Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 13:49, курсовая работа
Социально-экономические реформы, проводимые в Республике Беларусь, затронули все сферы жизни общества, в том числе разные аспекты формирования и использования трудовых ресурсов. Демографический кризис, во многом обусловленный общим социально-экономическим кризисом в стране, отрицательно повлиял и, согласно прогнозным расчетам, в будущем еще более повлияет на количественное формирование трудовых ресурсов. Рыночная экономика повышает требование к их качественным показателям, особо обостряются проблемы занятости и безработицы населения.
Введение 5
1. Рынок труда: понятие, основные элементы 7
2. Основные модели регулирования рынка труда в экономически развитых странах 19
3. Пути стабилизации рынка труда в Республике Беларусь посткризисный период. 30
Заключение 43
Список литературы 47
В январе-ноябре 2011 г. в экономике республики было занято 4 645 тыс. человек, что на 0,4% меньше, чем в январе-ноябре 2010 г. (рис.7). В общей численности населения, занятого в экономике, 3 451,8 тыс. человек, или 74,3% составляли работники организаций (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности).
Кроме того, на условиях совместительства и по гражданско-правовым договорам для работы в этих организациях привлекалось 148,6 тыс. человек.
Рис. 3.6. - Численность занятого населения РБ за 2010- 2011гг.
Организациями (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) в январе-ноябре 2011 г. было принято на работу 781,4 тыс. человек, в том числе на дополнительно введенные рабочие места – 51,4 тыс., уволено по различным причинам 836,4 тыс. человек. Соотношение принятых и уволенных работников по республике составило 93,4% (в январе-октябре 2011 г. – 94,1%). Из общей численности уволенных 7,7% было уволено за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, 0,8% – в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организаций.
Общее количество неотработанного времени по причине вынужденной неполной занятости в январе-ноябре 2011 г. составило 0,7 млн. человеко-дней (в январе-ноябре 2010 г. – 1,6 млн. человеко-дней), что равнозначно ежедневному невыходу на работу 3 тыс. человек (в январе-ноябре 2010 г. – 6,7 тыс. человек). Из общего числа неотработанных человеко-дней на предприятия обрабатывающей промышленности приходился 65,8%, на строительные организации – 16,4%. Условно рассчитанная численность ежедневно неработающих составила в обрабатывающей промышленности 2 тыс. человек, в строительстве – 0,5 тыс. человек.
Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду занятости и социальной защите, на конец декабря 2011 г. составила 28,2 тыс. человек, что на 14,8%
Рис. 3.7. - Численность принятых и уволенных работников по видам экономической деятельности за январь-ноябрь 2011г.
меньше, чем на конец декабря 2010 г. и на 5% меньше чем на конец ноября 2011 г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец декабря 2011 г. составил 0,6% от экономически активного населения (на конец декабря 2010 г. – 0,7%). Данные о численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, по областям и г. Минску приведены в таблице 3.3
В 2011 году на учет было поставлено 313,3 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 188,4 тыс. человек, или 60,1% от числа обратившихся. Трудоустроено в 2011 году 200,8 тыс. человек, в том числе 130,5 тыс. безработных, или 65% от числа всех трудоустроенных.
На оплачиваемые общественные работы в 2011 году было привлечено 96,7 тыс. человек, из них 50,1 тыс. безработных, или 51,8% от числа привлеченных.
На конец декабря 2011 г. в общей численности зарегистрированных безработных женщины составляли 54,1%. На одну заявленную в органы по труду, занятости и социальной защите вакансию на конец декабря 2011 г. условно приходилось 0,5 безработных (на конец декабря 2010 г. – 0,7 безработных). Из общего числа вакансий 77,6% предназначены для трудоустройства рабочих.
