, зарубежных инвестиций, средств фонда содействия занятости населения.

Социально-экономические  механизмы формирования предложения  рабочей силы на рынке труда разнообразны и касаются многих сторон жизнедеятельности  населения, их воздействие сказывается, прежде всего, на уровне и структуре занятости. Предложение рабочей силы отражает потребности и интересы граждан, руководствующихся главным мотивом - получить работу, удовлетворяющую по содержанию, оплате и условиям труда. Основными направлениями регуляции предложения рабочей силы должны явиться: повышение ее качества с точки зрения профессионально-квалификационного уровня; содействие трудоустройству разных категорий временно незанятого населения; развитие различных форм занятости; совершенствование социальной защиты населения и нормативно-правовой базы в соответствии с рекомендациями МОТ.

Важнейшим механизмом формирования предложения рабочей  силы является государственная политика в области образования и подготовки кадров, которая посредством обучения и переобучения граждан влияет на количественные и качественные параметры рабочей силы. В сложившейся ситуации важно актуализировать механизм гибкой занятости населения - развитие надомного труда, куда могут быть вовлечены женщины, имеющие детей, инвалиды; временной и частичной занятости, что решает проблему обеспечения рабочей силой предприятий. Значительное влияние на формирование предложения рабочей силы на рынке труда оказывает система социальной защиты населения от безработицы [8, с. 36].

Таким образом, несмотря на высокую затратность  и периодическое принятие «неотложных мер» по борьбе с безработицей, в целом государственная политика регулирования рынка труда все дальше уходит от того направления, которое было первоначально заложено в законодательстве. Идет формирование своей, присущей только Беларуси, модели регулирования рынка труда, весьма, на мой взгляд далекой от совершенства.

Направления стабилизации белорусского рынка труда лежат, по идеи, прежде всего, в структурной перестройке экономики на базе новейших достижений науки, техники и организации труда; развитии частного предпринимательства, малого бизнеса и различных форм самозанятости; реформировании системы статистического учёта показателей рынка труда в направлении повышения их достоверности; организации программ переподготовки и повышения квалификации кадров в соответствии с современными требованиями рыночной экономики.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного в курсовой работе исследования можно  сделать следующие выводы.

Рынок труда  представляет собой механизм осуществления  контактов между покупателями рабочей силы (нанимателями) и продавцами рабочей силы (нанимаемыми)

Основными элементами механизма рынка труда являются: спрос на рабочую силу, ее предложение, цена рабочей силы, или заработная плата, конкуренция между наемными работниками за лучшие рабочие места, между работодателями - за лучших работников, между наемными работниками и работодателями при заключении тарифных соглашений об условиях труда и его оплате.

Особенности рынка  труда по сравнению с другими  рынками, заключающиеся в ограничении действия закона спроса и предложения, в недостижимости полной занятости как устойчивого длительного состояния, обстоятельно изучены в экономической теории на примере стран с развитой рыночной экономикой. Эти особенности связаны со спецификой самого товара рабочая сила, с производным характером спроса на него, с зависимостью предложения рабочей силы от демографической ситуации, с тем, что цена товара - заработная плата не может опуститься ниже уровня, обеспечивающего нормальное воспроизводство рабочей силы.

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда. Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест; во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; в-третьих, программы содействия найму рабочей силы и, в-четвертых, программы по социальному страхованию безработицы, т.е. правительство выделяет средства на пособия безработным.

Как свидетельствует  опыт практически всех капиталистических стран, высшим и наиболее эффективным организационным принципом рынка труда оказывается сотрудничество между предпринимателями, профсоюзами и государством. Положения и условия договорных отношений закрепляются в трудовых и общих законодательных решениях, изменяемых и совершенствуемых по мере развития экономики и демократизации общества. Подобное сотрудничество является результатом сложившегося общественного сознания компромиссного типа, принимающего как наиболее целесообразную формулу поиска решения переговоры, нахождение взаимоприемлемых условий, учет интересов всех без исключения общественно-политических и экономических сил страны.

Рассмотрев основные сходства и различия в особенностях рынков труда двух таких высокоразвитых государств, как Великобритания и Франция можно сказать.

Прежде всего, необходимо отметить, что взаимоотношения этих держав «уходят корнями» в глубокую древность. Этот факт нанес неизгладимый отпечаток на различные сферы жизни обеих стран, в том числе и на экономику. Что-то полностью заимствовалось, что-то перенималось и дополнялось, а что-то изобреталось самостоятельно. Безусловно, основные принципы функционирования рынков труда одинаковы для большинства стран, однако менталитет государства накладывает свой отпечаток и наделяет специфическими чертами.

Информация о работе Пути стабилизации рынка труда в Республике Беларусь посткризисный период