Средний размер пособия на одного безработного в декабре 2011 г. составил 102,3 тыс. рублей, или 15,2% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. [27]
Таблица 3.3. Данные о численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, по областям и г. Минску
На выполнение
мероприятий Государственной
В целях оперативного реагирования на ситуацию, которая складывается на рынке труда в текущем году, Министерством труда и соцзащиты организован еженедельный мониторинг работы службы занятости. Каждую пятницу анализируются данные об обращении граждан и регистрации безработных сведения о наличии вакансий, трудоустройстве и так далее. Дважды в месяц формируется оперативная информация о предполагаемом высвобождении работников. Анализ оперативных данных позволяет своевременно реагировать на современные вызовы, подчеркнул заместитель министра, активизировать меры по стабилизации ситуации в каждом конкретном регионе страны [8, с. 34].
Большое внимание уделяется теме привлечения в народное хозяйство Беларуси экономически неактивных граждан. Число таковых, по некоторым оценкам, составляет 400-500 тыс. Работа по задействованию этого серьезного ресурса правительством уже начата. Утверждена государственная Программа занятости на 2009-2011гг., предусматривающая создание новых рабочих мест. На создание, в основном силами частного бизнеса, десятков тысяч новых рабочих мест в кризисных регионах рассчитана государственная программа развития малых городов. Вместе с тем в целом действия правительства по вовлечению в экономику дополнительного числа граждан пока не получили соответствующего материального обеспечения, без чего трудно рассчитывать на их высокую эффективность. Например, приостановлено действие положения Закона о занятости, предусматривающего создание фонда занятости. Ранее аккумулировавшиеся в фонде средства не подлежали изъятию; они накапливались как страховой резерв на случай обострения ситуации на рынке труда. Теперь же эти средства объединены со средствами Фонда социального страхования и используются для закрытия сиюминутных потребностей. Надо ли разъяснять, насколько опасен такой подход? [8, с. 34]
Логичным является предположение, что одной из причин принятия парламентом решения о частичном приостановлении действия Закона о занятости была необъективная информация о ситуации с использованием трудовых ресурсов. Действительно, если в стране столь низкий уровень безработицы, то зачем нужен Фонд занятости?
Ошибочной представляется и практика выплаты безработным низких пособий. В тех странах, где созданы эффективные страховые механизмы от безработицы, размер пособия достигает 70 % среднего заработка. В Беларуси средний размер пособия по безработице составляет 15,2 % бюджета прожиточного минимума. Очевидно, что государство таким способом стремится лишить безработных мотивации обращаться за поддержкой в службу занятости. Так и создается благостная, но очень далекая от реальности картина состояния безработицы.
В цивилизованных странах имеются и другие инструменты, защищающие интересы безработных. В частности, существует понятие "подходящая работа" и человеку с высшим экономическим образованием никто не предложит уборку улиц. Из белорусского же законодательства это понятие изъято.
В данной ситуации важно признать, что несбалансированность спроса и предложения рабочей силы, скрытая безработица на предприятиях, наличие неформальной занятости требуют совершенствования механизмов вовлечения рабочей силы в трудовую сферу и рационального использования трудового потенциала страны.
Социально-экономические механизмы управления спросом рабочей силы должны включать систему бюджетных, инвестиционных, кредитных и налоговых рычагов, направленных на стимулирование создания рабочих мест, эффективное использование рабочей силы. Существенные возможности для создания новых рабочих мест без реализации долговременных инвестиционных проектов заложены в малом бизнесе, позволяющем вовлечь в производство на нестандартных режимах занятости многие категории населения, нуждающиеся в дополнительном заработке. Поддержка предпринимательства должна рассматриваться как часть политики увеличения спроса на рабочую силу, а финансовая помощь предприятиям – увязываться с числом создаваемых рабочих мест.
Ключевым механизмом регулирования спроса рабочей силы на рынке труда является создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест на основе их модернизации и технического перевооружения. Действие данного механизма связано, прежде всего, с расширением инвестиционной активности как одним из основных экономических приоритетов. Для этого необходимо, во-первых, расширение источников инвестиций за счет привлечения сбережений населения, средств республиканского и местных бюджетов, зарубежных инвестиций, средств фонда содействия занятости населения.
Социально-экономические
механизмы формирования предложения
рабочей силы на рынке труда разнообразны
и касаются многих сторон жизнедеятельности
населения, их воздействие сказывается, прежде
всего, на уровне и структуре занятости.
Предложение рабочей силы отражает потребности
и интересы граждан, руководствующихся
главным мотивом - получить работу, удовлетворяющую
по содержанию, оплате и условиям труда.
Основными направлениями регуляции предложения
рабочей силы должны явиться: повышение
ее качества с точки зрения профессионально-
Важнейшим механизмом формирования предложения рабочей силы является государственная политика в области образования и подготовки кадров, которая посредством обучения и переобучения граждан влияет на количественные и качественные параметры рабочей силы. В сложившейся ситуации важно актуализировать механизм гибкой занятости населения - развитие надомного труда, куда могут быть вовлечены женщины, имеющие детей, инвалиды; временной и частичной занятости, что решает проблему обеспечения рабочей силой предприятий. Значительное влияние на формирование предложения рабочей силы на рынке труда оказывает система социальной защиты населения от безработицы [8, с. 36].
Таким образом, несмотря на высокую затратность и периодическое принятие «неотложных мер» по борьбе с безработицей, в целом государственная политика регулирования рынка труда все дальше уходит от того направления, которое было первоначально заложено в законодательстве. Идет формирование своей, присущей только Беларуси, модели регулирования рынка труда, весьма, на мой взгляд далекой от совершенства.
Направления стабилизации белорусского рынка труда лежат, по идеи, прежде всего, в структурной перестройке экономики на базе новейших достижений науки, техники и организации труда; развитии частного предпринимательства, малого бизнеса и различных форм самозанятости; реформировании системы статистического учёта показателей рынка труда в направлении повышения их достоверности; организации программ переподготовки и повышения квалификации кадров в соответствии с современными требованиями рыночной экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного в курсовой работе исследования можно сделать следующие выводы.
Рынок труда представляет собой механизм осуществления контактов между покупателями рабочей силы (нанимателями) и продавцами рабочей силы (нанимаемыми)
Основными элементами
механизма рынка труда
Особенности рынка труда по сравнению с другими рынками, заключающиеся в ограничении действия закона спроса и предложения, в недостижимости полной занятости как устойчивого длительного состояния, обстоятельно изучены в экономической теории на примере стран с развитой рыночной экономикой. Эти особенности связаны со спецификой самого товара рабочая сила, с производным характером спроса на него, с зависимостью предложения рабочей силы от демографической ситуации, с тем, что цена товара - заработная плата не может опуститься ниже уровня, обеспечивающего нормальное воспроизводство рабочей силы.
Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда. Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест; во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; в-третьих, программы содействия найму рабочей силы и, в-четвертых, программы по социальному страхованию безработицы, т.е. правительство выделяет средства на пособия безработным.
Как свидетельствует опыт практически всех капиталистических стран, высшим и наиболее эффективным организационным принципом рынка труда оказывается сотрудничество между предпринимателями, профсоюзами и государством. Положения и условия договорных отношений закрепляются в трудовых и общих законодательных решениях, изменяемых и совершенствуемых по мере развития экономики и демократизации общества. Подобное сотрудничество является результатом сложившегося общественного сознания компромиссного типа, принимающего как наиболее целесообразную формулу поиска решения переговоры, нахождение взаимоприемлемых условий, учет интересов всех без исключения общественно-политических и экономических сил страны.
Рассмотрев основные сходства и различия в особенностях рынков труда двух таких высокоразвитых государств, как Великобритания и Франция можно сказать.
Прежде всего, необходимо отметить, что взаимоотношения этих держав «уходят корнями» в глубокую древность. Этот факт нанес неизгладимый отпечаток на различные сферы жизни обеих стран, в том числе и на экономику. Что-то полностью заимствовалось, что-то перенималось и дополнялось, а что-то изобреталось самостоятельно. Безусловно, основные принципы функционирования рынков труда одинаковы для большинства стран, однако менталитет государства накладывает свой отпечаток и наделяет специфическими чертами.
Информация о работе Пути стабилизации рынка труда в Республике Беларусь посткризисный период